Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Одношевина Марина Болиславовна

Темат6ическое ланирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Электросталь Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «СОШ №13 с УИОП» ____________

В.Н.Лелюк

Приказ № 223-о от 31.08.2017 г.

М.П.

Рабочая программа по внеурочному занятию «Умники и умницы»

(базовый уровень)

4А класс

Составитель:Одношевина Марина Болиславовна,

учитель начальных классов высшей категории

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного начального общего образования и составлена на основе программы Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам»:Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / Методическое пособие, 4 класс,+ Программа курса «РПС».- М.: РОСТ, 2016.

На основании образовательной программы школы и в соответствии с планом внеурочной деятельности начальнойшколы рабочая программа по внеурочному занятию «Умники и умницы» разработана на 34 часа (1 час в неделю).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цельданных занятий:развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей   является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения предмета являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятие с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд занятий).
  • Учиться планировать учебную деятельность на занятие.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на занятие и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения занятий).

Предметными результатами изучения предмета в 3 классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

  • Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
  • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программного материала

Количество часов

1

Развитие восприятия.

7 ч

2

Развитие памяти.

11 ч

3

Развитие внимания.

9 ч

4

Развитие мышления.

7 ч

Итого

34 ч


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного материала

по программе внеурочной деятельности в 4 А классе,1 час в неделю, всего 34 часа в год по учебнику О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. 4 класс / М.: РОСТ книга, 2017

№ занятий

Дата

планируемая

Развиваемые способности

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые умения

Развитие восприятия (7 ч)

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности

Формирование осознания собственных действий.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формирование умения выделять главное и существенное.

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Осознание собственных действий, самоконтроля-ля.

Формирование основных мыслительных операций.

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

Формирование самооценки у детей.

Формирование устойчивой речи.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Формировать навыки применения полученных знаний в изучении школьных дисциплин.

Формирование уверенности в своих силах.

Формированиезрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение строить умозаключения и доказывать свою точку зрения.

Формирование желания научится выполнять предполагаемые задания.

Формирование умения давать не сложные определения, понятия.

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности

Формирование осознания собственных действий.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов.

Развитие памяти (11 ч)

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формирование умения выделять главное и существенное.

9

 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Осознание собственных действий, самоконтроля-ля.

Формированиеустойчивой речи.

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

Формирование уверенности в своих силах.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов.

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формирова-ния мыслитель-ной деятельности

Формирование осознания собственных действий.

Формированиеустойчивой речи.

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формирование умения выделять главное и существенное.

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности

Осознание собственных действий, самоконтроля.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов.

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение

Формирование осознания собственных действий.

Формирование умения выделять главное и существенное.

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формированиеустойчивой речи.

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формирова-ния мыслительной деятельности

Осознание собственных действий, самоконтроля.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов.

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Осознание собственных действий, самоконтроля.

Формирование устойчивой речи.

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение

Формирование осознания собственных действий.

Формирование умения выделять главное и существенное.

Развитие внимания (9 ч)

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формированиеустойчивой речи.

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Формирование осознания собственных действий.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов.

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательныепроцессы: память, внимание, воображение.

Формирование уверенности в своих силах.

Формированиеустойчивой речи.

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности

Осознание собственных действий, самоконтроля-ля.

Формирование основных мыслительных операций.

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формированиеустойчивой речи.

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Формирование осознания собственных действий.

Формирование умения выделять главное и существенное.

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение

Формирование уверенности в своих силах.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

Осознание собственных действий, самоконтроля.

Формирование основных мыслительных операций.

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.  Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение.

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формированиеустойчивой речи.

Развитие мышления (7 ч)

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности

Формирование уверенности в своих силах.

Формирование умения выделять главное и существенное.

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Формирование осознания собственных действий.

Формирование основных мыслительных операций.

30

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

Осознание собственных действий, самоконтроля.

Формированиеустойчивой речи.

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение решать не стандартные задачи.

Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Формированиеустойчивой речи.

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе.

Формирование осознания собственных действий.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов.

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Комбинированное занятие.

Развивать умение строить умозаключения и доказывать свою точку зрения.

Осознание собственных действий, самоконтроля-ля.

Формирование основных мыслительных операций.

34

Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

Комбинированное занятие.

Развивать мышление в процессе формирования мыслительной деятельности

Формирование осознания собственных действий.

Формирование устойчивой речи.

Итого: 34 часа

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
  1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10лет)» Методическое пособие для 4 класса /Холодова О.А., Москва: РОСТ книга, 2016 г.
  2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2- М.:Издательство РОСТ,2017.
  3. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2016. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»).
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 215 с. – (Стандарты второго поколения.
  1. Учебно - дидактические средства обучения:
  • дидактический раздаточный материал;
  • обучающие таблицы.
  1. Материально- техническое обеспечение:

п/п

Наименование

Сокращение

Периодичность использования

1

Система тестирования качества знаний

СТКЗ

Итоговый контроль

2

Интерактивная доска Interwrite

ИД

Каждый урок

3

ПроекторVivitek D791ST

П

Каждый урок

4

МФУ KYOCERA

МФУ

5

Акустические колонкиTopDevise

АК

Совместно с

ПК

6

Разветвитель Axiom

7

Документ камера GaokeGK -9000A

ДК

1-2 урока в неделю

8

Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки

9

Компьютер мобильный (ноутбук) педагога

ПК

Каждый урок

10

Фотоаппарат Canon

Ф

11

Система организации беспроводной сети D-linkDIR-320

12

Гарнитура компактнаяSenmai

Г

13

Мышь оптическая ARCTIC

14

Практические рекомендации

(пособие для учителя)

15

Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся

ПКУ

1-2 раза в неделю

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

школьного методического

объединения учителей начальных классов

от 29.08. 2017 г. № 1.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ___________________ /И.Н. Устинова/

31.08.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Школа России".

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование"...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности в 4 классе "Занимательная математика".

Данное тематическое планирование "Занимательная математика" разработано  для этого учебного 2016-2017 года в 4 классе. Построено оно в соответствии с требованиями ФГОС. Успешно работает....

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе (хореографии)

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе (хореографии). Первый год обучения по программе "Танец- моя вторая жизнь".В таблице имеется  колонка с используемым обор...