Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
    рабочая программа (1 класс)

    Куделина Ольга Ивановна

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

    «Пошехонская школа – интернат»

    Рассмотрена                            Согласована                                          Утверждена

    на МО учителей                      зам. директора по УР                            приказом по школе

    № 1 от ___________               ______________                                    №____от_____________    

    руководитель МО                   Чистова Э.В.                                          директор школы                  

    ________________                                                                                ______________                                        

      Яблокова С.Н.                                                                                         Лужина С.А.                                                                                    

                                                                         

    Адаптированная рабочая программа

    по курсу

    «Сенсорное развитие»

    1 класс

    на 2018-2019 уч. год

                                                                составлена учителем  Куделиной  Ольгой Ивановной

            

    Пошехонье  2018 год

    Пояснительная записка

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

            Задачи курса:

    • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
    • коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конституции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

     

    • развитие слухоголосовых координаций;
    • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии  свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);
    • совершенствование сенсорно — перспективной деятельности;
    • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
    • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно — двигательной координации;
    • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

    Общая характеристика.

            Рабочая программа в первом классе начинается с раздела «Зрительное восприятие»,        на него    отводится  15 часов. Дети знакомятся с геометрическими фигурами (  квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Далее дети учатся классифицировать предметы и их изображение по форме (  квадратные, прямоугольные, треугольные). Так же они учатся сопоставлять предметы контрастные по высоте, ширине, толщине, обозначать различия словами. Проводятся дидактические игры  «Найди форму в предмете», «Найди фигуры-близнецы». В этом же разделе дети выделяют основные цвета (красный, желтый, синий), закрепляют знание основных цветов в процессе игр «Лото. Цвет», «Цвета и оттенки».      

              Дети учатся обследовать предметы, состоящие из двух — трех деталей, по инструкции педагога, зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов, картинок, находить изменения в предъявленном ряду. Проводятся игры и упражнения: «Двойняшки», «Спрятанные изображения», «Парные изображения», «Наложенные изображения, «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перекрытые изображения». Развитию зрительной памяти способствуют игры «Что изменилось», «Буковки», «Слушай и вычеркивай».

             

            Следующий раздел «Слуховое восприятие»     С детьми проводятся игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?», «Кто тебя позвал?»

             

            В разделе «Кинестетическое и кинетическое развитие » дети определяют на ощупь плоскостные предметы, их величину, фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый). Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

             

    Также          проводятся подвижные игры: «Толкай головой», «Тачки», «Бабочка, журавль, лягушка», «Море волнуется раз» в процессе которых у детей формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. На данный раздел отводится 8 часов, в том числе 3 практические.

            На раздел «Восприятие запахов »  отводится 3 часа. Дети учатся воспринимать мир во всем многообразии запахов, что способствует развитию их чувственного восприятия, улучшает настроение, корригирует их поведение.

            В разделе «Восприятие вкуса» дети  осваивают вкусовые качества различных продуктов, учатся обозначать словами собственные ощущения.

             Формы и методы реализации программных задач.

    • Комплексные занятия (познавательные , практические);
    • занятия с элементами тренинга;
    • психологические игры и упражнения;
    • релаксационные техники;
    • психогимнастика;
    • организация практических действий;
    • разрешение проблемных ситуаций;
    • разыгрывание ситуаций;
    • использование дидактических игр;
    • графические задания.

            Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

            Данная рабочая программа способствует организации и оказанию комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

            Рабочая программа составлена, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: Л.А. Матиеви, Э.Я. Удалова.

            Всего в  1 классе предусмотрено  33 часа  ( 1 час  в неделю)

    Раскладка часов.

    Наименование раздела

    Количество

    часов

    Практические

    работы

     Экскурсии

    Раздел: «Зрительное восприятие»

    15

    Раздел: «Слуховое восприятия»

    5

    Раздел: «Кинестетическое и кинетическое восприятие»

    8

    3

    Раздел:  «Восприятие запахов»

    3

    1

    Раздел: «Восприятие вкуса»

    2

    1

    Итого:

    33

    4

    1

    Ожидаемые результаты

            В результате целенаправленной деятельности на занятиях по «Сенсорному развитию» дети учатся:    

    •  ориентироваться на сенсорные эталоны;
    •  узнавать предметы по заданным признакам;
    •  сравнивать предметы по внешним признакам;
    •  классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
    •  составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
    •  практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
    •  давать полное описание объектов и явлений;
    •  различать противоположно направленные действия и явления;
    •  определять последовательность событий;
    •  целенаправленно выполнять действия и инструкции;
    •  самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
    •  опосредовать свою деятельность речью.

    Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие»     является формирование следующих умений:

    Обучающие должны знать — понимать:

    •  Цвет (основные цвета — красный, желтый, синий), величину, форму предметов;
    •  Контрастные, температурные ощущения (холодный — горячий);
    •  Параметры величины (размер, высота, длина, толщина);
    •  Температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);
    •  Вкусовые ощущения (кислый - сладкий, , горький — соленый);
    •  Запахи (приятные — неприятные);
    •  Барические ощущения веса (тяжелый - легкий);
    •  Фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый);
    •  Сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник);
    •  Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
    •  Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
    •  Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
    •  Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;
    •  Различать и сравнивать разные предметы по признаку:
    •  Веса (тяжелый — легкий);
    •  Фактуре (гладкий — шершавый, твердый — мягкий);

     Различать:

    •  Вкусовые качества (кислый — сладкий, горький — соленый);
    •  Запахи (приятный — неприятный);
    •  Контрастную температуру окружающих предметов и явлений (горячий, холодный);
    •  Основные геометрические фигуры;
    •  Речевые и неречевые звуки;
    •  Составлять предмет из 2-3 частей;
    •  Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
    •  Определять на ощупь величину плоскостных фигур и предметов;
    •  Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

    Ориентироваться:

    •  В помещении по инструкции педагога;
    •  На плоскости листа бумаги (центр, верх, (низ), правая, (левая) сторона);
    •  Выполнять несложные графические работы под диктовку.


    Календарно-тематический план 1 класс

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Из них

    Практические и экскурсии

    Информационное обеспечение,

    оборудование

    Дата

    I

    Зрительное восприятие

    15

    1.

    Формирование сенсорных эталонов, плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник).

    1

    Дидактическая игра «Геометрическое лото»

    Лото

    2.

    Классификация предметов и их изображению, по форме (квадратные, треугольные, прямоугольные).

    1

    Дидактическая игра «Найди форму в предмете»

    Предметные картинки

    3.

    Конструирование из геометрических фигур

    1

    Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

    Игра «Геометрическая мозаика»

    4.

    Знакомство с основными цветами спектра: красным, желтым, синим. Их различение, правильное название

    1

    Дидактическая игра  «Лото»

    С. Гаврина «Цвета и оттенки»

    «РОСМЭН-ПРЕСС, 2002

    Цветные карандаши, игра «Лото»

    5.

    Закрепление знаний трех основных цветов (красного, синего, желтого).

    1

    Раскрашивание контурных рисунков хорошо знакомых предметов красного, жёлтого, синего цвета.

    С. Гаврина «Цвета и оттенки»

    «РОСМЭН-ПРЕСС, 2002

    Цветные карандаши,

    игра «Лото»

    6.

    Объемные геометрические тела: шар, куб

    1

    Конструирование из объемных тел

    Объемные тела: шар, куб

    7.

    Объемные геометрические тела: брус

    1

    Конструирование из объемных тел

    Объемные тела: брус

    8.

    Формирование целостного восприятия предметов

    1

    Игра «Разрезные картинки»

    Предметные картинки

    9.

    Развитие зрительной памяти

    1

    Игра «Смотри и вычеркивай»

    Раздаточный материал

    10.

    Дифференцированное  восприятие двух предметов, двух картинок, нахождение общих и отличительных признаков

    1

    Игра «Парные изображения», Игра «Двойняшки»

    Предметные картинки с парными изображениями

    11.

    Развитие зрительного восприятия

    1

    Игра «Незаконченные изображения», «Спрятанные изображения», «Наложенные изображения»

    Предметные картинки

    12.

    «Что перепутал художник»

    1

    Предметные картинки

    Предметные картинки

    13.

    Узнавание предметов по картинке

    1

    Игра «Лото»

    Игра «Лото»

    14.

    Определение изменений в предъявленном ряду «Угадай  чего не стало», нахождение лишней игрушки, картинки

    1

    Набор игрушек, натуральных предметов

    Набор игрушек, натуральных предметов

    15.

    Упражнение для профилактики и коррекции зрения

    1

    Упражнение для тренировки глаз

    Гимнастика для глаз

    II

    Слуховое восприятие

    5

    1.

    Различение звуков окружающей среды. Игра «Кто что слышит», «Что упало?»

    1

    Игра «Кто что слышит?», «Что упало?»

    Игра: «Узнай на слух»

    Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

    2.

    Различение речевых звуков. Игра «Кто тебя позвал»

    1

    Игра «Кто  тебя позвал»

    Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

    3.

    Подражание речевым и неречевым звукам. Игра «Кто так говорит».

    1

    Игра «Кто так говорит».

    Тренинг слухового восприятия.

    Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

    4.

    Различение звуков природы.

    1

    Аудио и медиа файлы

    5.

    Различение музыкальных звуков.

    1

    Детские музыкальные инструменты, предметные картинки

    III

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    8

    1.

    Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

    1

    Игра «Чудесный мешочек»

    Набор разнообразных предметов

    2.

    Определение на ощупь объемных геометрических тел

    1

    Игра «Определи на ощупь»

    Объемные геометрические тела

    3.

    Игра с мозаикой

    1

    Игра «Мозаика»

    Набор мозаики

    4.

    Определение предметов на ощупь

    1

    Игра «Узнай предмет по контуру», игра «Отгадай цифру», игра «Что в мешочке»

    Набор разнообразных предметов

    5.

    Контрастность температурных ощущений (холодный – горячий – чуть тёплый)

    1

    Игры с водой

    Сюжетные картинки

    6.

    Аппликация «Зелёный горошек»

    1

    Практическая работа

    Цветной картон, цветная бумага

    7.

    Лепка из пластилина «Ведерко» из жгутиков

    1

    Практическая работа

    Пластилин

    8.

    Аппликация «Домик»

    1

    Практическая работа

    Цветной картон, цветная бумага

    IV

    Восприятие запахов

    3

    1.

    Узнай по запаху (яблоко, апельсин, лимон)

    1

    Игра «Узнай по запаху»

    Натуральные предметы

    2.

    «Что готовим»

    1

    Экскурсия в столовую

    Натуральные продукты

    3.

    Узнай по запаху (туалетное мыло, духи, хвоя и т.д.)

    1

    Игра «Узнай по запаху»

    Натуральные предметы

    V

    Восприятие вкуса

    2

    1.

    Различение на вкус (кислый-сладкий, соленый-горький). Обозначение словами собственных ощущений

    1

    Игра «Узнай по вкусу»

    Натуральные предметы, предметные картинки

    2.

    Лепка из пластилина «Улитка»

    1

    Практическая работа

    Пластилин


    Ресурсное обеспечение рабочей программы

    1. Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
    2. Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
    3. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
    4. Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
    5. Выткалова Л. А., Краюшкина П. В.  «Развитие пространственных представлений у младших школьников» -  Издательство «Учитель», 2009 год.
    6. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»  - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
    7. Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
    8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
    9. Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.

    Аннотация к рабочей программе по курсу

    «Сенсорное развитие   »

     в 1 классе

    специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

    Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.

    2. Цель изучения дисциплины

    Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности, формирование зрительного  и слухового, тактильного восприятия, вкусовых и барических ощущений.

    3. Структура дисциплины

     . Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Кинестетическое и кинетическое   восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

    4. Основные образовательные технологии

    - практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);

    - Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие аналитико  — синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);

    - Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);

    - Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)

    5.  Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие»    являются формирование следующих умений:

    Обучающиеся  должны знать:

    - цвет (основные цвета — красный, желтый, синий) величину, форму предметов;

    - контрастные температурные ощущения (холодный — горячий);

    - вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);

    - запахи (приятный, неприятные;

    - барические ощущения веса (тяжелый, легкий);

    - фактуру материала (мягкий, твердый, гладкий — шершавый);

    - сенсорные эталоны геометрических фигур (   квадрат, прямоугольник, треугольник);

     

    - расположение предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева);

    -  

    Обучающиеся должны уметь:

    - целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

    - правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

    - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;

    - различать и сравнивать разные предметы по признаку: весе (тяжелый, легкий), фактуре (гладкий, шершавый, мягкий, твердый);

    - различать:

    - вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);

    - запахи (приятный, неприятный);

    - контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный, горячий);

    - основные геометрические фигуры;

    - речевые и неречевые звуки;

    составлять предмет из 2-3 частей;

    - классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствии знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

    - определять на ощупь величину плоскостных фигур и предметов;

    - зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

    - ориентироваться:

    - в помещении по инструкции педагога;

    - на плоскости бумаги (центр, верх, низ), правая (левая) сторона;

    -  

    - определять положение предметов в пространстве (вверху — внизу; над — под; справа — слева);

    -  

    - выполнять несложные графические работы под диктовку.

    6. Общая трудоемкость дисциплины:

         Программа рассчитана  на  33часа в год,  1час  в  неделю.

    7. Форма контроля: тесты, опросники,  практические, индивидуальные работы.

    8. Составитель: Куделина О.И.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Двигательное развитие", 1 класс, II вариант...

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребе...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 3 класс

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 класс

    В результате изучения курса  «Изобразительное искусство»  дети получат навыки работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), учатся находить в...

    Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)

    Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...