Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ульяна Александрова

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.

Существует множество способов привлечения детей к различным видам целеполагания в учебном процессе: перспективному, тематическому, поурочному, текущему.

Когда школьники приступают к изучению нового предмета в начале учебного года, целесообразно пригласить учащихся старших классов, выпускников, которые расскажут о том, что полезного, интересного узнали они на занятиях, при этом продемонстрируют наглядно свои достижения.

Совместное определение целей и задач возможно в начале изучения разделов, тем по предмету. Дети познакомятся с обзором изучаемых вопросов, а затем высказывают свои заявки, предложения.

Например, может быть предложен набор следующих вопросов для учащихся при изучении темы или раздела учебной дисциплины:

- Где и что вы слышали об этом?

- Что вам известно по этой теме?

- Какие вопросы вас особенно интересуют?

Если тема изучается впервые, далека от жизненного опыта учащихся, целесообразно предложить набор привлекательных для детей вопросов, проблем, которые можно обсуждать на занятии.

 Кто и какую проблему хотел бы исследовать, изучить и представить своим товарищам результаты этого поиска?

На какие вопросы следует обратить особое внимание при изучении этой темы?

По какому вопросу вы могли бы сделать сообщение?

Знание каких вопросов вам пригодится в жизни?

Как, в какой форме вы предлагаете изучить эту тему?

Кто хотел бы углубить свои знания по этой теме? В каких вопросах?

Кто и на каком уровне сложности считает целесообразным изучение данной темы?

Какую форму отчетности вы выбираете?

Какие вопросы вы можете изучить сами, а где требуется помощь, консультирование?

В какой форме вы можете оказать учителю помощь при изучении темы в классе (и т.д.).

На занятии учащиеся старшего класса могут поделиться тем, что они изучали по теме, где им это пригодилось в жизни или при изучении других тем и предметов.

 

способы привлечения детей к целеполаганию учебного занятия (в том числе и конкретной темы).

На этапе подготовки к занятию:

- специальное оформление кабинета, которое привлечет учащихся к знакомству с проблемой и позволит сформулировать тему занятия;

- постановка актуальной, привлекательной для учащихся проблемы, над которой детям предлагается поразмышлять вместе с родителями и высказать свои суждения на следующем занятии;

- подбор стихов, высказываний, рисунков, статей, книг по проблеме, теме следующего занятия, оформление наглядных материалов, газет, плакатов;

- выполнение предварительного домашнего задания (произведение расчетов, проведение наблюдения, беседа с родителями, интервью специалиста, опрос очевидцев);

- проведение исследования группой детей, которые в ходе его выявили проблему, связанную с изучением конкретной темы;

 

прочтение по рекомендации педагога статьи, книги, просмотр телепередачи и формулировка вопросов, которые вызвали интерес у детей.

В начале учебного занятия:

- представление детьми результатов домашней работы и обсуждение проблемы для дальнейшего поиска, формулировка вариантов темы занятия;

- постановка проблемного вопроса, вызывающего интерес у детей;

- решение конкретной практической задачи и поиск сферы ее действия в жизни;

- сообщение противоречивых сведений об изученном явлении и постановка проблемы;

- рассказ о каком-либо загадочном явлении, совместная формулировка на этой основе проблемы, которую надо решить;

- прочтение фрагмента из книги и формулировка темы, проблемы занятия;

- просмотр фрагмента видеозаписи с целью определения проблемы для обсуждения.

В конце учебного занятия:

- коллективный анализ занятия по микрогруппам (Что нового узнали на уроке? Что научились делать? Какие полезные способы деятельности вы приобрели? Что пригодится вам в жизни? О чем хотели бы узнать дополнительно по этой теме? Что вызвало затруднения при изучении темы? Что усвоено плохо и требует дальнейших пояснений и закрепления? и т.п.);

- коллективное обсуждение дальнейшей работы (Чем целесообразно заниматься на следующем занятии? Как распределить работу?); это особенно важно при определении вариативного компонента содержания учебного материала;

- рефлексия (Что я усвоил(а) хорошо? Какие трудности я испытывал(а) при изучении материала? Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха на следующем занятии? Какой следующий шаг к познанию я сделаю и почему? и т.п.);

- определение самим учеником домашнего задания (какой учебный материал, в каком объеме, на каком уровне сложности прорабатывать дома, в какой форме представить результаты самостоятельной работы и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности

Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной  деятельности...

Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузк...

Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе

Рекомендуется для работы в начальной школе....

Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.

Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него ...

Привлечение учащихся к целеполаганию

Материал для учителей начальных классов...

Доклад на тему: Привлечение учащихся младших классов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями

Технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в общих чертах педагогического понимания характеризует целостный образовательный процесс с его целью, содержанием и методами о...

Тема выступления «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»

Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не ...