Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Куделина Ольга Ивановна

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

«Пошехонская школа – интернат»

Рассмотрена                            Согласована                                          Утверждена

на МО учителей                      зам. директора по УР                            приказом по школе

№ 1 от ___________               ______________                                    №____от_____________    

руководитель МО                   Чистова Э.В.                                          директор школы                  

________________                                                                                ______________                                        

  Яблокова С.Н.                                                                                         Лужина С.А.                                                                                    

                                                                     

Адаптированная рабочая программа

по курсу

«Сенсорное развитие»

3 класс

на 2018-2019 уч. год

                                                            составлена учителем  Куделиной  Ольгой Ивановной

        

Пошехонье  2018 год

Пояснительная записка

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

        Задачи курса:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конституции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

 

  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии  свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);
  • совершенствование сенсорно — перспективной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно — двигательной координации;
  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Общая характеристика.

        Рабочая программа в третьем классе начинается с раздела «Зрительное восприятие»,        на него    отводится  20 часов. Дети знакомятся с геометрическими фигурами (круг, овал, трапеция) в процессе выполнения упражнений. Далее дети учатся классифицировать предметы и их изображение по форме (квадратные, прямоугольные, треугольные). Так же они учатся сопоставлять предметы контрастные по высоте, ширине, толщине, обозначать различия словами. Проводятся дидактические игры  «Найди форму в предмете», «Найди фигуры-близнецы». В этом же разделе дети выделяют основные цвета (красный, желтый, синий), закрепляют знание основных цветов в процессе игр «Лото. Цвет», «Цвета и оттенки».      

          Дети учатся обследовать предметы, состоящие из двух — трех деталей, по инструкции педагога, зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов, картинок, находить изменения в предъявленном ряду. Проводятся игры и упражнения: «Двойняшки», «Спрятанные изображения», «Парные изображения», «Наложенные изображения, «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перекрытые изображения». Развитию зрительной памяти способствуют игры «Что изменилось», «Буковки», «Слушай и вычеркивай».

         

        Следующий раздел «Слуховое восприятие»     С детьми проводятся игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?», «Кто тебя позвал?»

         

        В разделе «Кинестетическое и кинетическое развитие » дети определяют на ощупь плоскостные предметы, их величину, фактуру материала (мягкий — твердый, гладкий — шершавый). Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

         

Также          проводятся подвижные игры: «Толкай головой», «Тачки», «Бабочка, журавль, лягушка», «Море волнуется раз» в процессе которых у детей формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. На данный раздел отводится 5 часов, в том числе 1 практическое.

        На раздел «Восприятие запахов »  отводится 2 часа. Дети учатся воспринимать мир во всем многообразии запахов, что способствует развитию их чувственного восприятия, улучшает настроение, корригирует их поведение.

        В разделе «Восприятие вкуса» дети  осваивают вкусовые качества различных продуктов, учатся обозначать словами собственные ощущения.

         Формы и методы реализации программных задач.

  • Комплексные занятия (познавательные , практические);
  • занятия с элементами тренинга;
  • психологические игры и упражнения;
  • релаксационные техники;
  • психогимнастика;
  • организация практических действий;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • разыгрывание ситуаций;
  • использование дидактических игр;
  • графические задания.

        Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

        Данная рабочая программа способствует организации и оказанию комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

        Рабочая программа составлена, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор: Л.А. Матиеви, Э.Я. Удалова.

        Всего в  3 классе предусмотрено  33 часа  ( 1 час  в неделю)

Раскладка часов.

Наименование раздела

Количество

часов

Практические

работы

 Экскурсии

Раздел: «Зрительное восприятие»

20

8

Раздел: «Слуховое восприятия»

5

Раздел: «Кинестетическое и кинетическое восприятие»

5

1

Раздел:  «Восприятие запахов»

2

1

Раздел: «Восприятие вкуса»

1

1

Итого:

33

9

1

Ожидаемые результаты

        В результате целенаправленной деятельности на занятиях по «Сенсорному развитию» дети учатся:    

  •  ориентироваться на сенсорные эталоны;
  •  узнавать предметы по заданным признакам;
  •  сравнивать предметы по внешним признакам;
  •  классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  •  составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  •  практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  •  давать полное описание объектов и явлений;
  •  различать противоположно направленные действия и явления;
  •  определять последовательность событий;
  •  целенаправленно выполнять действия и инструкции;
  •  самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  •  опосредовать свою деятельность речью.

Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие»     является формирование следующих умений:

Обучающие должны знать — понимать:

  • температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов, обозначая словами (теплее, холоднее);
  • цветовой центр, цвета теплые и холодные;
  • понятия выше — ниже, левее — правее, рядом и т. д.
  • объемность времени (сутки, неделя, месяц, год);
  • длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда);
  • времена года, их закономерную смену;

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • целенаправленно выполнять действия по 3-4  звенной инструкции педагога;
  • обводить контуры изображений, предметов и геометрических фигур, дорисовывать незаконченные геометрические фигуры;
  • вырезать ножницами из бумаги по контуру предметные изображения;

Определять:

  • различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие, жесткие, мелкие, крупные);
  • различные качества поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая);
  • контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник);
  • вес на глаз;
  • различные свойства веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость);
  • направление звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади;
  • дифференцировать ощущения чувства тяжести  трех предметов (тяжелее, легче, самый легкий);

Составлять:

  • целое из частей на разрезном наглядном материале (четыре -пять деталей с разрезами по диагонали и вертикали);
  • рисовать бордюр по наглядному образцу;

Различать:

  • пищевой запах и вкусы, обозначать их словесно;
  • измерять объем сыпучих тел с помощью условной меры;

Определять:

  • времена по часам;
  • порядок дней недели


Календарно-тематический план 3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические и экскурсии

Информационное обеспечение,

оборудование

Дата

I

Зрительное восприятие

20

1.

Формирование сенсорных эталонов, плоскостных геометрических фигур (круг, овал, трапеция).

1

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Лото

2.

Классификация предметов и их изображению, по форме (круглые, овальные, …).

1

Дидактическая игра «Найди форму в предмете»

Предметные картинки

3.

Конструирование из геометрических фигур. Логическая игра «Танграм»

1

Игра «Танграм»

Логическая игра «Танграм»

4.

Объемные геометрические тела (шар, куб, брус, цилиндр)

1

Конструирование из объемных тел

Объемные геометрические тела (шар, куб, брус, цилиндр)

5.

Конструирование из листа бумаги

1

Практическая работа: изготовление ведерка для гномов

Бумага, ножницы, клей

6.

Объемные геометрические тела: пирамида, конус

1

Конструирование из объемных тел

Объемные тела: пирамида, конус

7.

Конструирование из листа бумаги

1

Практическая работа: изготовление кружки для гномов

Бумага, ножницы, клей

8.

Конструирование из геометрических фигур.  Игра «Колумбово яйцо»

1

Практическая работа

Логическая игра «Колумбово яйцо»

9.

Знакомство с производными цветами: оранжевым, фиолетовым

1

Практическая работа «Получение производных цветов»

Акварельные краски

10.

Логическая игра «Колумбово яйцо». Продолжение

1

Практическая работа

Логическая игра «Колумбово яйцо»

11.

Знакомство с цветовым кругом. Дифференциация основных и производных цветов

1

Презентация «Цветовой круг»

Таблица «Цветовой круг»

12.

Знакомство с теплыми и холодными тонами

1

Рисование (теплые и холодные тона)

С. Таврина «Цвета и оттенки» РОСМЭН-Пресс, 2002 год, цветные карандаши

13.

Формирование целостного восприятия и предмета. Игра «Разрезные картинки»

1

. Игра «Разрезные картинки»

Разрезные картинки

14.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Игра «Буковки»

1

Игра «Буковки»

Книга «Развиваем память» Земцова О.В. Изд. «Азбука-аттик» 2012

15.

Дифференцированное восприятие двух предметов (двух картинок), нахождение отличительных и общих признаков. Игра «Парные изображения», «Двойняшки»

1

. Игра «Парные изображения», «Двойняшки»

Книга «Развиваем память» Земцова О.В. Изд. «Азбука-аттик» 2012

16

Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Игра «Чего не стало»

1

Игра «Чего не стало»

Предметные картинки, игрушки

17

Развитие зрительного восприятия. Игра «Незаконченные изображения», «Спрятанные изображения», «Наложенные изображения»

1

Игра «Незаконченные изображения», «Спрятанные изображения», «Наложенные изображения»

Предметные картинки

18

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Упражнения для тренировки глаз

Гимнастика для зрения

19

Аппликация «Скорая помощь»

1

Практическая работа

Цветной картон, цветная бумага

20

Аппликация «Ракета»

1

Практическая работа

Цветной картон, цветная бумага

II

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

1

Слуховое восприятие

5

Слуховое восприятие

2

Различение звуков окружающей среды. Игра «Кто что слышит», «Что упало?»

1

Игра «Кто что слышит?», «Что упало?»

Игра: «Узнай на слух»

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

Различение звуков окружающей среды. Игра «Кто что слышит», «Что упало?»

3

Различение речевых звуков. Игра «Кто тебя позвал»

1

Игра «Кто  тебя позвал»

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

Различение речевых звуков. Игра «Кто тебя позвал»

4

Подражание речевым и неречевым звукам. Игра «Кто так говорит».

1

Игра «Кто так говорит».

Тренинг слухового восприятия.

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №5, 2009 год.

Подражание речевым и неречевым звукам. Игра «Кто так говорит».

5

Различение звуков природы.

1

Аудио и медиа файлы

Различение звуков природы.

III

Кинестетическое и кинетическое развитие

5

1

Определение на ощупь плоскостных и объемных фигур и предметов

1

Игра «Чудесный мешочек»

Плоскостные фигуры и объемные тела

2

Развитие тактильного восприятия. Игра «Определи на ощупь»

1

Игра «Определи на ощупь», «Догадайся что за предмет», «Узнай фигуру», «Узнай предмет по контуру»

Набор разнообразных предметов

3

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1

Игра «Ничего не вижу», «Ходьба по контуру фигуры»

4

Лепка из пластилина «Лисичка»

1

Практическая работа

Пластилин

5

Игра с мозаикой

1

Практическая работа «Игра с мозаикой»

Наборы «Мозайка»

IV

Восприятие запахов

2

1.

Узнай по запаху

1

Игра «Узнай по запаху»

Натуральные предметы

2.

«Что готовим»

1

Экскурсия в столовую

Натуральные продукты

V

Восприятие вкуса

1

1.

Различение на вкус (кислый-сладкий, соленый-горький). Обозначение словами собственных ощущений

1

Игра «Узнай по вкусу»

Натуральные предметы, предметные картинки


Ресурсное обеспечение рабочей программы

  1. Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
  2. Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
  3. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
  4. Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
  5. Выткалова Л. А., Краюшкина П. В.  «Развитие пространственных представлений у младших школьников» -  Издательство «Учитель», 2009 год.
  6. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»  - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
  7. Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
  8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
  9. Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.

Аннотация к рабочей программе по курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

в 3 классе

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.

2. Цель изучения дисциплины

Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности, формирование пространственных представлений и ориентировок; развитие умений и навыков ручной деятельности.

3. Структура дисциплины

Восприятие времени. Восприятие пространства. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Тактильно -двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

4. Основные образовательные технологии

- практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);

- Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие анаметико — синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);

- Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);

- Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)

5.  Предметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются формирование следующих умений:

Учащиеся должны знать, понимать:

- температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов, оозначая словами (теплее - холоднее);

- цветовой центр: (цвета теплые и холодные);

- понятия: выше -ниже,  левее- правее, рядом и др.

- объемность времени (сутки, неделя, месяц, год);

- длительность временных интервалов (1час, 1 минута, 1 секунда);

- времена года, их закономерность, смену;

 Обучающиеся должны уметь:

- целенаправленно выполнять по трех-четырехзвенной инструкции педагога;

- обводить контуры изображений предметов и геометрических фигур, дорисовать незаконченные геометрические фигуры;

- вырезать ножницами из бумаги по контуру предметные изображения;

- определять:

- различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие,  жесткие, мелкие.  Крупные);

- различные качества поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая);

- контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник);

- вес на глаз

- различные свойства веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость);

- направление звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади);

- дифференцировать ощущения чувства тяжести трех предметов (тяжелее, легче, самый легкий);

- составлять

- целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей, с разрезами по диагонали и вертикали);

- рисовать бордюр по наглядному образцу;

- различать:

- пищевые запах и вкусы, обозначать их словесно;

- измерять объем сыпучих тел с помощью условной меры;

- определять:

- время по часам;

- порядок дней недели.

6. Общая трудоемкость дисциплины:

     Программа рассчитана  на 68 часов в год, 2 часа в  неделю.

7. Форма контроля: тесты, опросники,  практические, индивидуальные работы.

8. Составитель: Куделина О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...

Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...

Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребе...

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 7 класс

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 8 класс

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 4 класса с ГУО, вариант 2.

    Актуальность коррекционного курса "Сенсорное развитие" заключается в обогащении чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные...