Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья

Клёмина Татьяна Семеновна

Раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребёнке, через урочную и внеурочную деятельность;развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;  повышение эффективности учебной деятельности через развитие творческих способностей;  создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.Для достижения этих целей передо мной стоят задачи: обеспечить внедрение в образовательный процесс педтехнологий, способствующих развитию творчества детей;  раскрывать творческие проявления учеников; создать условия для развития природных задатков учащихся;  развивать творческую активность, инициативу, фантазию, воображение; - воспитывать любовь и уважение к людям и окружающему миру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

Клёминой Татьяны Семеновны,

учителя начальных классов МОУ «СОШ № 8»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Тема «Развитие творческих способностей младших школьников»

 1. Актуальность и перспективность опыта

       В МОУ «СОШ № 8» я пришла работать в 1983г. Работая рядом с талантливыми педагогами Просвирниной Н.А., Аршиновой Н.А., Елфутиной А.Н., впитывала их талант, знания, умения обучать и воспитывать детей творчески и с «огоньком». Осваивая развивающую программу УМК «Школа России», выбрала основное направление  педагогической проблемы, над которой я стала работать – «Развитие творческих способностей младших школьников».

        Вся система сосредоточена на том, чтобы школьники учились активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относится к своей работе и активно пользоваться  разными формами и методами получения  новых знаний. 

       Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

      Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

       В «Концепции модернизации российского образования» чётко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста - эта проблема стала для меня

предметом изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка.

 2. Концептуальность опыта

      Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
      Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, мне необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и  уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

       Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать

и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

      Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

 

3 . Наличие теоретической  базы опыта.

      Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. 

       Хочется сказать, что содержание материала, представленного в УМК «Школа России», позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного процесса.

4. Ведущая педагогическая идея.

       Ведущая педагогическая идея  – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.  Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности.

 

 5. Оптимальность и эффективность средств.

 

       Развиваю творчество следующими путями:

а) применяю в учебном процессе приёмы, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности;

 Например:

     -Закончи чтение рассказа. Выбери отрывок, при чтении которого у тебя появляется возмущение.

     -« Я начну, а ты продолжи…» Проба поэтического пера - одна из любимых страничек наших уроков. На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определённое время должны продолжить начатое. Поэтические неожиданности рождаются незаметно.

Пословицы и поговорки тоже можно вписать в систему организации работы по развитию речевого творчества.

Из копилки пословиц и поговорок, например, предлагаю такие:

Мал золотник, да дорог.

Гроша не стоит, а выглядит рублём.

Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Задания могут быть такими:

   1. Прочитай (по выбору) предложение-пословицу.  Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.

   2.  Отталкиваясь от данного предложения «разверни» свою мысль, в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что пословица является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, сказки, маленького стихотворения, или текста – рассуждения. Так, ты постепенно научишься одно предложение превращать в собственный текст. 

Вот что получилось у Даши из 4 класса.

      Доброе дело и в воде не тонет.

Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить. По- моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела.  Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».

 Особо выделяю творческие самостоятельные работы в парах, коллективно, задания повышенной сложности.

Окружающий мир, 3 класс.

Тема:  Животные - часть природы.

-- Составьте рассказ «Человек и животные».

(Работа в парах)

-- Расскажи о посещении зоопарка, цирка или театра зверей.   Какое животное тебе больше всего понравилось? Почему?

       Я считаю, что обобщающие уроки в форме урока - игры «Интервью корреспонденту журнала «Юный натуралист», урок Пресс- конференция «День Земли». Помогают детям переходить на свободные высказывания своих мыслей, играя, мои ученики  раскрепощаются, развивается их творческий потенциал. Эту форму работы часто использую в своей  практике.   

В качестве итогового задания  по литературному чтению за полугодие или за учебный год предлагаю интересное творческое задание - исследование для всей семьи «Энциклопедия одного слова», «Папа, мама, я – выполняет вся семья!» Крайне важно убедить в полезности и увлекательности такой работы.

Для успешного выполнения задания - исследования предлагается использовать примерный план. Это поможет расположить все собранные материалы в определённой системе. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе: чего - то не найдёшь, не встретишь. Главное – стараться стремиться к поиску нужного материала. Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы: цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, цветную и бархатную бумагу…

По своему желанию выбери из копилки слов, одно.

Родина, человек, солнце, зима, лето, весна, осень, мама, сердце, день, ночь, радость.

                               Схема – план.

1. Слово его лексическое значение.(толковый словарь)

2. История происхождения слова. (этимологический словарь.)

3. Слово и  слова «родственники».

4. Слово и его «друзья- синонимы» (в словаре синонимов.)

5. Слово и его «враги- антонимы» (в словаре антонимов.)

6. Слово во фразеологических оборотах. (во фразеологическом словаре.)

7. Слово и слова - рифмы.

8. Слово в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в легендах и сказках; в русских народных песнях.

9.  Слово в названиях произведений литературы.

10. Слово в названиях газет и журналов, в рекламе.

11. Слово в названиях картин художников.

12. Слово в детском творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки.)

13. Слово в рисунках. (Нарисуй своё слово, можно рисунком проиллюстрировать какой - нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова.)

       Итоговое творческое задание сдаётся за две недели до окончания полугодия или учебного года. Главное по достоинству, по-доброму оценить каждое произведение и совместно сделать выводы, обобщения.

        Будем помнить, что работа по организации детского речевого творчества в начальной школе не терпит одноразовости, суеты, Не будем огорчаться из-за первых трудностей и неудач, которые, несомненно, возникнут на этом пути. Я стараюсь зажечь в ребёнке искру надежды на дальнейшие успехи.                

      Организация индивидуальных занятий творческого характера можно считать следующие: игровые приемы, творческие конкурсы, проблемные творческие задания, коммуникативные задания.

      В основе организации работы над развитием творческих способностей учащихся  применяю деятельностные, групповые, игровые, проблемные, проектные формы и методы обучения. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает творческое мышление, внимание, память.  

      Я убеждена в том, что формировать и активно развивать творческие задатки детей учителю вполне по силам в рамках урока.  Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, делали выводы.   В своей работе  использую нетрадиционные формы уроков, которые  помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка, урок-утренник, уроки творчества, урок-диалог.

      Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.  Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов (Русские поэты о Родине, В день рождения детского поэта. Читаем его стихи,) конкурсы рисунков, (например, «Осень в календаре русской природы».), различные конкурсы поделок, (из природного или бросового материла), конкурсы инсценированной сказки.

      Через национальную культуру и краеведческий материал стремлюсь вызвать у учащихся познавательный интерес к мордовскому фольклору, к творчеству мордовских художников. Не забываю в своей работе рассказать о Заслуженных художниках Мордовии Сычкове Ф.Д. , Дергунове И.А., Рябове В.И. , скульпторе Эрьзи С.Д.

         Я сделала вывод, если использовать всё разнообразие имеющихся методов и приёмов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

 

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

  

          Учащиеся моего класса активно участвуют и побеждают в различных творческих конкурсах: республиканский фестиваль «Таланты и поклонники», городской конкурс стихов «И нет конца есенинскому чуду…», городской конкурс авторских стихотворений «Поздравление любимому театру»,городской конкурс  «Я в мире профессий» номинация «Стихотворение или рассказ о выбранной профессии», городской конкурс «Лучший читатель 2018 года» и др. Они успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни, продолжают активное участие в различных конкурсах, а значит, продолжается начатая в начальной школе работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.

         Данная система качественно меняет отношение учителя к ученику, поднимая его на более высокий уровень сотворчества - идти вперёд  и вести за собой детей. Результаты показывают следующее:

 1. Идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых.

 2. Меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет работу в нужное русло и не даёт отойти от темы урока).

 3. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).

 4. Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний.

 5. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам, выступать с докладами.

 6. Индивидуальная работа занимает большую часть урока.

 7. Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано  

7. Возможность тиражирования.

  

 Описание всех форм и приёмов, уроков с их использованием, фотографий с уроков и мероприятий  размещены на сайтах:

http://nsportal.ru/Klyomina-tatyana-semenovna

http://www.proshkolu.ru/user/klemina/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...