Литературная игра "Остров приключений"
материал

Воспанова Дарья Валерьевна

2 смена 2015 года была посвящена литературе. При подготовке к смене  мы советовали подросткам почитать книги о приключениях Ж.Верна, Д.Дефо, А.С.Грина для успешного участия в интеллектуальных играх. Литературная игра «Остров приключений» - это одно из дел, где подросткам пригодились знания, приобретенные из прочитанных книг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_ostrov_priklyucheniy.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра

«Остров приключений»

Автор – составитель:

Воспанова Дарья Валерьевна

Цель: расширить читательский кругозор подростков в области приключенческой литературы.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся у подростков знания в области творчества Р.Стивенсона, Д.Дефо, А.Грина, Ж.Верна;
  • способствовать развитию у подростков мотивации к чтению;
  • способствовать формированию читательского вкуса подростков;
  • способствовать развитию умения работать в команде, совместно решать поставленные задачи;
  • выявить лучшую команду – как этап выявления самого читающего экипажа – Литературного флагмана «Морского».

Состав участников: команда из 5 человек от каждого экипажа, в каждой команде выбран капитан, остальные подростки – зрители. Возраст участников – от 12 до 16 лет.

Дата проведения: 23 февраля 2016 года.

Место проведения: актовый зал детского лагерь «Морской».

Оборудование: 2 микрофона, проектор, ноутбук, презентация;

фонограмма из к/ф «Пираты Карибского моря»;

стяги, буквы и рисунки подводных жителей в качестве украшения сцены;

5 столов и стулья для команд.

Основная идея: Команды – представители экипажей отправляются в путешествие по книжным морям. По пути они встречают препятствия из литературных заданий, которые им необходимо пройти. За верно выполненные задания команды получают в свою копилку знаний золотые монеты. Какая команда соберет больше сокровищ в свою копилку, та по итогам игры и станет победителем!

Особенности проведения дела: 2 смена 2015 года была посвящена литературе. В аннотации, размещенной на сайте, мы советовали подросткам при подготовке к смене почитать книги о приключениях Ж.Верна, Д.Дефо, А.С.Грина для успешного участия в интеллектуальных играх. Литературная игра «Остров приключений» - это одно из дел, где подросткам пригодились знания, приобретенные из прочитанных книг.

Сценарный ход дела:

  1. Вступительная часть игра. Знакомство с командами и правилами игры.

Ф-ма: «Пираты Карибского моря»

В1: Добрый день, дорогие друзья!

В2: Добрый день!

В1: Мы рады приветствовать вас на литературной игре «Остров приключений»!

В2: Сегодня представители экипажей «Напористый», «Пылкий», «Решительный», «Находчивый», «Ладный» выйдут на своих кораблях из порта «Орлёнка» и отправятся в странствие по книжным морям на поиски приключений.

В1: Впереди отважных мореплавателей ждет много испытаний, тайн и загадок.

В2: За каждый правильный ответ экипаж корабля будет получать золотую монету. Экипаж, который в пути соберет больше всех литературных сокровищ, и станет победителем.

В1: Оценивать, насколько хорошо экипажам удалось преодолеть то или иное испытание, будут бывалые моряки: (представление жюри)

  1. Конкурсные испытания для команд.

В1: Итак, первое испытание ждёт наши экипажи прямо в порту. Пока экипажи, снаряжение и запасы продовольствия погружаются на борт корабля, капитаны должны будут вспомнить, на каких кораблях отправились странствовать по морям знаменитые путешественники – герои литературных произведений.

В2: Приглашаем капитанов экипажей на сцену.

Задание 1. «Капитаны и корабли»

Капитаны сопоставляют название корабля и его капитана, имена которых написаны на разрезанных полосках бумаги. Каждый капитан работает индивидуально. Результат работы в письменном виде отдается жюри. После чего озвучивается правильный ответ.

яхта «Дункан»

капитан Джон Маиглс

шхуна-бриг «Пилигрим»

капитан Дик Сэнд

корабль «Секрет»

капитан Артур Грей

подводная лодка «Наутилус»

капитан Немо

Бриг «Авось»

Николай Резанов

В1: Спасибо, капитаны! Вы можете подняться на борт своего корабля. Экипажи в сборе и готовы выйти в море. Полный вперед!

В2: Экипажи кораблей взяли курс на Таинственный остров. Морякам на корабле некогда скучать. Но в редкие часы досуга моряки собираются в кают-компаниях: кто-то читает, кто-то пишет письмо близким, чтобы отправить из ближайшего порта, кто-то играет в настольные игры, например, в домино.

В1: Мы предлагаем экипажам всех кораблей сразиться в литературное домино: сопоставить автора произведения, его название и героев. Время на выполнение задания – 1 минута.

Задание 2. «Литературное домино»

Команды сопоставляют автора произведения, его название и главных героев, имена которых написаны на разрезанных полосках бумаги. Каждая команда работает индивидуально. Результат работы в письменном виде отдается жюри. После чего озвучивается правильный ответ.

Жюль Верн

«Пятнадцатилетний капитан»

Дик Сэнд, кузен Бенедикт, кок Негоро

Жюль Верн

«Дети капитана Гранта»

Роберт, Мери, лорд Гленарван

Александр Грин

«Алые паруса»

Ассоль, Артур Грей, Лонгрен

Даниэль Дефо

«Робинзон Крузо»

Робинзон, Пятница

Роберт Льюис Стивенсон

«Остров сокровищ»

Джон Сильвер,

Билли Бонс,

В2: Спасибо экипажам! Вы можете сдать результаты своей работы на проверку и двигаться дальше. Прямо по курсу – Таинственный остров.

В1: На этом Таинственном острове можно найти множество вещиц, забытых известными мореплавателями, героями литературных произведений. Ваша задача, по найденным 3 вещам угадать их обладателя.

Задание 3. «Таинственный остров»

Командам розданы карточки со списками интересных вещей. Команда должна написать имя героя-обладателя. Каждая команда работает индивидуально. Результат работы в письменном виде отдается жюри. После чего озвучивается правильный ответ.

  1. коллекция насекомых, булавки, сачок для ловли бабочек (кузен Бенедикт)
  2. зерна ячменя и пшеницы, два охотничьих ружья и два пистолета, плотницкие инструменты (Робинзон Крузо)
  3. маленькие модели лодок, катеров; банки с клеем; детские игрушки (Лонгрен)
  4.  компас, учебники по географии и истории путешествий, (Дик Сэнд)
  5.  книги, трехмачтовый галиот, 2 тысячи метров алой материи (Артур Грей)

В1: Прямо по курсу – бухта героев. Командам нужно узнать героя по описанию, назвать его имя, литературное произведение и его автора. За каждый правильный ответ команда получает монету в свой сундук знаний.

Задание 4. «Бухта героев»

Командам розданы карточки с описанием внешности героя. Команда должна написать имя литературного героя, произведение и его автора. Каждая команда работает индивидуально. Результат работы в письменном виде отдается жюри. После чего озвучивается правильный ответ.

  1. Левая нога его была отнята по самое бедро. Под левым плечом он держал костыль и необыкновенно проворно управлял им, подпрыгивая, как птица, на каждом шагу. Это был очень высокий и сильный мужчина, с широким, как окорок, плоским и бледным, но умным и веселым лицом. (Джон Сильвер, Долговязый Джон, Р. Стивенсон, «Остров сокровищ»)
  2. Этому высокому, сухощавому человеку могло быть лет сорок. Он напоминал длинный гвоздь с большой шляпкой. Голова у него была круглая и большая, лоб высокий, нос длинный, рот большой, подбородок острый. Глаза скрывались за огромными круглыми очками, и особенная неопределенность во взгляде говорила о никталопии. Лицо у него было умное и веселое. В нем не было той неприветливости, какую напускают на себя некоторые для важности. Хоть он еще не открывал рта, чувствовалось, что он любит поговорить. Было ясно также, что он из тех страшно рассеянных людей, которые смотрят и не видят, слушают и не слышат. Незнакомец был в дорожной фуражке, обут в грубые желтые ботинки и кожаные гетры. Через плечо у него висела на ремне подзорная труба. (Жак Паганель, Ж. Верн, «Дети капитана Гранта»)
  3. Это был миловидный молодой человек, высокого роста, отлично сложенный, руки и ноги были мускулистые, сильные и в то же время чрезвычайно изящные; на вид ему было лет двадцать шесть. В лице его я не заметил ничего угрюмого или свирепого; это было мужественное и в то же время нежное и приятное лицо, и нередко на нем появлялось выражение кротости, особенно когда он улыбался. Волосы у него были черные и длинные; они падали на лицо прямыми прядями. Лоб высокий, открытый; цвет кожи темно-коричневый, очень приятный для глаз. Лицо круглое, щеки полные, нос небольшой. Рот красивый, губы тонкие, зубы ровные, белые, как слоновая кость. (Пятница, Д. Дефо, «Робинзон Крузо»)
  4. С самого раннего детства я  больше  всего  на  свете  любил  море.  Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее  плавание.  По  целым часам я простаивал на  морском  берегу  и  не  отрывая  глаз  рассматривал корабли, проходившие мимо.Моим родителям это очень не нравилось. Отец, старый, больной человек, хотел, чтобы я сделался важным чиновником, служил  в  королевском  суде  и получал большое  жалованье.  Но  я  мечтал  о  морских  путешествиях.  Мне казалось величайшим счастьем скитаться по морям и океанам. (Робинзон Крузо, Д. Дефо, «Робинзон Крузо»)
  5. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. Осенью,  на пятнадцатом году жизни, этот герой тайно покинул дом и проник за золотые  ворота  моря. Вскорости из  порта  Дубельт  вышла в  Марсель  шхуна "Ансельм", увозя юнгу с маленькими руками  и внешностью переодетой  девочки. Этот  юнга  был  обладатель изящного саквояжа, тонких, как  перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами.(Артур Грей, А.Грин, «Алые паруса»)
  6. Этот герой считался одним из лучших шкиперов Глазго. Ему было 30 лет. В чертах его лица, немного суровых, сквозили мужество и доброта. Ребенком он был взят в графство Малькольм-Касл. Семья Гленарван дала ему образование и сделала из него прекрасного моряка… Он любил хозяина, как брата, и искал случая высказать ему свою преданность. (Джон Манглс, Ж. Верн, «Дети капитана Гранта»)
  7. Этот хмурый на вид, неразговорчивый человек сторонился товарищей, но дело свое знал неплохо. Ему было около сорока лет. Худощавый, жилистый, черноволосый и смуглый, он, несмотря на небольшой рост, производил впечатление сильного человека. Получил ли он какое-нибудь образование? По-видимому, да, если судить по замечаниям, которые у него изредка вырывались. Он никогда не говорил о своем прошлом, о своей семье. Никто не знал, где он жил и что делал раньше. Никто не ведал, чего ждет он от будущего. Окружающие считали его странным человеком. Он, очевидно, не был моряком.  (Кок Негоро, Ж.Верн, «Пятнадцатилетний капитан»)
  8. Он был невысок и не обещал стать в дальнейшем выше среднего роста, но крепко сколочен. В нем сразу чувствовался англосакс, хотя он был темноволос и с огненным взглядом голубых глаз. Трудная работа моряка уже подготовила его к житейским битвам. Его умное лицо дышало энергией. Это было лицо человека не только смелого, но и способного дерзать. В пятнадцать лет он умел уже принимать решения и доводить до конца все то, на что обдуманно решился. Его оживленное и серьезное лицо привлекало внимание. В отличие от большинства своих сверстников Дик был скуп на слова и жесты. В возрасте, когда дети еще не задумываются о будущем, Дик осознал свою участь и пообещал себе «стать человеком» своими силами. (Дик Сэнд, Ж. Верн, «Пятнадцатилетний капитан»)
  9. Малообщительный по натуре, он, после смерти жены, стал еще замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда видели в  трактире, но  он никогда не присаживался, а торопливо  выпивал   и   уходил,  коротко  бросая   по   сторонам  "да",  "нет", "здравствуйте", "прощай", "помаленьку" -- на все обращения и кивки  соседей. Гостей он  не выносил, тихо спроваживая  их  не силой, но  такими намеками и вымышленными обстоятельствами, что  посетителю не оставалось  ничего  иного, как выдумать причину, не позволяющую сидеть дольше.(Лонгрен, А. Грин, «Алые паруса»)
  10. Этому герою  было лет пятьдесят. Несмотря на солидный возраст, его нельзя было выпускать одного из дому. Скорее сухопарый, чем худой, и не то чтобы высокий, но какой-то длинный, с огромной взлохмаченной головой, с золотыми очками на носу — таков был кузен Бенедикт. С первого взгляда в этом долговязом человеке можно было распознать одного из тех почтенных ученых, безобидных и добрых, которым на роду написано всегда оставаться взрослыми детьми, жить на свете лет до ста и умереть с младенческой душой. Трудно было найти человека более беспомощного и несамостоятельного, особенно в тех случаях, когда ему приходилось разрешать обыденные, житейские вопросы. (Кузен Бенедикт, Ж. Верн, «Пятнадцатилетний капитан»)

В2: Спасибо командам. Корабли покидают бухту героев и выходят в залив Миражей. Здесь командам экипажей предстоит по иллюстрациям узнать любимые произведения о море и приключениях.

Задание 5. «Залив миражей»

На экране демонстрируются иллюстрации к произведениям по очереди для каждой команды. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит следующей команде по часовой стрелке.

 

Задание в презентации к игре.

В1: Спасибо экипажам. Пройдя залив Миражей, капитаны привели свои корабли к Мысу добрых вестей, где к борту каждого корабля морем вынесло бутылку с письмом.  Только текст послания немного размыло водой. Задача команд: дополнить текст письма недостающими словами, максимально близко к оригиналу, и понять, фрагмент какого литературного произведения им достался.

Задание 6. «Письмо в бутылке»

Командам розданы карточки с письмом. У каждой команды свой вариант письма. Команда должна вписать «размытые слова» (в тексте сценария они выделены жирным шрифтом и подчеркиванием) и подписать название литературного произведения, из которого взят данный фрагмент. Каждая команда работает индивидуально. Результат работы зачитывается командой по истечению предложенного времени.

  1. Обернувшись к выходу, он увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Она изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. (А. Грин «Алые паруса»)
  2. В общем, пятнадцатилетний юноша действовал и мыслил как взрослый человек тридцати лет — таков был Дик Сэнд. Миссис Уэлдон высоко ценила его  и понимала, что может всецело положиться на его преданность. Она охотно доверяла ему своего маленького Джека. Ребенок льнул к Дику, понимая, что «старший братец» любит его. Плавание в хорошую погоду в открытом море, когда все паруса поставлены и не требуют маневрирования, оставляет матросам много досуга. Дик все свободное время отдавал маленькому Джеку. Молодой матрос развлекал ребенка, показывал ему все, что могло быть для мальчика занимательным в морском деле. Миссис Уэлдон без страха смотрела на то, как Джек взбирался по вантам на мачту или даже на салинг брам-стеньги и стрелой скользил по снастям вниз на палубу. (Ж.Верн  «Пятнадцатилетний капитан»)
  3. Не знаю, сколько пройдет лет, -- только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды  утром  в морской дали под  солнцем сверкнет алый парус.  Сияющая громада  белого корабля двинется, рассекая волны,  прямо  к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без  криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь  и ахая: и ты  будешь стоять  там  Корабль  подойдет  величественно  к  самому  берегу  под  звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах,  в  золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. -- "Зачем вы  приехали?  Кого вы  ищете?" -- спросят люди  на берегу.  Тогда ты  увидишь  храброго  красивого принца. (А. Грин «Алые паруса»)
  4. Я  поднялся  по  канату  до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен  водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и  ни  одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я  поспешил  туда,  так  как  мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели. Оказалось, что весь запас  корабельной  провизии  остался  совершенно сухим. А так как меня мучил голод, то я первым  делом  пошел  в  кладовую, набрал сухарей и, продолжая осмотр корабля, ел на ходу,  чтобы  не  терять времени. В кают-компании я нашел бутылку рома и отхлебнул из нее несколько хороших глотков, так как очень нуждался в подкреплении сил для предстоящей работы. (Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
  5. 26 июля 1864 года при сильном северо-восточном ветре мчалась,  на  всех парах  вдоль  Северного  пролива  великолепная  яхта.   На   верхушке   ее бизань-мачты развевался английский флаг, а на голубом  вымпеле  грот-мачты виднелись расшитые золотом, увенчанные герцогской короной инициалы "Э.Г.". Яхта носила название "Дункан". Она принадлежала лорду Эдуарду  Гленарвану, одному из шестнадцати  шотландских  пэров,  заседающих  в  палате  лордов, почетному члену известного во  всем  Соединенном  Королевстве  Темзинского яхт-клуба. (Ж. Верн «Дети капитана Гранта»)

В1: Представители команд зачитывают расшифрованный текст послания, называют его автора.

  1. Подведение итогов игры.

В1: Итак, наше плавание по книжному морю подошло к концу. Пришло время подвести подсчитать, сколько золотых монет собрали команды в свою копилку знаний.

Слово жюри

В2: Мы благодарим все экипажи за участие в игре. И напоследок откроем вам небольшой секрет: можно путешествовать по странам, континентам и эпохам, не выходя из дома. Вы спросите: «Как?» Достаточно взять в руки хорошую книгу и начать ее читать. С книгой вы можете перенестись на несколько веков назад, поучаствовать в рыцарском турнире или оказаться на капитанском мостике корабля. Читайте хорошие книги, дорогие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Приключения деревянной куклы. А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.К. Коллоди «Приключения Пиноккио».”.

Урок внеклассного чтения в 3 класс по произведениям К. Коллоди и А. Толстого. К уроку создана презентация. Её можно найти на http://www.proshkolu.ru/user/strekalova65/file/2568798/...

Урок по литературному чтению "Приключения Чиполлино"

Презентация включает материал о биографии писателя Джанни Родари, его книги для детей, учебные игры и интерактивные тесты для работы над отрывком из произведения "Приключения Чиполлино" из книги для ч...

Урок литературного чтения "Приключения Тома Сойера"

Урок литературного чтения в 4-м классе. Тип урока:  изучение нового материала.Цель: ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по р...

Урок по литературному чтению "Приключения барона Мюнхгаузена"

Урок по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс "Приключения барона Мюнхгаузена" Э. Распе.Проблемная ситуация в ходе урока: "Кто же он (барон Мюнхгаузен): выдумщик, фан...

Тест по литературному чтению "Приключения Тома Сойера"

Тест для урока (УМК "Школа России")Марк Твен "Приключения Тома Сойера"Глава шестая (Том знакомится с Бекки)...

Урок литературного чтения "Приключения Тома Сойера" 4 класс

Тип урока:  изучение нового материала.Цель: ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям, прививать интерес к зарубежно...