Главные вкладки

    Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей 6 -7 лет
    статья (1 класс)

    Крицкая Ольга Вячеславовна

    Подборка упражнений для развития фонематического слуха.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx15.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    У ДЕТЕЙ 6- 7 ЛЕТ

    Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

    Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

    Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

    При работе с детьми 6 -7 лет в качестве смены деятельности и развития фонематического слуха возможно использование различных игр.

    Игры на развитие фонематического слуха

    Услышишь звук – хлопни в ладоши.

    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    Внимательный слушатель.

    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (начало, середина или конец слова).

    Найди нужное слово.

    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    Зоркий глаз.

    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    Сложи звук.

    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    Скажи наоборот.

    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

    Какой одинаковый звук есть во всех словах?

    Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    Подумай, не торопись.

    Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

    - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

    - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

    - Подбери слово, чтобы первый звук был бы - к, а последний - а.

    - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

    • «Паровоз»

    Детям объясняется принцип сцепления вагонов – к концу первого присоединяется начало второго вагона. Так и со словами. Педагог задает первое слово, дети по цепочке «цепляют» слова  по принципу – следующее слово начинается с последней буквы предыдущего.

    • «Ты - мне, я – тебе»

    Дети сидят по кругу. Первому игроку дается набор букв. Ребенок произвольно берет из набора одну букву и дает второму игроку. Тот, поглядев на букву, говорит слово, которое либо начинается с нее, либо находится в середине слова (по предварительной договоренности). Если второй игрок справился, он возвращает букву первому игроку, а получает от него весь набор букв и продолжает игру.

    • «У кого меньше букв»

    Ведущий достает из набора букв одну, называет слово на эту букву и передает следующему игроку, тот называет слово и продолжает игру. В случае, если игрок не может назвать слово на заданную букву, он оставляет ее у себя, а следующему за ним игроку ведущий дает следующую букву. По окончании игры игроки смотрят, у кого меньше букв в руках – тот и победил.(Подобным образом может проводиться игра со слогами, буквосочетаниями)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет

    Комплекс упражнений для развития пространственной ориентации детей 6-7 лет...

    Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

    Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

    Развитие быстроты у детей 6-7 лет

    Теоретический анализ....

    Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.

    Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет....

    Упражнения для развития мелкой моторики руки у детей 6- 7 лет.

    Данный материал будет интересен и учителям, и родителям. Упражнения для развития мелкой моторики руки у детей 6 -7 лет можно выполнять в игровой форме в учебной и внеучебной деятельности....

    Игры для развития фонематического слуха у детей 7-10 лет

    Игры для развития фонематического слуха у детей7-10 лет...