Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс
    рабочая программа (2 класс)

    Куделина Ольга Ивановна

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

    «Пошехонская школа – интернат»

    Рассмотрена                            Согласована                                          Утверждена

    на МО учителей                      зам. директора по УР                            приказом по школе

    № 1 от ___________               ______________                                    №____от_____________    

    руководитель МО                   Чистова Э.В.                                          директор школы                  

    ________________                                                                                ______________                                        

      Яблокова С.Н.                                                                                         Лужина С.А.                                                                                    

                                                                         

    Адаптированная рабочая программа

    по курсу

    «Сенсорное развитие»

    2 класс

    на 2018-2019 уч. год

                                                                составлена учителем  Куделиной  Ольгой Ивановной

            

    Пошехонье  2018 год

    Пояснительная записка

    Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся  второго класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

    • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;

    • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

    По  данной программе будут обучаться дети с глубокой умственной отсталостью в количестве трех человек. Они уже обучались в школе и программа предназначена для их дальнейшего развития.

     Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

    Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

    Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:

    Первое направление  формирование знаний сенсорных эталонов. Второе направление  обучение использованию специальных

    действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.

    Рабочая программа включает следующие разделы:

    1. «Развитие зрительного восприятия»
    2. «Развитие слухового восприятия»
    3. «Развитие кинестетического и кинетического восприятия»

    1.  «Развитие восприятия запаха»
    2. «Развитие восприятия  вкуса»

    Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения,        но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


    Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.

    Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа  проводится  в групповой форме.     Количество часов, предусмотренных учебным планом –  33 часа в учебном году (1 час  в неделю).

                    Планируемые результаты освоения программы по сенсорному развитию:

    • Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

        −Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.

    • Знание основных цветов радуги.

     Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

         -  Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

    • Умение составлять предмет из 4—6 частей.

    • Способность различать речевые и неречевые звуки.
    • Умение соотносить звук с его источником.
    • Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
    • Знание частей суток и названий дней недели.

    • Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

    • Способность узнавать продукт по вкусу.
    • Способность различать объект по запаху.

    • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).

    • Способность согласовывать свои действия и движения.
    • Способность опосредовать свою деятельность речью.

     

     


    Содержание программы

    Раздел 1. Развитие зрительного восприятия

    Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

    • фиксация взгляда на лице человека;
    • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;

    • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

    -прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

    -прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

    • узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;
    • сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.

    Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

    • фиксация внимания на форме предмета;
    • фиксация внимания на цвете предмета;
    • фиксация внимания на величине предмета;

    Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

    -различение объектов по форме (круглый, квадратный);

    -различение объектов по величине (большой, маленький);

    -различение объектов по цвету (основные цвета радуги);

    Раздел 2. Развитие слухового восприятия

    Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

    • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

    • прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

    -локализация неподвижного удаленного источника звука.

    Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

    -соотнесение звука с его источником;

    -нахождение объектов, одинаковых по звучанию; -различение речевых и неречевых звуков.

    Раздел 3. Развитие кинестетического и кинетического восприятия Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых

    ощущений ребенка, стимуляцию активности:

    -адекватная        эмоционально-двигательная        реакция        на        прикосновения

    человека;

    -адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по

    температуре, фактуре, вязкости;

    -адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

    -адекватная реакция на давление на поверхность тела;

    -адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),

    -адекватная реакция на положение частей тела.

    Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

    -различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

    -согласованность действий и движений разных частей тела; -целенаправленность и выразительность движений.

                 Раздел 4.  Восприятие  вкуса

    Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

     

    -адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

    Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий - узнавание продукта по вкусу;

    -различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

              Раздел 5.  Восприятие запаха  

    Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

    - адекватная реакция на запахи

    - различение объектов по запаху


    Ресурсное обеспечение рабочей программы

    1. Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
    2. Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
    3. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
    4. Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
    5. Выткалова Л. А., Краюшкина П. В.  «Развитие пространственных представлений у младших школьников» -  Издательство «Учитель», 2009 год.
    6. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»  - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
    7. Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
    8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
    9. Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.


    Аннотация к рабочей программе по курсу

    «Сенсорное развитие »

     во 2 классе  

    специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

    Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.

    2. Цель изучения дисциплины

    Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности,         развитие умений и навыков ручной деятельности.

    3. Структура дисциплины

        Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Тактильно - двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

    4. Основные образовательные технологии

    - практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);

    - Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие аналитико-   синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);

    - Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);

    - Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)

    5.  Предметными результатами изучения курса « Сенсорное развитие»  являютс:

    Учащиеся должны знать:

    - основные цвета и оттенки цветов;

    - набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар);

    - параметры величины (размер, высота, длина, ширина);

    - температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);

    - вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);

    - барические ощущений (ощущение тяжести от разных предметов);

    - понятия: близко, ближе, далеко, дальше:

    - порядок месяцев в году;

     Обучающиеся должны уметь:

    - точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2-3 звеньев;

    - согласовывать (координировать) действия руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;

    - рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;

    - определять на ощупь и называть:

    - объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые);

    - формы плоскостных предметов по контуру;

    - сравнивать и обозначать словами:

    - два три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);

    - три предмета по весу (тяжелый, средний, легкий);

    - составлять:

    - целое из частей на разрезном наглядном материале (три четыре детали с разрезами по диагонали);

    - различать:

    - цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;

    - наложение изображения ( 3-4 изображения);

    - температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словами температурные ощущения;

    - вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);

    - речевые и неречевые звуки;

    - мелодии по характеру (веселая, грустная);

    - конструировать предметы из геометрических фигур (3-4 детали);

    - находить различия двух сходных сюжетных картинок;

    - определять:

    - отличительные и общие признаки двух предметов;

     6. Общая трудоемкость дисциплины:

         Программа рассчитана  на 33 часов в год, 1 часа в  неделю.

    7. Форма контроля: тесты, опросники,  практические, индивидуальные работы.

    8. Составитель: Куделина О.И.


    РАСКЛАДКА ЧАСОВ

    Наименование разделов и тем

            

    Количество часов

    Практические работы

    Экскурсия

    Зрительное восприятие

    16

    1

    Слуховое восприятие

    4

    Кинестетическое  и кинетическое развитие

    6

    Восприятие запахов

    3

    1

    Восприятие вкуса

    4

    Итого

    33


    № п/п№ п/п

    Наименование разделов и тем

            

    Вид деятельности

    Информационное обеспечение,

    оборудование

    Дата

    I

    Зрительное восприятие

    16

    1.

    Фиксация взгляда на лице человека

    1

    2.

    Знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим.

    1

    Рассматривание картинок, муляжей

    С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

    Цветные карандаши

    3.

    Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева. Закрепление знаний о жёлтом цвете «Солнышко - желтое»

    1

    Рассматривание картинок, муляжей

    С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

    Цветные карандаши

    4.

    Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенном  предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад). Закрепление знаний о красном «Яблоко – красное», «Красная шапочка»

    1

    Рассматривание картинок, муляжей

    С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

    Цветные карандаши

    5.

    Прослеживание взглядом за движущимся удаленном  объектом. Закрепление знаний о синем цвете: чашка, платье синее

    1

    Рассматривание картинок, муляжей

    С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс

    Цветные карандаши

    6.

    Ориентировка в цвете на уровне сличение. Лото «Цвет»

    1

    Сличение предметов с образцами

    Лото «Цвет»

    7.

    Собери разрезную картинку из 2-3 частей

    1

    Работа с раздаточным материалом

    Игра «Разрезные картинки»

    8.

    Лото (узнавание предметов по картинке)

    1

    Работа с раздаточным материалом

    Игра «Лото»

    9.

    Нахождение двух одинаковых предметов-картинок

    1

    Работа с предметными картинками

    Игра «Парные изображения»

    10.

    Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник)

    1

    Работа с геометрическими фигурами

    Игра «Обведи фигуру», трафареты

    11.

    Закрепление знаний о круге

    1

    Работа с геометрическими фигурами

    Игра «Геометрическое лото»

    12.

    Закрепление знаний о треугольнике

    1

    Практическая работа «Конструирование елочки из треугольников»

    Набор треугольников разного размера

    13.

    Закрепление знаний о квадрате

    1

    Рассматривание предметов различных по форме

    Игра «Найди форму в предмете»

    14.

    Игра «Угадай чего не стало»

    1

    Запоминание расположения предметов

    Предметные картинки, игрушки

    15.

    Игра «Чья тень».  Найди тень жирафа, неваляшки…

    1

    Рассматривание картинок

    Предметные картинки

    16.

    Игра «Найди свою игрушку»

    1

    Запоминание расположения предметов

    Игрушки

    II

    Слуховое восприятие

    4

    1.

    Различение речевых и неречевых звуков

    1

    Различение звукоподражаний

    Игра «Кто как кричит», «Зоопарк»

    2.

    Нахождение объектов одинаковых по звучанию

    1

    Различение звуков

    Игра «Найди пару»

    3.

    Различение речевых звуков

    1

    Узнавание речевых звуков

    Игра «Чей голосок»

    4.

    Различение неречевых звуков

    1

    Узнавание неречевых звуков

    Игра «Какой звучит инструмент»

     III.

    Кинестетическое  и кинетическое развитие

    6

    1.

    Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений

    1

    Выполнение упражнений по заданию педагога

    Игра «Море волнуется раз», «Зеркало»

    2.

    Адекватная реакция на положение частей тела

    1

    Имитация повадок зверей

    Игра «Волшебные превращения», «Аист, журавль, лягушка»

    3.

    Играем с предметами

    1

    Обследование предметов

    Игра «Прикрепи прищепки», «Подбери крышку»

    4.

    Развитие тактильного восприятия

    1

    Обследование предметов

    Игра «Чудесный мешочек»

    5.

    Адекватная реакция на соприкосновение тела с различными видами поверхностей

    1

    Тактильное различение свойств предметов

    Игра «Холодно-тепло-горячо», емкости с водой

    6.

    Играем с предметами

    1

    Тактильное различение свойств предметов

    Игра «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу», емкости с крупой

    IV

    Восприятие запахов

    3

    1.

    Узнай по запаху (яблоко, апельсин, лимон)

    1

    Обследование предметов на запах

    Натуральные предметы

    2.

    «Что готовим?»

    1

    Обследование продуктов на запах, экскурсия в столовую

    Натуральные продукты

    3.

    Узнай по запаху (туалетное мыло, духи, хвоя)

    1

    Обследование предметов на запах

    Натуральные предметы

    V

    Восприятие вкуса

    4

    1.

    Знакомство со вкусном – сладкий

    1

    Обследование на вкус

    Игра «Узнай по вкусу»

    2.

    Знакомство со вкусном – соленый

    1

    Обследование на вкус

    Игра «Узнай по вкусу»

    3.

    Знакомство со вкусном – кислый

    1

    Обследование на вкус

    Игра «Узнай по вкусу»

    4.

    Знакомство со вкусном – горький

    1

    Обследование на вкус

    Игра «Узнай по вкусу»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабоча программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 2 класс, II вариант...

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 3 класс

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 класс

    В результате изучения курса  «Изобразительное искусство»  дети получат навыки работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), учатся находить в...

    Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)

    Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...