Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
рабочая программа (1 класс) по теме

Климова-Мацыевская Валентина Александровна

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий,  список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана тематика театральных пьес по возрасту учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx75.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Томского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Театральный калейдоскоп»

(общекультурное направление)

Срок реализации программы – 4 года

Программа дополнительного образования детей 7-11 лет

Составитель:

Климова Валентина Александровна

                                                        

2012год.

1.Пояснительная записка

Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.

        Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у детей имел конструктивный характер, необходимо переживание успеха. Использование в учебной деятельности методов театральной педагогики будет способствовать развитию психических процессов и формированию учебной мотивации.

Основная идея предлагаемой педагогической инновации – не фрагментарное использование элементов театральной деятельности и не показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей на уроках художественного ручного труда. Ведь поведение человека, прежде всего, связано с действием его рук. Изготовление театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, работа с куклами, активная речевая среда будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и др., в зависимости от желания и возможностей, конкретных условий, выдвигаемых педагогических задач.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия: Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, Н.Ф. Б.А. Левин, Г.М. Карташова, А. В. Роготнева,  в которых рассматриваются вопросы организации театра.

Актуальность. В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Педагогическая целесообразностьданного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Начинать обучение театральному мастерству целесообразнее в начальной школе. Главная моя задача – научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.

        Я убеждена, ребёнок – главная ценность общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.

Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  • Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  • Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

Развивающие:

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
  • Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей
  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • Развивать чувство ритма и координацию движения;
  • Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  Развивать дикцию на материале скороговороки стихов;

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  • Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства;  с устройством зрительного зала и сцены;  
  • Воспитывать культуру поведения в театре;

Направленностьданной программы  театрального кружка  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года:

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю;

1 год обучения – 34 часа

2 год обучения – 35 часа

3 год обучения – 35 часа

4 год обучения – 35 часа

Итого: 139 часов

Формы и режим занятий.Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 35 минут в первом классе, 2, 3, 4 классах по 45 минут св соответствии с нормами СанПина. 70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, декораций, посещение театров.  Остальное время  распределено на проведение  тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.  Для успешной реализации программы будут  использованы  Интернет-ресурсы, посещение спектаклей.

Формы  проведения занятий:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы проведения занятий:

 Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста,  которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, оформление афиш и пригласительных билетов, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, просмотр спектакля.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы ;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Средства:

• программное обеспечение;

• посредством современных технологий;

• посредством индивидуального обучения.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

        На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель  знакомит ребят с программой курса, правилами поведения на уроке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

  • Разновидности театров (беседа).
  • Из истории возникновения.
  • Посещение театров.
  • Обсуждение спектакля.
  • Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
  • Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
  • Выбор и работа над произведениями пьесы.
  • Распределение ролей.
  • Отработка чтения каждой роли.
  • Интонация.
  • Изготовление кукол.

Занятия в кружке «Театральный калейдоскоп» ведутся по программе, включающей несколько разделов.


Структура и содержание программы:

Основные разделы                      всего 139 час

1. Теоретическо-познавательный

Беседа, лекция             12 ч.                                                                                                                        

2. Актерское мастерство

этюд

действенный анализ                                                                  8ч

3. Тренингово-развивающий

тренинговые игры

сценическая речь

сценические движения                                                                  8ч

4. Творческая мастерская

техническое моделирование

конструирование                                                                     35ч

5. Просмотрово-информационный

просмотр;

обсуждение                                                                            16ч

6. Постановочная работа

сценарная разработка

режиссура                                                                                       60ч

Основные разделы        

Количество  часов по классам.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Теоретически-познавательный

7

3

1

1

2

Актерское мастерство                                                                

3

2

2

1

3

Тренингово-развивающий        

4

2

1

1

4

Творческая мастерская        

5

10

10

10

5

Просмотрово-информацион.

7

4

3

2

6

Постановочная работа        

8

14

18

20

Итого:

34ч

35ч

35ч

35ч

2.Тематическое планирование.

                            «Театральный калейдоскоп.»

1 класс.

Тема урока

               Краткое содержание

 Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Вводный урок.

Экскурсия в осенний лес.

Работа с природным материалом.

Азбука театра.

Театры нашего города.

Оформление сцены на уроке технологии.

За кулисами театра.

Рисование костюма кукольных персонажей.

Как вести себя в театре.

Экскурсия в театр «Скоморох»

Рисование героев спектакля.

Подбор стихов к новогоднему утреннику.

Сценическая речь героев.

Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона»

Изготовление героев мультфильма.

Чтение сказки «Колобок»

Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Композиция по мотивам сказки «Колобок»

Работа над ролью.

Репетиция.

Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Изготовление реквизита.

Репетиция в декорациях.

Репетиция.

Чтение сказки «Репка»

Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Композиция по мотивам сказки «Репка»

Работа над ролью.

Репетиция.

Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Изготовление реквизита.

Репетиция в декорациях.

Репетиция.

Премьера спектакля.

Знакомит ребят с программой курса, правилами поведения на уроке, друг с другом.

Лесная сказка «Чудеса в стране берендея»

Изготовление лесовичков.

Первые театры, их устройство, сцена, декорации, актёры, места для зрителей.

Томский ТЮЗ и театр «Скоморох»

Выполнение работы из коробки.

Бутафория, декорация, реквизит, грим, работа художника, костюмера.

Костюм Петрушки, Буратино.

Нормы поведения зрителей.

Знакомство с театром, просмотр постановки.

Впечатления. Обсуждение увиденного.

Выразительное чтение стихов.

Дикция, голос, тембр, скороговорки, чистоговорки.

Обсуждение увиденного.

Работа с пластилином.

Прослушивание или просмотр. Обсуждение цели событий.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Коллективная работа. Изготовление персонажей.

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей.

Работа над ролью. Постановка голоса. Индивидуальные и коллективные упражнения.

Работа с бумагой и картоном.

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках. Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Интонация и выразительность речи.

Прослушивание или просмотр. Обсуждение цели событий.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Коллективная работа. Изготовление персонажей.

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей.

 Постановка голоса. Индивидуальные и коллективные упражнения.

Работа с бумагой и картоном

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках. Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Интонация и выразительность речи.

Вход по пригласительным билетам. Оформление зала. Показ спектакля. Анализ проделанной работы. Обсуждение новых идей.

………

………

……..

………

……..

……..

………

………

2 класс

 Тема урока

  Краткое содержание

 Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Вводный урок.

Экскурсия в осенний лес.

Работа с природным материалом.

Театры нашего города

Изготовление костюма  

Сценическая речь героев

Подбор стихов к осеннему празднику «Осенины»

Изготовление сказочных героев из фруктов и овощей.

Чтение сказки «Теремок»

Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Композиция по мотивам сказки «Теремок» на новый лад с правилами по ПДД

Работа над ролью.

Репетиция.

Репетиция.

Подбор стихов к новогоднему утреннику.

«Мастерская деда Мороза»

Чтение сказки «Двенадцать месяцев»

Изготовление реквизита.

«Теремок»

Репетиция.

Репетиция в декорациях.

Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Подбор стихов к  утреннику «Мамин день»

Изготовление сувениров для мам.

Подбор праздничных номеров к утреннику.

Чтение сказки «Двенадцать месяцев»

Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Работа над ролью.

Репетиция.

Изготовление реквизита.

Репетиция в декорациях.

Репетиция.

Репетиция.

Репетиция.

Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Премьера спектакля.

Знакомит ребят с программой курса, правилами поведения на уроке.

Лесная сказка «Там чудеса, там Леший бродит»

Изготовление поделок из природного материала.

Томский ТЮЗ

«Королева Осени»

Дикция, голос, тембр, скороговорки, чистоговорки

 Подбор стихов, выразительное чтение.

Выставка работ.

Прослушивание или просмотр. Обсуждение цели событий.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Коллективная работа. Изготовление персонажей

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей.

Работа над ролью. Постановка голоса.

Индивидуальные и коллективные упражнения.

Выразительное чтение стихов.

Изготовление поделок к Новогоднему утреннику.

Прослушивание или просмотр.

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках.

Интонация и выразительность речи.

Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Работа с бумагой и картоном

Выразительное чтение стихов.

Работа с картоном и бумагой.

Исполнение песен, частушек, стихов, сценок о школьной жизни.

Прослушивание или просмотр.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей.

 Постановка голоса. Индивидуальные и коллективные упражнения.

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках. Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Интонация и выразительность речи.

Интонация и выразительность речи.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Приглашение по пригласительным билетам родителей. Оформление зала. Показ спектакля  «!!!!!!!!!». Анализ проделанной работы. Обсуждение новых идей.

……….

3 класс

 Тема урока

  Краткое содержание

 Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Вводный урок.

Экскурсия в осенний лес.

Работа с природным материалом.

Театры нашего города

Подбор стихов к осеннему празднику «Осенняя катавасия»

Изготовление сказочных героев из фруктов и овощей.

Чтение сказки «Красная Шапочка »

Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Работа над ролью.

Репетиция.

Репетиция.

Репетиция.

Подбор стихов к новогоднему утреннику.

«Мастерская деда Мороза»

Чтение сказки «Каша из топора»

Изготовление реквизита.

«Каша из топора»

Репетиция.

Репетиция в декорациях.

Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Подбор стихов к  утреннику «Мамин день»

Изготовление сувениров для мам.

Подбор праздничных номеров к утреннику.

Чтение сказки «Каша из топора»

Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Работа над ролью.

Репетиция.

Изготовление реквизита.

Репетиция в декорациях.

Репетиция.

Репетиция.

Репетиция.

Репетиция.

Изготовление афиши.

Изготовление пригласительных билетов.

Премьера спектакля.

Знакомит ребят с программой курса, правилами поведения на уроке.

В гостях у Мудрой Совы.

Изготовление поделок из природного материала.

Томский областной театр

Просмотр постановки.

Дикция, голос, тембр, скороговорки, чистоговорки

 Подбор стихов, выразительное чтение.

Выполнение композиции по плану школы.

Прослушивание или просмотр. Обсуждение цели событий.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Коллективная работа. Изготовление персонажей

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей.

Работа над ролью. Постановка голоса.

Индивидуальные и коллективные упражнения.

Выразительное чтение стихов.

Изготовление поделок к Новогоднему утреннику.

Прослушивание или просмотр.

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках.

Интонация и выразительность речи.

Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Выразительное чтение стихов.

Работа с картоном и бумагой.

Исполнение песен, частушек, стихов, сценок о школьной жизни.

Прослушивание или просмотр.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей.

 Постановка голоса. Индивидуальные и коллективные упражнения.

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках. Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Интонация и выразительность речи.

Интонация и выразительность речи.

Работа над ролью.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Приглашение по пригласительным билетам родителей. Оформление зала. Показ спектакля. Анализ проделанной работы. Обсуждение новых идей.

……….

4 класс.

 Тема урока

  Краткое содержание

 Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Вводный урок.

Поход  в осенний лес.

Работа с природным материалом.

Театры Сибирских городов.

Подбор стихов к осеннему празднику «Осенины»

Изготовление сказочных героев из фруктов и овощей.

Чтение сказки «Кошкин дом»

Аппликация из бумаги по мотивам сказки.

Работа над ролью.

Репетиция.

Репетиция.

Репетиция.

Подбор стихов к новогоднему утреннику.

«Мастерская деда Мороза»

Составление сценария  «Бенефис 4б класса»

Распределение ролей, выбор реквизита.

Подбор праздничных номеров к утреннику..

Репетиция в декорациях.

Изготовление афиши, пригласительных билетов.

Подбор стихов к  утреннику «Мамочка  моя»

Изготовление сувениров для мам.

Репетиция

Аппликация из бумаги по

мотивам сказки.

Работа над ролью.

Репетиция.

Изготовление реквизита.

Репетиция в декорациях.

Репетиция.

Репетиция.

Репетиция.

Репетиция.

Изготовление афиши.

Изготовление пригласительных билетов.

Премьера. Прощание с 4 классом.

Итоговый урок.

Знакомит ребят с программой курса 4 класса, правилами поведения на уроке.

«Охотники на привале» юмористические этюды.

Изготовление поделок из природного материала« Осенний натюрмотр».

Самостоятельное составление презентации

Дикция, голос, тембр, скороговорки, чистоговорки.

 Подбор стихов, выразительное чтение.

Выполнение композиции по плану школы.

Прослушивание или просмотр. Обсуждение цели событий.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Коллективная работа. Изготовление персонажей

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей.

Работа над ролью. Постановка голоса.

Индивидуальные и коллективные упражнения.

Выразительное чтение стихов.

Изготовление поделок к Новогоднему утреннику.

Прослушивание или просмотр.

Исполнение песен, частушек, стихов, сценок о школьной жизни.

Чтение сценария.

Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение.Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Выразительное чтение стихов.

Работа с картоном и бумагой.

Интонация и выразительность речи.Прослушивание или просмотр.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Рассматривание характер персонажей. Распределение ролей. Постановка голоса.

Индивидуальные и коллективные упражнения.

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках. Способы и приёмы изготовления.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Интонация и выразительность речи.

Интонация и выразительность речи.

Работа над ролью.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Работа с цветной бумагой и картоном.

Вход  по пригласительным билетам. Оформление зала. Показ представления. Анализ проделанной работы.

ФОТОСЕССИЯ.

……….

3. Содержание программы

1год обучения.

Теоретическо-познавательный

Особенности работы театрального кружка. Техника безопасности на занятиях.Особенности театральной терминологии.Особенности организации работы театра.Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.) Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д.Виды театрального искусства.Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.

Тренингово - развивающий

        Артикуляционная гимнастика.Логическое ударение, пауза, интонация.Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Актёрское мастерство

Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции.

Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала,  оформление альбома по предмету, собирание пазлов с сюжетами сказок, изготовление кукол.

Просмотрово – информационный

Просмотр кукольного спектакля, мультфильмов, обсуждение увиденного.

Постановочная работа.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

2-3 год обучения.

Теоритическо-познавательный

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Актёрское мастерство

Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Тренингово-развивающий

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Создание  образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации. Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.

Творческая мастерская.

Изготовление костюмов с помощью родителей, работа над реквизитом, изготовление афиши и пригласительных билетов.

Просмотрово-информационное.

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Постановочная работа

Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

  1. год обучения.

Теоритическо-познавательный

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Актерское мастерство.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Тренингово-развивающий

Роль. Озвучивание пьесы. Словодействие, намерение, подтекст. Манипуляции голоса. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.  Сценическая речь в миниатюрах.

Разработка сценария спектакля миниатюр. Репетиции. Подготовка зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Творческая мастерская.

Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.

Постановочная работа.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • умение строить речевое высказывание в устной форме.

Второй уровень результатов (2-3 год)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

У ученика будут сформированы:

  • познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
  • умения вносить необходимые коррективы;
  • умения планировать работу и определять последовательность действий.

Третий уровень результатов (4 год)— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

У ученика будут сформированы:

  • умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

Ученик получит возможность для формирования:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
  1. Методические рекомендации

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).
  • На занятиях широко применяются:
  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
  • Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

        Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

        1.«Забавные  животные». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемого животного: зайца, медведя, лисичку, ослика, курочку и т.д. садятся на пол. По команде ведущего играющие «превращаются» в животных. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего зверя, доползти, пройти так, как это делают  они. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

  1. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
  2. Изобразить конфетку по её названию: «Мишка на Севере», «Гулливер», «Гусиные лапки», «Незнайка» и т.д. Этюд.

        Этюдный тренаж включает в себя:

  • этюды (упражнения) на развитие внимания;
  • этюды на развитие памяти;
  • этюды на развитие воображения;
  • этюды на развитие мышления;
  • этюды на выражении эмоций;
  • этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  • этюды на выразительность жеста;

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001

1

Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/Журнал «Педсовет», № 3.-М.,2005

1

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

1

Понсов А.Д.,  Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999

1

А.В. Роготнева.,  Методы театральной педагогики как средство коррекции и развития. Томск-2005г.

1

Савенков А.И.,  Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

1

Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и мл.школьников. – М.,  2001.

1

2. Печатные пособия

карточки с игровыми упражнениями

20

плакаты

20

шаблоны для оформления

20

шаблоны для изготовления кукол

20

3. Технические средства обучения

Презентации:

История театра. Виды театра

1

Мир театральных профессий

1

Правила поведения в театре

1

Кукольный театр. (набор картонных кукол)

1

Артикуляционная гимнастика

1

Скороговорки

1

Оформленные афиши

1

Миниатюра

1

Театры малых форм (коробки конфет)

1

Декорации

1

4. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи (минусовки)

1 комплект

видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей

20комплектов

диафильмы

аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.

4 презентации

5. Игры и игрушки

куклы

5

куклы-перчатки

7

6. Оборудование класса

мультимедиа аппаратура

1

компьютер

1

музыкальная аппаратура

1

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских  авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Рекомендуемая литература для педагогов

1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

2.Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

3.Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

4.Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001

5.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

6.Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

7.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

8.Понсов А.Д.,  Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.

10.Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

14.Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.,  2001.

Примерный репертуарный перечень для детей.

  1.  Маршак С. «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.
  2. Михалков С. «А что у вас?»
  3. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.
  4. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог»
  5. Чуковский К. «Муха-цокотуха»,  «Телефон»; др. стихи и загадки.
  6.  «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.
  7. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.
  8. Русские народные сказки « Колобок», «Репка», «Теремок», «Каша из топора» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп"

 Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп" предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы,  срок реализации 4 года.   Деятельность творческого объеди...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп знаний

Данная программа позволит расширить знания учащихся по русскому языку и  математике, обобщить полученные знания и применять их в практической ситуации....

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий»

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, учитывая интересы обучающихся, была разработана программа внеурочной деятельности научно-познава...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп классных дел" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп классных дел" 3 класс...

Программа внеурочного курса «Калейдоскоп моих проектов»

Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов» (общекультурное направление)Цель курса: формирование знаний и представлений об окружающем мире на основе овладения навык...