Описание педагогического опыта
методическая разработка

Пронина Ольга Сергеевна

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_pronina_o_s.docx64.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Прониной Ольги Сергеевны

учителя начальных классов,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»,

г.о. Саранск Республики Мордовия,

образование – высшее педагогическое,

педагогический стаж

(общий, в данной образовательной организации – 4,5 года).

Моя педагогическая проблема: «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе».

  1. Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором

Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования (ФГОС НОО) целью курса литературного чтения в начальных классах является формирование читательской компетенции, поэтому тема исследования является актуальной.

Цель: разработать систему заданий, способствующих формированию читательской компетенции младших школьников. 

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– дать характеристику читательской компетенции;

 рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования читательской компетенции;

 проанализировать деятельность учителей-практиков по формированию читательской компетенции в начальной школе;

– проанализировать программы и учебники по литературному чтению с целью выявления возможностей формирования читательской компетенции;

 выявить сформированность читательской компетенции у учеников     2 класса;

 дать методические рекомендации по формированию читательской компетенции в начальной школе.

Введение понятия «компетентность» позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

До недавнего времени понятия «компетентность» и «компетенция» рассматривались как почти неотличимые по смысловому содержанию и в публикациях обозначались как «компетенция / компетентность». Большинство авторов (С. Г. Воровщиков, А. Н. Дахин, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др.) склонны считать компетенцией набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности, связанный с качественным освоением содержания образования. Иными словами, компетенция есть цель образования. 

Под компетентностью же понимаются обобщенные способности личности, необходимые для реализации компетенции. Тогда компетентность есть результат образования. Такое понимание терминов отражено и в толковом словаре С. И. Ожегова: компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав; компетентный (сущ. компетентность) – 1. Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; 2. Обладающий компетенцией.

А. В. Хуторской к термину «компетентность» добавляет определяющее слово «образовательная», так как речь идет не об абстрактном понятии вообще, а о деятельности учащегося.

После разграничения этих понятий можно сделать следующие выводы:

1) компетенции – это набор видов деятельности, которые осуществляет ученик на уроке. Они являются важным результатом образования, поэтому должны быть сформированы у всех обучающихся;

2) компетентность – это совокупность качеств развитой личности, сформированных знаний, умений и навыков, в нашем случае, в чтении литературы, которые ученик реализует на практике;

3) в системе начальных компетентностей школьника включаются ключевые компетенции, овладение которыми помогает ребенку решать различные проблемы на уроке литературного чтения, в повседневной жизни и деятельности.

        В учебно-методическом комплекте «Школа России» понятию читательская компетенция дается следующее определение. Читательская компетенция – это система умений, отражающих приоритет понятия текста над его воспроизведением.

  1. Основная идея опыта

Формирование читательской компетенции учащихся, безусловно, проходит на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, на внеклассных занятиях через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации, что стимулирует творчество детей.

Показателями читательского интереса младших школьников являются:

 положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);

 заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);

– увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);

 стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так, в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

 умение правильно прочитывать слова;

 понимать смысл текста;

 выразительно читать;

 выдерживать оптимальный темп чтения.

Рассмотрим этапы формирования читательской компетентности младших школьников (см. таблицу 1).

Таблица 1

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников

Этапы читательской подготовки

Класс

Подготовительный

1 класс

Начальный

2 класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаются выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

Так, например, на уроке – исследовании текста на тему: Л. Н. Толстой «Девочка и грибы», может быть организована выставка книг. На ней представлены книги Л. Н. Толстого «Липунюшка», «Рассказы о детях», «Детство», «Отрочество».

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений.

Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Процесс формирования читательской компетенции в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.

Младший школьный возраст – это этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6−7 до 10−11 лет             (1−4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Так, мною на этапе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» (2 класс, Образовательная программа «Школа России») предлагается детям следующие виды работы по формированию читательской компетенции:

а) словарная работа. 

б) первичное чтение стихотворения учителем (наизусть).

в) проверка понимания. Беседа.

г) работа с текстом.

д) повторное (выразительное) чтение стихотворения учащимися (2−3 чел.).

3 . Теоретическая  база, опора на современные педагогические технологии

До недавнего времени понятия «компетентность» и «компетенция» рассматривались как почти неотличимые по смысловому содержанию и в публикациях обозначались как «компетенция / компетентность». Большинство авторов (С. Г. Воровщиков, А. Н. Дахин, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др.) склонны считать компетенцией набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности, связанный с качественным освоением содержания образования. Иными словами, компетенция есть цель образования. 

Мною были проанализированны задания, предлагаемые авторами учебников (УМК «Школа России», УМК «Начальная школа XXI века»), которые помогают ученикам начальных классов формировать читательскую компетенцию на уроке литературного чтения.

4. Новизна, творческие находки автора

Проанализировав программу и учебники по Образовательной модели «Школа России» под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. можно сделать вывод о том, что на уроках литературного чтения, действительно, формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

Задания, предлагаемые авторами для формирования читательской компетенции младших школьников, с каждым классом усложняются. Если в 1 классе учащемуся предлагаются задания, которые помогают правильно читать слова, выделять ударные слоги, то в 3−4 классах школьники самостоятельно сочиняют рассказы, сказки и повести, анализируют художественные образы, развивают память.

Количество заданий по формированию читательской компетенции с каждым классом увеличивается (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Количество заданий по формированию читательской компетенции младших школьников, выполняемых в начальных классах (УМК «Школа России»).

Анализ программы и учебников по литературному чтению (под редакцией Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой) позволяют сделать вывод о том, что программа «Начальная школа XXI века» полностью соответствует указанным требованиям ФГОС НОО. Цель программы по «Литературному чтению» − формирование читательской компетентности младшего школьника достигается практически на каждом уроке литературного чтения.

В программе «Начальная школа XXI века» школьники опираются на основные образовательные линии по формированию читательской компетенции:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися.

2. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

3. Обработка системы над качествами навыка чтения.

4. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

5. Расширение круга чтения учащихся.

Количество заданий по формированию читательской компетенции относительно одинаково в каждом классе (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Количество заданий по формированию читательской компетенции младших школьников, выполняемых в начальных классах (УМК «Начальная школа XXI века»).

5. Технологии опыта

На основании результатов исследования нами была построена диаграмма (см. рисунок 3), в которой показано количественное соотношение заданий, посвященных формированию читательской компетенции двух комплектов учебников по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого «Школа России» и Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой – «Начальная школа XXI века». На рисунке 3 видно, что заданий по развитию читательской компетенции в учебниках Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой больше, чем таких же заданий в учебниках Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого. Процент наличия заданий, развивающих компетенций в обоих учебниках ниже процента наличия обычных заданий в этих же учебниках.

Рисунок 3 – Соотношение заданий по формированию читательской компетенции.

Таким образом, существует необходимость разработки специальных заданий и упражнений, которые будут направлены именно на формирование читательской компетенции младших школьников. Обладая данной категорией, учащийся сможет свободно применять свои знания в различных видах деятельности, а это, в свою очередь, говорит о сформированности у него читательской компетентности.

Так же мною были разработана система заданий, с помощью которой можно выявить уровень сформированности читательской компетенции у младших школьников.

Умение читать, как известно, складывается из владения техникой чтения вслух и про себя и системы приемов понимания прочитанного.

Поэтому наше исследование проводилось в 2 этапа:

1 этап − определение качества чтения второклассников вслух незнакомого текста и понимание прочитанного;

2 этап − знание учащимися содержания прочитанных книг.

1. Чтение вслух и понимание незнакомого текста.

Для проверки предлагается произведение Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все».

Анализируя первый этап, можно сделать вывод о том, что высокий уровень сформированности техники чтения у младших школьников наблюдается у 50 % учащихся класса. Средний уровень сформированности составляет 40 % учащихся. Низкий уровень наблюдается у 10 % учащихся.

2. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать.

На этом этапе ученикам предлагалась контрольная работа по литературному чтению, которая проводилась в конце III четверти, как итоговая работа за четверть.

6. Результативность опыта

Проанализировав выше сказанное, можно сделать вывод о том, что высокий уровень сформированности читательской компетенции у младших школьников наблюдается лишь у 30 % учащихся класса. Средний уровень сформированности составляет 40 % учащихся. Низкий уровень наблюдается у 30 % учащихся.

Проанализировав полученные данные, делаем вывод о том, что формирование читательской компетенции остается необходимой проблемой.

Использование данного опыта в практике работы дает на протяжении определенного времени устойчивые результаты обучения, воспитания и развития обучающихся:

Русский язык

Лит. чтение

Математика

Окр. мир

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

2015/2016

уч. год

2 В класс

87%

100%

89%

100%

75%

100%

89%

100%

2016/2017

уч. год

3 В класс

63%

100%

97%

100%

68%

100%

88%

100%

2017/2018

уч. год

4 В класс

66%

100%

100%

100%

59%

100%

76%

100%

2018/2019

уч. год

1 В класс

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

72%

100%

95%

100%

67%

100%

84%

100%

Данный опыт тиражировался на профессиональных конкурсах, открытых уроках, педагогических советах, методических объединениях, описывался в статьях, публиковался в Интернет-сообществах:

2015/2016  учебный год -  Сертификат участника республиканского конкурса «Старт в профессию»

2014/2015 учебный год -  Призёр городского конкурса «Признание»

2016/2017  учебный год -  Сертификат участника городского конкурса  «Ярмарка научно-практических разработок  «Новой школе – новые идеи»  

2017/2018 учебный год - Призёр городского конкурса «Ярмарка научно-методических инноваций» в рамках педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие»

Мы считаем, что данный опыт имеет практическую значимость, разработанный и научно-обоснованный материал к курсу «Литературное чтение» УМК «Школа России», поможет учителям начальных классов сформировать читательскую компетенцию у обучающихся начальных классов.

7. Список литературы

  1. Дахин, А. Н. Компетенция и компетентность : сколько их у российского школьника? / А Дахин // Своевременные мысли. – 2004. – № 2. – С.43–47.
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа : http://www.eidos.ru
  3. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12.
  4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.eidos.ru / 2002 / 0423.htm.
  5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

Описание педагогического опыта

Тема "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».

Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...

описание педагогического опыта

Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дняДонецкой общеобразовательной школы №97Клименко Марины Михайловны...

Описание педагогического опыта

         Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития...