Исследовательская работа "Волшебные слова"
проект (4 класс)

Моя работа посвящена изучению «волшебных слов». Интерес к ним возник из желания расширить знания о речевом этикете, выявить значение волшебных слов и посмотреть, как используют их окружающие меня люди. Многие  забыли об их существовании. В этом я вижу проблему. Считаю, что моё исследование окажет какое-то влияние на людей и они, может быть, станут употреблять эти добрые, волшебные слова в своей речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_volshebnye_slova.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Волшебные слова

   

Краткая аннотация.

Моя работа посвящена изучению «волшебных слов». Интерес к ним возник из желания расширить знания о речевом этикете, выявить значение волшебных слов и посмотреть, как используют их окружающие меня люди. Многие  забыли об их существовании. В этом я вижу проблему. Считаю, что моё исследование окажет какое-то влияние на людей и они, может быть, станут употреблять эти добрые, волшебные слова в своей речи.

                                                 

                                                             

Аннотация

В век научно-технического прогресса, в век компьютеризации мы все больше общаемся с компьютером, а живое русское слово постепенно уходит, сдает свои позиции. Наше поколение перестало ценить красоту общения, из его обихода уходят, к сожалению, добрые «волшебные слова», которые были так дороги нашим бабушкам и мамам, поэтому я выбрала эту тему и считаю её актуальной, ведь красота общения – это красота человеческих отношений.

Важными элементами человеческой культуры был и остается речевой этикет. Очень важно знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми, смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии, поэтому цель моего исследования: изучить «волшебные слова», показать их многообразие и волшебство, помочь окружающим меня людям постичь красоту общения.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, эксперимент, интервью, сопоставление, анализ.

В ходе исследования:

а) я познакомилась с интереснейшей литературой;

б) сравнила, как здороваются люди в разных странах;

в) расширила свои знания о речевом этикете, выявила значение волшебных слов;

г) экспериментально доказала, что многие из жителей нашего посёлка перестали употреблять в своей речи «волшебные слова»;

Перспективу своего дальнего исследования вижу в том, чтобы помочь людям научиться красиво общаться.

План исследования.

Знакомство с «Поучениями» Владимира Мономаха пробудило во мне страстное желание помочь людям научиться «добрые слова молвить». Для этого мне нужно, в первую очередь, быть уверенной в том, что я правильно употребляю «волшебные слова» в своей речи. Поэтому была выдвинута гипотеза: если я изучу волшебные слова, то узнаю их значение и смогу правильно употреблять их в речи.

Исследование велось по следующему плану:

  1. Составление временного графика для основных этапов работы;
  2. Определение конкретных заданий в установленные графиком временные периоды;
  3. Изучение популярной литературы.

4. Проведение наблюдения: «Употребление слов благодарности в автобусе».  

Цель: узнать, как общаются люди в общественном транспорте.

5. Проведение наблюдения: «Употребление слов благодарности в магазине».

Цель: пронаблюдать, пользуются ли люди волшебными словами в магазине.

     6. Проведение наблюдения: «Употребление слов благодарности в родной школе».

     Цель: узнать, какая часть школьников пользуется волшебными словами.

  1. Проведение эксперимента: «Поглаживание».

Цель: узнать, является ли поглаживание у человека такой же жизненно-важной потребностью, как и другие.

  1. Составление таблиц и диаграммы, показывающих результаты исследований и наблюдений, обработка и анализ результатов исследований.
  2. Подготовка выступления по защите работы.
  3. Подготовка презентации работы.

Научная статья

  1. Теоретическая часть.

1. Почему волшебные?

Давным-давно, когда читать умели ещё немногие, люди верили, что в написанном тексте заключается сверхъестественная сила. Например, древние египтяне считали, что обрести бессмертие или победить врага можно с помощью правильно расставленных иероглифов.

Самым важным из иероглифов у них считался крест анкх – этот крест с петлей был символом жизни. Изображение анкха есть на каждой гробнице фараона.

А в Китае издавна было принято носить на груди монеты с выгравированными на них пожеланиями счастья и благополучия.

Молитвы, заговоры, заклинания, обрядовые песни – все это примеры «словесной магии», в которую верили наши предки. На Руси традиционные заговоры состояли из слов иносказательных и не всегда понятных – их прямое значение или было со временем утрачено, или никогда не существовало. Эти тексты передавались, по народному поверью, из уст в уста, без огласки, чтобы сила не пропала; их нужно было читать по определенным дням и соблюдать определенные условия: на рассвете, натощак, повернувшись лицом на восток, не убывающей или растущей Луне и пр.

Наши привычные приветствия и выражения благодарности – тоже отзвук магии слов. «Здравствуйте!» означает пожелания здоровья, а «Спасибо!» - «Спаси, Бог». Это тоже магическая формула.

Вывод: когда мы произносим «волшебные слова», мы каждый раз желаем добра другим людям и добрые слова возвращаются к нам в ответ.  Таким образом, мы произносим магические слова.

2. Употребление волшебных слов в разных странах.

Что делают люди при встрече? Ну, конечно же, здороваются, то есть желают добра, мира и благополучия. Этот маленький ритуал происходит по-разному. В Англии, если человек чихнет, ему скажут: «Да благословит тебя Бог!» Немцы и русские желают при этом здоровья, итальянцы - счастья, на Ближнем и Среднем востоке при этом хлопают в ладоши и кланяются в сторону чихнувшего.

Нет ни одного человека на земле, который не пользовался бы языком жестов. В Колумбии даже составлен словарь, где поясняются 2000 жестов. Есть жесты, которые стали международными и понятными всем. Например, поднятая рука означает просьбу человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.

Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом ораторы приветствуют слушателей. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат кулачком по голове и по плечам. Лапландцы трутся носами. Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке,  в левой - поддерживают локоть.

Мексиканец или испанец, выражая восхищение, сложат для этого три пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя. Бразилец же, восторгаясь, возьмёт за мочку уха.

Если испанец или итальянец указательным пальцем левой руки оттянет нижнее веко, это будет означать: «Осторожно!» Если вы попадёте в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык, не огорчайтесь. Это будет означать: « Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен! Но для других народов этот жест оскорбителен, им лучше не пользоваться, если вы не в Тибете.

Рукопожатие – традиционный символический жест. Но обычная для нашей страны форма приветствия принята далеко не везде. В жарких краях, где руки людей часто бывают влажными от пота, рукопожатие не в ходу.

Зато есть жесты, которые во всем мире воспринимаются одинаково. И если во время разговора вы станете размахивать руками, хлопать по плечу, крутить ему пуговицы, то любому ясно: вы невоспитанны.

Вывод: Я поняла, что слово «здравствуйте» означает пожелание здоровья и имеет огромное значение во всём мире.

3. Речевой этикет.

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный  порядок поведения, форм  обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.

Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности  человека, о его характере и темпераменте.

Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении  с другими людьми, его способность  разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета

Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Вывод: Соблюдение правил речевого этикета очень важно, потому что он помогает людям разговаривать учтиво и вежливо.

4. Этикетные формулы.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.

«Доброе утро!», Здравствуйте!» и подобные формулы вежливости мыслей, конечно, не выражают. Значит, формулы вежливости – типичные этикетные знаки. Но своей звуковой материей, тем, как организована их форма, они подобны обычным словам. Формулы вежливости порождены речью и не порывают с ней, хотя и играют в общении ту же роль, что и этикет.

Изучив литературу по теме, я выделила несколько этикетных формул: формулы благодарности, формулы извинения, формулы приветствия, формулы вежливого отказа, формулы просьбы.

Формулы благодарности.

         Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская

 Слова с рожденья ждет жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо-

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

 Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности. Выясняя  лексическое значение слова «благодарность», я  обратилась  к  словарю С. И. Ожегова.  «Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. 

Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Некоторые из них я  выписала:

Спасибо.    Благодарю вас.    Я вам очень признательна.   Я вам многим обязана.   У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас.    Как я вам благодарен.   Моя благодарность не знает границ.     Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны.     Я тронута вашим вниманием.  Это очень  мило с вашей  стороны.     Вы меня так выручили.

         Я узнала, что ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В ситуацию благодарности входят три основных компонента: 1) человек, которого благодарят; 2) человек, который благодарит; 3) услуга.

Необходимо учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности. Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, дарить людям добро.

                                                       Формулы извинения.

Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются. Слово «извините» означает: признаю свою вину и прошу снять с меня грех.

                                                       Формулы приветствия.

Язык  впитал в себя  все формы доброжелательного отношения  к другому человеку и несет их к нему. А начинается это с приветствия. В русском языке существуют десятки способов приветствия:

Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас!        Кого я вижу! Мое почтение!     Привет честной компании!   Сколько лет, сколько зим! С прибытием!      Общий салют!    Добро пожаловать! Рад вас видеть!    Сердечно приветствую вас!          Доброе утро! Здорово, браток!    Легок  на помине!    Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер!  

Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного; ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны,  каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит  отсутствие приветствия.

Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык  сохраняет огромное количество пластов доброжелательности,  которые мы применяем во взаимоотношениях.

Мы формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше.  Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу - и я тебя вижу, я тебя знаю - и я тебя знаю. Мы утратили элемент  пожелательности в приветствии.

А приветствие – это пожелание. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы».

Формулы просьбы.

Слово «пожалуйста» также состоит из двух слов: «пожалуй» - сделай милость, окажи услугу, «ста» употреблялось при обращении к старому человеку или в знак особого уважения.

Вывод: Каждое волшебное слово что-то обозначает. И знать эти этикетные формулы крайне необходимо: нужно уметь правильно приветствовать, вежливо просить о чём-либо, извиняться и т.д.  

5.Современная русская речевая культура.

Русская речевая  культура  переживает сегодня далеко не лучшие времена. Утверждение «как живем,  так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном  обществе.

Невежливым бывает неисполнение правил речевого этикета (толкнули и не извинились), неправильный выбор выражения в данной ситуации и для данного партнера (ученик говорит учителю — Здорово!), нанесение партнеру обиды с помощью слов, имеющих негативную окраску. Это использование слов типа  расселась (вместо села), напялила (надела), засунул (положил) и мн. др.

Вывод:  надо знать свой собственный русский этикет и обучать ему необходимо с раннего детства в семье, в детском саду, в школе, да и в вузе, уже профессионально ориентируя в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.

II. Практическая часть. Мои эксперименты.

2.1. «Употребление слов благодарности в автобусе».  

В наблюдении участвовало 18 человек. Я выяснила, что люди благодарят в следующих случаях: а) водитель продал билет, б) кто-то кому-то  уступил место, в) передали деньги через кого-то. Чаще всего употребляют слово «спасибо». К сожалению, нередко за услугу не благодарят.

2.2. «Употребление слов благодарности в магазине».

Я побывала в магазинах: «Виктория», «Силуэт», «Кооператор». Удручающее впечатление произвело на меня общение в них.  Я практически  не слышала, чтобы кто-то благодарил продавца. Видимо, считают, что продавец и так обойдется. А то, что эти женщины работают, помогают выбрать товар, стараются сделать нам приятное – не берется во внимание. Им грубят, даже иногда обзывают.

2.3 «Употребление слов благодарности в родной школе».

Объект исследования

Количество исследуемых

Количество людей, использующих «волшебные слова».

Школьная библиотека

25 человек

15 человек

 Школьная    столовая 2-ой завтрак

55 человек

15 человек

Школьная   столовая   обед

160 человек

30 человек

Гардеробная

100 человек

5 человек

По результатам я составила диаграмму употребления нашими учениками «волшебных слов» Из них большая часть не пользуется волшебными словами.

                       

                                                Ученики, употреблявшие в своей

                                                             речи «волшебные слова».

                                           Ученики, которые не пользовались

                                                  «волшебными словами».               

Результаты: 70 % учеников не употребляют «волшебные слова» и лишь 30 % используют.    

Вывод: на основе приведённых исследований я пришла к выводу, что нужно помочь учащимся нашей школы овладеть правилами речевого этикета.

2.4. «Анкетирование».

Я провела анкетирование, чтобы выяснить, насколько доброжелательны опрашиваемые.

Вопрос

Количество опрошенных

Ученики, ответившие: «Да»

Есть ли у Вас стремление «согреть словом» близкого человека?

50 человек

50 человек

Всегда ли Вы доброжелательны с окружающими.

50 человек

25 человек

Не делали ли вам замечаний по поводу Вашего поведения.

50 человек

20 человек

Приятно ли людям общаться с Вами?

50 человек

30 человек

       Вывод: большинство из опрошенных мною людей считают себя доброжелательными, поэтому можно считать, что они будут употреблять волшебные слова в своей речи.

       2.5. «Поглаживание».

       Хочу привести пример из области биологии. В одном из экспериментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновение, вылизывание, выискивание и т.п. лишь гигиенической необходимостью или это “социальная” потребность животных в контактах. Были взяты две группы крысят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более крупными, умными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали.  Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека.  Я решила провести эксперимент. В течение 2-х недель я наблюдала за пятиклассниками. Пятеро из них постоянно получали похвалу от учителей, пятерых же, наоборот, постоянно ругали. В результате те ученики, которых постоянно хвалили, стали учиться лучше, а те, которых ругали, наоборот, стали учиться хуже. У них изменилось поведение: они постоянно баловались и на уроках, и на перемене.

       Вывод: потребность в ласке у человека является важной и положительно сказывается на поведении и учёбе.

Заключение.

            Я изучила и проанализировала литературу по данной теме, расширила и уточнила представление о речевом этикете, выявила значение волшебных слов, провела наблюдения о применении волшебных слов учениками нашей Новоселенгинской школы-интернат  и поняла, что всем людям надо постигать правила  речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат нам в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом  ладу с окружающими.

           Хочется привести замечательные слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив»: «Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной».Я не хочу, чтобы так было, поэтому занялась данной исследовательской работой

            Этикет, правила поведения не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Они меняются от страны к стране, от эпохи к эпохе. Они живут своей жизнью в пространстве и времени. И тем не менее каждое новое поколение строили свою жизнь на основе того, что создали старшие. Меняются вкусы, привычки, манеры, другими становятся костюмы, но какие-то главные ценности свято хранят и молодые. В перечень таких ценностей можно внести и правила человеческого общения, правила этикета.

Сколько уж минуло веков, а люди всё ещё ценят вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и уважение чужих обычаев. Знание этикета – один из необходимых признаков воспитанности.

Литература.

 Скворцов Л. И.  Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г.

Словарь  С. И. Ожегова

Энциклопедия для детей «Я познаю мир», Москва, 2000 г.

Бушелёва Б. В. – Поговорим о воспитанности. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988 г.

Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод  с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне."

Введение элементов исследовательской деятельности в начальной школе. Электронное сопровождение к уроку....

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Презентация к научно-исследовательской работе «Как произошло слово «мама»?»

В слайдах отображены все наблюдения исследователя за развитием речи сестры....

Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития цен...

Исследовательская работа учащихся из цикла "К тайнам русского слова" - "Закладка"

Прорведена исследовательская работа этимологии слова "закладка", изучена история происхождения этого предмета, виды и использование закладок в современном мире. Учениками, родителями и педагогами орга...

Исследовательская работа "Слово"

                                                      ...

Исследовательская работа "Слово и дело"

слово и дело одинаково важно для человека. Нужно исходить из ситуации. Важно всегда подкреплять слово делом. Выполнять обещания. Совершать добрые дела и говорить добрые слова. Тогда и мир вокруг будет...