Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
статья (1 класс)

Павлова Анна Сергеевна

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domiki.docx153.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проективный тест ли4ностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методи4еской основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в 4асти высших эмоций социального генеза, ли4ностных предпо4тений и деятельностных ориентаций, 4то делает его особенно ценным с то4ки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, кори4невый, 4ерный. Карандаши должны быть 
    одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.



Исследование лу4ше проводить с группой первоклассников –10-15 4еловек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привле4ь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь у4ителя и его присутствие исклю4ается, так как ре4ь идет об отношении детей к школьной жизни, в том 4исле и к у4ителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листо4ке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите 
задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши 4увства. Я буду называть 4увства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отли4аться и могут быть похожими, а зна4ит, и цвет может быть похожим.

Список слов: 
с4астье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, 4то обозна4ает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наре4ия.

Найдите 
задание №3. В этих домиках мы делаем 4то-то особенное, и жильцы в них – необы4ные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозна4ения домиков:ebr />
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке 4тения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с у4ителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и 4то делает в этом домике. Когда вы закон4ите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и 4то он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевти4еский эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд закан4ивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки на4инается с задания №1. Вы4исляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергети4еский баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его зна4ение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергети4еский показатель интерпретируется следующим образом:

  0 – 0,5 – хрони4еское переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

  0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за с4ет периоди4еского снижения активности. Необходима оптимизация рабо4его ритма, режима труда и отдыха.

  0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отли4ается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затра4енную энергию.

  Свыше 2,0 – перевозбуждение. 4аще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, 4то приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее расс4итывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (342516087) – аутогенная норма – является индикатором психологи4еского благополу4ия. Для рас4ета суммарного отклонения (СО) сна4ала вы4исляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные вели4ины, без у4ета знака) суммируются. Зна4ение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только 4етным. Зна4ение СО отражает устой4ивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. 4исловые зна4ения СО интерпретируются следующим образом:

  Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

  10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и пе4алиться, поводов для беспокойства нет.

  Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, с4астлив, настроен оптимисти4но.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные 4увства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – кори4невым и 4ерным. Слабая или недостато4ная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках ли4ностных отношений:

С4астье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок ли4ностного роста,
Дружба – ссора – блок межли4ностного взаимодействия, 
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

При нали4ии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей 4асто наблюдается недостато4ная дифференциация социальных эмоций – например, и с4астье и ссора могут быть обозна4ены одним и тем же красным цветом. В этом слу4ае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного 4увства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, у4ителю и одноклассникам. Понятно, 4то при нали4ии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики кори4невым или 4ерным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозна4ил одинаковым цветом. Например, школа-с4астье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепо4ки ассоциаций достато4но прозра4ны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  • с положительным отношением к школе
  • с амбивалентным отношением
  • с негативным отношением


Таким образом, на основе полу4енных данных можно достато4но обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

  первоклассников с недостато4ным уровнем адаптации

  первоклассников с 4асти4ной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить при4ины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и у4ителя.

Вторая группа – первоклассники с 4асти4ной адаптацией – 4аще нуждается в краткосро4ной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса у4ителя и родителей дают достато4но информации для такой работы. При4инами неполной адаптации 4асто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений у4ителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако за4астую это происходит за с4ет физи4еского и психологи4еского здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и у4ителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологи4еского неблагополу4ия.

Бланк ответов к тесту «Домики»

Тест "ДОМИКИ" для 1 класса по адаптации

Фамилия, имя:_________________________________________________________________

Класс:________________                                           Дата:_________________

Задание 1

      1                 2                  3              4                5         6               7                8            9                10

Задание 2

      1                 2                  3              4                5         6               7                8            9                10

Фамилия, имя:_________________________________________________________________

Класс:________________                                           Дата:_________________

Задание 1

      1                 2                  3              4                5         6               7                8            9                10

Задание 2

      1                 2                  3              4                5         6               7                8            9                10

Фамилия, имя:_________________________________________________________________

Класс:________________                                           Дата:_________________

Задание 1

      1                 2                  3              4                5         6               7                8            9                10

Задание 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская ценностных ориентаций "Дружбой дорожить умейте"

Целью данной работы является формирование условий для создания сплоченного коллектива....

Презентация к родительскому собранию для начальной школы "Духовно-ценностная ориентация обучающихся"

Презентация "Духовно-нравственная ориентация обучающихся" предназначена для проведения родительского собрания в начальной школе. Данная тема выбрана в связи  с введением в действие ФГОС начальног...

Ценностные ориентации младшего школьника

Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"...

Внеклассное проектное мероприятие. Мастерская ценностных ориентаций «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»

Мастерская ценностных ориентаций  «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»...

Формирование ценностных ориентаций в современной педагогике

Анализ периодической печати, тематических телепрограмм показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. П...

Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающи...

Классный час по формированию нравственно–ценностных ориентаций учащихся на тему "Дружба – это…"

Данная работа формирует  у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивает способности в коллективной деятельности, воспитывая качества, необхо...