Оформление работ
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Кровякова Надежда Сергеевна

Как правильно оформить работу в тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oformlenie_rabot.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по оформлению письменных работ учащихся начальных классов.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.80 г. № 364 – М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18 декабря 1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе и в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

б) рекомендации методистов;

д) положительный опыт учителей начальных классов, накопленный за последние годы.

В ходе ознакомления с письменными работами учащимися школ Зеленодольского муниципального района очевидно было расхождение в оформлении письменных работ учащихся по некоторым позициям, что создает определенные трудности при переходе ребенка на различных этапах обучения, особенно в начальной школе, в другое образовательное учреждение. Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка является необходимым, так как:

а) является частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывает уважение  учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формирует навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу.

г) организует учащихся для более внимательного выполнения работы.

КОЛИЧЕСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь 2 рабочие тетради по математике, 2 рабочие тетради по русскому языку, тетрадь для контрольных работ по математике, тетрадь для контрольных работ по русскому языку.

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, в обязательном порядке необходимо делать работу над ошибками.

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

  • В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
  • Работа над ошибками проводится в той или иной форме после каждой работы, как в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных работ.
  • Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
  • Ученик пишет в тетрадях ручкой с синими (фиолетовыми) чернилами. Помимо стационарной ручки в классной и домашней работах учащимися используется только простой карандаш.
  • Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. Тетради для контрольных работ показываются родителям (лицам их заменяющим) на родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы без выдачи на дом.

ОФОРМЛЕНИЕ НАДПИСЕЙ НА ОБЛОЖКАХ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ

Тетради учащихся 1-го класса подписывает учитель. Тетради учащихся 2–4-х классов подписываются самими учащимися. Надписи на обложках необходимо оформлять по единому образцу.

        Тетрадь

для            работ

по        математике

ученика 3 класса б

      СОШ № 18

       Иванова

       Петра

ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
  • В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных букв и их соединений на новой строке).
  • Все исправления в ученических тетрадях делаются аккуратно: неверно написанная буква или цифра зачеркивается, над ней пишется ручкой верная буква или цифра
  • Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. С 4-го класса рекомендуется в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
  • При оформлении красной строки сделать отступ вправо. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.

  • В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку  в широкую линейку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
  • Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм.
  • Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
  • Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания четвертого класса записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. 15 апреля. 4 мая.
  • С третьего класса допускается в записи числа писать имена числительные прописью. Например: Первое декабря. Пятнадцатое апреля.
  • Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками.
  • Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная и краткая запись) Например,

Вариант 1

  • Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки.  Например: Упражнение 14  (с 3 класса). (В 1-2 классах только номер упражнения)
  • Все подчеркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Выделение орфограмм, словообразовательный разбор и его элементы  следует выполнять простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.
  • Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. В 4-ом классе переход на работу в тетради в широкую линейку является обязательным.

ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

  • Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
  • Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать одну клетку (на третьей клетке пишем).
  • Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаем три клетки вправо, пишем на четвертой.
  • Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Рекомендуется писать номер задания по середине строки.
  • Число можно писать традиционно посередине. Например, 23 апреля.
  • При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для ученика по оформлению работ в тетради

Все учителя знают как бывает сложно научить всех детей правильно оформлять работу в тетради. Некоторые дети очень долго запоминают какое количество клеток нужно отступить между заданиями, между пример...

Правила оформления работ в тетрадях

Правила оформления записей в тетрадях...

Статья. Требования к оформлению работ по русскому языку в начальной школе

Изложение основынх требований к оформлению работ по русскому языку в 1-4 классах....

Оформление работ по математике

Как правильно оформлять классную и домашнюю работу в тетради по математике....

Памятка по оформлению работ в тетрадях

В данной памятке показано как правильно оформлять письменную работу, соблюдая орфографический режим....

Памятка для родителей" Оформление работ, контроль и оценка знаний"

Во 2-3 классах остро встаёт вопрос оформления письменных работ, их оценивания. У родителей возникает немало вопросов , а иногда и претензий. Чтобы "снять" волнение, на родительском собрании ...