Обеспечение равных возможностей получения образования обучающимся с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Музипова Венера Фановна

Статья из практического опыта работы школы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_ravnyh_vozmozhnostey_ob._s_ovz.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Обеспечение равных возможностей получения образования детям с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в лицее 110

       

       Закон об образовании Российской Федерации поставил задачу - обеспечение равных возможностей получения образования, удовлетворяющего потребности всех детей: и одарённых, и детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений -  получило широкое распространение в нашей стране с вступлением в силу федерального государственного стандарта для обучающихся  ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с 1 сентября 2016 г.

        Большое преимущество инклюзивного образования в том, что ребёнок, обучаясь совместно со здоровыми сверстниками, лучше адаптируется в реальной жизни, т. к. живёт с семьей, и родители воспитывают его в соответствии со своими жизненными установками, - в отличие от ребенка, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате в отрыве от семьи.

          В здании лицея, которому 67 лет, трудно создать специальные условия обучения и воспитания (безбарьерную среду и т.д.) для разных категорий обучающихся с ОВЗ, поэтому у нас учатся дети с ОВЗ, которые могут обслуживать себя, передвигаться самостоятельно с этажа на этаж. В лицее обучается  тринадцать детей с инвалидностью и двадцать пять детей с ОВЗ. Заключение о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, предоставляет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ об инвалидности – служба медико-социальной экспертизы.

       Для детей с ОВЗ, с инвалидностью Устав лицея предусматривает получение образования в различных формах: экстернат, семейное образование, обучение на дому, дистанционное образование в АИС «Сетевой город», позволяющий обучаться в режиме on-line. В каждом конкретном случае инклюзивная форма обучения организуется по желанию родителей (законных представителей), исходя из интересов ребёнка. В все дети с ОВЗ и с инвалидностью  находятся на очной форме обучения.

        Методическая служба лицея: администрация, учителя, учитель-логопед, педагог-психолог -  работает на достижение основного результата образования — максимальное развитие личности обучающегося в соответствии с ФГОС.

       Личностно-ориентированный подход реализуется через психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка, оказание  индивидуально ориентированной помощи  детям с особыми образовательными потребностями.

        Психолого - педагогическое сопровождение обуучающихся начальных классов начинается с диагностической работы: с 1сентября учителя, учитель-логопед и педагог-психолог знакомятся с первоклассниками, определяют их психолого-педагогический статус в процессе диагностики и наблюдения.

        Данные обследования анализируются, выявляются резервные возможности каждого ребенка, имеющиеся проблемы в психологическом развитии,  в обучении. Составляется  индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ: вырабатываются рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка соответственно индивидуальным особенностям его развития и состояния здоровья. Этому призвана помочь работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума (директор, предметники), оказывающего помощь в обучении и воспитании детей с затруднениями в учёбе и поведении.

           Индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия направлены на преодоление психофизических и  речевых нарушений у детей, социализацию в обществе, профилактику неуспешности и школьной дезадаптации. Необходимым условием работы с детьми с ОВЗ является создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

        В период адаптации с детьми 1 класса педагог-психолог проводит групповые развивающие занятия, на которых оказывается психолого-педагогическая поддержка,  с детьми проигрываются ситуации из жизни, которые помогают детям  общаться и развиваться в окружающей среде.

        Учитель-логопед на групповых и индивидуальных занятиях развивает не только   устную и письменную речь, но и воспитывает активную жизненную позицию у обучающихся, преодолевает закомплексованность,  неуверенность в себе у детей, предупреждает возможные трудности усвоения школьных знаний.

        Основной принцип работы педагогов  лицея с  детьми с особыми образовательными потребностями - обеспечение охраны и укрепление здоровья детей, на занятиях соблюдается охранительный режим, чередование видов работы, использование физминуток, пальчиковые гимнастики и др. На охрану физического и психического здоровья направлены игровые занятия с элементами лечебной физкультуры «Час здоровья», которые проводят в спортивном зале после уроков учителя физической культуры.

         Способствует адаптации и социализации детей с особенностями развития преемственность общего начального, коррекционно-развивающего  образования и внеурочной деятельности, т. е. использование системного подхода. На индивидуальных консультациях родителям даются индивидуальные рекомендации о том, какими видами внеурочной деятельности лучше заниматься их ребёнку - в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

         Занятия по изучению «Азбуки пешехода» развивают внимание, память, пространственное восприятие. Занятия «Оригами» и «Изобразительной деятельностью» способствует развитию мелкой моторики, оптико-пространственной ориентировки, конструктивного мышления, усидчивости. Занятия курса «Азбука нравственности» формируют опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром, развивают  коммуникативные навыки, связную речь, эмоционально-волевую саморегуляцию, помогают приобретать духовно-нравственный опыт. Дети пробуют свои силы на занятиях проектной деятельностью «Я - исследователь», способствующих развитию сложных видов психической деятельности: логического мышления, активной доказательной монологической речи.  

Мы за  педагогику сотрудничества с детьми и родителями на основе уважения их прав и особенностей их ребёнка.  Родителям предлагаем присутствовать на текущих и открытых занятиях, прослушать курс лекций по вопросам воспитания и обучения детей, получить консультативную помощь по развитию своего ребёнка. И, действительно, родители принимают активное участие в жизни класса, становятся полноценными участниками образовательного процесса.

         Развитие ребёнка происходит более интенсивно, если применяется  комплексный подход: используются  передовые методы лечения и реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью, привлекается помощь специалистов массажа, нейропсихологии, физиотерапии и др.  

          Помощь вне школы нам оказывают наши социальные партнёры. Специалисты территориальной ПМПК «Радуга» проводят комплексное обследование, дают рекомендации по какой программе обучаться ребёнку, какие специальные условия необходимо создать в образовательном учреждении. Специалисты детской поликлиники № 13 разрабатывают для родителей индивидуальные рекомендации по реабилитации ребенка-инвалида, занимаются его лечением. Расширенные консультации специалистов родители с детьми получают в психологических центрах «Диалог», «Белый слон», медико-реабилитационном центре «Бонум».  

Таким образом происходит осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

        Лицей много лет развивает тему «Толерантность - путь к миру». Дети с ОВЗ  в лицее всегда могут рассчитывать на понимание, чуткость и помощь окружающих взрослых и детей. Ребята комфортно себя чувствуют в лицее, живут полной жизнью, принимая участие во всех значимых мероприятиях: от защиты проектов до хорового пения и участия в рождественских балах.

         Примеры. Мальчик с инвалидностью - со сложным врождённым нарушением опорно-двигательного аппарата - прекрасно адаптирован в школе, активен и позитивно настроен к миру: учится, с удовольствием играет со здоровыми сверстниками в футбол, посещает занятия по внеурочной деятельности в лицее и кружок в клубе рядом с  домом.

         Девочка с инвалидностью занимается в танцевально-спортивной секции по черлидингу, успешно выступает с командой, занимая призовые места в региональных и всероссийских конкурсах.

         Совместная работа администрации, учителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, родителей, медиков и ребёнка даёт свои результаты: мы создаём условия для индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ соответственно его  индивидуальным особенностям развития и состояния здоровья.

         Самый хороший прогноз дают дети с высокой мотивацией: они хорошо учатся, активно участвуют во всех мероприятиях и акциях, уровень самооценки у них повышается, они ощущают себя уверенно не только в своей школе, но и вне ее, в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

         Обеспечивая детям, имеющим определенные трудности, равные возможности получения образования посредством включения в жизнь лицея, ликвидации их недостатков, развития всех сторон личности, тем самым, помогаем стать им конкурентоспособными и успешными в жизни.

       

         

Музипова Венера Фановна,

учитель-логопед, ВКК

МАОУ лицей № 110 г. Екатеринбурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В  Федеральном законе об образовании в Росс...

Современные модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Материал будет интересен родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также специалистам сопровождения образовательных организаций, обучающих  данную категортию детей....

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

«Практический опыт работы общеобразовательных организаций по обеспечению получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ»

Практический опыт работы общеобразовательных организаций по обеспечению получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ. Итоговая практико-ориентированная работа в рамках курсов повыше...

"Особенности определения специальных условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР"

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость гобу...