"Заглавная буква – лучше всех!!!". Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века».
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

ГЕЙСТ Ирина Викторовна

Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература)  2 класс. УМК Начальная школа «XXI век». Заглавная буква – лучше всех!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_-_luchshe_vseh.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок

учителя начальных классов Гейст Ирины Викторовны

2 класс. УМК Начальная школа «XXI век».

Технологическая карта урока

Учитель:

Гейст Ирина Викторовна

Предмет:

Интегрированный урок: Литературное чтение, Русский язык

Класс:

2 Б

Падунская СОШ, филиал «МАОУ СОШ № 4№»

Автор УМК:

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока:

Общая: Работа с текстом

Литературное чтение: Л.Н. Толстой «Лучше всех»

Русский язык: Слово в толковом словаре и тексте.

Цель урока:

- познакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого и его произведением «Лучше всех», с новым жанром - быль;

-научить выразительно читать;

-научить голосом передать соответствующую интонацию, называть правильно произведение

-разъяснение значения непонятных слов.

- научить определять значения незнакомых слов.

- научить устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря.

- Продолжить знакомство с толковым словариком учебника и

с основными приёмами поиска нужных слов в словаре.

- Развивать речь учащихся, умение использовать полученные сведения о языке в активной речи, обогащать словарный запас.

- Продолжить формировать чувство взаимопомощи, умение корректно выражать свои замечания товарищу.

- закрепить умение работать в паре и малой группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формировать у учащихся умения выразительно читать ;
-углублять представления о авторе произведения;
-обогащать словарный запас учащихся, устную речь;

-воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям и детям;

-формировать нравственные понятия: материнская любовь, ласка;

Метапредметные:

-способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Методы и приемы:

Деятельностный, поисковый, игровой. объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная формы работы

Формы обучения:

Индивидуальная, парная, групповая; технология сотрудничества.

Ресурсы:

ПК учителя, медиапроектор, презентация. Рабочая тетрадь, портрет Л. Толстого.

-карточки для работы в группах; учебник для 2 класса нач.школы по литературному чтению (2 часть, автор Л.А.Ефросинина и др.), презентация к уроку, толковый слорь, словарик литературных терминов, раздаточный материал.

Тип урока:

  • Урок ознакомления с новым материалом

Место проведения урока

Учебный кабинет

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Опрос учащихся

Вначале урока, я попрошу вас ответить на вопросы по пройденным разделам:

- Какого жанра произведения  входили в раздел «Лис Миккель и другие»? (сказки С )

- как называется деревянный бочонок, в котором взбивается масло? (маслобойка М )

- На какую букву заканчиваются имена мышат в сказке «Колосок»? ( Круть, Верть Ь)

- Какое отчество у героя сказки  Мамина-Сибиряка, который жил в воде? (Ершович Е )

- На какое дерево залез поросёнок, испугавшись волка? (яблоня Я )

- Какое слово можно составить из полученных букв? СЕМЬЯ

- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним произведением раздела «Семья».

3. Постановка цели урока

- Итак, вспомним, что называют Лексическим значением слова? (верно, это полный рассказ о предмете)

-Вспомните уроки окр.мира и попробуйте сформулироваль  лексическое значение слова «семья»? (работа в парах). Сначала каждый проговорил  мысль, дали ответ.

-  Так вот, лексическое значение слова можно узнать в ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ. Самые известны е толковые словари р.я. составили Владимир Иван Даль и Серг Иван Ожегов. В каждом из словарей собрано более 200000 слов и их значений!

Ребята, в каком источнике вы еще можете найти лексич значение слова? Верно, на последних страницах учебника.

- В каком порядке распол-ся слова в словаре? Верно, в алфавитном. Найдите в толковом словере и выпишите в тетарадь по русск яз  лексическое значение слова «Семья».

- прочитайте, что выписали. Встаньте те, у кого записано в тетради то же самое.

Семья – это самое дорогое для каждого человека. Поэтому семье, родителям, детям, отношениям в семье посвящено много сказок, расскозов, стихотв, пословиц…

 - Сейчас я предлагаю Вам взять карточки № 1 или посмотреть на доску. Прочитайте.

Ответьте, это текст? (нет, предложения перемешаны)

 Поработайте в парах. Ваша задача – расставить предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Вставить  пропущенные орфограммы.

- А девочка сквозь слёзы г__ворит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

- Наро__  спраш__вает у неё: «Какая же твоя мама?»

 -Бегает, кр__чит, ищет свою маму.

- На улице в т__лпе заблудилась маленькая девочка.

 Прочитайте, что у вас получилось.

А  для того, чтобы определить, в правильном порядке вы расположили предложения или нет, и верно ли вы вставили пропущенные буквы, мы обратимся к учебнику «Лит Чт» стр 73. Даю вам минуту на самопроверку.

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

Вы прочитали  коротенькое произведение Л.Н. Толстого «Лучше всех». Оно  –  в разделе «Семья и я». Определите жанр этого произв-я. На какой жанр оно похоже и почему?  

Быль – это новый для вас жанр.

Откройте словарики и выпишите значение слова со стр 74 учебника. Найдите в толк словаре лексическое значение этого слова (стр….). В каком из источников понятие раскрыто более детально и подробно?

Объяснение лексического значения в словарике называют  словарной статьёй.

Найдите пословицы к тексту. Как вы их понимаете? Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о семье? О любви?

4. Изучение нового учебного материала.

-Прочтите еще раз Имя автора произведения. (Л.Н.Толстой) (Слайд 4)

- Яна Воронина подготовила неюольшой доклад. Послушаем внимательно Яну.

Сегодня я хочу вам рассказать  один очень удивительный факт из жизни Толстого. У Льва Николаевича была очень большая и дружная семья. (Слайд 5) Однажды его спросили: что нужно для счастья? «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Писатель рано потерял и мать и отца. И в его сердце на протяжении всех лет жизни жила тоска по матери. Это наложило большой отпечаток на его творчество. Именно Поэтому  много произведений Толстой посвятил семье.

 (Слайд 6)

_Спасибо, Встаньте на носочки и поднимите обе руки те, кому доклад понравился.

- спасибо!

_Вернемся к произведению, ответьте на вопрос:

- Кто является героем этого произведения?

- Где происходили события данного рассказа?

- С каким вопросом к ней обращался народ?

- Какую интонацию можно применить в данном вопросе?

- Что отвечала девочка людям?

- С какой интонацией?

- Какое состояние было у девочки?

- сформулируйте основную мысль текста.

Попробуйте прочитать выразительно по ролям это произв-е.

КОНОРС

В классе я обозначила 3 угла.Углы: сущ, прилаг, глагол. Сейчас я попрошу всех встать и разойтись с учебниками в руках. по углам. И вы должны объяснить свой выбор. Например, я встала в этот угол, потому что я люблю движение и моя любимая часть речи – глагол.

Задание в углах: найти в тексте слова той  части речи, в какой угол вы встали. Работайте в паре с тем, с кем не сидите за партой. (1 мин)

- прочтите, какие слова вы отметили.

- слов какой части речи встречается больше?

- что это означает?  (что в текст – повествование, т.к. совершается множество действий).

Я попрошу Вас занять свои места за партами.

-Какую самую главную фраза произнесла маленькая девочка о маме? А какой вы представляете себе маму этой девочки? Возьмите каждый по листочку, ручку.  Запишите несколько прилагательных, которые помогут нам представить маму.

- образуйте команду из сидящих на каждом ряду. Прочтите по кругу записанные слова. А остальные – дополните свой список. Начнет тот, кто сидит на своём ряду ближе всех к окошку.

_____________, прочти, какие прилагательные вы подобрали для описания мамы девочки на своём ряду?

Дом.задание – составить сочинение –описание «Моя мама – лучше всех». Слов какой части речи вы будете использовать в своём сочинении? (прил., сущ.) меньше – глаголов.

 откройте РТ по литературному чтению с.34, выполним задания 1-4.

Перед вами деформированный текст.

Восстанови деформированный текст. Запиши.

Отец похвалил его за правду.

Он решил узнать, кто разбил чашку.

Мальчик сказал правду.

Пришёл отец.

Мальчик разбил дорогую чашку.

 

4. Рефлексия, итог урока.

- Вернёмся к началу нашего урока.

- Как можно объяснить значение непонятных для нас слов? (спросить у взрослых, прочитать текст, узнать в толковом словаре)

- Кто из вас сегодня познакомился с новыми словами? А что еще узнали нового?

- Большое спасибо всем за работу,

Надеюсь, что я смогла заинтересовать вас сегодня.

Оценки.

Тема урока: Слово в толковом словаре и тексте.

Учите русский – годы кряду.

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

(С. Абдулла)

Цели и задачи урока:

Учить определять значения незнакомых слов.

Учить устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря.

Продолжить знакомство с толковым словариком учебника и

с основными приёмами поиска нужных слов в словаре.

Развивать речь учащихся, умение использовать полученные сведения о языке в активной речи, обогащать словарный запас.

Формировать орфографическую зоркость во время взаимопроверки при работе в парах.

Воспитывать интерес к родному языку.

Продолжить формировать чувство взаимопомощи, умение корректно выражать свои замечания товарищу.

Оборудование:

Учебник «Русский язык. 2 класс. 2 часть»

Под редакцией С.В. Иванова.

Учебник «Окружающий мир. 2 класс. 2 часть»

Автор Н.Ф. Виноградова.

Раздаточный материал (карточки для учащихся).

Словарь непроверяемых написаний (у учащихся)

Толковые словари.

Мультимедийный проектор.

План урока:

Орг. момент.

Словарная работа.

Актуализация знаний.

Сообщение темы и постановка целей.

Работа над распознаванием лексического значения слов.

Тандем. Работа в парах.

Домашнее задание.

Рефлексия. Итог урока.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Приветствие гостей. Психологический настрой на позитивное начало урока. (Дарим друг другу улыбки и делимся хорошим настроением).

2. Словарная работа.

Мы начнём наш урок со словарной работы. Слайд 3,4.

hello_html_2b007821.gifhello_html_m421592d9.gif

Прочитайте новое слово для запоминания. (русский)

Назовите орфограмму в этом слове. Русский – удвоенная согласная С.

Нам часто приходится записывать это слово, но до сих пор мы не задумывались, как эта орфограмма появилась в слове.

Попробуем объяснить её появление. Обратимся к истокам слова. (Подготовленный ученик объясняет появление слова)

Слово «русский» тесно связано со словом «Русь». Существует несколько версий о происхождении этого слова. Ряд учёных считают, что у него скандинавские истоки (от финского «Руотси»). Слово было заимствовано восточными славянами.

Другие предполагают местное происхождение от названия восточнославянского племени на реке Рось.

На славянском языке «Русь» - светлое место.

Учите русский – годы кряду.

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

(С. Абдулла)

Выделите в этом слове корень и суффикс. Корень РУС и суффикс СК.

Откройте наши словари непроверяемых и труднопроверяемых написаний.

Запишите слово, отметьте орфограмму, проверьте друг у друга. Запомните написание.

Актуализация знаний.

Мы продолжаем работу в блоке «Как устроен наш язык» и сегодня на уроке откроем его новые тайны. Чтобы сформулировать тему урока, я предлагаю вам обратиться к слайду. Прочитайте слова, записанные на слайде. Слайд 5.

hello_html_m39920739.gif

- Знаете ли вы, что обозначает каждое слово? Обсудите в парах. Найдите слово, которое объединяет все остальные общей темой.

- Значение каких из этих слов вы можете объяснить?

- Какие слова вам не понятны? Как узнать лексическое значение слова? (Варианты ответов детей)

- Какое слово объединяет все остальные общей темой?

Предположите, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Сообщение темы и постановка целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Слово в толковом словаре и тексте». Мы будем учиться определять лексическое значение непонятных слов, продолжим работу с толковым словарём. В этом нам поможет заочная экскурсия в музей. Слайд 6.

hello_html_72919b44.gif

5. Работа над распознаванием лексического значения слов.

Стр. 24 в учебнике. Рубрика «Давай подумаем». Слайд 7.

hello_html_m36bc25c.gif

Прочитайте текст. Попробуйте определить значение выделенных слов.

В музее искусств открылась новая экспозиция. К юбилею известного художника представлена коллекция эскизов его картин.

- Значение какого слова из ранее предложенных вам стало более понятно из текста? Замените его словом-синонимом. Экспозиция – выставка.

Какой вывод можно сделать?

- Значит, если слово встречается в каком-либо предложении, тексте, то нам становится более понятно его лексическое значение. Значение какого слова будем узнавать в словаре? (эскиз)

- Какой словарь нам необходим? Стр. 24. рубрика «Тайны языка». Слайд 8.

hello_html_50eb4cc7.gif

Вы видите на слайде разные издания толковых словарей Владимира Ивановича Даля, его портрет, а также портрет Сергея Ивановича Ожегова, автора толкового словаря.

Слайд 9. Словарная статья.

hello_html_1c49275c.gif

- Вспомните, как располагаются слова в словаре? (В алфавитном порядке).

Выполним упражнение № 1, стр. 25.

1 колонка – коллекция стр. 147

Коллекция – (из латинского языка) – упорядоченное (систематизированное) собрание каких-либо предметов. Коллекция марок, коллекция насекомых.

2 колонка – экспозиция стр. 154

Экспозиция – (из латинского языка) – размещение каких-нибудь предметов, выставляемых для обозрения. Музейная экспозиция.

3 колонка – экспонат стр. 154

Экспонат - (из латинского языка) – предмет, выставленный на выставке, в музее. Музейный экспонат. Слайд 10.

hello_html_5e7956e9.gif

- Что ещё, кроме лексического значения, можно узнать из толкового словаря? (Из какого языка пришли к нам эти слова и пример употребления слова в речи.)

- Из какого языка пришли к нам все эти слова? (из латинского)

Предлагаю вам рассмотреть репродукции картин, которые являются экспонатами коллекции музея.

Сначала обратимся к тексту упр-я № 2.

Прочитайте текст. Узнали ли вы из этого текста, что такое галерея? Давайте уточним значение этого слова в словаре.

Слайд 11.

hello_html_5ed92357.gif

Галерея – (из французского языка) – 1. Длинный узкий крытый проход, соединяющий две части здания. Стеклянная галерея.

2. Музей, помещение для выставки картин. Картинная галерея.

- Какое из двух значений имеет слово «галерея» в этом тексте? (Музей, помещение для выставки картин.)

- На каких уроках мы с вами уже знакомились с картинной галереей? (На уроках окружающего мира).

- Вам заранее было предложено положить закладки на тех страницах учебника ОМ, где представлены репродукции картин из собрания музея. (Стр.12, 25, 54 - 55)

Задание по колонкам выдаётся на карточках.

- 1 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 12. Прочитайте название картины Я. Матейко. (Портрет Николая Коперника). Понятно ли вам значение слова «портрет». Обсудите вместе.

- 2 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 25. Прочитайте первое предложение предложенного текста. Понятно ли вам значение слова «натюрморт». Обсудите вместе.

- 3 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 54 – 55. Найдите слово, которым можно назвать все эти картины. Понятно ли вам значение этого слова «пейзаж»? Обсудите вместе.

- Где можем уточнить лексическое значение этих слов? (В толковом словаре)

Найдите в словарике лексическое значение каждого из данных слов. Слайд 13.

hello_html_m67b86688.gif

6. Тандем. Работа в парах.

- Выполните задание к упражнению № 2.

- Просьба, чтобы в парах были разные слова, договоритесь друг с другом. Запишите слово, которое истолковываете в единственном числе. Записывая словарную статью, проговаривайте «про себя» орфографически.

- Проверьте себя сами, затем проверьте товарища.

Давайте ещё раз проверим наши знания о новых словах. Вам будут предложены несколько слайдов. Ответьте на вопрос:

- К какому виду изобразительного искусства относятся репродукции этих картин. Слайды 14 – 17.

7. Домашнее задание. Варианты.

- Запишите лексическое значение двух других слов из толкового словаря (имена существительные). Слайд 18.

hello_html_m15113258.gif

8. Рефлексия, итог урока.

- Вернёмся к началу нашего урока.

- Как можно объяснить значение непонятных для нас слов? (спросить у взрослых, прочитать текст, узнать в толковом словаре)

- Кто из вас сегодня познакомился с новыми словами? Какие слова для вас были раньше незнакомы и непонятны? Если вы хотите больше узнать об истории и экспонатах Третьяковской галереи, возьмите в библиотеке книги по этой теме и прочитайте их. Потом поделимся впечатлениями. Слайд 18.

- Большое спасибо всем за работу,

Надеюсь, что я смогла заинтересовать вас тайнами языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК  «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Тесты по русскому языку 4 класс Начальная школа ХХI века

Тесты по русскому языку  по четвертям для начальной школы  "Начальная школа ХХI века" ...

Тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Начальная школа 21 века

Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку в 3 классе по программе Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Начальная школа 21 века"

рабочая программа по русскому языку 3 класс Автор: Иванов С. В. по программе " Начальная школа 21 века"...

"Синонимы в тексте". Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века».

Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература)  2 класс. УМК "Начальная школа XXI века». "Синонимы в тексте"...