Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой район. Приморский район"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

             Курс «Знай и люби свой район» посвящен изучению основания Санкт-Петербурга и Приморского района: появлению Комендантского аэродрома, истории возникновения названий улиц. Достопримечательности района, роль Комедантского района в ВОВ.

В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург и Приморский район;

- называть основные достопримечательности нашего района,  - знать символы Санкт-Петербурга;

- как получили названия улицы района.

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект;

- уметь показать на карте изучаемый объект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl_znay_i_lyubi_svoy_rayon._-_kopiya.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №57

г. Санкт-Петербурга

Рабочая программа

внеурочной деятельности

"Знай и люби свой район. Приморский район"

3-Б класс

на 2017-2018 учебный год

Составитель:  Мельник Н.Н.

учитель начальных классов

        

2017 год

Рабочая программа внеурочной деятельности.

"Знай и люби свой район. Приморский район."
3 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Приморского района Санкт-Петербурга для 3 класса разработана на основе авторской программы по краеведению для учащихся начальной школы Л.К. Ермолаевой и программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год, или 2 часа в неделю.                         

Цель программы:

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Приморского района Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "района северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 3 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга и его районов, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о возникновении Приморского района.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Структура программы. Предполагаемый результат.

             Курс «Знай и люби свой район» посвящен изучению основания Санкт-Петербурга и Приморского района: появлению Комендантского аэродрома, истории возникновения названий улиц. Достопримечательности района, роль Комедантского района в ВОВ.

В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург и Приморский район;

- называть основные достопримечательности нашего района,  - знать символы Санкт-Петербурга;

- как получили названия улицы района.

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект;

- уметь показать на карте изучаемый объект.

Формы проведения занятий

Реализации задач курса «Знай и люби свой район» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

Основной формой организации по курсу «Знай и люби свой район» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • практические занятия
  • беседы
  • экскурсии
  • конкурсы
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);
  • игра
  • путешествие
  • проектная деятельность

В каждом занятии прослеживаются три части:

•        игровая;

•        теоретическая;

•        практическая.

При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Формы учета результатов обучения

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой район?».

Средства обучения

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
  • печатные (учебные пособия,  книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Знай и люби свой район» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к деятельности;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся получат возможность для формирования

 эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира»,     представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

  • научиться  анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
  • строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
  • Приобщение к культурному наследию города;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
  • Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
  • Литература для учителя:
  • 1.        Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.
  • 2.        Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.
  • 3.        Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
  • 4.        Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.
  • 5.        Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.
  • 6.        Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.

Календарно – тематическое планирование.

Внеурочной деятельности. "Знай и люби свой район. Приморский район."
 (теоретическая часть)

3 класс (2 ч в нед. 68 ч в год)

№ п/п

Кол-во

часов

Тема

Форма проведения

Планируемые результаты обучения

Дата по плану и по факту

Личностные

Метапредметные

Предметные

1-2

2

Наш город - Санкт Петербург

Виртуальное путешествие

Обучающиеся получат возможность для формирования

 эмоционально-ценностного восприятия ребенком города и района как «своего мира»,     представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми

Обучающиеся получат возможность:

-научиться  анализи-ровать и синтезировать необходимую информа-цию;

-повысить творческую активность и самостоятельность;

-самостоятельно аде-кватно оценивать пра-вильность выполнения действия и вносить не-обходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Обучающиеся получат возможность:

-осуществлять расши-ренный поиск информа-ции с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксиро-вать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-строить логические рассуждения, включаю-щие установление причинно-следственных связей.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- планировать свои действия в соответст-вии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;

-проявлять инициа-тиву в сотрудничестве;

-использовать внеш-нюю и внутреннюю речь для целеполага-ния, пла-нирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-осуществлять поиск необходимой инфор-мации для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы, энцикло-педий, справочников интернета под руково-дством учителя;

-строить рассужде-ния в форме простых суждений об объекте, его строении, свойст-вах и связях;

-осуществлять под-ведение под понятие на основе распознава-ния объектов, выделе-ния существенных признаков и их син-теза;

-устанавливать аналогии.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-адекватно исполь-зовать коммуника-тивные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных за-дач; допускать воз-можность существова-ния у людей разли-чных точек зрения, в том числе не сов-падающих с его соб-ственной, и ориенти-роваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации разли-чных позиций в сот-рудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совмест-ной деятельности, в том числе в ситуа-ции столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра выска-зывания, учитываю-щие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-использовать речь для регуляции сво-его действия.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
  • Приобщение к культурному наследию города;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
  • Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме
  •  Петербурга;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

3-4

2

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города.

Виртуальное путешествие

5

1

Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

Интерактивное путешествие

6-7

2

Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица.

Виртуальное путешествие

8-9

2

Комендантский аэродром. История возникновения.

Виртуальное путешествие

10

1

Комендантский аэродром.

История возникновения.

Круглый стол творческая работа в группах

11-12

2

Улицы Комендантского аэродрома

Викторина

13-14

2

Аэродромная улица

Виртуальное путешествие

15-16

2

Богатырский проспект

Игра-наблюдение

17-18

2

Проспект Испытателей

Виртуальное путешествие

19-20

2

Аллея Поликарпова

Интерактивное путешествие

21-22

2

Проспект Королева

Игра-наблюдение

23-24

2

Аллея Котельникова

Виртуальное путешествие

25-26

2

Парашютная улица

Круглый стол. Творческая работа в группах

27-28

2

Площадь Льва Мациевича

Презентация

29-30

2

Улица Генерала Хрулева

Круглый стол

31-32

2

Викторина «Как я знаю историю Комендантского района»

Мини-проекты

33-36

4

Роль Комендантского аэродрома в ВОВ.

Путешествие в прошлое.

37-38

2

Деревня Коломяги. Коломяжский проспект.

Виртуальное путешествие

39

1

Благовещенская церковь

Путешествие в прошлое.

40-41

2

Место дуэли Пушкина

Путешествие в прошлое.

42-43

2

Новая Деревня, Старая Деревня.

Путешествие в прошлое.

44-46

3

Лахта

Путешествие в прошлое

47-50

4

Лисий Нос

Виртуальное путешествие

51-54

4

Достопримечательности Приморского района.

Интерактивное путешествие

55-56

2

Черная речка.

Виртуальное путешествие

57-60

4

Проспект Саушкина

Интерактивное путешествие.  Творческая работа в группах

61-62

2

Ланское шоссе.

Виртуальное путешествие

63

1

Улицы микрорайона.

Экскурсия.

64-66

2

Творческие работы по курсу.

Круглый стол

67-68

2

Обобщение по курсу. День рождения  города.

КВН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"

       Содержание данной программы  направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Учусь оценивать свои успехи" 2 класс УМК ПНШ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любит...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» Возраст учащихся – 6-7 лет

Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку изучить чувства, осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приоб...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город" 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы любим рисовать"

Программа " Мы лююбим рисовать" предназначена для ддетей в возрасте от 7 до 10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение до...