Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предлагаемая программа определяет основные направления и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого развития – недостаточная сформированность речевой функции, неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
на 2014-2015 учебный год
4 класс
Пояснительная записка
Современный этап развития специального образования в России характеризуется новым отношением государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Сегодня Россия и другие европейские государства, находится на определённом этапе эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии характеризующимся тем, что на смену старой парадигме государственного и общественного сознания «полноценное большинство – неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое сообщество людей, включающее людей с проблемами».
Наряду с изменением отношения к лицам с ограниченными возможностями, в частности с интеллектуальной недостаточностью, претерпели изменения и взгляды на возможности их умственной и социальной реабилитации. В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в педагогической практике получены новые данные об особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработаны новые коррекционные технологии. Данный вопрос является актуальным, так как, до настоящего времени отсутствовали учебно-методическое и программное обеспечение специального образования.
Предлагаемая программа определяет основные направления и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого развития – недостаточная сформированность речевой функции, неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала.
У таких детей медленный темп работы, новые понятия усваивает не сразу, только при неоднократном повторении, не могут самостоятельно выполнить задание по образцу, нуждаются в постоянной направляющей и стимулирующей помощи со стороны учителя.
Учитывая психофизические, умственные возможности учащихся и их диагнозы, содержание учебного материала по литературному чтению откорректировано таким образом, чтобы формирование учебных знаний, умений и навыков осуществлялось на доступном уровне.
Программа адаптированного обучения по изучению курса литературное чтение составлена на основе:
- Закона «Об образовании» РФ;
- Письма МО РСФСР от 09. 04. 1999 г. № 27/511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС 2004 г. Пр. №1089 МО и Н от 05. 03. 2004 г.);
- Локальный акт об адаптированном обучении в МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный Тверской области;
- Учебного плана адаптированного обучения МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный Тверской области на 2014-2015 учебный год.
- Программа по литературному чтению по УМК «Перспективная начальная школа» М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова, издательство Академкнига.,2011г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. - М: Академкнига/ Учебник, 2013г.
- Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2 / О. В. Малаховская. - М.: Академкнига / Учебник 2014.
Распределение количества часов учебного плана по Литературному чтению осуществляется согласно Локальному акту об адаптированном обучении в МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный Тверской области.
В целях достижения больным ребёнком образовательного стандарта, оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья в рабочей программе реализуется следующая часовая нагрузка по литературному чтению:
- обязательная нагрузка обучающегося – –34 часа,
- самостоятельная работа обучающегося ––68 часов,
- максимально допустимая нагрузка обучающегося –- 102 часа,
Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературному чтению и авторской программе учебного курса.
На уроках используются следующие педагогические технологии: технология поддерживающего обучения, технология рефлексивного обучения и ИКТ.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, оценочно-рефлексивный и репродуктивный.
Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Программа литературного чтения в начальной школе определяет главные цели: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированнностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Адаптированная программа полностью соответствует задачам, поставленными перед общеобразовательной школой, а также решает специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
Цель адаптированного обучения – совершенствовать интеллектуальные способности обучающегося на материале, отвечающем индивидуальным особенностям и возможностям ученика.
Задачи адаптированного обучения
- Продолжить работу по развитию психофизиологических функций, обеспечивающих успешность обучения.
- Развивать личностные компоненты познавательной деятельности ученика.
- Формировать соответствующие возрасту и диагнозу высшие психические функции, необходимые для усвоения предмета.
- Проводить коррекцию индивидуальных отклонений в развитии ученика, способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, формированию мыслительных операций.
- Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметам.
- Развивать навыки учебной деятельности и самоконтроля.
- Способствовать укреплению соматического и психоневрологического здоровья ребёнка с помощью современных здоровьесберегающих технологий.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении литературному чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Литературное чтение» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация. В результате изучения литературного чтения в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Структура программы.
Адаптированная программа по литературному чтении 4 класса состоит из следующих разделов:
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Требования к подготовке учащихся по литературному чтению
К программе прилагаются Календарно-тематические планирования учебных материалов.
Раздел Содержание программы включает в себя минимальный объем материала, обязательного для изучения и самостоятельной работы обучающегося.
В разделе Требования к подготовке учащихся по литературному чтению определяется итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть по окончанию данного этапа обучения. Требования распределены по основным содержательным линиям курса и характеризуют тот безусловный минимум, которого должны достичь обучающиеся.
В разделе Календарно-тематические планирования приводятся конкретные планирования, ориентированные на учебники литературного чтения 4 класса по адаптированной программе.
Основное содержание.
Литературное чтение (34 часа – обязательная нагрузка, 68 часов – самостоятельная работа)
1.Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (обязательная нагрузка- 5 часов, самостоятельная работа - 8 часов)
2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке - интерес к миру чувств (обязательная нагрузка- 5 часов, самостоятельная работа - 7 часов)
3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (обязательная нагрузка- 5 часов, самостоятельная работа - 9 часов)
4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас (обязательная нагрузка- 5 часов, самостоятельная работа - 9 часов)
5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.(обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа - 8 часов)
6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения.(обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа - 6 часов)
7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа - 10 часов)
8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа - 8 часов)
9. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (обязательная нагрузка- 2 часов, самостоятельная работа - 5 часов)
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
- грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
- представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
- перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
- обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
- ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
- делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
- самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
- представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
- отличать народные произведения от авторских;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
- отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
- отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
- представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
- обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
- понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
- понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
- устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Учебно-тематический план 4 класс
Содержание | Кол-во часов |
| 5 |
| 5 |
| 5 |
| 5 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 2 |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | По плану | По факту | Вид контроля. Измерители | Д/З |
1 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей» | 1 | 05.09 | Выразительное чтение | С. 6-16 | |
2 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 12.09 | Пересказ текста по плану | С. 31-40 | |
3 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | 1 | 19.09 | Пересказ текста по плану | С. 41-45 | |
4 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | 26.09 | Ответы на вопросы | С. 45-51 | |
5 | Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» | 1 | 03.09 | Ответы на вопросы | ||
6 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник» | 1 | 10.09 | Выразительное чтение | С.52-58 | |
7 | Былина «Садко». | 1 | 17.09 | Выразительное чтение | С. 65-71 | |
8 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | 24.09 | Пересказ текста по плану | С.71-80 | |
9 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | 31.09 | Пересказ текста по плану | С.81-89 | |
10 | Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств» | 1 | 14.11 | Отвечать на вопросы | ||
11 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». | 1 | 21.11 | Выразительное чтение Чтение наизусть | С. 90-100 С.101-105 | |
12 | Николай Заболоцкий «Оттепель» | 1 | 28.11 | Чтение наизусть | С.106-109 | |
13 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство» Владимир Набоков «Обида» | 1 | 05.12 | Чтение наизусть Выразительное чтение | С. 110-113 С. 113-120 | |
14 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | 1 | 12.12 | Выразительное чтение | С.127-130 | |
15 | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». | 1 | 19.12 | Выразительное чтение | С. 130-133 | |
16 | Леонид Андреев «Петька на даче» | 1 | 26.12 | Отвечать на вопросы Выразительное чтение | С.137-141 С.142-146 | |
17 | Леонид Андреев«Петька на даче». | 1 | 16.01 | Пересказ текста по плану | С. 147-152 | |
18 | Антон Чехов «Ванька». | 1 | 23.01 | Выразительное чтение | С.152- 161 | |
19 | Антон Чехов «Мальчики» | 1 | 30.01 | Выразительное чтение | 167 | |
20 | Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | 1 | 06.02 | Отвечать на вопросы | ||
21 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» | 1 | 13.02 | Выразительное чтение | С. 33-36 | |
22 | Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!» | 1 | 20.02 | Отвечать на вопросы | С. 37-39, выучить наизусть | |
23 | Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок) | 1 | 27.02 | Чтение наизусть | С.39-40 | |
24 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | 06.03 | Выразительное чтение | С. 54-62 | |
25 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | 1 | 13.03 | Выразительное чтение | С. 70-75 | |
26 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | 20.03 | Отвечать на вопросы | С. 156-162 | |
27 | В. Хлебников «Кузнечик» А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие... | 1 | 03.04 | Чтение наизусть | С.101—104 С.104-107 | |
28 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Афанасий Фет «Это утро, радость эта...» | 1 1 | 10.04 | Выразительное чтение | С.112-114 С.115-118 | |
29 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...» М. Лермонтов «Парус» | 1 1 | 17.04 | Чтение наизусть | С. 118-120 С.120-122 | |
30 | Н. Рыленков «К Родине» | 1 | 24.04 | Чтение наизусть | С.152-153 | |
31 | Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации | 1 | 08.05 | Выразительное чтение | С.159-162 | |
32 | Плиний Младший «Письмо Тациту» | 1 | 15.05 | Отвечать на вопросы | С.163-167 | |
33 | А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...» | 1 | 22.05 | Чтение наизусть | С.167-169 | |
34 | Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество» | 1 | 29.05 | Отвечать на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-976164-1511189865.jpg)
Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-370942-1547318682.jpg)
Адаптированная рабочая программа за 2 класс
Адаптированная рабочая программа с планированием за 2 класс по ФГОС. Предназначена учителям, дефектологам....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130705-1553612006.png)
адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.
Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/06/picture-1262090-1620325283.jpg)
Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"
Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-796494-1605423746.jpg)
Адаптированная рабочая программа «Математика» (2 класс)
Адаптированная рабочая программа «Математика» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможн...