Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне."
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Ермоленко Галина Григорьевна
Введение элементов исследовательской деятельности в начальной школе. Электронное сопровождение к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tema_uroka.doc40 КБ
Файл Urok_russkogo_yazyka.pptx754.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ольховская средняя общеобразовательная школа

Ольховского района Волгоградской области

Конспект урока для 2 класса на тему: Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Знакомство со словом «собака».

Подготовила

Учитель начальных классов

Ермоленко Галина Григорьевна

Ольховка 2010 г.

Тема урока: Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне. Знакомство со словом «собака».

Цели: формировать у учащихся навык грамотного написания слова; воспитывать стремление писать внимательно, без ошибок.

Задачи:

  1. Учить узнавать лексическое значение слова
  2. Учить подбирать однокоренные слова других частей речи
  3. Развивать устную связную речь учащихся

Оборудование: словари: орфографический, толковый, словообразовательный; проектор.

1 Орг. момент

Дорогие ребята, сегодня мы будем с вами исследователями. А кто знает, кто такие исследователи?

Мы будем исследовать новое слово. Но для начала отгадайте загадку:

Имею я отличный слух,

Зоркий взгляд и чуткий нюх.

С кошкой завяжу я драку,

Я настоящая...  (собака)                          

- Где опасное место в слове собака?

- Подберите проверочное слово.

-Не получается?

2. Работа с орфографическими словарями.

-У вас на парте орфографические словари. Давайте посмотрим, как пишется слово собака. Запишите это слово к себе в тетрадь. Поставим ударение. Выделим  опасное место.                      

(работа в группах)

3.Работа с толковыми словарями.

-Как вы думаете, что означает слово «собака» и познакомимся с толкованием этого слова.  (открыть по закладке толковые словари)

  • Собака- домашнее животное семейства псовых.
  • (перен.) О злом, грубом человеке.          Слайд 4

Историческая справка.

В древнерусском языке были слова «пёс» и «кот». Слово «собака» пришло позднее из иранских языков.

Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении- распущенный, злой человек.

4.Звуко-буквенный анализ

- Сделаем звука - буквенный анализ слова «собака»

5.Физминутка.

Бегал маленький щенок

Съел он пирога кусок.

Под крыльцо залез и сел

Завалился, засопел.

(чтение стихотворения Сергея Михалкова)

На свете множество собак-

И на цепи, и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из- под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов, всегда голодных.

-Какие пород собак вы знаете?

- Посмотрите работу ученицы о породах собак.

6. Презентация пород собак.

(презентация)                      

7. Повторяем части речи.

- Какой бывает собака?    

СОБАКА (какая?) Что это за часть речи?

- А что делает собака?        

СОБАКА (что делает?) Какой частью речи являются данные слова?

- Как правильно писать слово «собака», мы с вами узнали. А сейчас давайте выясним, как правильно будут писаться родственные слова.

8. Работа со словообразовательными словарями.

- Подберите родственные слова  к слову собака.

- Давайте посмотрим, в словообразовательном словаре, слова- родственники.                              

  • собака
  • собачка
  • собачонка
  • собачник
  • собачий

9. Работа с устойчивыми словосочетаниями.

В русском языке много устойчивых сочетаний со словом собака.

Ребята разыграют диалоги.  

  • Злой как собака.

- Миша, ты боишься этого гусака?

- Нет, я его просто не люблю: он злой как собака.

  • Голодный как собака.

- Для тебя заказывать пиццу.

- Двойную порцию: я голоден как собака.

  • Кусается как собака.

- Проклятые комары, нет от них покою.

- Кусаются как собаки.

  • Заживать как на собаке.

- Как сильно ты руку себе порезал!

- Ничего. Зарастёт как на собаке.

- Запишите эти слова к себе в тетрадь.

- Разберите их по составу.

10 Работа с пословицами.

-Я просила вас подготовить пословицы и поговорки о собаке. Что вы нашли?

И собака помнит, кто её кормит.

Без собаки зайца не поймаешь.

Собака - верный друг человека.

- Действительно, собаки очень «привязаны» к своему хозяину. Даже если он попадает в беду, собаки очень долго скучают и тоскуют по нему. Тяжело переживают расставание. Но некоторые животные озлобляются, оказавшись выброшенными на улицу своими хозяевами. Они начинают агрессивно относиться к любому прохожему.

Когда у собаки появляются щенки, она защищает их от посторонних и не позволяет приближаться к ним.

Поэтому будьте бдительны не только с незнакомыми и малознакомыми собаками, но и со своими домашними питомцами.  

11.Творческая работа

А сейчас, используя прилагательные, глаголы напишите мини- сочинение о своей собаке по плану.                        

                         Мой друг.

  1. Знакомый щенок.
  2. Внешний вид щенка.
  3. Дружба со щенком.

12. Итог урока.

Используемая литература:

1. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. С- Петербург Отделение издательства «Просвещение» 1992.

2.Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка. 2 класс. Исследовательская деятельность в начальной школе.Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне.

Слайд 2

Загадка. Имею я отличный слух, Зоркий взгляд и чуткий нюх. С кошкой завяжу я драку, Я настоящая...

Слайд 3

О рфографический словарь. Собака

Слайд 4

Т олковый словарь. Собака- домашнее животное семейства псовых. (перен.) О злом, грубом человеке. Звук- буквенный анализ слова «собака»

Слайд 5

Собаки

Слайд 6

Комнатно-декоративные Болонка Чау-чау

Слайд 7

Служебные Боксер Овчарка

Слайд 8

Охотничьи Таксы Спаниель

Слайд 9

Собака (какая?)

Слайд 10

Собака (что делает?)

Слайд 11

С ловообразовательный словарь. собака собачка собачонка собачник собачий

Слайд 12

Устойчивые сравнения. Злой как собака. Голодный как собака. Кусается как собака. Заживать как на собаке.

Слайд 13

Собака- друг человека.

Слайд 14

Мини- сочинение по плану. Мой друг. Знакомый щенок. Внешний вид щенка. Дружба со щенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова"

Урок моделирования и преобразования модели. По характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый. По способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, сло...

Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»

Тема урока: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»Цель урока: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть орфограмму «непроверяемые безударные гласные ...

Урок русского языка во 2 классе."Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы....

Презентация к уроку русского языка. "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

Учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, оценивать себя и товарищей....

Урок русского языка во 2 классе "Школа России" Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Дидактическая цель:-формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;- формирование умения видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными;-развивать умен...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"...

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.

Конспект урока по теме:"Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"....


 

Комментарии

Спасибо, интересная работа. Добавлю в свою копилку.)
Жабина Нина Анатольевна

Спасибо, интересная работа.Я тоже добавлю в свою копилку.)Желаю Вам успехов!
Никитина Наталья Борисовна

Галина Григорьевна, с удовольствием ознакомилась с вашей работой, интересный урок, большая работа ведется над исследованием слова при помощи разных словарей,работа с фразеологизмами и подбором однокоренных слов дает возможность ребенку использовать в своей речи слова в нужной форме, очень интересно построена творческая работа - мини-сочинение,спасибо за работу!