Главные вкладки

    Инклюзия. Из опыта работы.
    статья (1 класс)

    Мерц Наталья Валентиновна

    С чем пришлось столкнуться педагогу, когда ребёнок с особыми образовательными потребностями обучается в классе вместе с обычными детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл inklyuzivnoe_obuchenie_merts.rar26.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы в реализации программы инклюзивного обучения.

    Учитель начальных классов  

    МБОУ Гимназия им. А.И.Яковлева

    Мерц Н.В.

         В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают, врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности таких коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов.

          Альтернатива такой системы - совместное обучение детей с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах. В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

         В нашем образовательном учреждении тоже есть дети с ограниченными возможностями здоровья. В 1 класс ко мне на обучение поступил ребёнок с ДЦП. Конечно, чтобы лучше понять, что такое инклюзия, я прошла курсы. Где познакомилась с организацией инклюзивного образования детей-инвалидов. Узнала 8 принципов инклюзивного образования:

    -ценность человека не зависит от его особенностей и достижений;

    -каждый человек способен чувствовать и думать;

    -каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    -все люди нуждаются друг в друге;

    -подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    -все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников:

    -для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    -разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

          Кроме того, для работы с ребёнком с ОВЗ, педагог должен обладать определёнными знаниями о психофизических особенностях таких детей, адекватно оценивать их потенциальные возможности в обучении и социализации, создавать специальные условия для организации образования, защищать интересы ребёнка.

          Но для самого педагога, для меня,  это тоже новый опыт обучения, в ходе которого надо подстраиваться под реальные возможности ребёнка и его особенности. Нужна была предварительная  беседа с родителями учеников и детьми о правильной реакции на таких людей, как инвалиды. Для социализации мальчик посещал 2 дня в неделю школу. Одноклассники приняли ребёнка хорошо, старались познакомиться, пообщаться. Так для детей с ДЦП характерна плохая координация движений. В нашем случае ученик не может передвигаться самостоятельно на ногах и сидеть без опоры. Т.е. только в специализированном кресле. Для совместной игры на перемене. дети приносили игрушки на стол к нему, вместе строили что-то из лего - конструктора, играли в солдатиков, шутили, смеялись. Наперегонки бросались катить его на кресле в столовую. За всё время не было отмечено ни одного конфликта между детьми.

          У ребёнка не было мотивационной готовности к школе. Когда стёрлась новизна момента поступления в учебное заведение и внешнего ореола красоты ученической формы, он стал проявлять негативные эмоции, надеясь, что занятия отменят, потому, что ему не хочется. Ребёнок слабо  понимал, что обучение важно и будет длиться годы.

                      Характерной особенностью детей с ДЦП является неравномерность развития отдельных функций: сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации,     ориентировочно-познавательной деятельности, эмоционального развития и интонационного общения с окружающими.  При изучении букв, чтении слогов и слов у ребёнка возникают определённые трудности произношения. Серьёзную работу по постановке звуков, включении их в речь, массаж и пр. проводит с ребёнком логопед. Нам же на уроке перед активизацией речи и перед чтением достаточно провести простую артикуляционную гимнастику и словесные игры, которые можно использовать как физминутку или разминку. И присоединить к этому игры с пальчиками, чтобы ребёнок членораздельно и чётко читал и говорил. В этом мне помогло моё второе образование- логопедическое.

     Кроме того у мальчика было мало развито внимание - оно «прыгало» с предмета на предмет. Требовалось развивать логическое мышление, и был ничтожно мал объём памяти. Уже после перерыва ребёнок не помнил, о чём говорили, путал и забывал буквы. Маленький стишок учил неделю. Поэтому нужен был яркий картинный и предметный материал для наглядности. Я приносила для ребёнка игры на развитие памяти, логики и мышления. На коррекционно-развивающих занятиях необходимо было заниматься именно этим. В чём мне помогли такие  игры:

    1)Для тренировки мышления использовала:  классификацию предметов и явлений  (деление по классам и отнесение к классу), игру- определение предметов по признаку и наоборот, определять одинаковые и различные свойства предметов, картинок. Можно научить такого ребёнка игре «Кто здесь живёт?», «Часть- целое», «Животные и их детёныши», «Угадай», «Что лишнее?», «Расположи по порядку» и т.д.

    2) Целостность восприятия развивала на восстановлении предметов, букв, рисунков (недостающая деталь). Можно взять для развития игры «Узнай кто это?», «Чем залатать коврик?», «Перепутанные линии». 

    3) Для развития памяти старалась обучать ребёнка пересказу фольклорных и литературных произведений, составлению текстов по сюжетным картинкам. Для развития логической памяти необходимо проводить игры «Четвёртый лишний», логические игры на классификацию. Развитию зрительной памяти способствуют игры с картинным лото: «Что изменилось?», «Запомни картинку», «Запомни пары», «Найди пару», «Вспомни последовательность», «Вспомни расположение», «Сколько деталей?»

    4) Для упражнений на концентрацию внимания использовала пары похожих картинок, содержащих 10-15 отличий. Ребёнок должен называть их. По неоконченным картинкам догадаться и рассказать, что нарисовано. Игра «Переплетение линий» тоже формирует внимание.

       Непосредственно при прохождении темы урока выяснилось, что ребёнку нужно :

    -Поэтапное разъяснение заданий;

    -Последовательное выполнение заданий;

    -Повторение учащемуся инструкции к выполнению задания;

    -Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

    -Близость к учащемуся во время объяснения задания.

    -Перемена видов деятельности:

    -Чередование занятий и физминуток, т.к. он быстро устаёт.

            Для  детей  с ДЦП двигательные нарушения определяются в первую очередь выра-женным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью). Это приводит к затруднению или невозможности произвольных движений. 

            В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для таких детей немного отличается, старалась давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то тогда предусмотреть либо карточки, с вариантами ответов, которые выбирают, либо бланки, где мальчик ставит крестики, подчёркивает-зачёркивает (нечто вроде тестирования). А в дальнейшем - вписывает буквы, слова , цифры и числа.

             Кроме того ребёнку необходимо предоставлять дополнительное время для завершения задания. Ещё можно использовать упражнения с пропущенными словами, предложениями, дополнять печатные материалы видео или презентациями.

              Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

    Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний, и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль.

               Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

    Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.  

        Ещё одна важная составляющая работы с ребёнком ОВЗ - это  формировать навыки ориентирования в пространстве.

    Овладение пространственным восприятием и мышлением, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности, творческой, трудовой. На уроках и в повседневной жизни широко использую дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры несут основную учебную нагрузку  в работе по развитию ориентировки в пространстве. Ориентирование по словесному описанию:

    1) Например,  игра: «Сервируем завтрак», «В магазине» и т.п. Например, игра «Помоги маме накрыть на стол»: «поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядку — слева направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева — вилку».

    2) Игра: «Определи по следу»: на листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

    - Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.

    3) Усвоение понятий «левая - правая  сторона листа:

         -         Расположение фигур  или раскрашивание по инструкции: 

    «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных в правой боковой части листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

    4) Усвоение направлений «вверх-вниз»:

    - Ориентировка в пространстве: «Что наверху, что внизу?» (анализ башен, построенных из геометрических тел).

    - Ориентировка на листе бумаги: "Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат. Положи оранжевый треугольник, положи сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный».

     -   Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.», «слева», «справа».  И т.д.

    В заключение хочу сказать, что самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психических процессов и здоровья каждого ребенка.

    Литература:

    1. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др./ Энциклопедия воспитания и развития дощкольника.-Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
    2. ГатановаН.Г., Тунина Е.Н. /Развиваю мелкую моторику.-СПб.: Питер.2000.
    3. Горбачева Л.С. «Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников», «Дефектология», № 3, 1991.
    4. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. «Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников», «Вопросы психологии», № 1, 1995.
    5.  Истомина З.М. «Развитие памяти», М., Просвещение, 1978.
    6. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей предшкольного возраста: Учеб. Пособие/ Урал.гос.пед.ун-т, НПРЦ «Бонум».Екатеринбург,1999.
    7. ПарамоноваЛ.Г. Упражнения для развития речи.-СПб.: Дельта, 1998.
    8. Семёнова М.А.  Не путаем «левое» и «правое» -Издательство: Карапуз, 2013.
    9. ЦвынтарныйВ.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб,Лань,1996.
    10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития восприятия- М., 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

    В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

    Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

    Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

    «Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии» (из опыта работы)

    Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы ...

    "Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

    Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

    Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

    Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

    ИНКЛЮЗИЯ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    Опыт работы нашей школы позволяет на сегодняшний день обеспечивать инклюзивное образование детей-инвалидов в следующих форматах:инклюзивные классы начальной школы с включением детей-инвалидов с сохран...

    Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

    Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...