Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Куделина Ольга Ивановна

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

«Пошехонская школа – интернат»

Рассмотрена                            Согласована                                          Утверждена

на МО учителей                      зам. директора по УР                            приказом по школе

№ 1 от ___________               ______________                                    №____от_____________    

руководитель МО                   Чистова Э.В.                                          директор школы                  

________________                                                                                ______________                                        

  Яблокова С.Н.                                                                                         Лужина С.А.                                                                                    

                                                                     

Адаптированная рабочая программа

по курсу

«Сенсорное развитие»

2 класс

на 2018-2019 уч. год

                                                            составлена учителем  Куделиной  Ольгой Ивановной

        

Пошехонье  2018 год

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся  второго класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

По  данной программе будут обучаться дети с глубокой умственной отсталостью в количестве трех человек. Они уже обучались в школе и программа предназначена для их дальнейшего развития.

 Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:

Первое направление  формирование знаний сенсорных эталонов. Второе направление  обучение использованию специальных

действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. «Развитие зрительного восприятия»
  2. «Развитие слухового восприятия»
  3. «Развитие кинестетического и кинетического восприятия»

  1.  «Развитие восприятия запаха»
  2. «Развитие восприятия  вкуса»

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения,        но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа  проводится  в групповой форме.     Количество часов, предусмотренных учебным планом –  33 часа в учебном году (1 час  в неделю).

                Планируемые результаты освоения программы по сенсорному развитию:

  • Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

    −Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.

  • Знание основных цветов радуги.

 Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

     -  Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

  • Умение составлять предмет из 4—6 частей.

  • Способность различать речевые и неречевые звуки.
  • Умение соотносить звук с его источником.
  • Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Знание частей суток и названий дней недели.

  • Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

  • Способность узнавать продукт по вкусу.
  • Способность различать объект по запаху.

  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).

  • Способность согласовывать свои действия и движения.
  • Способность опосредовать свою деятельность речью.

 

 


Содержание программы

Раздел 1. Развитие зрительного восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация взгляда на лице человека;
  • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;

  • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

  • узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;
  • сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация внимания на форме предмета;
  • фиксация внимания на цвете предмета;
  • фиксация внимания на величине предмета;

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький);

-различение объектов по цвету (основные цвета радуги);

Раздел 2. Развитие слухового восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

  • прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

-локализация неподвижного удаленного источника звука.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение объектов, одинаковых по звучанию; -различение речевых и неречевых звуков.

Раздел 3. Развитие кинестетического и кинетического восприятия Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых

ощущений ребенка, стимуляцию активности:

-адекватная        эмоционально-двигательная        реакция        на        прикосновения

человека;

-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по

температуре, фактуре, вязкости;

-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-адекватная реакция на давление на поверхность тела;

-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),

-адекватная реакция на положение частей тела.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

-согласованность действий и движений разных частей тела; -целенаправленность и выразительность движений.

             Раздел 4.  Восприятие  вкуса

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

 

-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий - узнавание продукта по вкусу;

-различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

          Раздел 5.  Восприятие запаха  

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- адекватная реакция на запахи

- различение объектов по запаху


Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
  2. Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
  3. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
  4. Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
  5. Выткалова Л. А., Краюшкина П. В.  «Развитие пространственных представлений у младших школьников» -  Издательство «Учитель», 2009 год.
  6. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»  - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
  7. Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
  9. Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.


Аннотация к рабочей программе по курсу

«Сенсорное развитие »

 во 2 классе  

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.

2. Цель изучения дисциплины

Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности,         развитие умений и навыков ручной деятельности.

3. Структура дисциплины

    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Тактильно - двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

4. Основные образовательные технологии

- практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);

- Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие аналитико-   синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);

- Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);

- Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)

5.  Предметными результатами изучения курса « Сенсорное развитие»  являютс:

Учащиеся должны знать:

- основные цвета и оттенки цветов;

- набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар);

- параметры величины (размер, высота, длина, ширина);

- температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);

- вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);

- барические ощущений (ощущение тяжести от разных предметов);

- понятия: близко, ближе, далеко, дальше:

- порядок месяцев в году;

 Обучающиеся должны уметь:

- точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2-3 звеньев;

- согласовывать (координировать) действия руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;

- рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;

- определять на ощупь и называть:

- объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые);

- формы плоскостных предметов по контуру;

- сравнивать и обозначать словами:

- два три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);

- три предмета по весу (тяжелый, средний, легкий);

- составлять:

- целое из частей на разрезном наглядном материале (три четыре детали с разрезами по диагонали);

- различать:

- цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;

- наложение изображения ( 3-4 изображения);

- температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словами температурные ощущения;

- вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);

- речевые и неречевые звуки;

- мелодии по характеру (веселая, грустная);

- конструировать предметы из геометрических фигур (3-4 детали);

- находить различия двух сходных сюжетных картинок;

- определять:

- отличительные и общие признаки двух предметов;

 6. Общая трудоемкость дисциплины:

     Программа рассчитана  на 33 часов в год, 1 часа в  неделю.

7. Форма контроля: тесты, опросники,  практические, индивидуальные работы.

8. Составитель: Куделина О.И.


РАСКЛАДКА ЧАСОВ

Наименование разделов и тем

        

Количество часов

Практические работы

Экскурсия

Зрительное восприятие

16

1

Слуховое восприятие

4

Кинестетическое  и кинетическое развитие

6

Восприятие запахов

3

1

Восприятие вкуса

4

Итого

33


№ п/п№ п/п

Наименование разделов и тем

        

Вид деятельности

Информационное обеспечение,

оборудование

Дата

I

Зрительное восприятие

16

1.

Фиксация взгляда на лице человека

1

2.

Знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим.

1

Рассматривание картинок, муляжей

С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

Цветные карандаши

3.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева. Закрепление знаний о жёлтом цвете «Солнышко - желтое»

1

Рассматривание картинок, муляжей

С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

Цветные карандаши

4.

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенном  предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад). Закрепление знаний о красном «Яблоко – красное», «Красная шапочка»

1

Рассматривание картинок, муляжей

С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

Цветные карандаши

5.

Прослеживание взглядом за движущимся удаленном  объектом. Закрепление знаний о синем цвете: чашка, платье синее

1

Рассматривание картинок, муляжей

С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

Цветные карандаши

6.

Ориентировка в цвете на уровне сличение. Лото «Цвет»

1

Сличение предметов с образцами

Лото «Цвет»

7.

Собери разрезную картинку из 2-3 частей

1

Работа с раздаточным материалом

Игра «Разрезные картинки»

8.

Лото (узнавание предметов по картинке)

1

Работа с раздаточным материалом

Игра «Лото»

9.

Нахождение двух одинаковых предметов-картинок

1

Работа с предметными картинками

Игра «Парные изображения»

10.

Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник)

1

Работа с геометрическими фигурами

Игра «Обведи фигуру», трафареты

11.

Закрепление знаний о круге

1

Работа с геометрическими фигурами

Игра «Геометрическое лото»

12.

Закрепление знаний о треугольнике

1

Практическая работа «Конструирование елочки из треугольников»

Набор треугольников разного размера

13.

Закрепление знаний о квадрате

1

Рассматривание предметов различных по форме

Игра «Найди форму в предмете»

14.

Игра «Угадай чего не стало»

1

Запоминание расположения предметов

Предметные картинки, игрушки

15.

Игра «Чья тень».  Найди тень жирафа, неваляшки…

1

Рассматривание картинок

Предметные картинки

16.

Игра «Найди свою игрушку»

1

Запоминание расположения предметов

Игрушки

II

Слуховое восприятие

4

1.

Различение речевых и неречевых звуков

1

Различение звукоподражаний

Игра «Кто как кричит», «Зоопарк»

2.

Нахождение объектов одинаковых по звучанию

1

Различение звуков

Игра «Найди пару»

3.

Различение речевых звуков

1

Узнавание речевых звуков

Игра «Чей голосок»

4.

Различение неречевых звуков

1

Узнавание неречевых звуков

Игра «Какой звучит инструмент»

 III.

Кинестетическое  и кинетическое развитие

6

1.

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений

1

Выполнение упражнений по заданию педагога

Игра «Море волнуется раз», «Зеркало»

2.

Адекватная реакция на положение частей тела

1

Имитация повадок зверей

Игра «Волшебные превращения», «Аист, журавль, лягушка»

3.

Играем с предметами

1

Обследование предметов

Игра «Прикрепи прищепки», «Подбери крышку»

4.

Развитие тактильного восприятия

1

Обследование предметов

Игра «Чудесный мешочек»

5.

Адекватная реакция на соприкосновение тела с различными видами поверхностей

1

Тактильное различение свойств предметов

Игра «Холодно-тепло-горячо», емкости с водой

6.

Играем с предметами

1

Тактильное различение свойств предметов

Игра «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу», емкости с крупой

IV

Восприятие запахов

3

1.

Узнай по запаху (яблоко, апельсин, лимон)

1

Обследование предметов на запах

Натуральные предметы

2.

«Что готовим?»

1

Обследование продуктов на запах, экскурсия в столовую

Натуральные продукты

3.

Узнай по запаху (туалетное мыло, духи, хвоя)

1

Обследование предметов на запах

Натуральные предметы

V

Восприятие вкуса

4

1.

Знакомство со вкусном – сладкий

1

Обследование на вкус

Игра «Узнай по вкусу»

2.

Знакомство со вкусном – соленый

1

Обследование на вкус

Игра «Узнай по вкусу»

3.

Знакомство со вкусном – кислый

1

Обследование на вкус

Игра «Узнай по вкусу»

4.

Знакомство со вкусном – горький

1

Обследование на вкус

Игра «Узнай по вкусу»