Программы внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс)

Переход Вера Владимировна

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tp_shahmaty.zip58.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено на методическом объединении»       «Согласовано»                                                                            «Утверждаю»

Протокол № 1 от 31. 08.2018 г.                             Зам.директора по ВР ________Корнева О.С.      Директор МОУ СОШ  П.Верхнеказымский

                                                                                                                                                                    ______________ Степура Н.В.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2018– 2019 учебный год

учебный предмет, курс «Шахматы в школе»

Учитель: Переход Вера Владимировна

Класс:   1

Общее количество часов на предмет по учебному плану  33   часа

Из них на:

1 четверть   8   часов

2 четверть   8  часов

3 четверть   9   часов

4 четверть   8  часов

По  1 часу  в неделю. Всего учебных недель -  33

Рабочая программа учебного предмета «Шахматы в школе» составлена на основе: Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: «RUSSIANCHЕSSHOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. – 59 с.

учебно-методического комплекса:

  • Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб.пособие. Для общеобразовательных организаций/ Э.Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е.А. Прудникова. – М.: Просвещение, 2017.-175с.: ил.
  • Рабочая тетрадь «Шахматы в школе». 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.

Тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Дата

Корректировка

Тема урока

Код элемента содержания

Элемент содержания

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание: репродуктив-ный уровень (для всех), конструктив-ный уровень, продуктивный (творческий)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

1

1

03/09

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья

- узнают историю развития шахмат;

- знакомятся с понятием «Шахматная игра».

2

2

10/09

Шахматная доска.

- знакомятся с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии;

- актуализируют знания в динамических шахматных играх.

3

3

17/09

Горизонталь.

1ч.

- знакомятся с шахматной доской: новое понятие

«горизонталь»,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх.

- выполняют: комплекс упражнений для закрепления шахматного материала в двигательной активности.

4

4

24/09

Вертикаль.

1ч.

- знакомятся  с шахматной доской: новое понятие

«вертикаль»,

- выполняют :комплекс упражнений для закрепления шахматного материала в двигательной активности.

5

5

01/10

Диагональ.

1ч.

- повторяют понятия «горизонталь» и «вертикаль»,

- знакомятся с новым понятием«диагональ»,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

6

6

08/10

Волшебная шахматная доска.

1ч.

- повторяют понятия «горизонталь»,«вертикаль», «диагональ»,

- знакомятся с новым понятием «шахматная

нотация»,

- определяют «адреса» шахматных полей,

- закрепляют полученные знания в динамических шахматных играх.

7

7

15/10

Ладья.

1ч.

- знакомятся с шахматной фигурой«ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход»,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

8

8

22/10

Слон.

1ч.

- повторяют  ходы и взятие ладьей,

- знакомятся  с новой шахматной фигурой«слон», местом слонов в начальной позиции,

- объясняют способы передвижения слона по

доске: ход и взятие,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

9

9

12/11

Ферзь

1ч.

- знакомятся с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом

передвижения ферзя по доске: ход и взятие,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

10

10

19/11

Конь.

1ч.

.

- знакомятся с шахматной фигурой «конь»,

месторасположением коня в начальной позиции,

способом передвижения коня по доске: ход и

взятие,

-актуализируют знания в динамических шахматных играх

11

11

26/11

Пешка.

1ч.

- знакомятся с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

12

12

03/12

Король.

1ч.

- знакомятся с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля

по доске: ход и взятие,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

13

13

10/12

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1ч.

- знакомятся с расстановкой шахматных фигур в начальной позиции, месторасположением короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет»,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

14

14

17/12

Ценность фигур.

1ч.

- знакомятся с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки с единицей измерения,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

15

15

21/12

Шахматная нотация.

1ч.

- знакомятся с обозначением вертикалей, горизонталей, шахматных полей, шахматных фигур,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

16

16

24/12

Шах и защита от шаха.

1ч.

- знакомятся с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способами защиты шаха,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

17

17

14/01

Мат.

1ч.

- знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

18

18

21/01

Пат, ничья.

- знакомятся с ничьей, с патом,с условиями возникновения пата,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

19

19

28/01

Рокировка.

1ч.

- знакомятся  с особым ходом короля и ладь: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна,

- закрепляют полученные знаний в динамических

шахматных играх.

20

20

04/02

Взятие на проходе.

1ч.

- знакомятся с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

21

21

18/02

Превращение пешки.

1ч.

- знакомятся с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

22

22

25/02

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1ч.

- изучают  технику матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление метода «лесенка», играх,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

23

23

04/03

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1ч.

- изучают технику матования одинокого короля ферзем и королем,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

24

24

11/03

Как начинать партию: дебют.

1ч.

- знакомятся с общими принципами игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

25

25

18/03

Ошибочные ходы в начале партии.

1ч.

- разбирают  ошибочные ходы в начале партии и их последствия, «детский мат»,

 - актуализируют знания в динамических шахматных играх

26

26

01/04

Тактические приёмы.

1ч.

- разбирают  тактические приемы: связка и двойной удар, понятие  материальное преимущество,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

27

27

08/04

Правила поведения соперников во время игры.

1ч.

- знакомятся с правилами поведения шахматиста во время партии,

- закрепляют полученные знания в динамических

шахматных играх.

28

28

15/04

История шахмат.

1ч.

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

29

29

22/04

Три стадии шахматной партии.

1ч.

- знакомятся с общими принципами игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии,

- актуализируют знания в динамических шахматных играх

30

1

29/04

Шахматный турнир.

1ч.

Игровая практика.

31

2

06/05

Шахматный турнир.

1ч.

Игровая практика.

32

3

13/05

Шахматный турнир.

1ч.

Решение заданий, игровая практика

33

4

20/05

Спортивно - шахматный праздник.

1ч.

Решение заданий, игровая практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...