Программа внеурочной деятельности театрального кружка "Волшебной кулисы".
методическая разработка (1 класс)

Фёдорова Наталия Геннадьевна

В материале содержится программа для внеурочной деятельности для 1-4 классов театрального кружка "Волшебная кулиса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kunkursnyy_material_teatr_shk_25.doc.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

ПРОГРАММА

Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОЛШЕБНАЯ КУЛИСА»

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

                   

Фёдорова Н.Г., учитель

                                      начальных классов                                                                

                                                                     

           

Абакан, 2011                 

Пояснительная записка

                                                                        Введение

Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра  шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность обучающихся, которая раскрывает  индивидуальные творческие  способности  ребенка, способствует  развитию у детей интереса к различным видам деятельности, сохранению укреплению  своего здоровья.

        Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно – эстетическому направлению  через реализацию  кружка  «Волшебная кулиса». Для работы с детьми 1-4  классов (6,5 – 10 лет)  и направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Программа внеурочной деятельности «Волшебная кулиса», составлена на основе программы курса «Театр» начальной школы Ириной Альбертовной Генераловой и авторской программы «Обучения детей основам сценического искусства «Школьной театр» Евгения  Рафаиловича  Ганелина.

Одной из отличительных особенностей   программы является – деятельностный  подход  воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где ребенок выступает в роли,  то актера, то музыканта, то художника.

Программа «Волшебная кулиса» рассчитана на четыре года, (1 час в неделю), для параллелей 1-4  классов.

Всего 135 часов:

  • 1класс - 33часа:  теоретических-8 часов, практических-25 часов.
  • 2класс- 34часа:   теоретических-8 часов, практических-26 часов.
  • 3класс- 34 часа:  теоретических-9 часов, практических-25 часов.
  • 4 класс-34часа:   теоретических-5 часов, практических-29 часов.

Итого: теоретических – 30 часов, практических – 105 часов.

Цель программы: формирование творческих способностей детей младшего школьного                         возраста средствами театральной деятельности.

Задачи:

  • Воспитание интереса к различным видам театрального искусства.
  • Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
  • Формирование основных навыков актерского мастерства, коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения  (умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).
  • Совершенствование познавательных процессов.

Принципы и подходы:

  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип гуманитаризации образования;
  • коммуникативно-деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы составляет 4 года обучения детей в начальных классах. Программа состоит из шести разделов и реализуется по трём этапам.

I   ЭТАП (1 класс) – мотивационно-ориентировочный

Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально – игровой деятельности.

Задачи:

  1. Способствование  адаптации ребенка в коллективе.
  2. Развитие  личностных и творческих способностей детей.
  3. Формирование  умений  передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  4. Знакомство детей с приемами кукловождения настольных, пальчиковых, перчаточных кукол, кукол – ложек.
  5. Способствование развития  инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

II   ЭТАП (2 -3 классы) –- операционально-исполнительный

2 класс

Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.

  1. Задачи:
  1. Способствование  воспитанию устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности.
  2. Формирование выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
  3. Закрепление знания о правилах манипуляции с куклами.
  4. Знакомство   детей с приемами кукловождения  «с живой рукой».
  5. Развитие   внимания, памяти, мышления, воображения детей, эмоционального осознание самого себя.

3 класс

Цель: создание условий, способствующих формированию творческого самовыражения и самореализации младших школьников в театральной деятельности.

  1. Задачи:
  1.  Развитие устойчивого  интереса  к театрально-игровой деятельности.
  2. Совершенствование  исполнительских умений детей в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций, интонационную выразительной  речи
  3. Развитие диалогической и монологической формы речи.
  4. Формирование навыков  приемам кукловождения тростевых кукол и силуэтов театра теней.
  5. Стимулирование   желания искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

III  ЭТАП (4 класс) – рефлексивно-оценочный

Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.

  1. Задачи:

Формирование  интереса детей к сочинению песен в определенном жанре и характере своего героя, импровизацию с использованием театральных кукол – марионеток, кукол системы «человек – кукла» и игру – драматизацию.

  1.  Развитие творческой  самостоятельности детей, умение передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  2. Воспитание  доброжелательного  отношения к партнерам труппы на сцене и за кулисами.

Формы занятий

  1. Интерактивные формы работы.
  2. Проведение экскурсий в кукольный, драматический театр (ознакомление с театральными профессиями, с оформлением сцены, игрой актёров).
  3. Создание и реализация проекта «Юный артист .
  4. Премьеры спектаклей на классных и школьных мероприятиях.
  5. Выставки работ учащихся «Мастерская куклы».

Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театральной студии с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самореализации личности детей, сформированность базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии. Культуры общения и поведения в обществе.

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей,  превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Метапредметные результаты — сформированность уровня общей культуры, нравственных качеств человека, коммуникативных навыков, психических процессов ( памяти, мышления, внимания)

  Предметные результаты — сформированность умений и навыков самостоятельного анализа художественного произведения, развитие интереса у обучающиеся разным видам театрального искусства, овладение навыками создания эскизов, декораций, различных театральных кукол.

 Итогом работы по данной программы в первом классе является: мини – спектакль, для родителей класса «Дети – цветы жизни».

Во втором классе на уровне параллели 2-х классов: конкурс - миниатюр, по мотивам русских народных сказок.

В третьем классе на уровне школы:  смотр -  конкурс  «Неделя театра».

В четвертом классе – реализация проекта «Юный артист».

Формы подведения итогов реализации программы

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство. Также проводится тестирование учащихся психологом школы: мониторинг в течение 4 лет.

Подведение итогов реализации программы проводится путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), мини – фестивалей внутри школы между театральными группами, премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся.

Методы контроля:

  • анкетирование;
  • мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
  • сбор отзывов всех участников  проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;

- анализ социальной активности учащихся.

Психологическое обеспечение

В процессе обучения, развития и воспитания педагог совместно с психологической службой проводит мониторинг психологического развития участников студии:

  • исследование уровня тревожности учащихся;
  • исследование школьной мотивации;
  • исследование уровня развития образной креативности;
  • исследование коммуникативных способностей;
  • диагностика личностного роста учащихся;
  • исследование социальной и творческой активности учащихся;
  • изучение социализированности учащихся.

Работа с родителями

 Взаимодействие с родителями осуществляется через:

  • индивидуальную работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов, декораций, кукол);
  • повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)
  • мастер-класс для родителей;
  • День Открытых дверей для родителей;
  • выступление детей перед родителями на родительских собраниях;
  • приглашение родителей на премьеры спектаклей.

   

       Учебно-тематический план программы «Волшебная кулиса»

Учебно-тематический план

        (на 4 года)                  Таблица 1

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Теория

Практика

Всего

Тео рия

Практика

Всего

Тео

рия

Практика

Всего

Тео рия

Практика

1.

Основы театральной культуры

4

2

2

4

2

2

4

3

1

4

2

2

2.

Культура и техника речи

7

2

5

5

1

4

3

3

3

3

3.

Театральная игра

3

3

5

1

4

4

1

3

3

3

4.

Ритмопластика

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

4

5.

Работа над спектаклем

10

2

8

10

1

9

12

2

10

16

2

14

6.

Мастерская куклы

5

1

4

6

2

4

7

2

5

4

1

3

Итого

33

8

25

34

8

26

34

9

25

34

5

29

 

 

                       Учебно-тематический план - 1 класс        

                                                                                                                                   Таблица 2

Тема

В том числе

Теоретические (час)

Практические (час)

        Основы театральной культуры

  1.    Особенности театрального искусства. Мир театра.                                                                          
  2. Виды театрального искусства. Театр кукол  (настольный, пальчиковый, театр ложек, перчаточный).
  3. Театр снаружи и изнутри (экскурсия).

Мы – кукловоды.

  1. Культура зрителя.

Мы – зрители (игра).

1

1

1

1

Культура и техника речи

  1. Речь и дыхание.

  1. Говорим правильно и четко.

  1. Скороговорки.

  1. Творческие игры со словом.

1

1

1

1

2

1

Театральная игра

1. Общеразвивающие игры.

2. Игры на превращение.

3. Игры на память физических действий.

1

1

1

Ритмопластика

1. Освобождение мышц.

2. Музыка и ритм.

3. Мимика.

1

1

1

1

Работа над спектаклем (настольный, пальчиковый, перчаточный театры, театр ложек)

2

8

Мастерская куклы (настольный, пальчиковый, перчаточный театры, театр ложек)

1

4

ИТОГО

8

25

                                   

                                         

                                         Учебно-тематический план - 2 класс                             Таблица 3

Тема

В том числе

Теоретические (час)

Практические (час)

Основы театральной культуры 

1.Особенности театрального искусства.     Наш театральный коллектив (презентация).

2.Виды театрального искусства.

Театры моего города (обзорная экскурсия). ТЮЗ.

3.Рождение спектакля.

Театральные профессии (экскурсия в ТЮЗ).

4.Театр снаружи и изнутри.

Зрительный зал.

1

1

1

1

Культура и техника речи

1.Речь и дыхание.

2. Говорим правильно и четко. Интонация.

3.Творческие игры со словом.

1

1

1

2

Театральная игра

1. Общеразвивающие игры.

2. Игры на превращение.

3. Игры с воображаемыми предметами.

4. Этюды.

1

1

1

1

1

Ритмопластика

1. «Мышечный контролер»

2. Музыкально-пластические импровизации.

3. Жесты.

1

1

1

1

Работа над спектаклем (театр «кукол с живой рукой», театр «петрушек»)

1

9

Мастерская куклы (театр «кукол с живой рукой», театр «петрушек»)

2

4

ИТОГО

8

26

                             

 Учебно-тематичекий план - 3 класс

                                      Таблица 4

Тема

В том числе

Теоретические (час)

Практические (час)

Основы театральной культуры 

1.Особенности театрального искусства.

Театр – особое искусство.

2.Виды театрального искусства.

Драматический театр.

3.Рождение спектакля.

Театральные профессии.

4.Театр снаружи и изнутри.

Мир кулис (экскурсия за кулисы театра).

1

1

1

1

Культура и техника речи

1.Дыхание и артикуляция.

2.Дикция и интонация.

3.Творческие игры со словом.

1

1

1

Театральная игра

1. «Круг друзей»

2. Сценическое внимание.

3. Сочинение этюдов.

1

1

1

1

Ритмопластика

1. Мимика и пантомимика.

2. Музыкально-пластические импровизации.

1

1

2

Работа над спектаклем (театр теней, тростевые куклы)

2

10

Мастерская куклы (театр теней, тростевые куклы, маски, декорации)

2

5

ИТОГО

9

25

 

 Учебно-тематический план - 4 класс

                             Таблица 5

Тема

В том числе

Теоретические (час)

Практические (час)

Основы театральной культуры 

1. Особенности театрального искусства (презентация).

2. Виды театрального искусства.

Музыкальный театр (экскурсии в драматический театр, театр оперы и балета).

3.Рождение спектакля.

Спектакль глазами актера и зрителя.

1

1

2

Культура и техника речи

1.Дыхание и артикуляция.

2.Дикция и интонация.

3.Творческие игры со словом.

1

1

1

Театральная игра

1. Сочинение этюдов.

2. Общение с партнером.

3. «Эстафета импровизаций».

1

1

1

Ритмопластика

1. Релаксация.

2. Музыкально-пластические импровизации.

3. Хореография.

1

1

2

Работа над спектаклем (театр марионеток,  куклы системы «человек-кукла», драматическая постановка)

2

14

Мастерская куклы (театр марионеток, создание декораций)

1

3

ИТОГО

5

29


Содержание  программы

                             Таблица 6

Раздел программы

Общие задачи программы

Предполагаемые результаты реализации программы

Механизмы отслеживания результатов

1. Основы театральной культуры

- знакомство детей с театрами своего города,  с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с главными творцами сценического чуда (создателями спектакля);

 с театральными профессиями, с устройством зрительного зала и сцены;

- воспитание  культуру поведения в театре;

- приобщение  детей к миру искусства

- владеть театральной  терминологией; виды театрального искусства; устройством зрительного зала, сцены, кулис; правилами  поведения зрителя, этикетом  в театре до, во время и после спектакля.

- рефлексия с детьми;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение;

- отзывы о спектаклях, экскурсиях

2. Культура и техника речи

- развитие  речевого  дыхания, и правильной  артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов;

- овладение средствами  интонация, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение, т.п.);

- тренировка трех видов  выдыхания;

- расширение диапазона и силы звучания голоса;

- развитие способностей подбирать  рифмы к заданным словам; строить диалог между героями разных сказок, самостоятельно выбирая партнера;

- формирование  четкой  и грамотной речи

- владеть комплексом артикуляционной и дыхательной гимнастики;

-  применять и произносить  скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно, с разными интонациями;

-передавать  разнообразные эмоциональные состояния;

-  оценивать диалог   партнера  на заданную тему;

-  подбирать рифму к заданному слову

- рефлексия с детьми;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение

3. Театральная игра

- снятие сжатости и скованности;

- развитие зрительного и слуховое внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образное мышления, способности верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);

- импровизирование тем знакомых сказок;

- сочинение  этюды по сказкам, на заданную тему

- находить оправдание заданной позе;

- владеть  движениями персонажей;

-  импровизировать;

- сочинять рассказ от имени героя;

-составлять диалог между сказочными героями;

-сочинять этюды по сказкам; индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

- рефлексия с детьми;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение

4. Ритмоплас тика

- развитие чувства ритма и координации движений, пластической  выразительности и музыкальность, умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;

- упражнение  в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц;

- формирование умения равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;

- развитиме умения согласовывать свои действия с другими детьми

- владеть своим телом; произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц до полной релаксации;

- создавать художественные образы героев, проявляя творческие способности.

- размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;

- согласовывать свои действия с действиями партнера

- рефлексия с детьми;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение

- рефлексия с детьми;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение;

- отзывы о спектаклях, видео-, фотоматериалы

- рефлексия с детьми;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение

- отзывы о выставках работ студийцев, видео-, фотоматериалы

5. Работа над спектаклем

- обучение  приемам кукловождения с использование кукол различных систем, анализу пьесы;

- определение  вида  кукол, костюмов, атрибутов, декораций;

- выделение  мизансцен спектакля;

- провождение  репетиции по эпизодам, монтировочные, генеральные репетиции;

- показ и обсуждение  спектакля

- владеть  куклами различных систем;

-принимать и запоминать заданные режиссером мизансцены;

- держаться свободно и естественно при выступлении на сцене;

- выполнять задания в коллективе сверстников и взрослых

6. Технология изготовления кукол «Мастерская куклы»

- создание  различных театральных кукол

( настольные, пальчиковые, перчаточные куклы, куклы- ложки, куклы «с живой рукой», куклы-силуэты театра теней, тростевые куклы, куклы- марионетки); эскиз декораций;

-создавать различные театральные куклы ( настольные, пальчиковые, перчаточные куклы, куклы- ложки, куклы «с живой рукой», куклы-силуэты театра теней, тростевые куклы, куклы- марионетки);

- создавать эскизы и элементы декораций

Раздел I

Основы театральной культуры

На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей, овладевают профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут играть на сцене. Рекомендуется несколько походов в театр с последующим разбором увиденного спектакля.

Данный раздел включает 5 основных тем:

I. Особенности театрального искусства:

синтетический характер;

коллективное творчество;

 искусство, творящееся каждый раз заново.

Все вопросы данной темы могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства – литературу, музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров.

На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки, живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Эта особенность театра будет понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).

Темы занятий:

1 класс - Мир театра.

2 класс – Наш театральный коллектив.

3 класс – Театр – особое искусство.

4 класс – Особенности театрального искусства.

II. Виды театрального искусства:

  • кукольный театр;
  • драматический театр;
  • музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Темы занятий:

1 класс -  Театр кукол  

2 класс – Театры моего города.

3 класс – Драматический театр.

4 класс -  Музыкальный театр.

III. Рождение спектакля:

  • творцы сценического чуда;
  • спектакль и актер;
  • спектакль и зритель.

Данная тема предполагает формирование представлений о театральных профессиях, о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.

Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка». Закрепить знание театральной терминологии можно с помощью игры «Волшебная корзинка». Словарь театральных терминов представлен в приложении 1.

Темы занятий:

2 класс – Театральные профессии.

3 класс – Творцы сценического чуда.

4 класс - Спектакль глазами актера и зрителя.

IV. Театр снаружи и изнутри:

  • театральное здание;
  • зрительный зал;
  • за кулисами.

Театральное здание отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой. Знакомство с данной темой следует начать с экскурсии по городу и показать детям театральные здания.

Говоря об устройстве зрительного зала, следует показать детям на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и предложить построить с помощью стульев современный театральный зал.

Следует организовать экскурсию в театр – в мир кулис, чтобы дети почувствовали, что это такое, проникли в тайны театрального искусства.

Темы занятий:

1 класс - Мы – кукловоды.

2 класс – Зрительный зал.

3 класс – Мир кулис.

V. Культура зрителя.

Работа над этой темой осуществляется в практической деятельности. Детям предлагаются театральные игры и этюды        , например: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр».

Темы занятий:

1 класс – Мы – зрители.

Раздел II

Культура и техника речи

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На этих занятиях с помощью скороговорок и специальных упражнений отрабатывается ясная, четкая речь, дети учатся громко и отчетливо говорить со сцены и посылать звук в зрительный зал, а также выразительному чтению. Рекомендуется упражнения по технике речи проводить в начале каждой репетиции.

Все упражнения можно разделить на три вида (приложение 2):

  1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  2. Дикционные и интонационные упражнения.
  3. Творческие игры со словом.

Упражнения и игры данной темы должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее. Речевые упражнения и игры рекомендуется включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.

Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох. В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций.

В раздел «Культура и техника речи» включены творческие игры со словами, которые развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми.

Скороговорки

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных  вариантах. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами.

Раздел III

Театральная игра

Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (этюды). Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно.

Общеразвивающие игры

Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на формирование  в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели необходимо развивать внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Специальные театральные игры

Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо опираться на личный практический опыт ребенка и предоставить ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить учащихся со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.

Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами.

Общеразвивающие и специальные театральные игры представлены в приложении 3.

Этюды

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет действовать по-разному. Дети самостоятельно или с помощью педагога придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды.

Следующий этап – это сочинение этюдов по сказкам. Дети выбирают эпизод из сказки и сочиняют по нему этюд. Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм – драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.

Раздел IV

Ритмопластика

Данный раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей младших школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову, поэтому детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия в данном разделе предполагают решение следующих задач:

  • развитие двигательных способностей детей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости);
  • развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений);
  • развитие воображения (способность к пластической импровизации).

В данной программе использованы в оригинале или модифицированные упражнения и игры таких специалистов, как Л.Алексеева, В.Давыдов, М.Чистякова, С.Клубков (приложение 4).

Жесты как важное средство выразительности

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные эмоциональной окраски.

Раздел V

Работа над спектаклем

Данный раздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

1. Знакомство с пьесой.

2. От этюдов к спектаклю.

В спектакле участвуют все дети без исключения. Желательно, чтобы не было дублеров на одну роль. Оптимальная продолжительность спектакля: 1 класс - 10 - 15 минут,

2 класс - 15 – 25 минут, 3-4 класс – до 45 минут. На следующем занятии проводится обсуждение спектакля.

Совместная творческая деятельность при создании спектакля вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. При подготовке к спектаклю следует соблюдать некоторые правила:

  • не перегружать детей;
  • не навязывать своего мнения;
  • не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
  • предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для общеобразовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности. Данная программа предоставляет педагогу возможность и даже ставит его перед необходимостью вместе с детьми варьировать состав репертуара студии. Развитие готовности к выбору – необходимое условие формирования вкуса. Умение детей на основе собственных ценностных ориентаций самостоятельно выбирать формируется в практике выбора произведений для постановки на сцене.

 За учебный год каждая возрастная группа ставит 2 – 3 спектакля (в зависимости от сложности пьесы).

Этапы работы над спектаклем

  1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, следует провести беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес.

  1. Деление пьесы на эпизоды.

Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им название.

  1. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно следует вовлекать в этот процесс всех ребят.

  1. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечая наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. Отрабатываются приемы кукловождения различных кукол.

  1. Создание совместно с детьми и родителями эскизов декораций, костюмов, кукол.
  2. Работа над эпизодами пьесы. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей.

На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог может наметить исполнителей, способных справиться с конкретной ролью.

  1. Работа над выразительностью речи и поведением на сцене (работа над ролью). Закрепление отдельных мизансцен.

Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя. Нельзя навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Это приводит к запрограммированности поведения.

  1. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.

  1. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, декораций, реквизита. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя торопливость делают спектакль неинтересным для зрителей. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

  1. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Премьера является одновременно генеральной репетицией, так как до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления, поскольку ребята слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

  1. Повторные показы спектакля. Выставка работ учащихся.

Одноразовый показ спектакля интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (фотографии, рисунки, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Раздел VI

Технология изготовления кукол

«Мастерская куклы»

Данный раздел направлен на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной трудовой деятельности.

Программа предполагает знакомство со следующими видами театрализованной деятельности:

  1. Настольный театр (конусный, мягкой игрушки, керамической игрушки и т.д.).
  2. Пальчиковый театр.
  3. Театр верховых кукол (театр ложек, тростевых кукол, театр «петрушек»- перчаточных кукол).
  4. Театр кукол  «с живой рукой».
  5. Театр теней.
  6. Игра – драматизация.
  7. Театр кукол-марионеток.
  8. Театр кукол системы «человек-кукла».

Процесс самостоятельного изготовления кукол, всегда захватывает и увлекает детей. Изготавливая куклу, ребенок развивает свой мануальный интеллект, учится концентрировать внимание и творит, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества.

С первых занятий важно приучить детей к аккуратности в работе, разъяснить, что эта работа не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделий.

Одним из главных условий организации занятий является чередование разнообразных видов деятельности. В основном она носит практический характер, но теоретические знания также необходимы. Теоретические сведения должны содержать основные данные, связанные с процессом изготовления кукол. Изложение их должно предшествовать практическим занятиям, быть логически связанным с изучаемым материалом и одновременно помогать в решении воспитательных задач.

Для лучшего восприятия учащимися учебного материала педагог должен подготовить наглядные пособия: образцы изделий, репродукции художественных произведений, музыкальные записи, технические рисунки, предметно-технологические карты, таблицы, раздаточный материал каждому ребёнку.

Для успешной работы необходима определённая материально-техническая база. Помещение для занятий должно отвечать всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь – современным эстетическим представлениям. В процессе занятия педагог должен следить за посадкой учащихся на рабочем месте, за правильностью выполнения трудовых приёмов, владения инструментами и приспособлениями. На практических занятиях следует приучать учащихся экономно расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами и приспособлениями, ориентироваться в задании, оказывать помощь товарищу, анализировать свои ошибки, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Одной из его форм является коллективное обсуждение работ учащихся. Лучшие работы демонстрируются на выставках, что поддерживает постоянный интерес к работе студии, способствует активному приобщению учащихся к творческой деятельности.

Техническое оснащение занятий по изготовлению кукол

  1. Пластилин (для создания объемных форм).
  2. Клейстер (для работы с папье – маше).
  3. Деревянные палочки (гапит, трости).
  4. Алебастр (для покрытия изделий).
  5. Резиновые перчатки (для работы с красками и гипсом).
  6. Клей ПВА (супер-клей).
  7. Наждачная бумага.
  8. Ножницы.
  9. Поролон.
  10. Ткань, искусственный мех, фурнитура.
  11. Швейные ручные иглы (от № 1 до №12).
  12. Линейки, угольники.
  13. Напёрсток (для работы с иглой по прокалыванию ткани).
  14. Пряжа, мочало.
  15. Аксессуары (бусы, пайетки, бисер и т.д.).
  16. Гуашь, акварельные краски.
  17. Кисточки (№3,6,12).

Программа последовательно знакомит детей с различными видами кукол и технологией их изготовления:

1 класс – настольные, пальчиковые, перчаточные куклы, куклы- ложки;

2 класс – куклы «с живой рукой», куклы-«петрушки» (перчаточные куклы);

3 класс – куклы-силуэты театра теней, тростевые куклы;

4 класс – куклы- марионетки,  куклы системы «человек-кукла».

Технология изготовления перечисленных кукол подробно описана в специальной литературе. Особое внимание следует обратить на постепенное усложнение от класса к классу выполняемых детьми операций при изготовлении перчаточных и тростевых кукол:

1 класс – изготовление каркаса головы куклы из пластилина, выполнение головы приемом «папье-маше»;

2 класс – обработка головы куклы из «папье-маше» алебастром, художественное оформление головы с помощью красок;

3-4 класс – крепление куклы на гапит, изготовление костюма куклы.

Этапы изготовления перчаточных и тростевых кукол

  1. Работа с пластилином: лепка объёмных форм – головы куклы.
  2. Работа с бумагой и клейстером: изготовление папье – маше.
  3. Работа с гуашью, акварельными красками (рисование лица куклы).
  4. Работа с пряжей, мочалом (изготовление парика для куклы).
  5. Работа с поролоном: изготовление туловища (рук, ног) куклы.
  6. Работа с тканью: пошив костюма для куклы.

.

Ни один из разделов программы не может быть усвоен только теоретически. Все названные в программе темы указывают материал для подбора, конструирования, сочинения упражнений для занятий. Лишь путем постоянной тренировки, развития чуткости к действию учащийся сможет применять усвоенные знания и навыки как в своем творчестве, так и при восприятии творчества других.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении: занятия ритмапластики проходят в  танцевальном зале, в музее «Русская изба», в школьной библиотеке, в актовом зале школы .

 Используется   интерактивная  доска, декораций, ЦОР, диски с детскими песнями, сказками, куклы, раздаточный материал (детали костюмов, маски, атрибутика).

Список используемой литературы:

Основная литература

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.
  4. Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - М.: Инфа-М., 2000
  5.  Ганелин Е. Р. Школьный театр. СПб., 1999. Ганелин Е. Р., Богданов В, А. Дела актерские. СПб., 1997
  6. Генералова И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством.– М., 1997.
  7. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
  9. Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы.

      1 – 9 классы.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

  1. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). – Нижний Новгород –     Москва, 1993.
  2. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

  14.   http://www.elena-kuzmina.ru/31

  15.   http://www.euro-ief.ru/works/detail.php?ID=1259        

  16.    http://www.uchportal.ru/load/50-1-0-19504


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий,  список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана темати...

Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Сказка""

Программа  курса  Театральная  студия Сказка  направлена  на  развитие  у  детей  творческих  способностей.В  студии  мы  готовимся ...

Программа внеурочной деятельности театральной студии «Золотой ключик»

Программа театральной студии «Золотой ключик» разработана для обучающихся  4 класса на основе  авторской программы учителя начальных классов Стребковой Н.В. с изменением календарно - тематич...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"

Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"

Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть ф...

Программа внеурочной деятельности "Театральные игры"

Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана...