Обзорная экскурсия по школьному музею
методическая разработка

Игуменова Татьяна Александровна

Обзорная экскурсия по музею традиционной культуры Курского края МБОУ "СОШ № 46" г. Курска. Экскурсию проводят учащиеся, которые занимаются в детском объединении "Юный экскурсовод", работающем на базе школьного музея. Данная экскурсия проводится учащихся школы и их родителей, гостей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzornaya.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игуменова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска

Экскурсия по «Музею традиционной культуры Курского края»

(Звучит спокойная мелодия. Выходят три сестрицы, танцуют.)

(Появляются две сестрицы, бурно что-то обсуждая)

Ой, сестрицы дорогие,

Что же мы узнали!

Вы такого в свете чуда

Точно не видали!

В Курске – городе старинном

Небольшая школа есть.

А уж сколько в ней талантов

Нам во век не перечесть!

Там поют? И выступают.

И учёбой славятся.

Педагоги золотые!

Всем помочь стараются.

Ну и что же тут такого?

В Курске очень много школ.

Чем же эта отличилась?

Ты продолжи разговор.

У соснового у леса

Школа та построена.

Это значит, что здоровье

Берегут там смолоду.

Школа эта с каждым годом

Всё принаряжается.

Много грамот и медалей

 В копилке прибавляется.

Чем же, милые сестрицы,

Школа ваша необычна?

Да, таланты, да, успех,

Сим не удивишь-то всех.

В самом сердце этой школы

Комната чудная.

Пусть размеров она средних

Но душой большая.

Вот поэтому мне школа

Всех милей и краше.

Есть музей там необычный –

Музей культуры нашей!

-А-а-а!!!... А вот бы посмотреть,

В музее очутиться.

Это разве в сладком сне

Может нам присниться. (Загрустили, опустив головы на ладони. Звучит музыка. Уснули. Кружась, перемещаются к своим экспозициям)

Ну а вы не стойте смирно

С нами отправляйтесь.

Мы во сне – экскурсоводы!

Присоединяйтесь.

Здравствуйте, уважаемые экскурсанты. Вы находитесь в «Музее традиционной культуры Курского края». Этот музей краеведческий, а значит, представляет нам экспонаты, которые относятся именно к нашей области.

     Первая экспозиция посвящена курскому костюму. Вашему вниманию предлагаются образцы женских костюмов и элементы мужского. Женский костюм состоял из нескольких частей. Это завеска, или передник, который часто был самой украшенной деталью костюма. Украшение и материал  завески строго соответствовал ансамблю костюма. Завеска могла быть поясной, то есть подвязывалась на талии. Но в нашей области был распространён высокий передник-завеска, который начинался от груди и крепился на шее и плечах шнурками. Его носили с сарафаном и с понёвой. Понёва – это несшитая юбка, которую подтыкали за пояс, чтобы показать прекрасную вышивку с её внутренней стороны. Это называлось носить понёву «кульком». Её носили замужние женщины. Подворачивали понёвы и на праздниках с целью показать богато вышитый подол рубахи. Шили понёву из чёрной или тёмно-синей шерсти, часто с узором в клетку. Особое внимание уделялось украшению боковых швов и подола.

     Сарафан, в Курской губернии, был девичьим костюмом. Наиболее распространённым был косоклинный глухой сарафан с двумя-тремя клиньями по бокам и довольно широкими лямками. Шили его из чёрной шерсти – цвет курского чернозёма, украшали контрастными красными и жёлтыми лентами и позументом. Сарафаны других цветов предназначались для различных обрядов и праздников. Например, свадебный сарафан шили из красного шёлка.

   Костюм подпоясывали. Узкие пояса – от 1 до 10 см назывались «покромка» и надевались к женской праздничной одежде, поверх рубахи, сарафана. Широкие пояса – кушаки – от 20 до 40 см шириной носили с верхней одеждой. При надевании пояс оборачивался несколько раз вокруг талии и завязывался концами назад. В сёлах, где не носили передник, концы завязывали спереди или сбоку.

Самым распространённым женским головным убором в нашем крае была лента-повязка. Кроме того носили кокошники, сороку, кичку, позатылень, которые обильно украшались вышивкой, бисером, кистями.

Мужской костюм состоял из брюк и рубахи. Перед вами рубашка с традиционным узором в клеточку. Обувались древние куряне в лапти – обувь, сплетённую из соломы, или специально обработанных частей дерева. Существовали как летние, так и зимние лапти.

     Таким образом, костюм отличался многослойностью, горизонтальным членением силуэта, что зрительно расширяло фигуру.

Кроме костюмов в данной экспозиции представлены некоторые предметы быта, которые помогали содержать костюм в чистоте и красоте. Вы можете видеть старинный утюг.

- Как на ваш взгляд работал такой утюг?

Обратите внимание на то, что утюг беспроводной. Утюг нагревали так: либо ставили на горячее, например, печь, либо внутрь утюга насыпали горячие угли. Для стирки использовали рубель, на него клали мокрую одежду и оттирали её движениями сверху вниз. Сегодня рубель используют как музыкальный инструмент, играя на нём с помощью деревянных палочек или ложек  (демонстрация).Ухват служил для того, чтобы доставать из печи горячую посуду, например, чугуны. Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки – глиняными. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков. Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы и братины. Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.

     Это прялка – инструмент для прядения нитей или пряжи. Работа с прялкой была знакома каждой женщине и девушке и являлась самой трудоёмкой из всех работ, которые выполняла крестьянка.

- Какие ещё работы выполняли крестьяне?  (Готовили, стирали, убирали, работали на полях, в садах, занимались разведением животных и т. д.)

 Пряха могла сесть за работу в свободное время.

- А когда у неё могло быть свободное время?  (Это было вечером или ночью.)

Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Иногда работа продолжалась за полночь. Для освещения они зажигали лучину – тонкую длинную щепку сухого дерева. Для безопасности рядом ставили бочку с водой. Поэтому готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет. Процесс прядения нити в мифологии древних славян, да и других народов, воспринимался как священное действие, смысл которого – творение жизни, творение матери Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими в сотворении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в неё всё то, что должно совершиться с человеком на земле.

     После изготовления нити необходимо было преобразовать в полотно. Для этого использовали ткацкий станок, или кросно. На нём ткали скатерти, рушники, ткань для одежды. Делали станки в курских деревнях вручную без единого гвоздя. Такие были умельцы. И ткачихи им под стать – занимались ремеслом с детства. И легко управлялись с сотнями нитей, которые одновременно натягиваются при работе в каждом станке.

     Следующая экспозиция также посвящена рукоделию, рушникам, вышивке. Традиционными узорами на рушниках – вышитых полотенцах - были растительные мотивы. Здесь мы видим в основном цветы. Направленные вверх, они символизировали удачу, прибыль, счастье. Традиционными цветами были красный, чёрный, сиреневый.

     Сейчас мы переместимся в импровизированный «красный угол» нашего музея.

- Знаете ли вы, что такое красный угол?

     Красный угол – главное место в доме, там находятся иконы, угол украшается рушниками. Красный угол был олицетворением зари. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. Гость, входя в дом, должен поклониться красному углу. В красный угол усаживали самых дорогих и почитаемых гостей.

- Знаете ли вы, чем у наших предков было принято встречать гостей?

- Караваем, хлебом-солью.

- Что такое каравай?

- Круглый украшенный хлеб, которым угощали гостей.

- Как вы думаете, чем украшали каравай?

- (Правильно) Его украшали различными элементами из теста. Одним из самых популярных является коса, которая окружает каравай по периметру. Кроме того, это различные цветы, листья и другие растительные мотивы.

- Сейчас караваи украшают ещё ярче, ещё разнообразнее: тестом, цукатами, ягодами и фруктами, декоративными элементами.

- Вы хотите украсить собственный каравай?

- Приходилось ли вам встречать караваем своих гостей?

- А попробовать хотите?

Перед вами заготовки каравая и элементы украшения. Пофантазируйте и с помощью клея-карандаша украсьте каравай.

- Где вы можете использовать такой каравай?

- Да, сегодня каравай – вещь довольно редкая, и встречается на очень значимых событиях.

- Вот бы чаще гостей встречали караваем! Душевно так, с теплотой…

Ай да гости, молодцы!

Украшали от души!

Караваи вкусные!

Настоящие русские!

- Поработали, можно и отдохнуть.

- Как отдыхали и развлекались славяне?

- (Правильно) Они организовывали игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах. Именно им и посвящена наша следующая экспозиция.

      Далее мы познакомимся с музыкальными инструментами. Но самый курский инструмент мы уже видели в первой экспозиции – это глиняная игрушка-свистулька. В Курской области есть два центра изготовления глиняных игрушек: посёлок Кожля, недалеко от Курчатова, и город Суджа. На нашей экспозиции представлена кожлянская игрушка. Основной узор для росписи – линия. Линии могут пересекаться, образуя клеточки, соприкасаться, образуя «ёлочки», идти параллельно друг другу. Другой вариант росписи – это цветовое пятно. Суджанские игрушки полностью коричневые. Для блеска их покрывают бесцветным лаком.

Теперь посмотрим на музыкальные инструменты…

-И пустимся в пляс!!!... (смеются)

И послушаем звучание каждого из них, а гости с нами потанцуют. Возможно, у кого-то из вас дома сохранился патифон, на котором слушали музыку, вставляя пластинку, и опуская на неё иголочку. Музыка могла звучать с небольшими помехами. Послушайте музыкальное произведение, записанное с патифона. На данном стиллаже всем знакомые ложки, гармонь, домра, кугиклы, трещотки.

     Часто музыка и песни звучали во время игр. Мы предлагаем вам поиграть в игру «Селезень и утка». (объясняют правила)

     Многие развлечения невозможно себе представить без главного народного игрища – хоровода. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. Хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. Но и здесь наша малая родина не перестаёт удивлять своеобразием.

      В хороводах Курской области различают два вида: танки и карагоды. Танок – хоровод с развитыми построениями и множеством фигур под пение самих участников. Наш край граничит с Украиной. Слово «танок» было заимствовано оттуда, оно обозначает танец и место, где молодёжь собирается потанцевать.

Карагод – пляска, в основе которой лежит индивидуальное мастерство исполнителей. Самый известный Курский карагод – «Тимоня». Манера его исполнения настольно своеобразна, что его узнают даже вдали от Курской области.

     В нашем городе тоже были и есть очень почитаемые люди, о них и пойдёт речь далее. Таланты Курского края славятся по всей России и даже миру. Одним из таких талантов является Георгий Васильевич Свиридов – композитор, который своим творчеством прославился на весь мир. Он родился в небольшом городе  Фатеже, где сегодня существует и работает его дом-музей. Первые шаги в музыке он делает в Курске, где сам учится играть на балалайке, а в четырнадцать лет поступает в фортепианный класс музыкальной школы. Учиться игре на этом инструменте он продолжает в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где начинается  становление его как композитора. В Курске Свиридов написал произведения, которые сделали его известным, затем старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Послушайте самые узнаваемые и любимые шедевры Георгия Васильевича: «Время, вперёд!», «Метель».

     Не менее знаменита Надежда Васильевна Винникова, более известная как Плевицкая. Она окончила три класса школы. С детства Надежда пела народные песни. Она происходила из обычной крестьянской семьи. Однажды, когда она пасла гусей и громко пела песню «Дунай-речка», из проезжего экипажа ей бросили кулёк со сладостями. (инсценировка момента) Это и был первый гонорар. Заниматься музыкой профессионально она начала в Киеве, где поступила в русский хор. Песни разучивала, не зная нот. С тех пор началась гастрольная жизнь великой певицы. Восемнадцать лет назад в родной деревне Винниково ей был установлен памятник и открыт музей певицы. Талант её отметил сам император Николай II, назвав её курским соловьём.

(Звучит соловьиная трель. Сестрицы просыпаются.)

Ой! А гости нас заждались!

Всё проспали! Не волнуйтесь,

Гости были с нами.

Коль у нас вы побывали

Время нам вас провожать.

Вам поклон за посещенье.

Будем снова мы вас ждать.

Сбережём свою культуру,

Будем много узнавать.

А тогда и быть России.

Смело в новый день шагать!

(поклон)

Литература

  1. Гладилина М. И. Программа внеурочной деятельности «Я – курянин»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Под ред. Т. А. Брежневой, Т. В. Якуниной. – Курск: ООО «Учитель»,2014. – 136 с.
  2. Гладилина М. И. Я – курянин. Книга 2: Учебная книга для учителей, учеников и их родителей/ Под редакцией Т. А. Брежневой, Т. В. Якуниной. – Курск: ООО «Цифра», 2015. – 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вещи рассказывают о прошлом. Экскурсия в школьный музей

Урок проводится в школьном музее . В роли экскурсовода выступает учитель и заранее подготовленные учащиеся. Цели: Познакомить учащихся с предметами домашней утвари казаков, собранными в школь...

Экскурсия в школьный музей "Однозвучно гремит колокольчик"

обзорная экскурсия "Испытание на прочность"в школьном музее "Однозвучно гремит колольчик" об истории школьного колокольчика проводят экскурсоводы - дети....

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее "Русская изба"

Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....

История школы - экскурсия в школьный музей

Сценарий "История школы" - экскурсия в школьный музей...

Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...