Формирование ценностных ориентаций младшего школьника
статья

Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tsennostnyh_orientatsiy_mladshego_shkolnika.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностных ориентаций младшего школьника

Объектом педагогики воспитания является ребёнок как растущий человек, как формируемая личность, как развивающаяся в своей анатомии индивидуальность и как субъект, способный к осознанию себя таковым, проявляющим осознанную волю и осмысленное отношение [17].

В настоящее время образование направлено на передачу обучающимся не только знаний по определенному списку учебных дисциплин, но и на формирование нравственных качеств, которые в дальнейшем формируют мотив деятельности. Такой принцип позволяет осуществлять передачу как интеллектуальных, так и духовно-нравственных ценностей от старого поколения к новому [8, с. 117].

Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек как "мера всех вещей". Человек — это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении — это гуманистический, личностно ориентированный процесс [3].

Начальную школу принято считать одним из важнейших и особенных этапов в жизни ребёнка. Именно начальное обучение формирует у детей коренные изменения в их социальном развитии. На данном этапе он получает роль «общественного» субъекта, который в свою очередь обязуется выполнять социально значимые обязанности, получая за них общественную оценку. Также необходимо отметить связь младшего школьного возраста с окружающей средой, формирование нового типа отношений с людьми.

Начало учебной деятельности (на первых стадиях игровая деятельность сохраняется) носит у детей в возрасте 6–12 лет общественный характер, занимая социальную роль по своему содержанию, то есть расширяя сферы взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью, формируя потребность в общении, познании, признании и самовыражении в социуме.  

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности - умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон [3].

Основной деятельностью первоклассников считается обучение, которое направлено на формирование психических новообразований. Ему характерна результативность, выполнение обязательств и произвольность.  

Данный этап Л. С. Выготский рассматривал как освоение новой социальной роли ученика, которая определяет перспективы его интеллектуального и личностного роста. У ребёнка формируется умение учиться и поддерживать взаимоотношения с учителями и сверстниками.  

Особыми признаками, определяющими ребёнка младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет) от других возрастов являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать самостоятельно.

На основе этого учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Она позволяет выявить важнейшие изменения, которые происходят в формировании психики детей. Эти изменения отражают наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и определяются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Также данный этап рассматривает развитие младшего школьника от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Так как данный возраст связан с доверчивым подчинением авторитету, повышенной восприимчивостью, впечатлительностью - факты, события, детали производят на него сильное впечатление.  

Период 6–8 лет - один из самых трудных периодов жизни детей. К ребёнку приходит осознание своего места в системе отношений со взрослым, проявляющих ограничительный характер, и является базой, на которой формируются стремления к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Это позволяет ребёнку понять на его доступных примерах, что не все действия, выполняемые в окружающей среде ему подвластны.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении, которое характеризуется учетом интересов другого человека. Данный вид поведения является значительно важным в формировании и развитии личности ребёнка. Его новые деловые отношения способствуют развитию сопереживания как по отношению к другим, так и к себе. Это связано с потребностью сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением.

Происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению явлений жизни. Пассивная исполнительность воли взрослого переходит на новый этап - сотрудничества взрослого и ребёнка; Единая программа обучения детей осуществляет переход на индивидуальную образовательную траекторию. Это обусловлено сменой ценностных ориентиров образования в нашей стране.

Основным критерием, который демонстрирует отношение человека к окружающему миру, являются ценностные ориентиры. Они отражают взаимоотношения людей в обществе, координируют интересы людей, формируют и направляют поведенческую деятельность каждого человека, этим самым закладывая основу формирования личности в обществе и жизни.

Формирование ценностных ориентаций основывается на нормах, принятых в социуме. Ценности играют роль в формировании человека, но как было доказано, это проявляется в меньшей степени, так как побудителями и направляющими сторонами поведения являются мотивы. В отличии от мотивов ценности чётко осознаются и принимаются человеком. Детский возраст связывают со становлением ценностных ориентаций, с заложением начального фундамента. Он возникает при наличии процесса воспитания, который направлен на регулирование воздействий внешних влияний на личность. На основе этого ценностные ориентации являются объектом целенаправленного формирования.

Младший школьный возраст считают достаточно сенситивным для формирования ценностных ориентаций. Этот период развития школьника рассматривают как основу формирования психических процессов и новообразований, таких как теоретическое мышление, способность оперировать отвлечёнными понятиями, внутренний план действий и др.

Младший школьник переживает существенно важный этап развития мотивов поведения, которые отражают качество личности любого ученика. Одним из наиболее распространённых мотивов нравственного отношения являются идеалы [9, с. 57–68]. В. С. Мухина считает, что ребёнок способен приспособиться к предлагаемой ситуации. «Потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности» [12].

В настоящее время учитель, с целевым направлением деятельности на формирование ситуации, важной для приобретения жизненного опыта, является одним из важнейших требований к учителю начальных классов. Также показателем исполнения данного требования является оказание помощи ребёнку, педагогической поддержки по отношению к нему.

Если учитель способен принять личные качества ребёнка как данное ему, помочь в осуществлении внутреннего роста, верить в умения и способности каждого своего воспитанника, проявлять сопереживание и уважительно относиться к нему, терпеть невзгоды и негативное отношение ребёнка к чему-либо, то дети будут с любовью относиться к себе, ценить свои способности и оценивать нравственные качества, сформированные к этому периоду. Такое воспитание ребёнка формирует положительное отношение к людям, окружающим его. Резюмируя, можно сказать, что при формировании нравственных ценностных ориентаций особенную роль играет позиция учителя начальных классов, деятельность которого направлена, прежде всего, на знакомство школьника с общечеловеческими ценностями, а также отработку полученных знаний в действительности.

Важно отметить тот факт, что не только человеческий фактор влияет на формирование у младших школьников нравственных ценностей. Успешность рассматриваемого процесса обеспечивает учёт нравственного содержания образования, который является одним из составляющих условий. Образование способно проектировать необходимый тип сознания и мышления ученика. Одной из его важнейших задач является формирование мировоззрения, системы ценностей, которая включает в себя гражданскую позицию, отношение ребёнка к миру, осознание своего места в нем.

Младший школьный возраст характеризует ребёнка как человека, который овладел и активно использует в своей деятельности навивки эффективного общения. Этот период связан с формированием дружеских отношений к людям и развитием взаимоотношений между ними. Приобретение таких навыков общения является социально значимым и важнейшим условием развития на данном этапе школьника.  

На формирование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста влияют факторы как объективные, так и субъективные. К первой группе относится материально-техническая база учреждения, предоставляемого образование, события, происходящие вокруг личности; к субъективным факторам относятся сформированные ранее психофизические особенности ребёнка, совокупность их свойств и мотивов.

Педагоги рассматривают процесс воспитания у школьников качеств личности, как организацию процессов восприятия и применения существующих в обществе ценностей.

Каждому ребенку требуется наставник, который направит его процесс становления личности в здоровых условиях. В итоге мы получим полноценно сформированную личность. Таким наставников должен стать взрослый человек, чья личность уже сформирована. Подтвердим наши слова цитатой:

«собственно человеческое в человеке это всегда Другой человек» [15, с. 91–101].

С. Ю. Шалова считает, что ценность может быть наполнена разным содержанием, так как оно будет индивидуально для каждого человека. Проявление заметно в том, что любая взятая личность имеет свои взгляды на одни и те же явления, события, предметы, обладает отличительными рациональными и эмоциональными компонентами. Также и способы выражения ценностного отношения носят разный характер: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления до неосознанного выбора, который был сделан без его осознания.  

В литературных источниках, посвящённых рассматриваемой теме, даётся характеристика трёх фаз формирования ценностных ориентаций:

  1. Первая фаза включает в себя познание, которому характерно знакомство личности с миром ценностей и ценностных отношений;
  2. Вторая фаза направляет мыслительную деятельность человека на переосмысление ценностей, формирование собственного «я»;
  3. Третьей фазе характерно создание собственной шкалы ценностей, а также совокупность ценностных ориентаций и выбор позиции личности по отношению к реальной действительности.

Первая ступень формирования личностных ориентаций проходит в период младшего школьного возраста. М. Н. Аплетаев отводит важную роль деятельности учения, посредством которой заметен скачок между двумя видами познания: ситуативным и научным. Младший школьник начинает, во-первых, расширять, а во-вторых, систематизировать и углублять имеющиеся знания. Учебная деятельность младших школьников в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.  

Когда ребенок поступает в школу, в первую очередь меняются его отношения с другими людьми. У первоклассника появляется учитель, с которым происходит общение не просто как ребенок-взрослый, а как ученик-учитель. Ученик проявляет больший интерес в этом периоде к учителю, чем к своим одноклассникам. Учитель пользуется высоким авторитетом.

Через пару лет подобная ситуация изменяется. Постепенно общение с другими учениками затмевает значимость учителя. Такой интерес в дальнейшем лишь увеличивается. Почему так происходит? Общение приобретает новые мотивы (интересы), меняются темы разговоров. Можно сказать, что в этом периоде закладывается внутренняя позиция младшего школьника, таким образом, он поднимается на новую ступень самосознания. Внутренняя позиция закладывается, когда ребенок начинает осознанно относиться к самому себе, к своему окружению, событиям и делам. О том, то внутренняя позиция сформирована можно говорить тогда, когда младший школьник придерживается или старается придерживаться сформированной внутренне системе нравственных норм [11].

С самого рождения ребенок видит и запоминает ценностные ориентации окружающих и на основе их создаются его собственные, которые затем формируют жизненный опыт и дают в дальнейшем руководство к действиям. В. Я. Ядов считает, что базой ценностных ориентаций личности является некая система ценностей, которая формируется в процессе ознакомления индивида с окружающим миром. Придерживаясь этой позиции, можно считать, что становление ценностных ориентаций означает понимание, осознание, принятие и впитывание тех ценностей, которые уже существуют в обществе.

Видима прочная связь у ценностных ориентаций личности и её позиции. Ход становления активной в социуме позиции реализуется в сложной среде взаимоотношений, обладающих конкретным ранжированием в своих характеристиках по содержанию, при урегулированной структуре установок и мотивов, их целевой и ценностной направленности [7, с. 43–65].

Позиция является субъективным образованием, находит свою реализацию в оценке и самооценке, анализе и самоанализе. Стабильность позиции формируется в ходе усвоения некоторых принципов и взглядов на окружающую действительность, норм поведения нравственности, дублирующих норм, ценные в обществе.

Вопрос приоритета ценностных ориентаций в жизни и политике государства стоит ныне весьма остро. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы.

Формирование ценностных ориентаций школьников имеет три важнейших аспекта:

  • формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества;
  • формирование у школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов;
  • формирование у школьников социально ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности, осуществляемых школой.

Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций.

По словам Н. А. Асташова, подробный цикличный процесс формирования ценностных ориентаций школьников включает такие этапы, как:

  • пояснение ценностей обучающемуся;
  • осознание ценностных ориентаций личностью;
  • осознание ценностной ориентации;
  • применение ценностных ориентаций в деятельности и поведении;
  • закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть в своего рода потенциальное состояние;
  • актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности педагога или родителя [5].

 Итак, пояснение ценностей воспитаннику может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основными лицами, которые знакомят с ценностями, должны быть учителя и родители, внутренний мир которых, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом.

Осознание ценностей начинается сразу же при их предъявлении и осуществляется постепенно, включая в себя постижение ценностных ориентаций, действий на их основе, способов осуществления действий и возможные результаты. Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности. Ценностные ориентации уже на этом этапе получают свойства осознанности и направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности.

Желательно направлять внимание на закрепление ценностных ориентаций. Для закрепления ценностной ориентации в качестве свойства личности, школьнику требуется на постоянной основе прорабатывать и суть, и смысл данной ценностной ориентации, постоянно, вариативно применять ее в деятельности и поведении.

Дети младшего школьного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Цель данной работы - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной работы взрослого и ребёнка.

Т. Н. Мальковская занимается исследованием теоретических основ становления ценностных ориентаций, в большей степени социальных, обозначает главные формы, оказывающие влияние на ход действий: социальные ценности общества, школы, семьи, ближайшего окружения. Автор пишет об положительных результатах формирования ценностных ориентаций в зависимости от степени активности позиции учащегося, то есть его возможности с помощью воли принимать осознанное решение и реализовывать его в жизнь. Школа берет на себя обязанность становления этой позиции [13].

И. В. Дубровина и Б. С. Круглов в своих статьях объединяют ценностные ориентации с интересами. Они считают, что у детей младшего школьного возраста интересы недостаточно дифференцированы, осмыслены и сосредоточены на учебной деятельности. Однообразие интересов приводит к обеднению ценностных ориентаций [6].

Нормальные, простые и важные ценности жизни сообразны природе индивида, они прагматичны, потому что только они обеспечивают все связи этноса в биоценозе, задают нормальное течение жизнедеятельности во всех её проявлениях и отношениях.  

Ценности порядочности в общении, честности в любых делах и отношениях, соблюдения законности, уважения к личностям и нормам социального существования, лояльности, долга, соблюдения законности, солидарности, справедливости, социальной ответственности, сопереживания, помощи, дружбы - без таких ценностей, по мнению А. А. Зиновьева, общество становится слишком неустойчивой, морально низкой, застойной общностью, опасной не только для здоровья, но и для продолжения жизни в детях [3].

Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций должен представлять собой систему личностно-ориентированных ситуаций, ставящих младшего школьника в условия значимого выбора и самоопределения в аксиологическом мире и включающих его в специально организованную ценностно-ориентационную деятельность, обеспечивающую развитие субъектных действий учащихся. И так как авторитет учителя является для учеников в начальных классах школы очень высоким и интерес к нему выше, чем к своим сверстникам, то это необходимо использовать для развития положительных установок - ценностей, так как впереди трудный подростковый период.  

Следовательно, школа, как важнейший социальный институт воспитания, имеет весьма высокий потенциал для формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе организации учебно-воспитательного процесса. Школа обладает широкими возможностями для создания таких условий, где ребенок постигнет важность гуманистических основ современного общества и научится нести ответственность за сохранение моральных ценностей [14].

Литература:

  1. Аплетаев М. Н. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности: методология и теория: избранные педагогические труды: в 3 т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. Т. 1. 380 с.
  2. Асташова Н. А. «Учитель. Проблема выбора и формирование ценностей», "МПСИ, МОДЭК" (2000), 272 стр.
  3. Барабанщиков, В. А. Экспериментальная психология. В 2 т. / В. А. Барабанщиков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – Т. 2. – 493 с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
  5. Гамезо, М. В., Петрова, Е. А., Орлова, Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М.
  6. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000 - С. 256–269.
  7. Горькая, Ж. В.  Психология ценностей / Ж. В. Горькая - М. Самара: Самарский университет, 2014. - 92 с.
  8. Ибрагимова, Л. А. Поликультурное образование в многонациональном обществе / Л. А. Ибрагимова - М.: Редакционноиздательский центр, 2006. - 210 с.
  9. Исаев, И. Ф. Школа как педагогическая система: основы управления / И. Ф. Исаев - М. Белгород: 1997. - 142 с.
  10. Мальковская, Т. Н Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников / Т. Н. Мальковская - М.: Просвещение, 1987.  - 188 с.
  11. Методика «Попроси волшебника» для выявления ценностных ориентаций младших школьников. - URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2016/15/soderzhanie-tsennostnykhorientatsij.pdf.
  12. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой. - URL: https://studfiles.net/preview/4616090/page:6/
  13. Новиков, Д. В. Ценностные ориентации в нравственном воспитании младших школьников / Д. В. Новиков // Система ценностей современного общества. - 2014. - №37. - С. 114–120.
  14. Рахковская, Е.М. Психологические особенности влияния семьи на развитие ценностных ориентаций подростка: автореф. дис. канд псих. наук / Е. М. Рахковская - М.: МГУ, 1995. - 20 с.
  15. Товпинец, И. П. Характеристика ценностных ориентаций младших школьников/ И. П. Товпинец // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: сб. научных трудов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина. - 1986.  - С. 91–101.
  16. Шалова С. Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 204–207.
  17. Шафранская, К. Д., Суханова, Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности / К. Д. Шафранская, Т. Г. Суханова // Личность и деятельность. - 1982. - С. 108–115.
  18. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / А. А. Ядов. - Ленинград.: Наука, 1979.  - 217 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные ориентации младшего школьника

Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"...

Выступление на ШМО по теме: "Формирование ценностного отношения младших школьников к миру живой природы через реализацию программы внеурочной деятельности «Мы-твои друзья""

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с эти...

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...

Мониторинговое исследование "Формирование системы ценностных ориентаций младших школьников".

Младший школьный возраст,  это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает раз...