Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Куделина Ольга Ивановна

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

«Пошехонская школа – интернат»

Рассмотрена                            Согласована                                          Утверждена

на МО учителей                      зам. директора по УР                            приказом по школе

№ 1 от ___________               ______________                                    №____от_____________    

руководитель МО                   Чистова Э.В.                                          директор школы                  

________________                                                                                ______________                                        

  Яблокова С.Н.                                                                                         Лужина С.А.                                                                                    

                                                                     

Адаптированная рабочая программа

по курсу

«Сенсорное развитие»

1 класс

на 2018-2019 уч. год

                                                            составлена учителем  Куделиной  Ольгой Ивановной

        

Пошехонье  2018 год

Пояснительная записка

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

        Задачи курса:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конституции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

 

  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии  свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);
  • совершенствование сенсорно — перспективной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно — двигательной координации;
  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Общая характеристика.

        Рабочая программа в первом классе начинается с раздела «Зрительное восприятие»,        на него    отводится  15 часов. Дети знакомятся с геометрическими фигурами (  квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Далее дети учатся классифицировать предметы и их изображение по форме (  квадратные, прямоугольные, треугольные). Так же они учатся сопоставлять предметы контрастные по высоте, ширине, толщине, обозначать различия словами. Проводятся дидактические игры  «Найди форму в предмете», «Найди фигуры-близнецы». В этом же разделе дети выделяют основные цвета (красный, желтый, синий), закрепляют знание основных цветов в процессе игр «Лото. Цвет», «Цвета и оттенки».      

          Дети учатся обследовать предметы, состоящие из двух — трех деталей, по инструкции педагога, зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов, картинок, находить изменения в предъявленном ряду. Проводятся игры и упражнения: «Двойняшки», «Спрятанные изображения», «Парные изображения», «Наложенные изображения, «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перекрытые изображения». Развитию зрительной памяти способствуют игры «Что изменилось», «Буковки», «Слушай и вычеркивай».

         

        Следующий раздел «Слуховое восприятие»     С детьми проводятся игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?», «Кто тебя позвал?»

         

        В разделе «Кинестетическое и кинетическое развитие » дети определяют на ощупь плоскостные предметы, их величину, фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый). Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

         

Также          проводятся подвижные игры: «Толкай головой», «Тачки», «Бабочка, журавль, лягушка», «Море волнуется раз» в процессе которых у детей формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. На данный раздел отводится 8 часов, в том числе 3 практические.

        На раздел «Восприятие запахов »  отводится 3 часа. Дети учатся воспринимать мир во всем многообразии запахов, что способствует развитию их чувственного восприятия, улучшает настроение, корригирует их поведение.

        В разделе «Восприятие вкуса» дети  осваивают вкусовые качества различных продуктов, учатся обозначать словами собственные ощущения.

         Формы и методы реализации программных задач.

  • Комплексные занятия (познавательные , практические);
  • занятия с элементами тренинга;
  • психологические игры и упражнения;
  • релаксационные техники;
  • психогимнастика;
  • организация практических действий;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • разыгрывание ситуаций;
  • использование дидактических игр;
  • графические задания.

        Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

        Данная рабочая программа способствует организации и оказанию комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

        Рабочая программа составлена, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: Л.А. Матиеви, Э.Я. Удалова.

        Всего в  1 классе предусмотрено  33 часа  ( 1 час  в неделю)

Раскладка часов.

Наименование раздела

Количество

часов

Практические

работы

 Экскурсии

Раздел: «Зрительное восприятие»

15

Раздел: «Слуховое восприятия»

5

Раздел: «Кинестетическое и кинетическое восприятие»

8

3

Раздел:  «Восприятие запахов»

3

1

Раздел: «Восприятие вкуса»

2

1

Итого:

33

4

1

Ожидаемые результаты

        В результате целенаправленной деятельности на занятиях по «Сенсорному развитию» дети учатся:    

  •  ориентироваться на сенсорные эталоны;
  •  узнавать предметы по заданным признакам;
  •  сравнивать предметы по внешним признакам;
  •  классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  •  составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  •  практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  •  давать полное описание объектов и явлений;
  •  различать противоположно направленные действия и явления;
  •  определять последовательность событий;
  •  целенаправленно выполнять действия и инструкции;
  •  самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  •  опосредовать свою деятельность речью.

Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие»     является формирование следующих умений:

Обучающие должны знать — понимать:

  •  Цвет (основные цвета — красный, желтый, синий), величину, форму предметов;
  •  Контрастные, температурные ощущения (холодный — горячий);
  •  Параметры величины (размер, высота, длина, толщина);
  •  Температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);
  •  Вкусовые ощущения (кислый - сладкий, , горький — соленый);
  •  Запахи (приятные — неприятные);
  •  Барические ощущения веса (тяжелый - легкий);
  •  Фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый);
  •  Сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник);
  •  Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
  •  Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  •  Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
  •  Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;
  •  Различать и сравнивать разные предметы по признаку:
  •  Веса (тяжелый — легкий);
  •  Фактуре (гладкий — шершавый, твердый — мягкий);

 Различать:

  •  Вкусовые качества (кислый — сладкий, горький — соленый);
  •  Запахи (приятный — неприятный);
  •  Контрастную температуру окружающих предметов и явлений (горячий, холодный);
  •  Основные геометрические фигуры;
  •  Речевые и неречевые звуки;
  •  Составлять предмет из 2-3 частей;
  •  Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
  •  Определять на ощупь величину плоскостных фигур и предметов;
  •  Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

Ориентироваться:

  •  В помещении по инструкции педагога;
  •  На плоскости листа бумаги (центр, верх, (низ), правая, (левая) сторона);
  •  Выполнять несложные графические работы под диктовку.


Календарно-тематический план 1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические и экскурсии

Информационное обеспечение,

оборудование

Дата

I

Зрительное восприятие

15

1.

Формирование сенсорных эталонов, плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник).

1

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Лото

2.

Классификация предметов и их изображению, по форме (квадратные, треугольные, прямоугольные).

1

Дидактическая игра «Найди форму в предмете»

Предметные картинки

3.

Конструирование из геометрических фигур

1

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Игра «Геометрическая мозаика»

4.

Знакомство с основными цветами спектра: красным, желтым, синим. Их различение, правильное название

1

Дидактическая игра  «Лото»

С. Гаврина «Цвета и оттенки»

«РОСМЭН-ПРЕСС, 2002

Цветные карандаши, игра «Лото»

5.

Закрепление знаний трех основных цветов (красного, синего, желтого).

1

Раскрашивание контурных рисунков хорошо знакомых предметов красного, жёлтого, синего цвета.

С. Гаврина «Цвета и оттенки»

«РОСМЭН-ПРЕСС, 2002

Цветные карандаши,

игра «Лото»

6.

Объемные геометрические тела: шар, куб

1

Конструирование из объемных тел

Объемные тела: шар, куб

7.

Объемные геометрические тела: брус

1

Конструирование из объемных тел

Объемные тела: брус

8.

Формирование целостного восприятия предметов

1

Игра «Разрезные картинки»

Предметные картинки

9.

Развитие зрительной памяти

1

Игра «Смотри и вычеркивай»

Раздаточный материал

10.

Дифференцированное  восприятие двух предметов, двух картинок, нахождение общих и отличительных признаков

1

Игра «Парные изображения», Игра «Двойняшки»

Предметные картинки с парными изображениями

11.

Развитие зрительного восприятия

1

Игра «Незаконченные изображения», «Спрятанные изображения», «Наложенные изображения»

Предметные картинки

12.

«Что перепутал художник»

1

Предметные картинки

Предметные картинки

13.

Узнавание предметов по картинке

1

Игра «Лото»

Игра «Лото»

14.

Определение изменений в предъявленном ряду «Угадай  чего не стало», нахождение лишней игрушки, картинки

1

Набор игрушек, натуральных предметов

Набор игрушек, натуральных предметов

15.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

1

Упражнение для тренировки глаз

Гимнастика для глаз

II

Слуховое восприятие

5

1.

Различение звуков окружающей среды. Игра «Кто что слышит», «Что упало?»

1

Игра «Кто что слышит?», «Что упало?»

Игра: «Узнай на слух»

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

2.

Различение речевых звуков. Игра «Кто тебя позвал»

1

Игра «Кто  тебя позвал»

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

3.

Подражание речевым и неречевым звукам. Игра «Кто так говорит».

1

Игра «Кто так говорит».

Тренинг слухового восприятия.

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

4.

Различение звуков природы.

1

Аудио и медиа файлы

5.

Различение музыкальных звуков.

1

Детские музыкальные инструменты, предметные картинки

III

Кинестетическое и кинетическое развитие

8

1.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

Игра «Чудесный мешочек»

Набор разнообразных предметов

2.

Определение на ощупь объемных геометрических тел

1

Игра «Определи на ощупь»

Объемные геометрические тела

3.

Игра с мозаикой

1

Игра «Мозаика»

Набор мозаики

4.

Определение предметов на ощупь

1

Игра «Узнай предмет по контуру», игра «Отгадай цифру», игра «Что в мешочке»

Набор разнообразных предметов

5.

Контрастность температурных ощущений (холодный – горячий – чуть тёплый)

1

Игры с водой

Сюжетные картинки

6.

Аппликация «Зелёный горошек»

1

Практическая работа

Цветной картон, цветная бумага

7.

Лепка из пластилина «Ведерко» из жгутиков

1

Практическая работа

Пластилин

8.

Аппликация «Домик»

1

Практическая работа

Цветной картон, цветная бумага

IV

Восприятие запахов

3

1.

Узнай по запаху (яблоко, апельсин, лимон)

1

Игра «Узнай по запаху»

Натуральные предметы

2.

«Что готовим»

1

Экскурсия в столовую

Натуральные продукты

3.

Узнай по запаху (туалетное мыло, духи, хвоя и т.д.)

1

Игра «Узнай по запаху»

Натуральные предметы

V

Восприятие вкуса

2

1.

Различение на вкус (кислый-сладкий, соленый-горький). Обозначение словами собственных ощущений

1

Игра «Узнай по вкусу»

Натуральные предметы, предметные картинки

2.

Лепка из пластилина «Улитка»

1

Практическая работа

Пластилин


Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
  2. Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
  3. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
  4. Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
  5. Выткалова Л. А., Краюшкина П. В.  «Развитие пространственных представлений у младших школьников» -  Издательство «Учитель», 2009 год.
  6. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»  - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
  7. Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
  9. Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.

Аннотация к рабочей программе по курсу

«Сенсорное развитие   »

 в 1 классе

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.

2. Цель изучения дисциплины

Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности, формирование зрительного  и слухового, тактильного восприятия, вкусовых и барических ощущений.

3. Структура дисциплины

 . Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Кинестетическое и кинетическое   восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

4. Основные образовательные технологии

- практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);

- Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие аналитико  — синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);

- Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);

- Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)

5.  Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие»    являются формирование следующих умений:

Обучающиеся  должны знать:

- цвет (основные цвета — красный, желтый, синий) величину, форму предметов;

- контрастные температурные ощущения (холодный — горячий);

- вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);

- запахи (приятный, неприятные;

- барические ощущения веса (тяжелый, легкий);

- фактуру материала (мягкий, твердый, гладкий — шершавый);

- сенсорные эталоны геометрических фигур (   квадрат, прямоугольник, треугольник);

 

- расположение предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева);

-  

Обучающиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина, форма;

- различать и сравнивать разные предметы по признаку: весе (тяжелый, легкий), фактуре (гладкий, шершавый, мягкий, твердый);

- различать:

- вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);

- запахи (приятный, неприятный);

- контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный, горячий);

- основные геометрические фигуры;

- речевые и неречевые звуки;

составлять предмет из 2-3 частей;

- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствии знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

- определять на ощупь величину плоскостных фигур и предметов;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- ориентироваться:

- в помещении по инструкции педагога;

- на плоскости бумаги (центр, верх, низ), правая (левая) сторона;

-  

- определять положение предметов в пространстве (вверху — внизу; над — под; справа — слева);

-  

- выполнять несложные графические работы под диктовку.

6. Общая трудоемкость дисциплины:

     Программа рассчитана  на  33часа в год,  1час  в  неделю.

7. Форма контроля: тесты, опросники,  практические, индивидуальные работы.

8. Составитель: Куделина О.И.