Ценностные ориентации младшего школьника
презентация к уроку на тему

Калмыкова Валентина Николаевна

Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности ценностных ориентаций младших школьников Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра психологии образования Калмыкова Валентина Николаевна магистерская диссертация Москва, 2012

Слайд 2

Проблема исследования : каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования : ценностно –смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования : особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования : выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.

Слайд 3

Гипотеза исследования: В структуре ценностей младших школьников произошли существенные изменения: наибольший вес приобрели ценности собственного успеха и благополучия. Нравственные ценности: дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм в иерархии ценностей младших школьников имеют меньшую значимость .

Слайд 4

Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого-педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.

Слайд 5

Методы исследования: Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью и гр ы соревновательного типа . Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы .

Слайд 6

Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.

Слайд 7

Существующие методики: Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила , Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта

Слайд 8

1.Т естировани е учащихся Проводилось с целью выяв ления ведущи х , доминирующи х мотив ов в мотивационной сфере учащихся . Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы .

Слайд 9

Диаграмма распределения доминирующих мотивов:

Слайд 10

Выводы по методике: Значимыми в мотивации младшего школьника являются узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.

Слайд 11

2. Анкетирование учащихся Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные о бщечеловеческие материальные

Слайд 12

График результатов ранжирования предпочтений:

Слайд 13

Выводы по методике: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

Слайд 14

3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.

Слайд 15

Распределение выбора действия учащихся: Тур № 1 Тур № 2

Слайд 16

Выводы по методике: Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.

Слайд 17

4. Опросник для учащихся Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.

Слайд 18

Распределение показателей воспитанности испытуемых:

Слайд 19

Выводы по методике: У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.

Слайд 20

Обобщение результатов исследования: Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.

Слайд 21

Рекомендации: Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам , на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.

Слайд 22

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности ценностных ориентаций младших школьников Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра психологии образования Калмыкова Валентина Николаевна магистерская диссертация Москва, 2012

Слайд 2

Проблема исследования : каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования : ценностно –смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования : особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования : выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.

Слайд 3

Гипотеза исследования: В структуре ценностей младших школьников произошли существенные изменения: наибольший вес приобрели ценности собственного успеха и благополучия. Нравственные ценности: дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм в иерархии ценностей младших школьников имеют меньшую значимость .

Слайд 4

Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого-педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.

Слайд 5

Методы исследования: Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью и гр ы соревновательного типа . Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы .

Слайд 6

Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.

Слайд 7

Существующие методики: Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила , Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта

Слайд 8

1.Т естировани е учащихся Проводилось с целью выяв ления ведущи х , доминирующи х мотив ов в мотивационной сфере учащихся . Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы .

Слайд 9

Диаграмма распределения доминирующих мотивов:

Слайд 10

Выводы по методике: Значимыми в мотивации младшего школьника являются узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.

Слайд 11

2. Анкетирование учащихся Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные о бщечеловеческие материальные

Слайд 12

График результатов ранжирования предпочтений:

Слайд 13

Выводы по методике: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

Слайд 14

3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.

Слайд 15

Распределение выбора действия учащихся: Тур № 1 Тур № 2

Слайд 16

Выводы по методике: Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.

Слайд 17

4. Опросник для учащихся Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.

Слайд 18

Распределение показателей воспитанности испытуемых:

Слайд 19

Выводы по методике: У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.

Слайд 20

Обобщение результатов исследования: Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.

Слайд 21

Рекомендации: Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам , на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственной ориентации младших школьников.

Игры и упражнения для развития пространсвенной ориентации в первом классе....

«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»

Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....

Мониторинговое исследование "Формирование системы ценностных ориентаций младших школьников".

Младший школьный возраст,  это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает раз...

Формирование ценностных ориентаций младшего школьника

Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей....