Урок матем. Тема "Метр"
материал (2 класс)

Лыкова Мария Александровна

Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.

Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metr._matem.-2_klass_1.doc553 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2  классе

Учитель: Лыкова М.А.

Класс: 2

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Метр»

Основные цели:

1) Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.

2) Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: (Презентация)

1) изображение сотни в виде человечка (из урока 2-1-18): 

2) изображение трёх лягушат:

 

3) карточки с числами: 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900;

4) алгоритм измерения отрезков:

5) карточка

6) алгоритм построения отрезка заданной длины:

7) карточка из урока 2-1-18:

8) карточка с соотношениями единиц длины:

Раздаточный материал:   

1) модели клубочков – полоска бумаги длиной 1,5 м, свёрнутая как серпантин;

2) карточки с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см:

3) модель дециметра:           .

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством анализа творческих работ учащихся;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель до начала урока вывешивает творческие работы детей на стенд или на доску.

– В домашнем задании вам надо было придумать и нарисовать Сотенку. Многие из вас с удовольствием выполнили дополнительное задание и работы получились отличные! Что вы можете сказать о сотне? (Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц.)

– Какие действия вы научились выполнять с круглыми сотнями? (Складывать и вычитать их.)

Вывесить изображение Сотенки из урока 18 рядом с детскими работами:

– Я не просто так начала урок с сотни. Она поможет вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то? (Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ…)

– А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка.

Открыть на доске изображение трёх лягушат:

        

– Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина? (Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.)

– Какие единицы измерения длины вам известны? (Дециметр и сантиметр.)

– Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: 

1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Тренинг вычислительных навыков.

– Начнём работу мы всё-таки с чисел, тем более что это вам поможет на уроке. Сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. (100, 200, 300, …) (Хлопки, приседания)

– Далее будем записывать только ответы. (Мешочки здоровья)

- Запишите число, в котором 4 сотни. (400.)

После записи каждого ответа дети произносят его вслух. Учитель записывает ответы на доске (презентация).

– Запишите число, в котором 30 десятков, 80 десятков, 5 сотен. (300, 800, 500.)

– На сколько 900 больше, чем 300? (На 600.)

– Уменьшите 600 на 500. (100.)

– Увеличьте 100 на 800. (900.)

– Как складывали и вычитали круглые сотни? (Так же, как однозначные числа в пределах десятка, но к ним приписывали по два нуля.)

– Запишите полученные числа в порядке убывания. (900, 800, 600, 500, 400, 300, 100.)

Учитель записывает или переставляет карточки.

– Какие числа пропущены? (700, 200.)

2) Измерение, построение и сравнение длин отрезков.

а) – Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков.

Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см.

– Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок.

– Отрезки, какой длины у вас получились? (15 см и 10 см.)

– Запишите их длину в тетрадь.

Учитель пишет на доске: 15 см

                                10 см.

– Как вы измеряли длину отрезков? (Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.)

Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков:

– Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.)

– Что вы о ней знаете? (В 1 дециметре 10 сантиметров.)

Вывесить на доску карточку:

– Который из лягушат прыгнул на эту длину? (Второй.)

б) – А вот длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см.

Учитель дописывает «столбик» на доске, дети – в тетрадях: 15 см

                                                                                10 см

                                                                        1 дм 2 см.

– Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.

Один с места комментирует.

(Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.)

Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины:

– Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? (Надо сравнить длины отрезков.)

– При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)

– В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? (Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)

– Выполним это задание.

Один учащийся у доски, остальные – в тетрадях: 15 см

                                                                  10 см

                                                          1 дм 2 см = 12 см.

– Который из лягушат прыгнул дальше всех? (Первый.)

– Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? (Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.)

– Что будете делать дальше? (Выполнять задание для пробного действия.)

– Зачем? (Чтобы выяснить, чего мы не знаем.)

3) Задание для пробного действия.

– Верно. Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории. Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? (Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.)

– Я вам приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была.

Учитель раздаёт модели клубочков из бумаги и модели 1 дециметра.

– Чему равна длина мерки? (1 дециметру.)

– Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину полоски меркой в 1 дм.

Дети измеряют длину полоски, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время.

– Какова же длина полоски в дециметрах? (15 дм, 12 дм, не можем точно сказать, …)

Выписать все варианты ответов детей на доску.

– Что же получилось? (Модели у всех одинаковые, а при измерении длина полоски получилась почему-то разная, кто-то запутался при измерении, …)

– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли точно измерить длину полоски меркой в 1 дециметр.)

– Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? (Подумать, почему она возникла.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;

2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо было измерить отрезки.)

– Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а этот – длинный.)

– Что же в задании было для вас новым? (Надо было измерить длинный отрезок.)

– Расскажите, как вы измеряли отрезок, и когда почувствовали неудобство? (Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…)

– Какой единицей измерения длины вы пользовались? (Дециметром.)

– То есть, единица измерения длины вам известна. Почему же длина отрезка, изображающего клубок, в дециметрах получилась разная? (Отрезок очень длинный, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго, получается неточно…)

– Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.)

– В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестна бóльшая единица измерения длины.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения;

2) согласовать тему урока;

3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? (Метр.)

– Это – тема нашего урока: «Метр».

Открыть тему на доске.

 – Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д.)

– Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может понадобится? Почему? (Дециметр, так как …)

– А знание, о какой единице счёта вам может помочь? (Знания о сотне.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 

1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц  длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра;

2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;

3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)

– Почему? (10 единиц меньшего разряда при счёте и измерении обычно образуют единицу следующего разряда.)

Учитель вывешивает на доску карточку:

– А сколько в одном дециметре сантиметров? (1 дм = 10 см.)

– Значит, сколько сантиметров в одном метре? (В одном метре 100 сантиметров.)

Открыть всю карточку:

– Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. (Соотношение единиц счёта.)

Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины:

– Что же вы узнали о метре? (Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)

– Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ...)

– Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? (Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.)

– Что ж, у нас в руках только модели дециметров. Как же с их помощью точнее измерить полоску бумаги, изображающую клубок? (Надо посчитать, сколько дециметров вместится в длинную полоску.)

– Так и сделайте.

Учитель прикрепляет магнитами одну из длинных полосок на доску за концы, дети по двое выходят к доске и прикрепляют магнитами модели дециметра «встык».

– Какова же длина полоски? (15 дм.)

– Выразите длину полоски в метрах и дециметрах. (…, 1 м 5 дм.)

– Молодцы! Вот и нет больше затруднения.

ФИЗМИНУТКА (упражнения с мешочками «здоровья»)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.)

– Выполним несколько заданий. Сотенка поможет вам.

По одному у доски с объяснением, остальные – в тетради.

– Выразите в дециметрах и сантиметрах 2 метра. (1 м = 10 дм = 100 см, значит, 2 м = 20 дм =

= 200 см.)

– Выразите в десятках и единицах 2 сотни. (2 с = 20 д = 200.)

Учитель прикрепляет на доске 2 больших треугольника – общее обозначение 2 сотен и 2 метров.

– Выразите в единицах 4 сотни. (4 с = 400.)

– Выразите в сантиметрах 4 метра. (4 м = 400 см.)

На доске вывешиваются 4 больших треугольника.

– Молодцы! Как же Сотенка помогла вам? (Знания соотношений единиц счёта нам помогают помнить соотношение единиц длины.)

 4, 5 стр. 36.

– Эти же знания вам помогут в выполнении следующего задания.

– Откройте в учебнике  4 на стр. 36. Прочитайте задание.

– Выполним задания на первой строке.

Один у доски с объяснением, остальные – в тетради.

(1 м = 10 дм, значит 6 м = 60 дм; 100 см = 10 дм, значит 800 см = 80 дм.)

Вторая строка – работа в парах.

Первая строка  5 на стр. 36 выполняется аналогично.

Вторая строка – работа в парах.

 6 (а, б первый столбик), стр. 37.

– Какое задание предстоит выполнить? (Сравнить числа и единицы длины.)

– Как будете сравнивать круглые сотни? (Как однозначные числа.)

– Сравните числа в первой клетке.

По одному с места с комментированием.

– При каких условиях можно сравнивать величины? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения.)

– Что делать, если величины выражены в разных единицах измерения? (Перевести в одинаковые, пользуясь соотношением единиц измерения.)

– Сравните величины в первом столбике.

По 1 с места с объяснением.

(Первые две величины можно сравнить, не переводя в другие единицы длины, т.к. числа одинаковы, но слева метры, а справа сантиметры, метр больше сантиметра, значит, 3 м > 3 см. 4 дм и 40 см. Здесь можно дециметры перевести в сантиметры: 4 дм = 40 см, можно сантиметры перевести в дециметры: 40 см = 4 дм. Ставим знак «=».)

– Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои силы в преобразовании и сравнении величин. Как это сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Выполните  6 (а, б второй столбик) на стр. 37.

На выполнение задания даётся ≈ 1 минута.

– Проверьте себя по эталону.

Открыть на доске эталон для самопроверки: 1 с = 10 д = 100               40 < 400

                                                                                    900 > 9

                                                      1 м = 10 дм = 100 см      500 см = 50 дм

                                                                                 9 м = 900 см.

– Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.)

– Повторите его. (1 м = 10 дм = 100 см.)

– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

повторить решение составных задач на нахождение целого и на разностное сравнение.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (…, при решении задач.)

– Решим задачу. № 2 (а), стр. 36.

– Прочитайте задачу.

– Проанализируйте и решите устно. (В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 м.)

 2 (б), стр. 36.

– Прочитайте задачу.

– Проанализируйте и решите устно. (В задаче известна высота берёзы и высота рябины, нужно узнать, на сколько берёза выше рябины. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из высоты берёзы отнять высоту рябины, т.к. ищем разность.)

– Запишите самостоятельно решение любой задачи.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;

2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;

3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)

– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)

– Чем помогла вам Сотенка на уроке? (Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины.)

– У кого остались вопросы, неясность?

– У кого всё получилось?

– Что понравилось, запомнилось на уроке?

– Оцените свою работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

откр.урок матем- противоп стороны прямоуг

откр.урок матем- противоп стороны прямоуг...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Урок матем 3 кл Деление с остатком

Урок матем 3 кл Деление с остатком...

Конспект открытого урока матем. 2 класс

Урок математики во 2-м классе "Название компонентов и результата деления"...

Статья. Форм. гражд. идент. на уроках матем. в нач. шк.

В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования гражданской идентичности по средствам математических заданий....

Презентация к уроку матем. 4 кл

Презентация к уроку математики. Тема...