Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
рабочая программа (3 класс)

Дёмина Наталия Викторовна

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе АООП НОО,  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), на основе Примерной основной образовательной программы по литературному чтению для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по литературному чтению для учащихся 3-го класса Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской,  являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Составлена для обучающегося 3-го  класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.        (В соответствии  с  ч.  1  ст.  79  Федерального  закона  «Об  образовании  в  Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273)

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.

Адаптированная программа обучающегося с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Русский язык и литературное чтение».

Используемый УМК

  • учебно-методический комплект (УМК) по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, и др.):
  • Л.Ф.Климанова Программа по литературному чтению, Москва, «Просвещение», 2015г.
  • Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий; Литературное чтение. Академический школьный учебник. 3 класс. В 2 ч, Ч. 1; Москва, «Просвещение», 2018г.

На усвоение курса «Литературное чтение» отводится 3 часа в неделю, всего-102 часа:

1 четверть-24 часа;

2 четверть- 24 часа;

3 четверть- 30 часов;

4 четверть- 24 часа.

Индивидуальные особенности обучающегося с ОВЗ.

Обучающийся с ЗПР характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляции в поведении и деятельности,  сформированы недостаточно.

Ребёнок имеет хорошую школьную мотивацию. Хорошо ориентируется, знает фамилию имя отчество свои и своей мамы, дату рождения, домашний адрес, место работы мамы, ФИО педагога, номер школы. Ориентируется во временах года, праздниках, диких и домашних животных, погодных условиях. Понимать инструкции. Мелкая моторика у ребёнка развита плохо. Память у ребёнка недостаточно развита. У него бедное воображение, повышенная тревожность, выученная беспомощность. На уроке имеет средний темп работы, но в свои силы не верит

Техника  чтения чуть ниже нормы. Способ чтения слог + целыми словами. Во время чтения пропускает буквы и допускает замену букв. Отвечает на вопросы о прочитанном односложно.  Пересказывает текст с трудом. Наизусть стихотворения не учит. Не  может письменно отвечать на вопросы. Умеет отвечать на вопросы теста (выбирать правильный ответ), но допускает ошибки.

Социально-бытовая адаптация соответствует возрасту. Владеет навыками самообслуживания, стремится к общению, часто оказывает помощь в домашних делах родственникам, в школе помогает одноклассникам.

Недостаточный объём внимания, низкий темп работы, умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы недостаточно сформированы.

Задачи преподавания литературного чтения обучающемуся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой.

Программа не разделяет цели и задачи, стоящие в преподавании литературного чтения в зависимости от специфических особенностей ученика.

Программа строит обучение ребёнка  с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

   

          Основные направления коррекционной работы:

  • обогащение словарного запаса;
  • развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи
  • развитие психических и познавательных процессов формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала.
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
  • работать в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
  • умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние
  • воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
  • умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно
  • реагировать на контроль и оценки учителя. Формирование  коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной  деятельности:        
  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого  этикета при общении.

Методы и формы, через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • комментированные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Планируемые результаты освоения предмета, курса

Личностные  результаты

 В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:         

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные  результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

Учащиеся  научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные:

Учащиеся  научатся:

  •  составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

             Учащиеся научатся:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;

Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

    Содержание учебного курса, предмета

   Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

1.Вводный урок 1

2.Книги—мои друзья -1ч.

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

3. Жизнь дана на добрые дела -12ч.

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

4. Волшебные сказки -13ч.

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

5.Люби всё живое- 15ч.

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

6. Картины русской природы- 9ч.

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.7

6. Великие русские писатели -21ч.

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

8. Литературная сказка-17ч.

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

9. Картины родной природы 13ч.

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

       В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

      Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

      В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героем (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.

В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Формы организации учебного процесса

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

      Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Итоговый контроль

      Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестовых заданий или контрольных работ, которые включают задания по каждому изученному основному разделу программы.

Текущий контроль по изучению каждого раздела проводится в форме самостоятельных и проверочных работ.

Содержание курса

Тематическое планирование

Основные виды деятельности уч-ся

Коррекционно-развавающая работа.

Вводный урок

«Книги – мои друзья» (2часа)

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Ориентироваться в учебнике.

 Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в

 содержании учебника.

Знать автора и название книги.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

Проект. Мы идём в музей книги.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться.

Определять смысл понятий: книжная мудрость,

 печатная книга. 

Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, изречения из Библии.

Составлять свою книгу наставлений.

Описывать первую печатную книгу,

 находить нужные слова в тексте,

на основе опорных слов составлять высказывание.

 Работать в паре.

Отбирать необходимую информацию из книг для своего сообщения.

Уметь ориентироваться в тексте. Строить своё высказывание в виде предложений. Искать нужную информацию. Составлять отзыв о произведении.

Обогащать словарный запас;

Развивать и совершенствовать грамматическое оформление связной речи

Развивать  психические и познавательные процессы формирования полноценных учебных умений.

Жизнь дана на добрые дела (12 ч)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

В.И. Даль.

Пословицы и поговорки русского народа.

Н. Носов. Огурцы.

Смысл поступка. Характеристика героя.

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.

Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

Семейное чтение. Притчи.

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа, объяснять, в чём была их ошибка, как исправить её. Определять тему выставки книг. Группировать книги по предметам. Представлять одну из книг. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять их смысл.

Читать тексты вслух и про себя.

Составлять рассказ по аналогии.

Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать на основе плана.

Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по предметам.

Представлять выбранную книгу.

Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Планировать предстоящую деятельность: принятие учебной задачи; активное осмысление материала.

Контролировать  ход своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

Работать в определённом темпе

Волшебная сказка (13 часов)

Вводный урок по теме «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Русская сказка Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки. Характеристика героя.

В Васнецов. Иван-царевич на сером волке. Рассказ по картине.

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. Харак-теристика героев.

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

Самостоятельное чтение. Русская сказка Морозко. Характеристика героев. Пересказ. Семейное чтение. Русская сказка Белая уточка. Смысл сказки. Пересказ.

Наш театр. Русская сказка По щучьему велению. Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Характеризовать героев.

Определять, какие предметы являются сказочными. Составлять рассказ по картине.

Группировать книги по предметам.

Представлять выбранную книгу. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Обсуждать в группе, в паре, кто из героев сказки нравится и почему.

Распределять роли. Участвовать в работе группы.

Применение знаний в новых ситуациях;

Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние

воздействия; подчинять свои действия его инструкциям.

Люби все живое (15 часов)

ВвВводный урок по содержанию раздела.

2.Сравнение научно-познавательной и

       художественной литературы. К Паустовский. Барсучий нос.      

     В Берестов Кошкин кот. Выразительное чтение. Б Заходер. Вредный кот.

 В.Бианки Приключения муравьишки. Правда и вымысел в сказке.

Как муравьишке бабочка помогала до

браться домой. О.Полонский. Мура-вьиное царство

Тим Собакин. Песни бегемотов.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Периодика. Журналы для детей.

Самостоятельное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Пересказ.

 Н. Носов. Карасик.

 М.Горький Воробьишко.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: художественный и познавательный рассказы: автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты. Характеризовать героев сказки, рассказа.

Составлять план текста, делить текст на части. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В.Бианки.

Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать вопросы к тексту, оценивать вопросы.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать.

Ориентироваться в содержании журнала, находить в нём нужную информацию.

Обсуждать в паре, группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям.

Уметь целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно

реагировать на контроль и оценки учителя. Формирование  коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

Отвечать  на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого  этикета при общении.

Применение знаний в новых ситуациях;

Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям.

Картины русской природы (9 часов)

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.

М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья. А.Фет. Осень.

И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка.

Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

Картины природы в произведениях живописи.  

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.                                   

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

Определять сравнения, олицетворения.

Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают представить картину.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

Определять сравнения, олицетворения.

Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают представить картину.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия.

Великие русские писатели (21 час)

Вводный урок по содержанию раздела.

В. Берестов, А.С. Пушкин. Краткий пересказ. А. Пушкин. Зимнее утро.

И. Грабарь. Зимнее утро. А. Пушкин. Зимний вечер.

Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. А. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брегель. Зимний пейзаж

В. Суриков. Взятие снежного городка.

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Сказки А. Пушкина. И. Билибин - иллюстратор сказок Пушкина.

 И. А. Крылов. Басни. Викторина по

басням Крылова. И. Крылов. Слон и Моська, Чиж и голубь.

 Великие русские писатели.

Л.Толстой. Лев и собачка. Быль. Лебеди. Л.Толстой. Акула. Книги великих русских писателей. .Л.Толстой. Волга и Вазуза. Л. Толстой. Как гуси Рим спасли.

Наш театр. И. Крылов. Квартет.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Что такое согласие.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.

Находить слова для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине.

Знать сказки А.С.Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную.

Определять отличительные особенности литературной сказки.

Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Обсуждать в паре, как используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации.

Анализировать поступки героев.

Делать вывод на основе анализа поступков героев

Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова, объяснять смысл басен.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине. Знать сказки А.С.Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре , как используется приём звукописи.

Обогащать словарный запас;

Развивать и совершенствовать грамматическое оформление связной речи

Развивать  психические и познавательные процессы формирования полноценных учебных умений.

Литературная сказка (17 часов)

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

В Даль. Девочка Снегурочка..

В. Одоевский. Мороз Иванович.

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеивича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

Переводная литература для детей. Б. Заходер.Винни-Пух

Р.Киплинг. Маугли.

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.Тим Собакин. Лунная сказка.

 Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.

 Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок.

 Маленькие и большие секреты стра-ны Литературии.  Обощение по разделу.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка.

Характеризовать, сравнивать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Рассуждать о том, что для героев важнее: собственные интересы или интересы других.

Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью.

Называть изученные произведения переводной литературы, выявлять её особенности.

Сочинять возможный конец сказки.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка.

Характеризовать, сравнивать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Рассуждать о том, что для героев важнее: собственные интересы или интересы других.

Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью.

Называть изученные произведения переводной литературы, выявлять её особенности.

Сочинять возможный конец сказки.

Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Развивать навыки чтения.

Уметь целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно

реагировать на контроль и оценки учителя. Формирование  коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

Отвечать  на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого  этикета при общении.

Применение знаний в новых ситуациях;

Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям.

Картины родной природы (13часов)

Вводный урок по содержанию раздела.

Б. Заходер. Что такое стихи.

И.Соколов-Микитов. Март в лесу.

А.Майков. Весна. Е.Волков В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег.

С. Есенин. Сыплет черёмуха… В. Борисов-Мусатов. Весна.

С. Есенин. С добрым утром!

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

А.Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу..

О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик.

М.Пришвин. Золотой луг.

А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные…

Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Ф.Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. .

Сборники произведений о природе.

 Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Обобщающий урок по теме.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять смысл нравственных понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания.

Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении.

Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Отвечать  на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого  этикета при общении.

Применение знаний в новых ситуациях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого ра...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по литературному чтению разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса , УМК "Начальная школа 21 века" (вариант 7.1.)

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана для обучающихся  2а класса с ЗПР  (вариант 7.1.) ...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...