Рабочая программа "Альтернативная коммуникация" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Гранова  Мария Владимировна

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 69 КУРОРТНОГО РАЙОНА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом

Протокол № 1 от 30.08.2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________________  Ткачев Е.А.

Приказ № 148  от31.08.2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1ОР (дополнительный) класс

на 2018-2019 учебный год

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________С.В. Мальшакова

Составитель программы:

учитель начальных классов

___________ М.В. Гранова

Санкт-Петербург

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ для 1ОР (дополнительного) класса разработана на основе

•        Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школа № 69 Курортного района Санкт-Петербурга

в соответствии с

•        Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральном государственном образовательном стандарте (Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В содержание учебного курса, распределение учебного материала рабочей программы могут быть внесены изменения, обусловленные особенностями психофизического развития, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и Службы сопровождения ГБОУ школы № 69, утвержденные на педагогическом совете школы и согласованные с родителями (законными представителями) обучающихся.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, развитие сохранных речевых механизмов, а также обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения по программе «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»   -   формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия..

Рабочая программа  в соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю).

При разработке программы учитывался контингент детей школы - дети с ограниченными возможностями здоровья (IX вида), получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Для учащихся  характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.  

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, как в естественных условиях, так и на специально организованных занятиях. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения вокализации, слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел  «Чтение и письмо» включает узнавание образа слова (элементы глобального чтения), предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма (исходя из возможностей ребенка).

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

При  планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету следует учитывать зону ближайшего развития учащегося, степень и виды его нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст его жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Восприятие внимания к себе. Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит. Восприятие присутствия другого человека. Восприятие обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. Ответ на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.). Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт.

Сообщение. Распознавание, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).

Накопление речевого опыта. Восприятие речевого обращения к себе как приятного. Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.). Получение вербальных ответов на свои сообщения (в том числе невербальные).

Узнавание голоса. Различение голоса и шума. Узнавание голосов знакомых людей.

Понимание речевых сигналов. Реагирование на имя. Реагирование на просьбу. Реагирование на запрет.  Понимание похвалы. Понимание простых формул вежливости

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Язык и речевая практика» включает: графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; средства ТСО, аудио и видеоматериалы.

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивает решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающая работа позволяет оказывать специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Кроме коррекционной работы, которая проводится на всех уроках в связи с содержанием каждого учебного предмета, во вспомогательной школе предусмотрены специальные коррекционные занятия.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления можно выделить: развитие познавательной активности детей; нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля; развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; коррекция всех психических процессов, поведения ребенка; социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ"

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ урока

Тема урока

Дата

Знакомство. Экскурсия по школе.

04.09.2018

Знакомство. Мои учителя.

05.09.2018

Знакомство. Мои одноклассники.

07.09.2018

Выполнение заданий по словесной инструкции: (Сядь за парту), (Положи книгу на парту), (Возьми карандаш).

11.09.2018

Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков …).

12.09.2018

Различение звуков окружающей действительности. Дифференциация неречевых звуков.

14.09.2018

Кто и как подаёт голос? (Корова, свинья).

18.09.2018

 Кто и как подаёт голос? (собака, кошка).

19.09.2018

Чтение  коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных.

21.09.2018

Приветствие с помощью слов / жестов.

25.09.2018

Пиктограммы: «хочу пить», «туалет».

26.09.2018

Жесты: «Я хочу, дай»

28.09.2018

«Моя семья». Работа с пиктограммами.

02.10.2018

«Моя семья». Вокализация слов «мама», «папа» с опорой на пиктограммы

03.10.2018

«Моя семья». Соотнесение печатных слов «мама», «папа» с пиктограммами.

05.10.2018

«Осень». Глобальное чтение слов «Осень», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

09.10.2018

Погода осенью. Прослушивание аудиозаписей: «листопад», «ветер», «дождь»

10.10.2018

Пиктограммы и жесты: "хорошо/ плохо, да/нет, радуется/не доволен."

12.10.2018

Пиктограммы «Краски», «кисточка», «рисовать».

16.10.2018

Пиктограммы «Карандаш», «Бумага», «писать»

17.10.2018

Буква и звук «А». Знакомство.

19.10.2018

Буква «А». Обведение по контуру.

23.10.2018

Буква «А». Раскрашивание внутри контура.

24.10.2018

Буква «А». Размазывание пластилина внутри контура.

26.10.2018

Буква «А». Поиск буквы в словах «мама», «папа»

06.11.2018

Буква «А». Обведение по опорным точкам.

07.11.2018

Буква «А». Обведение по опорным точкам.

09.11.2018

«Осень», В. Винокуров. Чтение стихотворения с сопровождением жестов по подражанию

13.11.2018

«Осень», В. Винокуров. Составление сюжета стихотворения из пиктограмм.

14.11.2018

Рассказ «Осень». Прослушивание, пересказ с помощью пиктограмм.

16.11.2018

Жесты «спасибо», «пожалуйста».

20.11.2018

«Семья». Пиктограммы «бабушка»,«дедушка».

21.11.2018

Буква и звук «И». Знакомство.

23.11.2018

Буква «И». Обведение по контуру.

27.11.2018

Буква «И». Раскрашивание внутри контура.

28.11.2018

Буква «И». Размазывание пластилина внутри контура.

30.11.2018

Буква «И». Поиск буквы в слове «зима»

04.12.2018

Буква «И». Обведение по опорным точкам.

05.12.2018

Буква «И». Обведение по опорным точкам.

07.12.2018

«Зима». Глобальное чтение слов «Зима», «Декабрь», «Январь», «Февраль»

11.12.2018

«Декабрь» Е. Арс. Прослушивание стихотворения с сопровождением движений по подражанию.

12.12.2018

«Декабрь» Е. Арс. «Запись» текста стихотворения пиктограммами

14.12.2018

«Новогодние праздники». Составление предложений из пиктограмм

18.12.2018

«Зима». Зимние месяцы, глобальное чтение.

19.12.2018

Жесты и пиктограммы «я хочу пить», «я хочу есть»

21.12.2018

Гласные буквы и звуки А, И. Вокализация

25.12.2018

Буква «А». Вычеркивание буквы в словах.

26.12.2018

Буква «И». Вычеркивание буквы в словах

28.12.2018

«Зимние праздники». Работа с изображениями.

15.01.2019

Глобальное чтение слов «Зима», «Январь».

16.01.2019

«Зимние забавы». Составление предложений по картинкам

18.01.2019

Части суток. «День, ночь». Характерные признаки

22.01.2019

Части суток. «Утро, вечер». Характерные признаки

23.01.2019

Составление расписания деятельности в течение суток (с использованием пиктограмм)

25.01.2019

Буква и звук «О». Знакомство.

29.01.2019

Буква «О». Обведение по контуру.

30.01.2019

Буква «О». Раскрашивание внутри контура.

01.02.2019

Буква «О». Размазывание пластилина внутри контура.

12.02.2019

Буква «О». Поиск буквы в слове «зима»

13.02.2019

Буква «О». Обведение по опорным точкам.

15.02.2019

Буква «О». Обведение по опорным точкам.

19.02.2019

Глобальное чтение слов «Зима», «Февраль»

20.02.2019

Погода зимой. Работа с пиктограммами

22.02.2019

Повторение. Пиктограммы и жесты: "хорошо/ плохо, да/нет, радуется/не доволен."

26.02.2019

Выстраивание весенних месяцев в правильном порядке

27.02.2019

Волк и семеро козлят". Чтение, сопровождаемое иллюстрациями.

01.03.2019

Волк и семеро козлят". Знакомство с героями

05.03.2019

Составление сюжета сказки "Волк и семеро козлят" по картинкам.

06.03.2019

Пересказ сказки "Волк и семеро козлят по опорным картинкам

12.03.2019

"Как зовут моих одноклассников". Глобальное чтение: поиск карточек с именами.

13.03.2019

Пиктограммы "семья, мама, папа, бабушка, дедушка."

Составление коротких предложений с помощью пиктограмм.

15.03.2019

Жесты и пиктограммы: "я, мы, ты, он, она"

19.03.2019

Распознавание эмоций на картинках: "Веселый - грустный". Имитация эмоций

20.03.2019

Распознавание состояний на картинках: "плачет-смеется"

22.03.2019

 Выделение первого звука в слове (гласный звук).

02.04.2019

 Выделение первого звука в слове (гласный звук).

03.04.2019

Признаки весны. Изменения в природе, работа с пиктограммами.

05.04.2019

Глобальное чтение слов «Весна», "март", «апрель», "май"

09.04.2019

Выстраивание весенних месяцев в правильном порядке.

10.04.2019

Погода весной. Пиктограммы «солнце», «дождь»

12.04.2019

Буква и звук «У». Знакомство.

16.04.2019

Буква «У». Обведение по контуру.

17.04.2019

Буква «У». Раскрашивание внутри контура.

19.04.2019

Буква «У». Размазывание пластилина внутри контура.

23.04.2019

Буква «У». Поиск буквы в слове «утка», "буква"

24.04.2019

Буква «У». Обведение по опорным точкам.

26.04.2019

Буква «У». Обведение по опорным точкам.

30.04.2019

Буква «А-И». Вычеркивание буквы в словах.

03.05.2019

Буква «О-У». Вычеркивание буквы в словах

07.05.2019

Вокализация звуков А, О, У, И. Сопоставление звука с буквой

08.05.2019

Вокализация звуков А, О, У, И. Сопоставление звука с буквой

10.05.2019

Пиктограммы «ребенок», «взрослый».

14.05.2019

Взрослые. Пиктограммы "мужчина, женщина". Определение учителей к данным категориям.

15.05.2019

Дети. Пиктограммы мальчик, девочка. Определение учеников к данным категориям

17.05.2019

Сортировка изображений по категориям: "мужчина, женщина, мальчик, девочка"

21.05.2019

«Май» И. Авенберг. Прослушивание стихотворения с сопровождением движений по подражанию

22.05.2019

Повторение изученных букв. Написание по опорным точкам, штриховка внутри контура

24.05.2019

Фактическое количество часов за год

97

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с заместителем директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...