Урок по курсу Истоки
план-конспект урока (4 класс)

Васильева Светлана Николаевна

Урок по курсу Социокультурные Истоки на тему "Радоваться всей семьей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radovatsya_vsey_semey.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Традиции праздника»

Тема «Радоваться всей семьей»

Социокультурное наполнение: Крестины. Именины. Дни рождения. Содержание: Радость всей семьи – теплые и сердечные праздники взаимной любви и доброжелательности близких друг другу людей, их духовного единения.

Задачи урока:

  • способствовать формированию системного представления о внутреннем мире человека, единстве и взаимосвязи его ценностей;
  • актуализировать жизненный опыт ребенка, а также его семьи и ближайшего окружения:
  • создать условия для приобретения учащимися социокультурного опыта в первую очередь, опыта общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего значимые для индивидуума и группы результаты;
  • на содержательной основе «Истоков» развивать учебные и познавательные навыки.

 Р.К. развивающий Любимый семейный праздник

Работа в четверке  «Кума и кум, наставляй на ум»

1.Присоединение к теме, погружение.

Учитель:    Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало большой реки – родник. Начало дерева – корни. Начало человека – его Истоки. Не может быть чистой воды в реке без родников, не растет дерево без корней, не живет человек без Истоков. Истоки соединяют живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями нашего народа. Истоки- это начало начал. Это семья, традиции.

Что такое традиция?
Традиция –это то, что перешло от одного поколения к другому.

Учитель: А что для вас праздник?  Праздник – это труд души, радостный и поучительный . Он соединяет Образ, Слово и Дело.

2) Виды праздников

Какие праздники вы знаете?
а)  календарные праздники
б) Праздники, связанные с земледельческим календарем
Масленица, Семик
в) Государственные праздники (9 мая – день Победы, 4 ноября- День Единства и др.)
-Молодцы! 
Учитель: -Дети, представьте, что вы хотите дома устроить большой праздник и пригласить на него гостей. Возьмите бумагу и цветные карандаши и нарисуйте праздничный стол с разными вкусными блюдами. Расскажите, на какой праздник вы хотите пригласить гостей, кого хотите пригласить, какое угощение на столе.

Видите, как старательно мы всегда готовимся к праздникам! Мы готовим лучшие блюда, украшаем праздничный стол. Всё это мы делаем потому, что очень любим тех людей, которых хотим видеть у себя в гостях. Ведь так хорошо сидеть за одним столом и праздновать что-то с теми, кого мы любим! Этим мы приносим радость нашим близким, показываем им от всего сердца, как они нам дороги.

- Сегодня мы будем говорить о традициях семейных праздников  и тема нашей беседы «Радоваться всей семьёй»

-Назовите семейные праздники, которые вы справляете в своих семьях.

Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» (я вижу) (я слышу) (я чувствую)  

 6. Работа с учебником Стр . 122. – 123

- Так какие же семейные праздники считаются первостепенными у русского народа?

- Крещение, крестины, именины.

- А давайте попробуем разобраться, когда бывают крещение, крестины, именины и день рождения, какие традиции у этих праздников? Когда отмечают? Где отмечают?

Крещение: Раз в жизни. В храме

Священник крестит ребенка, окуная трижды в святую воду, надевает крест, одевает его в чистую белую рубашку. Помазывает.

Многие из вас знают, какие слова обыкновенно находятся на обратной стороне креста. "Спаси и сохрани".  Не случайно благочестивый русский народ сложил мудрую пословицу: "Не мы крест носим, а он нас носит".

  Крестильная  белая рубашка, которую возложил на нас батюшка, священник, тотчас после крещения. Если вы крещены во младенчестве, то, вероятно, сохранилась у мамы или бабушки ваша крестильная белоснежная распашоночка. Это так называемая крещальная риза, явным образом указывающая на то, что Господь Иисус Христос дивно очистил, возродил и освятил новокрещеного, исполнив его душу и тело светоносной благодати Божией.

Вещи, связанные с крестинами, перечислены и объяснены; но есть люди,  которые вошли в нашу жизнь через принятие святого крещения. Кто они? Это - восприемники, или, что привычнее для русского уха, крестные. Древние церковные правила предусматривали наличие одного крестного. По русскому обычаю избираются обыкновенно крестный отец и крестная мать. Они - поручители пред Богом за своего крестника и несут за него ответственность.

Крестины: Раз в жизни. Дома

Застолье с пирогами и особой кашей. Приглашаются соседи, друзья, крестные отец и мать. Поздравляют, дарят подарки.

Именины:В храме и дома.

А как справлять день Ангела?.

Исповедь и причастие в день именин вместе с тезками. Потом застолье и подарки от друзей и близких

Князь Владимир крестил Русь, наши предки верили, что каждый день проходит под покровительством  небесного святого. Тот из святых, день памяти которого приходился на какую-либо дату, становился Ангелом-хранителем этого дня. Например, сегодня, 14 февраля 2018 года именины празднуют Василий, Давид, Семен, Петр, Тимофей, Евдокия, Валентина. Есть у нас в классе дети с этими именами? С именинами вас, с днем Ангела!

7. «Кума и кум наставляй на ум»

- А теперь открываем рабочие тетради и перейдем к активной форме работы. Откройте на  стр.33 внимательно прочитайте название нашего активного занятия

Вывод- Какие духовные ценности сохраняются в традициях семейных праздников нашего народа?(гостеприимство, доброжелательность, искренность

8. Рефлексия

1. Напишите 3 новых понятия, которые вы узнали на уроке.

2. 2 информации ,которые вас удивили

3. 1информацию, о чём вы хотите поделиться родителями, о чем вы расскажете дома?

УЧ. - Да, ребята, богата Россия традициями, любили, любим и будем любить мы праздники, радоваться всей семьей.

Д/З традиции семейного праздника

Узнайте у родителей о том, почему вам выбрали именно это имя.

Узнайте значение своего имени.

Есть ли у вас крёстные родители, и какое участие они принимают в вашей жизни.

А можно ли ваш класс назвать семьёй? Почему?

УЧ-к – вы тоже вместе справляете праздники – Новый год, масленицу, день рождения класса, поздравляете  всех с днём рождения. Что ценного в таких праздниках для вас?

Мы с любовью в сердце вырастаем,
Если ею полнится семья.
Свои чувства верностью питаем,
Если рядом верные друзья.
Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"

На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

конспект урока по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки")

Представлен конспект урока для обучающихся 3 классов  по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки").  Также предложены задания для работы в паре, в группе, а также презентация к данному ...

Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"

Открытый урок   по курсу "Истоки" на тему "Доброта"...

конспект урока в курсе "Истоки" по теме "Лес. Река"

конспект урока по программе "Истоки", тема :"Лес. Река"...

Урок по курсу " Истоки".

ТЕма урока: " Ткачихи-рукодельницы"....

Активные формы обучения на уроках социокультурного курса "Истоки".

В данной статье описывются различные формы обучения, кторые можно использовать на уроках социокультурного курса "Истоки" и на уроках "Основы православной культуры....