Внеурочная деятельность «Математика в искусстве» тема "Храмы России"
план-конспект занятия (4 класс)

Касьяненко Елена Васильевна

 Внеурочная деятельность «Математика в искусстве» тема "Храмы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_sobory.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4-Г МБОУ «СОШ №4» г. Симферополь

Внеурочная деятельность: «Математика в искусстве»

Программа: « Школа России», ФГОС

Учитель: Касьяненко Елена Васильевна

Тема занятия: «Древние соборы»

Цель занятия:

1. познакомить учащихся с историей создания древних соборов;

2. дать представление об особенностях архитектуры соборов;

3. развивать творческие  способности учащихся;

4. осуществлять межпредметные связи (изо, окружающий мир,  

     литература);

5. способствовать воспитанию патриотических чувств, развивать любовь к русской культуре, своему краю;

6. развивать умение работать в группе, проявлять взаимодействие,  взаимопомощь.

Оборудование:

для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы, пластилин.

Зрительный ряд:

Репродукции – Соловецкий монастырь, Кижи,

        Успенский собор в Москве

Литературный ряд:

Отрывок стихотворения М. Просянников «Взметнув старинные кресты…».

Словарная работа:

Архитектура, арка, купол, свод, закомары

Архитектура - искусство проектирования и строительства зданий в соответствии с их назначением.

Арка, —Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене между двумя опорами.

КУПОЛ- Выпуклая крыша, свод в виде полушария. 

Свод- Дугообразное перекрытие, соединяющее стены.

Закомара - (от др.рус. комара - свод) – полукруглое завершение стены,

Ход занятия

Приветствие.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

- Скажите с чего вырастает цветок? ( с семени)

- С чего начинается слово? ( с буквы)

- С чего начинается семья? (дом)

- С чего  началось строительство древнего поселения на Руси?

Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени…

Воспользуйтесь сейчас карточками посмотрите на картинку

-Опишите особенности древнерусского городища..

Ответы детей (Обычно  для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.

Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, Отсюда, само название «город» произошло от древних слов  «городили», «огораживали».

 На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.

Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался .)

Представьте, что это жители нашего древнерусского города (Выходят мальчик и девочка в русском костюме и приглашают в гости (поклон) в построенный город.

        

Мальчик

За крепостной стеной помещалось очень многое: рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.

Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный.  Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться,  то очень широко.

Девочка

Построив избу, человек не сразу в ней поселялся.

На  первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой. На вторую – петуха с курицей. На третью – поросёнка. На четвёртую – овцу. На пятую – корову. На шестую – лошадь. И только на седьмую ночь в дом решался войти человек – и то лишь в том случае, если все животные наутро оставались, были живы, веселы и здоровы. Иначе – «хоть перекладывай избу, не то жизни не будет».

Девочка :-А какой обычай остался до сих пор? (кота пускать в дом первым)

Мальчик: Но, самым высоким строением в деревне Был…

СЛАЙД 1

Звучит «Колокольный звон (мелодия)»  

Музыка над городом плывет

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон… Какая сила!

Чистый звук, что за душу берет.

- Сегодня мы можем слышать колокольный звон?

- Где можно услышать слышать его?

- Правильно. И как вы думаете о чем мы сегодня с вами поговорим? ( о древнерусских соборах и их истории)

(высказывания детей).

Да. Сегодня мы будем говорить о соборах и храмах. Но не о современных, а самых древних, сохранившихся до наших времен. Итак, в путь.

Учитель.

На Руси храмы стали строить  с принятием христианства. Первым христианство принял князь Владимир, который принял крещение  у нас в Крыму, в Севастополе! Слово «Храм» переводится как – «Дом» Божий.  Жители всей округи собирались  на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. (отсюда и возникло название «собор») Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Храм возвышался над избами. И был самым высоким строением в городище.

-А как вы думаете нужна ли математика при строительстве храма?

СЛАЙД 2

-Давайте и мы с вами рассчитаем :

- Дом крестьянина 2м 50 см. Это 10 часть высоты храма. Чему равна высота храма?

Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды.

Храм- это модель вселенной, ориентированная по сторонам света.

В каждой стране храм имеет свое наименование: у христиан - церковь, у мусульман - мечеть.

Здания храмов различны по форме. Они могут быть чаще всего в форме продолговатого прямоугольника(корабля),

СЛАЙД  3

Задача

-Нам необходимо покрасить стены храма. Сколько нужно краски, если длина стены равна 12 м, а высота 10 метров. Расход краски 2 литра на 1 м2?

Ответ: 12*10= 120 М2 площадь стен

            120*2= 240 литров краски потребуется

          2)

            120*0,5 = 60 литров краски потребуется

СЛАЙД 4   –восьмиугольников символ Вифлиемской звезды,  где родился Христос

 СЛАЙД 5  –круг бесконечность существования церкви

СЛАЙД 6- креста . Крест основа церкви

У нас в Симферополе тоже есть много храмов об одном из них мы сейчас узнаем , прочитав текст лежащий у вас на столах...

Слайд 7( старый )

ЧИТАЮТ с карточки

Александро-Невский собор Авторство идеи возведения в Симферополе соборного храма принадлежит Екатерине II. Для строительства храма были приглашены лучшие мастера со всей России.

 Во время Гражданской войны сильно разрушили колокольню и здание. Александро-Невский собор был закрыт и позже превращён в склад церковной утвари, собранной из других храмов Крыма. Были сняты колокола храма.

После окончания гражданской войны — храм был взорван. Уничтожение собора произошло в праздник Воздвижения Креста Господня. Очевидцы рассказывают, что первая закладка динамита не дала ожидаемого результата. Собор вздрогнул, но не упал. Пришлось повторить процедуру..

Существовавшие на подворье кафедрального собора зелёные насаждения послужили основой для создания здесь сквера.. После окончания Великой Отечественной войны в сквере был установлен памятник в честь освобождения города — танк Т-34.

Работы по воссозданию храма ведутся с 2000 года.  В наши дни храм находится в процессе воссоздания. Сегодня большая часть здания собора восстановлена, но предстоит еще многое сделать…

 Возрождённый собор Святого Александра Невского будет напоминать о славных подвигах предков, благодаря которым наш народ на протяжении последнего тысячелетия побеждал в схватках с врагом и сохранил свою самобытность.

СЛАЙД (Новый)

Работа с текстом: Что нового вы узнали прочитав этот текст?

Какие вопросы по тексту вы можете задать друг другу?

СЛАЙД 8

Внешний вид православного храма напоминает богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, шлемовидный купол.

 СЛАЙД  9

Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

- А что обозначает цвет купола вы мне сейчас ответите используя информацию на карточках лежащих перед вами.. (работа в парах)

На доску купол Золотой _что он обозначает? (ГОЛУБОЙ, ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕРНЫЙ)

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Церные- цвет монашества..

5. Физминутка. Строим домик

Строим, строим новый дом (соединяем руки получается крыша)

Все друзьями будем в нем!

Молоточком постучим

Справа тук-тук-тук

И слева тук-тук-тук

Впереди тук-тук

Ой! по пальчику тук-тук

И опять стучим, стучим (стучим кулачками)

Вот теперь посмотри (снова делаем «крышу»)

Мы построили почти.

- Ну. уважаемые строители поняли как нужно строить домик?

- Давайте возьмемся за дело…

СЛАЙД 28-29

6. Практическая работа (в группах).

1 группа готовит рисунок храма

2 группа – аппликацю храма.

3 группа – макет храма из пластилина.

7. Защита проектов.

1! ГРУППА

Ученик.

Взметнув старинные кресты

Над куполами, словно руки,

Она взирает с высоты

На красоту, ровняя звуки.

Как будто бы по лону вод

Она и в праздники, и в будни

Прекрасным лебедем плывёт

Навстречу восхищённым людям.

Худое слово с языка

Здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука,

Чтоб друг за друга помолиться.

               

                              М. Просянников.

2 ГРУППА Правила поведения в храме

Сказала мне мама в дом Божий вводя:

«Как дерево может укрыть от дождя,

Так храм защищает пришедший народ

От жизненных бурь и душевный невзгод!»

Памятка мальчику

Прежде чем войти в собор

Головной сними убор.

Злые мысли отгони

Не нужны тебе они.

Памятка девочке

Скромную надень одежду

В брюках в храм идет невежда.

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

3 группа

Свято Екатерининский собор строящийся в нашем районе, был заложен в 2008 году. Изначально –здание церкви располагалось в помещении ЖЭКа. Затем людей стало посещать храм все больше и больше…

Стал вопрос о расширении помещения для прихожан.

В 2008 году началось строительство нового храма. Теперь на территории храма развивается детское образовательное служение. При храме действует воскресная школа, творческие мастерские, уроки английского и русского языков, детская подготовительная группа.

Действует студия православной молодежки. В ней молодежь собирает единомышленников, встречаются для коллективного просмотра кинофильмов, обсуждения общих проблем.

Храм развивается в духе нового времени и в этом ему помогает молодой
настоятель храма отец Дионисий.

 

10. Итоги урока. Рефлексия. Выставка работ

«Письмо благодарности»

Интересная форма проведения рефлексии, которая предполагает проведение не только самоанализа, но и оценивание деятельности своих товарищей. Детям предлагается написать на стикере имя и слова благодарности тому однокласснику, который каким-то образом помог ему. (СМС)

На основе этого навыка происходит формирование критического мышления, развитие таких необходимых для современного взрослого человека качеств, как самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость, самоменеджмент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Весёлая палитра» для учащихся 1-х классов

Программа работы кружка изобразительного искусства «Веселая палитра» для внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Декоративно-прикладное искусство"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "ДПИ" для 1класса...

Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"

Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская  рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации  в общеобразовател...

Программа внеурочной деятельности "В мире искусства"

Программа внеурочной деятельности  «В мире искусства» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовле...

Программа внеурочной деятельности по изо искусству

Задачи: В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.- В аппликации с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России...