Конспект занятия "Фольклор народов мира"
план-конспект

Внеклассное мероприятие, посвящённое изучению фольклора некоторых стран мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: «Фольклор разных стран».

Цели: 

- формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений;

- актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

- углубить знания детей о фольклоре разных стран;

- привить интерес к произведениям устного народного творчества.
- развивать деятельность уч-ся.

Оборудование: национальные костюмы, мультимедиа проектор, презентация PowerPoint, аудиофайлы.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора, знать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл УНТ;

Метапредметные УУД:

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

воспитание уважительного отношения к литературе, к культурам других народов;

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах.

Образовательные: 
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 
Развивающие:
• Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества;

• Способствовать развитию творческих и музыкальных навыков;

Воспитательные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума 
и чувств. 
• С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству. 

Виды деятельности:

Беседа, лекция, чтение, рассказывание, исполнение музыкальных произведений.

Ход урока:

Вводное слово:

Здравствуйте! Сегодня мы с ребятами хотели бы представить вам небольшой информационный концерт о фольклоре народов разных стран. Каждый из выступающих выбирал страну по разным причинам, особенно если учитывать нашу многонациональную параллель: национальной принадлежности, личной симпатии к стране или направлению фольклора.

Сообщение про фольклор России.

Русский фольклор – это произведения русского народного творчества, культурное наследие, которое передавалось через поколения «из уст в уста». Фольклорные произведения не принадлежали конкретному сочинителю, сам русский народ был и автором, и исполнителем разнообразных песен, танцев, легенд, сказок, былин, пословиц, заговоров, частушек и преданий. Все они имели общерусские черты, и в тоже время могли отличаться своими региональными особенностями.

Фольклору принадлежит звание древнейшего явления художественной культуры. Он зародился еще до появления письменности и был тесно связан с трудовой деятельностью и бытом русского народа. Произведения народного творчества колоритно отражали духовное развитие общества, его мировоззрение и религиозные традиции.

Важнейшую роль играл фольклор в общественной жизни Древней Руси. Особенно был развит обрядовый фольклор, который отражал в себе языческие верования. К этому виду фольклора относились календарные праздники, семейные обычаи, магические ритуальные песни, заговоры, хороводы и т.д.

Исполнение народной песни «Валенки».

Сообщение про фольклор Украины.

Украинский фольклор восходит к славянскому и тесно переплетается с русским и белорусским. В нем присутствуют те же жанры и направления, но есть и свои отличительные черты. Самыми известными народными танцами являются Аркан и Гопак. Особенно ярко выделяется украинская народная песня, которая славится и за пределами своей страны. В ней звучат такие традиционные украинские инструменты как: тримбита, волынка, кобза, бандура и цимбал. Так же звучна и мелодична украинская народная поэзия, которую я выбрала для выступления.

Зірка

Зірка не спить
у моємувікні.
Зірці — не спиться.
Не спиться й мені.

Що я для неї?
А бачиш, зі мною
зіркасумує
теж за весною...

Хочетьсязірці
терпкоїроси,
хочетьсяслухать
птахів голоси,
хочетьсявпасти
під ранок на землю
і загойдатись
на гілцізеленій...

Зіркасумує,
лишзрідказмигне,
ніби, манюня,
втішає мене,
нібишепоче:
— Скоро ж — весна.

Я засинаю —
й вона засина... 

Воспитатель:

Международный термин "фольклор" появился в Англии в середине XIX в, переводится как "народное знание", "народная мудрость".

Фольклор являетсяустным словесным и музыкальным народным творчеством. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

Сообщение про фольклор Норвегии.

Изначально норвежский фольклор причисляют к скандинавскому, в который входили такие страны, как: Дания, Швеция, Исландия, Финляндия и Норвегия. Издавна в Скандинавских странах существовали замечательные произведения фольклора, сказки и песни, пословицы и поговорки. Одни из самых крупных древнескандинавских текстов были написаны в Исландии – это «Младшая» и «Старшая Эдда». Они представляют из себя поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории.

Скандинавский фольклор богат и необычен на всевозможных существ. Именно в скандинавских таинственных и сумрачных лесах и водятся тролли. Главные герои норвежского фольклора. Они бывают разной величины и роста, однако все без исключения уродливые и шумные, а характер у них скверный. Они обычно живут в пещерах или лесной чаще и вылезают оттуда лишь после захода солнца. Легенды гласят, что если на тролля попадут солнечные лучи, то он превратится в камень.

Сказка. Прошлогодняя каша.

Жил-был в Нурлане крестьянский парень, и собрался он жениться. А матушка у него была женщина опрятная и дом свой всегда в чистоте держала.

— Люблю, чтобы кругом все прибрано было, чтобы ни где ни пылинки,- говаривала она.

Вот и сыну хотелось жену такую же чистоплотную, как и мать: чтобы чисто стряпала да горшки чтоб у нее блестели. «Только как дознаться — чистоплотная она или неряха?» Думал он, думал и под конец надумал. Обмотал пальцы холстиной, прикинулся, будто у него рука болит, и отправился. Пришел он на хутор, где у хозяев дочка была на выданье, и давай свататься. Приняли его, как водится жениха принимать: с пивом и с брагой, со снедью и с веселой беседой. Завели разговор о том о сем, а потом стали спрашивать, что это у него с рукой приключилось.

— Да тролль мне палец попортил, и не лесной тролль, не горный, а болотный. Из всех троллей он — самый злющий. Кто только меня не пользовал — и лекарь, и ворожеи. Только нет такого средства, чтоб моей беде помочь,- говорит парень.

— Покуда жив, от любой беды средство найдется, от одной смерти не спасешься,- говорят хозяева.

— Ваша правда; сказывают, есть одно средство, — молвил парень.

— Какое же? — спрашивает хозяйская дочка.

— Каша прошлогодняя. Натрешь кашей руку, все и пройдет. Да только где такую кашу сыщешь? Наши хозяйки горшки дочиста отскребают. Вчерашнюю кашу и то редко где встретишь. Где уж тут прошлогоднюю найдешь!

— Ха-ха! — захохотали мать с дочкой. — Такого-то добра да не сыскать! Ну, мы от твоей беды средство найдем. В наших плошках, горшках да мисках, в старых чугунах да кашниках не то что прошлогодняя каша найдется, но и такая что семь, а то и четырнадцать лет стоит!

Вот тебе и чистоплотная невеста!

Воспитатель:

Народное словесное творчество хранилось в памяти людей и не записывалось. По этой причине фольклористы занимались так называемой "полевой работой" — выезжали в фольклорные экспедиции, чтобы выявлять исполнителей и записывать от них фольклорный материал.

Сообщение про фольклор Турции.

Турецкий фольклор богат и разнообразен пословицами, поговорками, песнями, сказками, былинами и анекдотами, в которых турецкий народ проявляет любовь к жизни и стойкость перед тяжелыми испытаниями. Народу Турции любимы народные песни. Можно выделить три вида народных песен: мани, тюркю и дестан. Больше всего распространены четверостишия мани, напоминающие русские частушки. Тюркю – это лирические песни, а дестан — турецкая былина, посвященная какому-либо историческому событию.

К литературным произведениям турецкого фольклора принадлежат доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека.

Первые произведения турецкого фольклора создавались на нескольких языках: арабском — при написании религиозных и научных текстов, фарси — для придворной поэзии, турецком — в устном народном творчестве.

Стоит отдельно отметить турецкие сказки, которые несут в себе великую мудрость. Как раз одну из таких сказок я сейчас расскажу.  

Народная турецкая сказка «Чудесная миска». (см. в приложении)

Сообщение про фольклор Вьетнама.

С начала появления вьетнамская литература была богата фольклором и пословицами. Рассказы, передавались от поколения к поколению, постепенно становясь ценным сокровищем. Древний фольклор Вьетнама представлен циклом мифологических преданий о Государе Драконе Лака (Лак Лонг Куэне), о рождении первых людей из яиц, богатырской сказкой о Фу Донге, преданиями о строительстве Крепости-улитки (Колоа), о воительницах сестрах Чынг. Мыонгский фольклор богат крупными поэтическими формами – народными поэмами Песнь о цветущем саде и др.
Фольклор во Вьетнаме расцветает и принимает новые формы во время процветания трудовой деятельности, строительства и борьбы людей с захватчиками. Фольклор - душа и жизненная сила Вьетнама. В настоящее время все виды художественных и фольклорных произведений, от каждой этнической группы, собираются и сохраняются для следующих поколений во всех 
музеях Вьетнама.

Исполнение народной песни на вьетнамском языке «BeoDatMayTroi-AnhTho».

Воспитатель:

Известно, что русским народом создано бесчисленное количество пословиц, поговорок, загадок, былин, сказок; повсюду пелись лирические песни, разные у простых людей всех сословий, учившие добру и содержавшие правила жизненного поведения человека. И в наши дни создаются песни, переходят из уст в уста шутки в виде кратких афоризмов.

Сообщение про фольклор Румынии.

Румыния – это многонациональная страна, в которой произошло смешение цыганской, молдавской, венгерской и других культур. Музыкальная культура Румынии вобрала в себя особенности всех народностей, которые проживают на территории страны.Румынский фольклор здесь представлен колыбельными, обрядовыми, шуточными, пастушьими, лирическими песнями, эпическими плачами, балладами и др. Одним из самых сложных и самобытных румынских жанров считается лирическая дойна.Разнообразны также инструментальные наигрыши, в основном импровизационного склада, включающие богатую орнаментику и прихотливую ритмику.

Издавна в Румынии распространены в народном быту праздники с плясками и песнями, которые называются «жок».

Музыкальное сопровождение: Колыбельная, колядка, танец, дойна, манеле.

Воспитатель:

В настоящий момент выделяют несколько видов фольклора.

Трудовые песни – сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.

Календарный фольклор.Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам. В него входят заговоры и приметы.

Свадебный фольклор. Пронизанный мыслью о безопасности семьи и рода.

Похоронные причитания и рекрутские, возникшие с появлением всеобщей воинской обязанности возникло в виде оплакивания забираемых на службу.

Необрядовый фольклор – это малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, загадки и скороговорки.

Устная проза – предания, легенды, былички и бывальщины. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с мифическими персонажами.

Детский фольклор – пестушки, потешки, колыбельные.

Песенный эпос (героический) – былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).

 Художественное творчество – волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.

Фольклорный театр – раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Сообщение про фольклор Грузии.

Грузинский фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием, в нем бережно сохраняется вековое наследие традиционной духовной культуры. В каждом уголке страны поют свои песни, имеется свой музыкальный стиль.

В мире найдется немного стран с такой высокой хоровой культурой, как Грузия. Национальная самобытность грузинского народа в полной мере проявилась в многоголосой хоровой песне. Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника пения на три голоса. Обычно в Грузии поют мужчины.

О точном времени зарождения грузинского фольклора до сих пор не утихают споры. В грузинском фольклоре действительно сохранились ритуальные песни и танцы как языческой, так и христианской эпохи. В 2001 году ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия.

Исполнение песни на грузинском языке «Цира».

Сообщение про фольклор Армении.

Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.

Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с завоевателями.

Армянская музыкальный фольклор или  народная музыка известна ещё с древних времен. В армянском фольклоре применение свадебных, обрядовых, застольных, трудовых, колыбельных, бытовых, игровых и других песен получило большое распространение среди народа. В армянском музыкальном фольклоре большое место занимают крестьянские песни «оровелы» и песни «пандухтов». В разных районах Армении одну и ту же песню исполняли по-разному.

Армянская народная музыка начала формироваться с XII века до н. э. вместе с языком этой древней нации. Артефактами, которые свидетельствуют, что музыка здесь начала развиваться со II тыс. до н. э. являются музыкальные инструменты, найденные археологами.

Армянский фольклор очень богат знаменитыми представителями народной музыки, ашугами (певцы-поэты), гусанами (армянские народные певцы). 
Всемирно известный армянский музыкант, ДживанГаспарян, виртуозно играя на дудуке, армянский фольклор распространил  на весь мир. Он  познакомил все человечество с прекрасным народным, музыкальным инструментом – армянским дудуком, который  изготовлен из абрикосового дерева. 

Другими народными музыкальными инструментами являются дхол (ударный инструмент), бамбир, кемани, кеман (смычковые инструменты). 
Исполнение песни на армянском языке «Серун».

Воспитатель:

Спасибо большое ребятам! А теперь давайте посмотрим, на сколько вам было интересно. Мы и ребята подготовили для вас небольшую викторину.

Викторина по фольклору:

  1. В каком веке появился термин «фольклор»? (19в.)
  2. Какие жанры входят в необрядовый фольклор? (Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, загадки и скороговорки)?
  3. Какие народные танцы наиболее известны в Украине?
  4. Как называются румынские народные праздники с песнями и танцами?
  5. Как звали государя, о котором в древнем фольклор Вьетнама создан цикл мифологических преданий?
  6. Какой вид народных песен Турции напоминает русские частушки?
  7. В каком году ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия?
  8. Какие народные музыкальные инструменты есть в Армении?

Воспитатель:

Спасибо большое за внимание!

Приложение.

Сказка. Чудесная миска.

 Не найди седовласая мать Кельоглана пяти куру-шей — ничего бы неслучилось. Мать с сыном не потеряли бы покой, сон! Но разве может бедныйчеловек не поднять с земли блестящую монету? Ведь никто не узнает об этом!..
Старуха принесла пять курушей домой. Кельоглан очень обрадовался. Небудь его мать такой старой, она пустилась бы в пляс от счастья. Но радостьскоро уходит. Мать с сыном никак не могли решить, что делать с пятьюкурушами, и стали спорить. Они предлагали друг другу самые разные покупки,но ни одна не нравилась обоим.
Со вчерашнего вечера у Кельоглана и его матери ни росинки не было ворту. Но им и в голову не пришло купить горячего, мягкого хлеба и наестьсядосыта. Они совсем забыли про голод и сон. О чем они только не мечтали,держа в руках пять курушей! Кельоглан требовал коня. Мать не соглашалась:
— Давай купим осла! Ведь на коня мне не влезть!
Тогда Кельоглан сказал, что нужно купить осла-самца. Он любил музыку иговорил так:
— Крик осла будет услаждать мой слух.
— Я не допущу этого! — рассердилась мать. — У ослицы будут ослята,потом они тоже расплодятся, и мы разбогатеем.
Но ее сын очень любил музыку и потому упрямо твердил:
— Лучше купим свирель, я буду играть, а ты слушать.
Мать же хотела хороший участок земли. Но скоро мать с сыном поняли, чтона пять курушей не купишь ни осла, ни дом, ни земли, ни даже свирель.
Между тем наступила ночь, на небе зажглись звезды, луна ослепилаправоверных своим блеском.
Ночь зовет ко сну, и мать с сыном легли в постель. Утром, вспомнивночные разговоры, они расхохотались и решили купить удочку. С новой удочкойКельоглан отправился к реке. Каждый день он ловил несколько рыб и нес их набазар. За одну рыбу ему давали один-два куруша, за две — пять курушей, затри — семь-восемь. Кельоглан покупал хлеб, сыр, халву. Мать с сыном ели,пили, отдыхали, словом, жили славно. Они радовались, что истратили пять
курушей как надо. Но в один из дней Кельоглан поймал большую рыбу, и радостьопять покинула их. Рыба была очень красивая, но Кельоглану она не нравилась.Он устал, сердце его болело. Да и как ему не болеть! Ведь напротив его домастоял дворец падишаха, а в окно дворца от зари до зари смотрела его дочь.Девушка всегда смеялась, шутила, бросала в Кельоглана разными сластями — унего даже кожа на голове болела.
И вот взял Кельоглан рыбу и понес ее на базар. Вокруг него собраласьогромная толпа, люди трогали чешую и восхищались: «Ах, какая прекраснаярыба, просто невиданная рыба! Чешуя, словно золото!» За рыбу давали неменьше двадцати пяти курушей. Но Кельоглан сердился и зло смотрел напокупателей. Ведь еще вчера он приносил четыре рыбы, и никто больше десяти
курушей ему не предлагал. Ему казалось, что люди издеваются над ним. Апокупатели думали: «Наверно, мы мало денег даем, оттого Кельоглан инедоволен».
— Так и быть, даю тебе тридцать курушей, — говорил один.
— А я даю пятьдесят! — перебил другой.
— А я — семьдесят! — сказал третий.
— Возьми лиру(Л и р а — серебряная монета) и отдай рыбу мне, — воскликнул четвертый. Тут Кельоглансовсем рассердился. Он забрал рыбу и вернулся домой. И дома долго не могуспокоиться.
— Что случилось? Чем ты расстроен? Почему рыбу не продал? — спрашивалаКельоглана мать.
Сын нахмурился.
— Люди смеются, издеваются надо мной. Они предлагали тридцать,пятьдесят, семьдесят курушей. Если бы кто-нибудь дал сто курушей, я продалбы рыбу, но такого покупателя не нашлось.Мать улыбнулась:
— Рыба очень красива, люди не смеялись над тобой! Лучше бы ты несердился напрасно, а продал рыбу.Тогда Кельоглан топнул ногой и закричал:
— Они смеялись надо мной!
— Хорошо, пусть будет по-твоему. Давай сами съедим рыбу. Вымой ее вреке, а я зажарю.
Кельоглан схватил рыбу и пошел к реке. Сначала он почистил ее, потомотрезал голову и рассек брюхо. А в брюхе рыбы лежала миска — совсем ужпозеленела от мелких водорослей. Но как только Кельоглан очистил миску отзелени, его ослепил невиданный блеск. Кельоглан не мог понять, чтослучилось. Маленькая миска светилась ярким светом, словно горела. Можетбыть, она необыкновенная, золотая, волшебная? Кельоглан окунул ее в воду.Вода в миске сразу превратилась в золото, золото посыпалось на дно речки.Кельоглан словно рассудок потерял. Он снова окунул миску в реку и вылил водувозле себя. Не успеет вода коснуться земли — как превращается в золото.Кельоглан от радости забыл все на свете. Он вновь и вновь наполнял мискуводой, выгребал из нее золото. Вдруг кто-то дотронулся до его плеча. ПоднялКельоглан голову, перед ним, разодетая в шелк и парчу, стоит дочь падишаха,улыбается. Ах, что это была за улыбка!
— Отдай мне миску! — сказала дочь падишаха.
Кельоглан ничего не ответил, лишь в глаза девушке посмотрел.
— Что ж, дашь мне эту миску? Отдай ее мне, и я все для тебя сделаю,пойду за тобой, куда хочешь.
«Странно, очень странно, — подумал Кельоглан. — Ведь еще сегодня утромдочь падишаха издевалась над парнем, бросала в него сластями. А теперькрасавица только на колени не становится. Все это так странно, непонятно,как будто во сне».
— Я все сделаю для тебя, — повторила девушка.
Вдруг Кельоглан улыбнулся и показал язык дочери могущественногопадишаха. Спрятав миску за пазуху, он сказал:
— Иди за мной!
Идет Кельоглан, прибавляет шагу. Девушка едва поспевает за ним. Идутони переулками, улицами — прохожие только изумленно вслед глядят. Было чемуудивляться! Дочь падишаха, как Щенок за хозяином, бежит за бедным плешивыммальчишкой.
Никто не понимал, в чем дело. Но ни Кельоглан, ни дочь падишаха незамечали изумленных людей. Вскоре они оказались на окраине города. Девушкавтайне надеялась, что они с Кельогланом дойдут до другой страны и тампоженятся — Кельоглан давно ей нравился. Но парень был глуп, он и недогадывался об этом. Внезапно он остановился под деревом и повалился натраву. Потом вытащил из-за пазухи волшебную миску. Дочь падишаха снова
сказала:
— Отдай мне миску, я на все готова.
— Ничего мне не надо, — ответил Кельоглан. — Ты только должнакувыркаться до тех пор, пока я не скажу «хватит». Тогда и возьмешь миску.Взглянула дочь падишаха на свое платье: ей жаль было пачкать красивыйнаряд. Но ведь она получит миску, которая превращает воду в золото! Радиэтой миски можно и не такое сделать. Недолго думая девушка уперлась руками в
землю и начала кувыркаться. Она так искусно и красиво кувыркалась, будтородилась канатной плясуньей. Перекувырнувшись несколько раз, дочь падишахарастягивалась на земле. Кругом нее клубилась пыль. Девушка обливалась потом,песок прилипал к лицу, превращался в грязь. Волосы растрепались, падали налицо. Красавица стала похожа на золотой клубок.А Кельоглан хохотал, хлопал в ладоши, бил кулаком по земле, задиралноги, хватался за живот. Он просто захлебывался от смеха. Наконец Кельоглансказал девушке:
— Бери миску, теперь она твоя!
Приплясывая от радости, дочь падишаха схватила миску и отправиласьдомой. Дорогой она думала: «Какой Кельоглан странный: шутник и такой щедрый.Теперь я понимаю, почему бедняки всегда остаются бедняками».Все же девушке было обидно, что Кельоглан так легко отдал ей миску иничего не потребовал взамен. Правда, она печалилась недолго. Ведь золотая
миска теперь у нее, она может исполнить все свои желания, а остальноеневажно. Дочь падишаха была так счастлива, будто Мухаммед1 взял ее в рай.Когда девушка приблизилась ко дворцу, она вдруг поникла, как подбитаяптица. Любопытные люди видели ее с Кельогланом и рассказали об этомпадишаху. Но они, конечно, многое прибавили и преувеличили. Услышав их
рассказ, падишах страшно разгневался. Он разбил пять дверей, два окна,пятьдесят тарелок,Мухаммед — основатель мусульманской религии, которогомусульмане считают посланником Аллаха.семьдесят стаканов, отрубил головы везирам, казнил трех пашей(П а ш а — высший военный чин в Османской империи; правитель, наместник), сорокофицеров, пятьсот солдат. Но гнев могущественного падишаха не прошел. Тогдаон решил казнить свою дочь. Бедную девушку отдали в руки палача. Палач отвелее на вершину горы и стал готовиться к казни.Многих людей казнил палач. Отрубить человеку голову ему ничего нестоило. Но, увидев печальные глаза девушки, палач сжалился над ней, руки унего задрожали, глаза увлажнились слезами.
— Маленькая султанша, я не могу казнить тебя. Обещай мне, что тыникогда не вернешься домой, и я тебя спасу.
Палач смахнул слезы и добавил:
— Я стыжусь своих слов: мне нужна твоя рубашка. Не подумай дурного: недля себя и своей дочери я беру ее. Я запачкаю рубашку кровью и покажу еетвоему отцу. Иначе он мне не поверит.
Девушка спряталась за скалу, сняла рубашку и отдала ее палачу. Потомкрасавица простилась с ним и ушла, проверив, с ней ли золотая миска. Долгошла девушка по горам. Кельоглан тоже бродил по горам, но ведь мир необъятен,и они не встретились.
Несчастный Кельоглан не мог ни о чем думать, совсем безумный стал. Будьу него хоть немного ума, он не отдал бы своей миски! И он все времяповторял:
— Ох, моя миска, о моя миска!
Шли годы и годы, а он все скитался и не мог забыть свою золотую миску.А дочь падишаха добралась до красивого города. Там она отправилась набезлюдный речной берег, несколько раз окунула свою миску в воду и опорожнилаее. А что же дальше? Сначала она купила рубашку и заказала мужской наряд:она хотела, чтобы все считали ее мужчиной. Потом девушка построилавеликолепный дворец. Она наняла слуг, одела их в шелковые одежды, расшитые
золотом и серебром. Жители города вскоре разбогатели, дети нищих игрализолотыми монетами. В этом не было ничего удивительного, ведь дочь падишахавместо пяти курушей платила пять золотых монет, а нищих щедро одаряладеньгами. Но золото не иссякало. По ночам, когда все засыпали, девушкаотправлялась к бассейну, несколько раз наливала в миску воды и вынимала изнее золото. Но никто и не Подозревал об этом, никто не знал, откуда достаетона деньги. Люди не уставали говорить: «Какое невиданное богатство, в мире еще не былотакогобогача!»Слава о богаче облетела всю страну, слухи о невиданномбогатстве проникли и в другие царства. К богачу стали приезжать падишахи исултаны, и все они предлагали ему в жены своих дочерей. Они ведь не знали,что мужской наряд скрывает девичье сердце! Но богач отвергал всепредложения. Однажды девушка узнала, что к ней едет ее отец. Дочь падишахаобрадовалась. Она велела приготовить самый лучший обед, а сама нетерпеливо
стала ждать отца.
И вот падишах прибыл во дворец. Его сопровождали брат и везиры. Онигорделиво выступали в сверкающих парадных одеждах. Но когда гости вошли водворец, их сразу ослепило богатое убранство. Затем они увидели молодогослугу, который стоял на верхней ступени лестницы, и шепнули провожатому:
— Это и есть ваш богач?
— Нет, это старший слуга нижних покоев.
Гости поднялись выше. Там на мраморной лестнице они снова увиделикрасивого молодого человека в богатом наряде. Падишах спросил у провожатого:
— Наверно, этот — богач?
— Нет, это старший слуга средних покоев. Наш хозяин ждет вас наверху.Наконец падишах и его свита добрались до верхних покоев. Им пришлосьнемного подождать, но встретили их приветливо. Богач расспросил о здоровьегостей, потом они беседовали, смеялись, развлекались. А обед был такойвкусный, что падишах чуть пальцы не облизал. Он скоро насытился, но все ел иел. Казалось, он вот-вот лопнет. Тогда богач достал миску, наполнил ее
водой. Вода превратилась в золото. Юноша снова налил воды, она снова сталазолотом. Глаза у падишаха и свиты полезли на лоб. Они уронили ложки, забывпро еду. Богач собрал монеты, протянул их падишаху.
— Монеты ваши, падишах, — сказал юноша.
Падишах поблагодарил богача, сосчитал монеты, передал их везиру,приказав сохранить и отдать ему дома. Падишах сразу решил завладетьволшебной миской. Он подошел к юноше, тихонько попросил его:
— Подари мне миску, а взамен я отдам тебе все, что ты захочешь.
Богач улыбнулся.
— Нет вещи, равной этой миске, ведь в ней вода превращается в золото.
Падишах показал на свою корону:
— Хочешь это?
— Нет, корона, трон пусть остаются у вас. Сделаем так: кто из вашихлюдей прокувыркается дольше, тому и достанется миска.
Падишах схватился за голову. Он был тучен и к тому же так много съел заобедом! Миска достанется не ему, а кому-то из ве-зиров! Как же быть! Новдруг он сказал:
— Хорошо, пусть один из моих людей выиграет миску, а когда он вернетсядомой, я отрублю ему голову, и миска будет моей.
— Можно начать, везиры, — повелел падишах.
Потешно было смотреть, как кувыркались падишах и его свита. Старые,толстые да еще после такого обильного обеда! Гости падали друг на друга,что-то бормотали, обливались потом, руки и ноги их тряслись. Но онистарались как могли. Пока они кувыркались, дочь падишаха покинула их ипереоделась в то платье, в котором покинула дом отца, причесала волосы
по-старому и вернулась. Гости все еще кувыркались. Казалось, они вот-вотупадут без сил. Девушка подошла к падишаху, взяла его за руки, подняла исказала:
— Довольно, отец, из-за какой-то миски ты потеряешь последние силы.
Падишах узнал свою дочь, обнял ее, прижал к груди: — Слава Аллаху, тыосталась жива, и я могу посмотреть на тебя.
И тут же он показал на своих приближенных:
— Я кувыркался лучше их, и миска должна стать моей. Девушка улыбнулась,погладила бороду отца.
— Было время, когда я выиграла миску. А ты хотел из-за этого казнитьменя. Можешь идти, ты проиграл.
Падишах вышел молча, опустив голову. Собрав свою свиту, он удалился.Больше он не приезжал. Да дочь его и не ждала. Она ждала только Кельоглана!Во все концы света она разослала гавазов на поиски Кельоглана. Последолгих семи лет его нашли и привели к дочери падишаха. Увидел Кельогланзолотую миску, и разум вернулся к нему. Они поженились и зажили счастливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"

Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, учитель высшей квалификационной категории Черкасова Татьяна Борисовна МАОУ СОШ№30 г.Березники Пермский край

Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, отражающий деятельность учителя и учеников на уроке, прилагается презентация....

Конспект урока по технологии на тему: Керамика в культуре народов мира

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков по изготовлению  керамического сосуда....

«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.

«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....

Конспект урока на тему «В мастерской у мастера-гончара. Орнамент народов мира.» , 2 класс УМК «ПНШ».

Тема урока: В мастерской у мастера-гончара. Орнамент народов мира.Тип урока: изучение нового материала.Цель: знакомство с искусством Древней Греции через вазопись; создать условия для расширения предс...

План-конспект к уроку по теме «Художник и зрелище». Многофигурная композиция. «Танцы народов мира. Россия - хоровод». 3кл.

Хорово́д (харагод, карагод) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.Цель нашего урока раскрыть роль художника в создани...