Индивидуализация образовательного процесса на уроках в начальной школе
статья

Чеканова Ирина Алексеевна

Индивидуальный подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степенгь продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете19.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуализация образовательного процесса на уроках в начальной школе».

         Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированного образования, всесторонний учет способностей, наклонностей и интересов ребенка, иначе говоря, современная педагогика все больше обращается к индивидуальным особенностям каждого ученика. Поэтому одной из важнейших проблем в современной начальной школе имеет индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику. Личностно-ориентированный подход, в настоящее время основная стратегия, как в мировой, так и в отечественной образовательной системе.

          Преобразования в этом ключе ведутся на всех уровнях и в первую очередь меняются представления специалистов о целях, содержании и организационных формах обучения детей. Безусловно, это коснулось и категории детей с особыми образовательными потребностями обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях.

        Актуальность проблемы индивидуализации образовательного процесса назрела не случайно, меняется контингент учащихся и с учетом неоднородности и большого разброса индивидуальных показаний, становится важным определить дальнейшую тактику педагогических действий.

        Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

 При разработке индивидуальных образовательных маршрутов в первую очередь мы должны ориентироваться на психические, личностные, организменные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания, включать в работу специальные (здоровьесберегающие) приемы, технологии соответствующие индивидуальным особенностям ребенка.

Индивидуальный  подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

         Н.М. Шахмаев указывает: «Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением». При  этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.

Цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении  склонностей, развития интересов, потребностей и особенностей каждого школьника.

Цель индивидуализации: учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения; воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности.

         На основе целостного всестороннего подхода к изучению динамической картины индивидуального развития ребенка необходимо найти ответы на вопросы «чему, как и во имя чего» обучать детей и особенно это касается детей имеющих умеренную и тяжелую степень интеллектуальной недостаточности.

         Мы  прекрасно знаем, что работа учителя – это постоянный творческий процесс. Саморазвитие взаимоотношений учителя и учеников находится в постоянном развитии.

        Начиная работу с новым коллективом учащихся, мы конечно с вами, используем тот опыт, который приобрели. Но так как  контингент учащихся интенсивно меняется в сторону отягощения дефектов, то без учета индивидуальных особенностей в развитии, процесс обучения невозможен. Для этого используется индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

         В ходе реализации индивидуального подхода в обучении мною решаются следующие  задачи:

           - сохранение и укрепление психического и соматического здоровья;

           - снятие тревожности,  связанной с процессом обучения;

           - развитие мотивации к учению (только интерес порождает мотивацию), поэтому игровые приемы и специальные упражнения, носящие коррекционно-развивающий характер в обучении, являются приоритетными.

 Реализация этих задач происходит на уроках и во внеурочное время. Это и включение игровых моментов, создание охранительного режима, переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.

          Основными направлениями моей педагогической концепции является:  

         - использование традиционных методик обучения учащихся младших классов, имеющих интеллектуальные и психофизические недостатки Валентины Васильевны Эк, Маргариты Николаевны Перовой, Валентины Васильевны Воронковой;

          -  поиски путей совершенствования учебного процесса;

          - применение здоровьесберегающих технологий на уроках;

          - использование проблемных вопросов и ситуации;

          - сочетание обучающих и коррекционно-развивающих вопросов и заданий;

          - включение в педагогическую деятельность инновационных технологий (использование современного оборудования, средств ТСО).

На примере уроков по развитию связной речи был показан индивидуальный и  дифференцированный подход к учащимся.

Учащиеся были распределены на 4 группы.

 К 1 группе отнесены учащиеся с низкой речевой активностью, низким уровнем высказывания, как в устной, так и в письменной речи. В их письменных работах часто отмечались отсутствие вывода, неполное раскрытие темы, существенные нарушения в логике рассказа, значительное количество ошибок. Они имели ярко выраженные нарушения речи.

Во 2 группу вошли ученики с недостаточной речевой активностью и средним уровнем устных и письменных высказываний. Они не справлялись с самостоятельными письменными работами, не всегда полностью раскрывали тему, допускали некоторые нарушения в логике рассказа, не всегда делали вывод, допускали большое количество ошибок. У них был низкий уровень развития мыслительной деятельности и нарушения речи 2 уровня.

Ученики 3 группы характеризовались хорошей речевой активностью в устной речи, но незначительными проблемами  в письменной речи. Они не всегда полностью раскрывали тему, допускали небольшие нарушения в логике, делали вывод, но допускали орфографические и грамматические ошибки. Они имели хорошие учебные возможности, но низкий уровень развития, умения трудиться.

К 4 группе отнесены ученики с высокой речевой активностью и грамотными устными и письменными высказываниями.

При подготовке к урокам необходимо было определить пути индивидуального и дифференцированного подхода и разработать дифференцированные задания и виды помощи.

          Хочу остановиться на применении в деятельности учителя инновационных технологий. На примере урока развития речи по теме «Овощи и фрукты».  

         Начиная с прошлого учебного года, на уроках окружающего мира, мною используется инновационный подход в обучении по формированию проективной деятельности учащимися. Что это значит? Для того чтобы планировать свою деятельность, ребенок должен обладать достаточным объемом информации по теме. Для этого нужно как можно больше разнообразить представления об исследуемом предмете. Знакомство с графическим изображением, объемным (муляж), а потом предмет в натуральном виде. В зависимости от уровня индивидуального развития учащимся подбирается вариативность. Если одному достаточно представить один вариант, например: только по одному виду яблока (картинка – муляж -натуральный  продукт).  То другому надо представить наглядный материал,  подобранный по многообразию данного предмета (цвету, форме, размеру, вкусу и т.д.). Таким образом, расширяется знание и представление учащегося о предмете.

          Развитие теоретико-исследовательской деятельности учащихся мы продолжаем на следующем этапе формирования познавательной деятельности – это практическая работа. То есть, знакомство с предметом осуществляется в естественных условиях. Ребенок,  держа в руках предмет,  определяет, какой он по форме, какой на ощупь, по цвету, по запаху, пробует на вкус, рассматривает, что находится внутри данного предмета.

        Следующий этап работы – это формирование устной и письменной  речи. Для формирования устной и письменной речи разработаны альбомы, содержание которых позволяет учащимся индивидуально осваивать речевой материал с дифференцированными заданиями по уровню  развития каждого учащегося. Если одни учащиеся дают характеристику изучаемому предмету, отвечая на простые вопросы: что это? какой? -  односложными  ответами. То другие учащиеся, используя схемы обозначений различных характеристик предмета, могут составить фразу или описательный текст.

         Заключительным этапом проводится практическая игра, в которой учащиеся осуществляют реальные бытовые действия с данным предметом, например, в сюжетной игре. Таким образом,  все дети -  от слабого ученика до сильного,  включены во фронтальную работу класса. Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.

         Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе, начиная с первого класса, уделяется большое внимание. Трудности овладения учащимися грамотным письмом зависят как от сложности самого правописания, так и от особенностей познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью. Одним из способов преодоления этих трудностей являются дифференцированный и индивидуальный подходы.  Для их реализации необходимо разделение учащихся на группы с учетом их дефекта и познавательных возможностей, что позволяет грамотно организовать учебную и коррекционную работу.

        От того,  как ученики овладевают навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.

        И в заключении, мне хотелось бы сказать, что процесс обучения должен приносить радость и вселять в ребенка уверенность в своих силах!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе. Элементы современных образовательных технологий в структуре урока. Здоровьесберегающие технологии....

"Развитие психических процессов на уроках в начальной школе"

Модифицированная программа по внеурочной деятельности с разработанными занятиями для 1-2 классов....

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Мастер-класс на тему «Формирование метапредметной компетенции в образовательном процессе на уроках в начальной школе» (сценарная разработка из опыта работы)

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных проц...