Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого развития – недостаточная сформированность речевой функции, неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lit.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

на 2014-2015 учебный год

4 класс

Пояснительная записка

Современный этап развития специального образования в России характеризуется новым отношением государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Сегодня Россия и другие европейские государства, находится на определённом этапе эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии характеризующимся тем, что на смену старой парадигме государственного и общественного сознания «полноценное большинство – неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое сообщество людей, включающее людей с проблемами».

Наряду с изменением отношения к лицам с ограниченными возможностями, в частности с интеллектуальной недостаточностью, претерпели изменения и взгляды на возможности их умственной и социальной реабилитации. В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в педагогической практике получены новые данные об особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработаны новые коррекционные технологии. Данный вопрос является актуальным, так как, до настоящего времени отсутствовали  учебно-методическое и программное обеспечение специального образования.

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого развития – недостаточная сформированность речевой функции, неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала.

У таких детей медленный темп работы, новые понятия усваивает не сразу, только при неоднократном повторении, не могут самостоятельно выполнить задание по образцу, нуждаются в постоянной направляющей и стимулирующей помощи со стороны учителя.

Учитывая психофизические, умственные возможности учащихся и их диагнозы, содержание учебного материала по  литературному чтению откорректировано таким образом, чтобы формирование учебных знаний, умений и навыков осуществлялось на доступном уровне.

 Программа адаптированного обучения по изучению курса литературное чтение составлена на основе:

  • Закона «Об образовании» РФ;
  • Письма МО РСФСР от 09. 04. 1999 г. № 27/511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»;
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС 2004 г. Пр. №1089 МО и Н от 05. 03. 2004 г.);
  • Локальный акт об адаптированном обучении в МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный Тверской области;
  • Учебного плана адаптированного обучения МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный Тверской области на 2014-2015 учебный год.
  • Программа по литературному чтению по УМК «Перспективная начальная школа» М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова, издательство Академкнига.,2011г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1.   Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 4 класс: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. - М: Академкнига/ Учебник, 2013г.
  2. Малаховская, О. В. Литературное чтение. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2 / О. В. Малаховская. - М.: Академкнига / Учебник 2014.

Распределение количества часов учебного плана по Литературному чтению осуществляется согласно Локальному акту об адаптированном обучении в МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный Тверской области.

В целях достижения больным ребёнком образовательного стандарта, оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья в рабочей программе реализуется следующая часовая нагрузка по литературному чтению:

  • обязательная нагрузка обучающегося – –34 часа,
  • самостоятельная работа обучающегося ––68 часов,
  • максимально допустимая нагрузка обучающегося –- 102 часа,

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературному чтению и авторской программе учебного курса.

На уроках используются  следующие педагогические технологии:  технология поддерживающего обучения, технология рефлексивного обучения и ИКТ.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, оценочно-рефлексивный и репродуктивный.

Общая характеристика учебного предмета.

              Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа литературного чтения в начальной школе определяет главные цели:    формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированнностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Адаптированная  программа полностью соответствует задачам, поставленными перед общеобразовательной школой, а также решает специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

Цель адаптированного обучения – совершенствовать интеллектуальные способности обучающегося на материале, отвечающем индивидуальным особенностям и возможностям ученика.

Задачи адаптированного обучения

  1. Продолжить работу по развитию психофизиологических функций, обеспечивающих успешность обучения.
  2. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности ученика.
  3. Формировать соответствующие возрасту и диагнозу высшие психические функции, необходимые для усвоения предмета.
  4. Проводить коррекцию индивидуальных отклонений в развитии ученика, способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, формированию мыслительных операций.
  5. Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметам.
  6. Развивать навыки учебной деятельности и самоконтроля.
  7. Способствовать укреплению соматического и психоневрологического здоровья ребёнка с помощью современных здоровьесберегающих технологий.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие фонематического восприятия;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • коррекция диалогической речи;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении литературному чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

При изучении курса «Литературное чтение» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация.  В результате изучения литературного чтения в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Структура программы.

Адаптированная программа по литературному чтении 4 класса  состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Требования к подготовке учащихся по литературному чтению

К программе прилагаются Календарно-тематические планирования учебных  материалов.

Раздел Содержание программы включает в себя минимальный объем материала, обязательного для изучения и самостоятельной работы обучающегося.

В разделе Требования к подготовке учащихся по литературному чтению определяется итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть по окончанию данного этапа обучения. Требования распределены по основным содержательным линиям курса и характеризуют тот безусловный минимум, которого должны достичь обучающиеся.

В разделе Календарно-тематические планирования приводятся конкретные планирования, ориентированные на учебники литературного чтения 4 класса по адаптированной программе.

Основное содержание.

Литературное чтение  (34 часа – обязательная нагрузка, 68 часов – самостоятельная работа)

1.Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (обязательная нагрузка- 5  часов, самостоятельная работа -  8 часов)

2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке - интерес к миру чувств (обязательная нагрузка- 5 часов, самостоятельная работа -  7 часов)

3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (обязательная нагрузка- 5 часов, самостоятельная работа -  9 часов)

4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас (обязательная нагрузка- 5 часов, самостоятельная работа -  9 часов)

5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.(обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа -  8 часов)

6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения.(обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа -  6 часов)

7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа -  10 часов)

8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество. (обязательная нагрузка- 3 часов, самостоятельная работа -  8 часов)

9. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (обязательная нагрузка- 2 часов, самостоятельная работа -  5 часов)

        Планируемые результаты освоения учебной программы

    по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник  научится:

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  • грамотно писать письма и отвечать  на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  • определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
  • представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
  • перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
  • обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
  • делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
  • самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник  научится:

  • представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
  • отличать народные произведения от авторских;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст,  повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

  • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
  • отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
  • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
  • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
  • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
  • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям,  устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный  и прозаический тексты  на основе восприятия и  передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • обсуждать с одноклассниками литературные,  живописные и музыкальные произведения  с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
  • устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных  и живописных произведений.

Учебно-тематический план 4 класс

Содержание

Кол-во часов

  1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

 5

  1. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

 5

  1. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

 5

  1. Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас

5

  1. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

3

  1. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

 3

  1. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

 3

  1. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество.

 3

  1. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

 2

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

По плану

По факту

Вид  контроля.

Измерители

Д/З

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

1

05.09

Выразительное

чтение

С. 6-16

2

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

12.09

Пересказ текста по плану

С. 31-40

3

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

19.09

Пересказ текста по плану

С. 41-45

4

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

26.09

Ответы на вопросы

С. 45-51

5

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

1

03.09

Ответы на вопросы

6

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

1

10.09

Выразительное чтение

С.52-58

7

Былина «Садко».

1

17.09

Выразительное чтение

С. 65-71

8

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

24.09

Пересказ текста по плану

С.71-80

9

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

31.09

Пересказ текста по плану

С.81-89

10

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»

1

14.11

Отвечать на вопросы

11

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».

 Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий

 «Сентябрь».

1

21.11

Выразительное чтение

Чтение наизусть

С. 90-100

 С.101-105

12

Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

28.11

Чтение наизусть

С.106-109

13

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

Владимир Набоков «Обида»

1

05.12

Чтение наизусть

Выразительное

чтение

С. 110-113

С. 113-120

14

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

1

12.12

Выразительное чтение

С.127-130

15

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

1

19.12

Выразительное чтение

С. 130-133

16

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

26.12

Отвечать на вопросы

Выразительное чтение

С.137-141

С.142-146

17

Леонид Андреев«Петька на даче».

1

16.01

Пересказ текста по плану

С. 147-152

18

Антон Чехов «Ванька».

1

23.01

Выразительное чтение

С.152-

161

19

Антон Чехов «Мальчики»

1

30.01

Выразительное чтение

167

20

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

06.02

Отвечать на вопросы

21

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» 

1

13.02

Выразительное чтение

С. 33-36

22

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

20.02

Отвечать на вопросы

С. 37-39,

выучить

наизусть

23

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

1

27.02

Чтение наизусть

С.39-40

24

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

06.03

Выразительное чтение

С. 54-62

25

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

13.03

Выразительное чтение

С. 70-75

26

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

20.03

Отвечать на вопросы

С. 156-162

27

В. Хлебников «Кузнечик»

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...

1

03.04

Чтение наизусть

С.101—104

С.104-107

28

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

1

1

10.04

Выразительное чтение

С.112-114

С.115-118

29

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

М. Лермонтов «Парус»

1

1

17.04

Чтение наизусть

С. 118-120

С.120-122

30

Н. Рыленков «К Родине»

1

24.04

Чтение наизусть

С.152-153

31

Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

1

08.05

Выразительное чтение

С.159-162

32

Плиний Младший «Письмо Тациту»

1

15.05

Отвечать на вопросы

С.163-167

33

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

1

22.05

Чтение наизусть

С.167-169

34

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

1

29.05

Отвечать на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...

Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...

Адаптированная рабочая программа за 2 класс

Адаптированная рабочая программа с планированием за 2 класс по ФГОС. Предназначена учителям, дефектологам....

адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.

Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....

Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"

Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"...

Адаптированная рабочая программа «Математика» (2 класс)

Адаптированная рабочая программа «Математика» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможн...