Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 3 класс
    рабочая программа (3 класс)

    Куделина Ольга Ивановна

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

    «Пошехонская школа – интернат»

    Рассмотрена                            Согласована                                          Утверждена

    на МО учителей                      зам. директора по УР                            приказом по школе

    № 1 от ___________               ______________                                    №____от_____________    

    руководитель МО                   Чистова Э.В.                                          директор школы                  

    ________________                                                                                ______________                                        

      Яблокова С.Н.                                                                                         Лужина С.А.                                                                                    

                                                                         

    Адаптированная рабочая программа

    по курсу

    «Сенсорное развитие»

    3 класс

    на 2018-2019 уч. год

                                                                составлена учителем  Куделиной  Ольгой Ивановной

            

    Пошехонье  2018 год

    Пояснительная записка

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

            Задачи курса:

    • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
    • коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конституции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

     

    • развитие слухоголосовых координаций;
    • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии  свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);
    • совершенствование сенсорно — перспективной деятельности;
    • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
    • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно — двигательной координации;
    • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

    Общая характеристика.

            Рабочая программа в третьем классе начинается с раздела «Зрительное восприятие»,        на него    отводится  20 часов. Дети знакомятся с геометрическими фигурами (круг, овал, трапеция) в процессе выполнения упражнений. Далее дети учатся классифицировать предметы и их изображение по форме (квадратные, прямоугольные, треугольные). Так же они учатся сопоставлять предметы контрастные по высоте, ширине, толщине, обозначать различия словами. Проводятся дидактические игры  «Найди форму в предмете», «Найди фигуры-близнецы». В этом же разделе дети выделяют основные цвета (красный, желтый, синий), закрепляют знание основных цветов в процессе игр «Лото. Цвет», «Цвета и оттенки».      

              Дети учатся обследовать предметы, состоящие из двух — трех деталей, по инструкции педагога, зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов, картинок, находить изменения в предъявленном ряду. Проводятся игры и упражнения: «Двойняшки», «Спрятанные изображения», «Парные изображения», «Наложенные изображения, «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перекрытые изображения». Развитию зрительной памяти способствуют игры «Что изменилось», «Буковки», «Слушай и вычеркивай».

             

            Следующий раздел «Слуховое восприятие»     С детьми проводятся игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?», «Кто тебя позвал?»

             

            В разделе «Кинестетическое и кинетическое развитие » дети определяют на ощупь плоскостные предметы, их величину, фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый). Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

             

    Также          проводятся подвижные игры: «Толкай головой», «Тачки», «Бабочка, журавль, лягушка», «Море волнуется раз» в процессе которых у детей формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. На данный раздел отводится 5 часов, в том числе 1 практическое.

            На раздел «Восприятие запахов »  отводится 2 часа. Дети учатся воспринимать мир во всем многообразии запахов, что способствует развитию их чувственного восприятия, улучшает настроение, корригирует их поведение.

            В разделе «Восприятие вкуса» дети  осваивают вкусовые качества различных продуктов, учатся обозначать словами собственные ощущения.

             Формы и методы реализации программных задач.

    • Комплексные занятия (познавательные , практические);
    • занятия с элементами тренинга;
    • психологические игры и упражнения;
    • релаксационные техники;
    • психогимнастика;
    • организация практических действий;
    • разрешение проблемных ситуаций;
    • разыгрывание ситуаций;
    • использование дидактических игр;
    • графические задания.

            Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

            Данная рабочая программа способствует организации и оказанию комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

            Рабочая программа составлена, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: Л.А. Матиеви, Э.Я. Удалова.

            Всего в  3 классе предусмотрено  33 часа  ( 1 час  в неделю)

    Раскладка часов.

    Наименование раздела

    Количество

    часов

    Практические

    работы

     Экскурсии

    Раздел: «Зрительное восприятие»

    20

    8

    Раздел: «Слуховое восприятия»

    5

    Раздел: «Кинестетическое и кинетическое восприятие»

    5

    1

    Раздел:  «Восприятие запахов»

    2

    1

    Раздел: «Восприятие вкуса»

    1

    1

    Итого:

    33

    9

    1

    Ожидаемые результаты

            В результате целенаправленной деятельности на занятиях по «Сенсорному развитию» дети учатся:    

    •  ориентироваться на сенсорные эталоны;
    •  узнавать предметы по заданным признакам;
    •  сравнивать предметы по внешним признакам;
    •  классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
    •  составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
    •  практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
    •  давать полное описание объектов и явлений;
    •  различать противоположно направленные действия и явления;
    •  определять последовательность событий;
    •  целенаправленно выполнять действия и инструкции;
    •  самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
    •  опосредовать свою деятельность речью.

    Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие»     является формирование следующих умений:

    Обучающие должны знать — понимать:

    • температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов, обозначая словами (теплее, холоднее);
    • цветовой центр, цвета теплые и холодные;
    • понятия выше — ниже, левее — правее, рядом и т. д.
    • объемность времени (сутки, неделя, месяц, год);
    • длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда);
    • времена года, их закономерную смену;

    Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

    • целенаправленно выполнять действия по 3-4  звенной инструкции педагога;
    • обводить контуры изображений, предметов и геометрических фигур, дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;
    • вырезать ножницами из бумаги по контуру предметные изображения;

    Определять:

    • различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие, жесткие, мелкие, крупные);
    • различные качества поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая);
    • контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник);
    • вес на глаз;
    • различные свойства веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость);
    • направление звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади;
    • дифференцировать ощущения чувства тяжести  трех предметов (тяжелее, легче, самый легкий);

    Составлять:

    • целое из частей на разрезном наглядном материале (четыре -пять деталей с разрезами по диагонали и вертикали);
    • рисовать бордюр по наглядному образцу;

    Различать:

    • пищевой запах и вкусы, обозначать их словесно;
    • измерять объем сыпучих тел с помощью условной меры;

    Определять:

    • времена по часам;
    • порядок дней недели


    Календарно-тематический план 3 класс

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Из них

    Практические и экскурсии

    Информационное обеспечение,

    оборудование

    Дата

    I

    Зрительное восприятие

    20

    1.

    Формирование сенсорных эталонов, плоскостных геометрических фигур (круг, овал, трапеция).

    1

    Дидактическая игра «Геометрическое лото»

    Лото

    2.

    Классификация предметов и их изображению, по форме (круглые, овальные, …).

    1

    Дидактическая игра «Найди форму в предмете»

    Предметные картинки

    3.

    Конструирование из геометрических фигур. Логическая игра «Танграм»

    1

    Игра «Танграм»

    Логическая игра «Танграм»

    4.

    Объемные геометрические тела (шар, куб, брус, цилиндр)

    1

    Конструирование из объемных тел

    Объемные геометрические тела (шар, куб, брус, цилиндр)

    5.

    Конструирование из листа бумаги

    1

    Практическая работа: изготовление ведерка для гномов

    Бумага, ножницы, клей

    6.

    Объемные геометрические тела: пирамида, конус

    1

    Конструирование из объемных тел

    Объемные тела: пирамида, конус

    7.

    Конструирование из листа бумаги

    1

    Практическая работа: изготовление кружки для гномов

    Бумага, ножницы, клей

    8.

    Конструирование из геометрических фигур.  Игра «Колумбово яйцо»

    1

    Практическая работа

    Логическая игра «Колумбово яйцо»

    9.

    Знакомство с производными цветами: оранжевым, фиолетовым

    1

    Практическая работа «Получение производных цветов»

    Акварельные краски

    10.

    Логическая игра «Колумбово яйцо». Продолжение

    1

    Практическая работа

    Логическая игра «Колумбово яйцо»

    11.

    Знакомство с цветовым кругом. Дифференциация основных и производных цветов

    1

    Презентация «Цветовой круг»

    Таблица «Цветовой круг»

    12.

    Знакомство с теплыми и холодными тонами

    1

    Рисование (теплые и холодные тона)

    С. Таврина «Цвета и оттенки» РОСМЭН-Пресс, 2002 год, цветные карандаши

    13.

    Формирование целостного восприятия и предмета. Игра «Разрезные картинки»

    1

    . Игра «Разрезные картинки»

    Разрезные картинки

    14.

    Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Игра «Буковки»

    1

    Игра «Буковки»

    Книга «Развиваем память» Земцова О.В. Изд. «Азбука-аттик» 2012

    15.

    Дифференцированное восприятие двух предметов (двух картинок), нахождение отличительных и общих признаков. Игра «Парные изображения», «Двойняшки»

    1

    . Игра «Парные изображения», «Двойняшки»

    Книга «Развиваем память» Земцова О.В. Изд. «Азбука-аттик» 2012

    16

    Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Игра «Чего не стало»

    1

    Игра «Чего не стало»

    Предметные картинки, игрушки

    17

    Развитие зрительного восприятия. Игра «Незаконченные изображения», «Спрятанные изображения», «Наложенные изображения»

    1

    Игра «Незаконченные изображения», «Спрятанные изображения», «Наложенные изображения»

    Предметные картинки

    18

    Упражнения для профилактики и коррекции зрения

    1

    Упражнения для тренировки глаз

    Гимнастика для зрения

    19

    Аппликация «Скорая помощь»

    1

    Практическая работа

    Цветной картон, цветная бумага

    20

    Аппликация «Ракета»

    1

    Практическая работа

    Цветной картон, цветная бумага

    II

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    5

    1

    Слуховое восприятие

    5

    Слуховое восприятие

    2

    Различение звуков окружающей среды. Игра «Кто что слышит», «Что упало?»

    1

    Игра «Кто что слышит?», «Что упало?»

    Игра: «Узнай на слух»

    Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

    Различение звуков окружающей среды. Игра «Кто что слышит», «Что упало?»

    3

    Различение речевых звуков. Игра «Кто тебя позвал»

    1

    Игра «Кто  тебя позвал»

    Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

    Различение речевых звуков. Игра «Кто тебя позвал»

    4

    Подражание речевым и неречевым звукам. Игра «Кто так говорит».

    1

    Игра «Кто так говорит».

    Тренинг слухового восприятия.

    Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

    Подражание речевым и неречевым звукам. Игра «Кто так говорит».

    5

    Различение звуков природы.

    1

    Аудио и медиа файлы

    Различение звуков природы.

    III

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    5

    1

    Определение на ощупь плоскостных и объемных фигур и предметов

    1

    Игра «Чудесный мешочек»

    Плоскостные фигуры и объемные тела

    2

    Развитие тактильного восприятия. Игра «Определи на ощупь»

    1

    Игра «Определи на ощупь», «Догадайся что за предмет», «Узнай фигуру», «Узнай предмет по контуру»

    Набор разнообразных предметов

    3

    Развитие тактильно-двигательного восприятия

    1

    Игра «Ничего не вижу», «Ходьба по контуру фигуры»

    4

    Лепка из пластилина «Лисичка»

    1

    Практическая работа

    Пластилин

    5

    Игра с мозаикой

    1

    Практическая работа «Игра с мозаикой»

    Наборы «Мозайка»

    IV

    Восприятие запахов

    2

    1.

    Узнай по запаху

    1

    Игра «Узнай по запаху»

    Натуральные предметы

    2.

    «Что готовим»

    1

    Экскурсия в столовую

    Натуральные продукты

    V

    Восприятие вкуса

    1

    1.

    Различение на вкус (кислый-сладкий, соленый-горький). Обозначение словами собственных ощущений

    1

    Игра «Узнай по вкусу»

    Натуральные предметы, предметные картинки


    Ресурсное обеспечение рабочей программы

    1. Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
    2. Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
    3. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
    4. Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
    5. Выткалова Л. А., Краюшкина П. В.  «Развитие пространственных представлений у младших школьников» -  Издательство «Учитель», 2009 год.
    6. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»  - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
    7. Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
    8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
    9. Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.

    Аннотация к рабочей программе по курсу

    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

    в 3 классе

    специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

    Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.

    2. Цель изучения дисциплины

    Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности, формирование пространственных представлений и ориентировок; развитие умений и навыков ручной деятельности.

    3. Структура дисциплины

    Восприятие времени. Восприятие пространства. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Тактильно -двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

    4. Основные образовательные технологии

    - практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);

    - Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие анаметико — синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);

    - Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);

    - Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)

    5.  Предметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются формирование следующих умений:

    Учащиеся должны знать, понимать:

    - температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов, оозначая словами (теплее - холоднее);

    - цветовой центр: (цвета теплые и холодные);

    - понятия: выше -ниже,  левее- правее, рядом и др.

    - объемность времени (сутки, неделя, месяц, год);

    - длительность временных интервалов (1час, 1 минута, 1 секунда);

    - времена года, их закономерность, смену;

     Обучающиеся должны уметь:

    - целенаправленно выполнять по трех-четырехзвенной инструкции педагога;

    - обводить контуры изображений предметов и геометрических фигур, дорисовать незаконченные геометрические фигуры;

    - вырезать ножницами из бумаги по контуру предметные изображения;

    - определять:

    - различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие,  жесткие, мелкие.  Крупные);

    - различные качества поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая);

    - контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник);

    - вес на глаз

    - различные свойства веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость);

    - направление звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади);

    - дифференцировать ощущения чувства тяжести трех предметов (тяжелее, легче, самый легкий);

    - составлять

    - целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей, с разрезами по диагонали и вертикали);

    - рисовать бордюр по наглядному образцу;

    - различать:

    - пищевые запах и вкусы, обозначать их словесно;

    - измерять объем сыпучих тел с помощью условной меры;

    - определять:

    - время по часам;

    - порядок дней недели.

    6. Общая трудоемкость дисциплины:

         Программа рассчитана  на 68 часов в год, 2 часа в  неделю.

    7. Форма контроля: тесты, опросники,  практические, индивидуальные работы.

    8. Составитель: Куделина О.И.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

    Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс

    Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребе...

    Адаптированная рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 1 класс

    В результате изучения курса  «Изобразительное искусство»  дети получат навыки работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), учатся находить в...

    Адаптированная рабочая программа коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант)

    Адаптированная рабочая программа, коррекционный курс «Двигательное развитие» 3 класс (II вариант). ...