рабочая программа по внеурочной деятельности " Я пешеход и пассажир"
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Я - пешеход и пассажир » для обучающихся 3 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому,  разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-peshehod_i_passazhir.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Я - пешеход и пассажир » для обучающихся 3 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому,  разработана на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа курса внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» рассчитана на преподавание в3 классе в объеме 34 часа (1 ч. в неделю).

Универсальные учебные действия:

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
  • определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше и др.);
  • сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
  • объяснять свой путь от дома до школы;
  • определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко — далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «Что обозначает этот знак?»);
  • различать цвет и форму запрещающих знаков;
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;
  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Формы организации учебного процесса: тематические занятия, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения. Подготовка и проведение игр и праздников по ПДД, изготовление наглядных пособий для занятий

по правилам дорожного движения, просмотр видеоматериалов по ПДД, организация экскурсий на улицу.

Формы представления результатов проектной деятельности младших школьников:

выставки, праздники, театрализованные представления, соревнования, конкурсы.

Предполагаемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА внеурочной деятельности

Предметные:

Обучающиеся должны знать:

1.Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение  бордюра и пешеходных ограждений.

2. Что такое остановочный путь, его составляющие.

3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.

5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.

6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.

7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.

9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.

10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.

11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.

12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.

13. Безопасный путь в школу.

14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.

15. Возможности и особенности своего зрения и слуха. 

Обучающиеся должны уметь:

1. Определять места перехода через проезжую часть.

2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.

4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

5.  Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.

6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.

7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.

9. Определять признаки движения автомобиля.

10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.

Знать/уметь:

- правила дородного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

-правила пользования общественным транспортом

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьниковраспределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, , природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников

Содержание программы

Содержание программы «Я - пешеход и пассажир» и её реализация в начальной школе способствуют формированию представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Содержание

Количество

часов

1

Ориентировка в окружающем мире.

17

2

Ты — пешеход.

11

3

Ты — пассажир.

6

Итого

34

Ориентировка в окружающем мире (17 часов)

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного пере- движения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Ты — пешеход. Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево...». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты — пешеход (11 часов)

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево.». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты — пассажир (6 часов)

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Тематическое планирование.

п/п

Кол.часов

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Предметы и их положение в пространстве (близко, дальше, рядом, перед и т.д.)

2

1

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро)

3

1

Особенности пространственного положения транспортного средства (далеко - близко, медленно - быстро, рядом,

около)

4

1

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналя поворота.

5

1

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация)

6

1

Механические транспортные средства.

7

1

Маршрутное транспортное средство (автобус, трамвай).

8

1

Маршрутное транспортное средство (автобус, трамвай).

9

1

Маршрутное транспортное средство (автобус, трамвай).

10

1

Маршрут (определение на рисунках, моделирование).

11

1

Гужевой транспорт.

12

1

Населённый пункт как территория, застроенная домами: город. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

13

1

Населённый пункт как территория, застроенная домами: город. Знание своего города как условие безопасного передвижения.

14

1

Состояние дороги (асфальт, грунт).

15

Безопасность и опасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по личным наблюдениям и рисункам).

16

1

Урок обобщение по разделу «Ориентировка в окружающем мире».

17

1

Урок обобщение по разделу «Ориентировка в окружающем мире».

18

Знаки дорожного движения «Светофорное регулирование».

19

1

Знаки дорожного движения «Движение запрещено», «Пешеходная дорожка».

20

1

Места переходов (наземный переход, подземный переход).

21

1

Жесты регулировщика.

22

1

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «Дорожные работы», «Дети», «Движение прямо, направо, налево».

23

Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД).

24

1

Цвет и форма предупреждающих знаков.

25

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

26

1

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

27

1

Урок обобщения по разделу: «Ты пешеход».

28

1

Урок обобщения по разделу: «Ты пешеход».

29

1

Правила поведения детей в легковом автомобиле.

30

1

Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

31

1

Игры по ПДД.

32

1

Игры по ПДД.

33

1

Викторина по ПДД.

34

1

Итоговое занятие. Праздник «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».

1

Итоговое занятие. Праздник «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на...

рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного  движения и навыков безопасного поведе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, ка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" - 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир."

Программа факультатива «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представ-лений о правилах дорожного движения и навыко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир 3 класс

«Я — пешеход и пассажир»        Рабочая программа к факультативу «Я — пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....