Здоровьесберагающие технологии в начальной школе: методы и приемы работы
статья

Бурлуцкая Лилия Александровна

Здоровье «маленького человека» – важнейшая тема для обсуждения, вызывающая пристальный интерес как у родителей, так и у педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в школе, значит, именно школа несёт немалую ответственность за сохранение и укрепление иммунитета подрастающего поколения. Заметим, что задача школы не ограничивается желанием сохранить здоровье только на период обучения, ведь счастливую и самодостаточную жизнь любого человека сложно представить без хорошего самочувствия. Существуют программы, основанные на здоровьесберегающих технологиях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zozh.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Бурковская Л.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 586 Василеостровского района

Санкт- Петербурга

Здоровьесберагающие технологии в начальной школе: методы и приемы работы

Здоровье «маленького человека» – важнейшая тема для обсуждения, вызывающая пристальный интерес как у родителей, так и у педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в школе, значит, именно школа несёт немалую ответственность за сохранение и укрепление иммунитета подрастающего поколения. Заметим, что задача школы не ограничивается желанием сохранить здоровье только на период обучения, ведь счастливую и самодостаточную жизнь любого человека сложно представить без хорошего самочувствия. Существуют программы, основанные на здоровьесберегающих технологиях.
«Здоровьесберегающие технологии» — это реализация профилактических мероприятий с детьми, целью которых является сбережение и преумножение ресурса здоровья младших школьников. Этап начальной школы в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические данные, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья школьников. По результатам медицинских осмотров только 20–30 % первоклассников можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым стал поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в школе. Для учителя руководством к педагогической деятельности является «портрет выпускника
младшей школы», в котором одной из значимых характеристик является соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни. 

Какая проводится работа по сохранению здоровья учащихся начальной школы на  уроках?

Современный урок в начальной школе характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся в младшем школьном возрасте неустойчиво.


Считаем, что для учителя очень важно правильно организовать урок, поскольку он является основной формой педагогического процесса:

-рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

-в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; Однообразие урока способствует утомлению школьников,

- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;

- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Грамотность младших школьников в области здоровьесбережения предполагает овладение ими системой основных валеологических понятий, воспитание привычек здорового образа жизни.

Создание мотивации здорового образа жизни предусматривает стимулирование интереса детей к здоровьесберегающей активности – беседы о здоровьесберегающих традициях, изучение и анализ пословиц, поговорок и литературных произведений по данной тематике, совместное с педагогом планирование оздоровительных процедур (закаливание, утренняя гимнастика и др.), экологические игры, групповую эколого-валеологическую работу (кружки, спортивные секции, проведение мероприятий, связанных со здоровьем), «школу здоровья» для родителей. Праздничные выступления в школе, занятия физической культурой, спортивный досуг (игры, развлечения, спортивные праздники) – эффективные способы развития физических функций ребенка в сенситивные периоды. Такие периоды характеризуются повышенной чувствительностью (восприимчивостью) к воздействию тех или иных упражнений.

Решению задачи формирования у детей привычек здорового образа жизни способствуют внеурочные занятия познавательного блока, где педагоги раскрывают зависимость здоровья от окружающей среды, формируют представление о теле, личной гигиене. Важно информировать младших школьников о факторах риска для здоровья человека. Наиболее оптимально сделать это с помощью обучающих ситуаций, которые проводятся в два этапа: 1) информация об опасных ситуациях, 2) игровые ситуации. На первом этапе учащиеся получают адаптированную к их возрасту информацию об угрозах для здоровья, усваивают ее, приходят к самостоятельным выводам и обобщениям о причинах опасности, ее влиянии на человека, мерах профилактики. На втором этапе дети используют полученную информацию и действуют практически с макетами и наглядными пособиями в игровых ситуациях под руководством педагога (игрок обжег руку, разбил колено, больно ударился, ужален осой, укушен животным и др.).

Операциональные знания в области безопасности жизнедеятельности младших школьников – профилактика травм на дорогах, владение правилами пожарной безопасности, пребывания на открытых водоемах, предотвращение солнечного удара, поведение в лесу, чрезвычайных ситуациях, корректное обращение с электроприборами. Дети могут научиться оказывать первую помощь при обморожении, ожоге, укусе. Деловой практикум «Умей оказать первую помощь при несчастных случаях» поможет младшим школьникам научиться оказывать первую помощь себе и окружающим в случае сильного пореза, укуса насекомого, животного или змеи, солнечного удара, обморока. Целесообразно при этом составить памятки по пройденным темам.

Формирование  мотивации здоровья у младших школьников, их информирование о факторах риска проводятся при активном участии родителей. С ними организуются родительские собрания, индивидуальные занятия, дни открытых дверей, круглые столы, диспуты для обмена опытом. Для обсуждения предлагаются темы: «Основные правила здорового образа жизни», «Почему необходимо движение?» и др. Родителей знакомят с рекламными проспектами о здоровом образе жизни: «Режим в жизни ребенка», «Закаливание детей»  и др. Информация «уголков здоровья» должна меняться ежемесячно.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.

Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой....

"Технология сотрудничества на уроках в начальной школе. Методы и приемы"

В статье автор знакомит с методом TASK и приемами рефлексии, применяемыми в групповой работе на уроках в начальной школе....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вер...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решени...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....