Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
статья

В данной работе содержится материал из опыта работы по здоровьесбережению обучающихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

                                      Мастер-класс учителя начальных классов Галуза Е.В                                                                                      

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки_ с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.

Я работаю в начальной школе уже давно и, проанализировав  показатели здоровья   моих  учеников, могу подтвердить выше сказанное.   Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.

    Определяю цели и задачи предстоящей деятельности, исходя из выбора применяемых технологий.

    Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения и конструирования  здоровья в период обучения в школе.
    Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий;

                                             Притча о здоровье

Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать каким должен быть человек. Каким по вашему мнению должен быть человек…

 (сильный, умный, добрый, здоровый)

(Ответы вывешиваются  на доске).    

  Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным.» . Другой сказал :

« Человек должен быть умным, добрым ». Третий сказал : « Человек должен быть здоровым». Это будет совершенное создание созданное нами.

 А один из богов сказал так: «Если все это будет у  человека, он будет подобен нам. И решили они спрятать самое главное что есть у человека его здоровье. Стали думать и решать куда бы его спрятать. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие предлагали спрятать его за высокие облака, на солнце Самый мудрый из богов сказал : «здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с тех времен человек пытаясь найти свое здоровье.   (МУЗЫКА)

Сегодня я хочу  раскрыть значение   здоровьесберегающих  технологий;

 поделиться личным опытом работы по сохранению  здоровья обучающихся.(СЛАЙД 1)

Обоснование проблемы.

 У вас на столах конверты с карточками

- Я вам предлагаю работу в парах .

Работа в паре  Вам  я предлагаю вам выбрать и поставить самое важное в нашей жизни на первое место  и обосновать своё решение.

    ( здоровье  семья работа учеба  друзья.)

(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)

- Вы поставили на первое место ЗДОРОВЬЕ (СЛАЙД 2)

Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Вопрос: Если  наше  здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся  учитель во время урока.

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии

Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии? (СЛАЙД 3)

Ответы педагогов:

  • Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
  • Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
  • В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий  достигается  важный результат- получение учащимися образования  без ущерба для здоровья.
  •  Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
  • Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
  • Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

 

Вопрос. Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? (Ответы )

              Работая в этом направлении , я пришла  к выводу, что положительно  на здоровье детей влияют следующие факторы (СЛАЙД 4,5)

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

  1. Двигательная активность. 

В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минутки довольно  кратки по времени и эффективны по своим результатам (пример с лазером)

  1. Психологическое здоровье школьника 

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок  включаются  не только физические упражнения, но и «этюды для души».

                Волшебный цветок добра. (ЦВЕТЫ МУЗЫКА)

Уважаемые коллеги. Возьмите цветок добра. Закройте глаза. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони.  Почувствуйте, как он согревает вас, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро  входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно всему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. Откройте глаза. Улыбнитесь  друг другу.  

  1. Творческий характер процесса обучения 

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры,  уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии,  что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.  (Соревнование)

4.Использование оздоровительной силы природы.

- прогулки на свежем воздухе (динамические перемены);

- экскурсии;

- подвижные игры на свежем воздухе и т.д.

5.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс 

Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. В практике работы использую разноуровневые разъяснительные инструкции.

Методы здоровьесбережения на сегодняшний день широко  используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности,  на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. (карточки с разноуровневыми заданиями)

                                                            Вывод

Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся:

– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;

– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;

-творческий подход к уроку с целью здоровьесохранения;

-проведение на уроке двигательных тренингов;

-проведение классных часов на тему здоровья;

-привлечение родителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;

-выполнение рекомендаций медицинских работников;

-поддержание экологического пространства класса.

(СЛАЙД 7) А сейчас выберите себе открытку, которая вам понравилась  (участники тянутся за открыткой вверх как можно выше. Открытки  подвешены  на зонтике  и  поднимаются в зависимости от роста человека).

— Вы встали на цыпочки, потянулись, ещё раз потянулись,  тем самым заставили работать мышцы спины, «потянули» позвоночник.

Такой прием позволяет предупредить нарушение осанки и возникновение сколиозов.

— На обратной стороне открытки. Напишите пожелание друг другу из нескольких слов . Подарите эту открытку коллегам.

— Я думаю, что вы в числе всего прочего пожелали  здоровья.

-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих  учеников.