Игра, как средство воспитания и развития ребенка
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Романова Татьяна Викторовна

В статье говорится о том, как игру использовать в качестве инструмента развития и воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как средство воспитания и развития ребенка.

Ни для кого не секрет, что в игровой форме гораздо легче проводить занятия – обучать грамоте, математике, иностранному языку. Однако, игра является еще и замечательным средством воспитания дошкольников и младших школьников. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Игру можно использовать как инструмент развития ребенка.

Что такое «развитие»? Развитием называют направленное закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта (в нашем случае человека).  Развитие — это широкое понятие, оно включает в себя закономерное изменение человека в целом. Человек не просто растет, но и развивается, то есть меняется и его внешний облик и его знания, умения, навыки. Развитие ребенка включает в себя очень многие нужные и полезные вещи. Как научить ребенка общаться со сверстниками? Как сделать так, чтобы ребенок не терялся в новом коллективе? Как научить его доверию? Как сделать его более активным? Как развить творческие способности ребенка? Как увеличить его словарный запас и сделать более правильной его речь? Эти и многие другие вопросы входят в понятие «развитие».

Чтобы вырастить ребенка здоровым, умным и счастливым, чтобы развить его способности, родителям и педагогам помогает прекрасное эффективное средство — развивающая игра. Именно игра помогает способностям ребенка раскрыться.

По определению в науке  игра - это особый вид непродуктивной деятельности, мотив которой не связан с результатом, а с самим процессом. В ходе игры человек не производит ничего и, кажется, не делает ничего полезного, но сам процесс игры дает ему очень многое. Что же мы получаем в процессе игры? На этот вопрос нет однозначного ответа. Ученые и психологи разных стран по-своему раскрывали понятие «игра». Были мнения, что игра - это своеобразная подготовка к будущей взрослой жизни. Или что главное в игре — это получение удовольствия от самого процесса. Также верно и то, что игра — это реализация врожденных стремлений человека к свободе, но в то же время к повторению действий, к подражанию действиям других.  Некоторые ученые считают, что игра — это стремление реализовать избыток жизненных сил.

Все определения игры разные и это свидетельствует о сложности понятия «игра».

Игра важна для ребенка. Именно игра — поначалу практически единственный способ для ребенка познать самого себя и окружающий мир. Игра — это прекрасное средство развить способности ребенка: физические, мыслительные, творческие. С помощью игры можно дать ребенку представления о нравственности, помочь наладить отношения с окружающими. Игра — это средство не только развлечения ребенка, но и развития. Игры, основные цели которых заключаются в целенаправленном развитии индивидуальных способностей ребенка называют развивающими.

Как, играя с ребенком, развить его способности?

Существует множество видов игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-забавы,  игры-эксперименты, подвижные, речевые, дидактические, настольные и другие. И все они направлены на всестороннее развитие детей.

Подвижные игры укрепляют здоровье детей,  развивают двигательные умения и навыки, воспитывают такие качества как ловкость, быстрота, реакция, выносливость. Многие подвижные игры сопровождаются речевками, а значит, развивают речь и память. Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Театрализованные игры развивают речь, музыкальный слух, память, закрепляют знания о литературных персонажах.

Сюжетно-ролевые игры развивают речевое общение,  воображение, способность самостоятельно играть со сверстниками. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Дидактические (то есть обучающие) игры с самого раннего возраста развивают у детей память, внимание, логику, знакомят с окружающим миром. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Настольные игры учат детей выполнять работу за столом, воспитывают усидчивость, умение играть по правилам,  играть со сверстниками. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их.

«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

При использовании игр в воспитательном процессе следует соблюдать некоторые правила. Во-первых: игры должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и проходить под наблюдением взрослых. Во-вторых: игры должны способствовать оздоровлению тела и оживлению духа. В-третьих: игры должны заканчиваться раньше, чем успеют надоесть детям. Во время игры желательно не отвлекать ребенка. И еще, игры должны быть такими, чтобы дети воспринимали их как нечто побочное, а не основное. Хорошо, если игры будут служить преддверием для серьезных вещей.

Игры с родителями являются неотъемлемой частью развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. В играх должны создаваться такие условия, при которых семья имеет возможность:

- рассказывать, читать о культуре общения, правилах поведения (на улице, дома, в гостях и т. д.);

- обыгрывать знакомые детям ситуации, создавать новые игровые сюжеты и принимать в них участие;

- совместно сочинять словесные игры, придумывать истории со знакомыми и незнакомыми героями;

 - способствовать тому, чтобы дети поддерживали и развивали игровую идею других детей и сами предлагали сюжет;

- использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр;

- бережно относиться к игровым замыслам детей, созданным в процессе игры;

- поощрять стремление находить и привлекать партнеров для игр;

- не критикуя, понимать и принимать игровое поведение детей;

- сочинять сказки, волшебные истории про самих себя.

Для детей «игра — единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым». Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ребенка от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, они ценят её, как одно из значимых средств воспитания. Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но важнее всего детям минуты, подаренные им родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для детей. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких им людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. С помощью игр вы, безусловно, привьете ребенку любовь к получению знаний, покажете правильные модели поведения и отношений.  Обучаясь в ходе игры, малыш даже не подозревает о том, что чему-то учится.

В заключение можно сделать вывод о том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития,  совместные игры укрепляют отношения между детьми, способствуют формированию детского коллектива, появлению друзей и подруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство воспитания и развития детей.

Надеюсь этот материал будет полезен не только педагогам, но и родителя....

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...

Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка

Статья "Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка"...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

«Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток...

Статья по теме: «Игра — одно из средств воспитания и развития детей в группе продлённого дня».

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.

Статья о значении подвижных игр для развития учащихся в группе продленного дня....