Представление собственного педагогического опыта
материал

Навдаева Светлана Александровна

Происходящие в современном мире изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённым приказом №373 от 6 октября 2009года[1], говорится о том, что достижение таких высоких требований к результатам образования возможно в том случае, если школьники умеют актуальные знания из содержания различных предметных областей гибко, «нестандартно» преломлять к реальным условиям деятельности, многовариантно мыслить, решая конкретные ситуации. Для этого у школьника должно быть развито дивергентное мышление. Дивергентное мышление (от латинского divergentis - "расходящийся в разные стороны"). Дивергентное мышление - это альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача имеет множество решений и несколько ответов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_navdaeva_s.a.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Тургеневская  средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского муниципального района

Республики Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя  начальных классов

Навдаевой Светланы Александровны

Тема инновационного педагогического опыта:

«Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе учебной деятельности»

2019 год

Введение

Происходящие в современном мире изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённым приказом №373 от 6 октября 2009года[1], говорится о том, что достижение таких высоких требований к результатам образования возможно в том случае, если школьники умеют актуальные знания из содержания различных предметных областей гибко, «нестандартно» преломлять к реальным условиям деятельности, многовариантно мыслить, решая конкретные ситуации. Для этого у школьника должно быть развито дивергентное мышление. Дивергентное мышление (от латинского divergentis - "расходящийся в разные стороны"). Дивергентное мышление - это альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача имеет множество решений и несколько ответов.

В практике современного образования возникает противоречие между необходимостью формирования у младших школьников умения нестандартно, гибко, творчески мыслить и недостаточным использованием в учебной деятельности приемов и методов по формированию дивергентного мышления младших школьников.

Данное противоречие обусловливает актуальность моего педагогического опыта и определяет его проблему: как обеспечить направленность учебной деятельности на «Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе учебной деятельности»?

Цель педагогического опыта – разработать и экспериментально проверить содержательные средства, обеспечивающие направленность учебной деятельности на формирование дивергентного мышления младших школьников.

Объект – процесс учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Предмет – педагогическое обеспечение формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом определены задачи исследования:

1. Осуществить анализ современного состояния проблемы для выделения способов ее решения.

 2. Конкретизировать понятия: «дивергентное мышление младших школьников».

 3. Разработать и экспериментально проверить способы формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе учебной деятельности.

Исследованием особенностей дивергентного мышления занимались многие российские и зарубежные педагоги и психологи, такие как Дж. Гилфорд, А.Г. Телегина, И.Л. Аматуни, Э.Де Боно и другие.

О сознательном управлении творческими процессами интеллектуальной деятельности свидетельствуют работы Г.С.Альтшуллера, М.М.Зиновкиной, последователей и представителей их научных школ. В качестве методологии творчества здесь выступает теория решения творческих изобретательских задач (ТРИЗ), которая основывается на положении: все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. Теория доказала практическую значимость не только в области техники, но и в других областях, в том числе и педагогике. Так система непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ, автор М.М.Зиновкина), позволяющая создавать новые технологии креативного образования, в том числе и на начальных этапах становления личности, включает в качестве педагогических средств инструменты и механизмы ТРИЗ. Разработкам ТРИЗ в различных образовательных системах посвятили свои исследования: Г.С.Альтшуллер, М.М.Зиновкина, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, Г.И.Иванов, В.И Тимохов, Д.Н.Трифонов, Р.С.Флореску, Н.Н.Хоменко и многие другие.

Впервые в науку понятие «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд (1967).

Джой Пол Гилфорд (1897—1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях».

Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.

Современная школа стремится формировать самостоятельность и креативность мышления, готовность школьников реализовать свои способности в решении неоднозначных жизненных задач. В этом важную роль играет технология формирования дивергентного мышления школьников.

Технология опыта

К методам дивергенции можно отнести методы обобщения литературы, визуализации проблемы, обсуждения; анализ формулировок, накопление и систематизация информации, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование, анализ ограничений.

Методы трансформации включают методы классификации, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора критериев, ранжирования.

Для достижения данной цели нами была разработана схема формирования дивергентного мышления младших школьников на различных этапах урока.

Схема формирования дивергентного мышления младших школьников на различных этапах урока.

Урок развития дивергентного мышления

Этапы урока

Группа дивергентных методов и задач

Используемые методы и задачи

Мотивация

Вербальные дивергентные методы и задачи

игры с предложениями и словам

метод словесных ассоциаций

Творческий разогрев

Вербальные и невербальные дивергентные методы, и задачи

генерация идей

задачи на развитие гибкости мышления

Содержательная часть

Вербальные дивергентные методы и задачи

задачи, связанные с разнообразием использования предметов

задачи на поиск причин событий

Головоломка

Невербальные дивергентные методы и задачи

головоломки для развития воображения и креативности

Разминка интеллекта

Вербальные дивергентные методы и задачи

генерация идей

поиск альтернативных способов действий

Медиа поддержка

Вербальные дивергентные методы и задачи

метод фокальных объектов

сочинение сказок, историй, рассказов

Рефлексия

Вербальные дивергентные методы и задачи

посмотри на мир чужими глазами

Чаще всего задания предлагаю детям в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей.

Использую задания для развития творческого мышления буквально на всех предметах, изучаемых в начальной школе. Задания могут выполняться как индивидуально, так и в группах, но наиболее эффективна групповая работа.

Формирования творческого мышления учащихся невозможно без:

преобладания заданий дивергентного типа над информационной насыщенностью;

индивидуализации образовательного процесса;

применения проблемных ситуаций.

Дивергентное мышление имеет четыре основных характеристики: 

  • Беглость – способность быстро генерировать поток  идей и возможных решений;
  • Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при  решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;
  • Оригинальность  – способность придумывать нестандартные, необычные, уникальные идеи и решения;
  • Проработка – способность не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение.

На этапе определения темы урока, самоопределения к деятельности можно использовать метод кроссенс (в переводе с английского пересечение смыслов). Кроссенс – ассоциативная цепочка изображений в поле из 9 квадратов, которые связаны между собой последовательно по смыслу. Разгадать этот смысл и предстоит ученикам: определение темы урока, составление сочинения, рассказать правило, составить сказку по сюжету из картинок и прочее.

Не менее эффективна постерная технология. Постер  - (от англ. poster) – плакат, картина, броское крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом.  Можно быстро показать словообразование слова, дерево родственных слов, синонимический ряд, антонимы, ребусы и другое.

Интеллект-карты формируют самостоятельность мышления. Интеллект-карты (ассоциативные карты, ментальные карты) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Такая карта отражает причинно-следственные связи, ассоциативные, смысловые взаимосвязи между частями, понятиями, проблемами предмета. Такие карты можно составлять при изучении раздела, большой темы, например, части речи, части слова и разные другие.

Проектный метод – метод, предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе чего идет усвоение новых знаний и действий. Я использую краткосрочные, индивидуальные и групповые мини-проекты на уроках русского языка и литературного чтения. По русскому языку интересны проекты «Энциклопедия несклоняемые существительные», «Паспорт наречий», «Карта страны Глаголии», «Атлас омонимов» и другие.

На уроках литературного чтения для развития творческого мышления использую метод кеннинга. Пришедший к нам из скандинавских стран оборот состоит из двух имен существительных, причем первое имя существительного стоит в именительном падеже, а второе в родительном.

Иней – следы зимы, бусы дерева, музыка зимы, шедевр мороза;

Облако – дыхание земли, воздушная вата, изгнанник севера, игрушка ветра.

Отгадайте, что это: страж ночи, муза поэзии, хозяйка тьмы, богиня ночи?

Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Этот метод хорош для представления противоположных понятий: звук – буква, приставка - суффикс, диалог - монолог и прочее.

Буриме – языковая игра, позволяет развивать словарный запас, умение логически соединить зачастую трудно сводимые вместе понятия. Позволяет установить связи между словами.

Снежный ком – создание текста по цепочке. Каждый ученик строит своё предложение и включает его в общий текст. Это своеобразный рассказ о предмете исследования.

Приём «Дерево предсказаний» помогает прогнозировать концовку текста или предложить свою концовку с неожиданный финалом.

Приём «Конструирование текста» по началу, по концовке, по определённым правилам (например, только слова 2 склонения).

Прием «Чтение с пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» — согласен; «-» — не согласен; «?» — есть вопросы, непонятно; «!» — это интересно; «?!» — надо подумать и т.д.

Приём «Конструирование вопросов». Каждая команда строит вопросы к тексту, оценивается сложность вопроса, качество формы построения вопроса, смысловая нагрузка.  

Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

Мозговой штурм. Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципы штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Дивергенция – это прежде всего, создание ассоциаций.

Результативность опыта

Использование приемов и техник развития дивергентного мышления позволило повысить результативность моей педагогической деятельности. Увеличилось количество призеров и победителей олимпиад и конкурсов разного уровня. Дети изменились и личностно: стали более уверенными в себе и зрелыми, повысилась познавательная активность, тяга к знаниям. Ответы учащихся на уроках стали личностными, индивидуализированными, нестандартными. Для решения продуктивной задачи ребята предлагали не один, а много разных вариантов решения. Учеников привлекает метапредметность понятий, масштабность, глобализация проблем. На уроках учащиеся чувствуют себя раскрепощёнными и свободно выражают свои мысли, предлагают новые идеи взамен готовых решений.

Работа по формированию креативности привела к определённым результатам.

Под руководством школьного психолога проходили специальные тесты по проективной методике диагностики дивергентного мышления. Им предлагалось выполнить специальные творческие задания, которые позволяли выявить уровень сформированности дивергентного мышления.

Результаты диагностики уровня дивергентного мышления

классы

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

1 класс

6

8

3 класс

3

7

4

Трое детей перешли со среднего уровня на высокий, и четверо детей – с низкого на средний.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).

2. Аматуни, И. Л. Некоторые условия, способствующие формированию творческогомышления школьников / И. Л. Аматуни. Сообщение 1. Возможности развития мышления при традиционном обучении. // Новые исследования в психологии. - М., 1973. №1 (7). С. 52 -53.

3. Боно, де Э. Рождение новой идеи: онешаблонноммышлении / Э де. Боно-М.: 1976.-143 с.

4.Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М. 1965. - С. 31-3

5. Телегина, Э. Д., Терехов, В. М. Исследование креативности как свойства мышления / Э. Д. Телегина, В. М. Терехов // Вопросы психологии познавательной деятельности. М.:МГПИ им. В. И. Ленина - 1979.-100с.-С. 20-28.

Адресные рекомендации по использованию опыта

       В целях обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия,   выступаю на методических объединениях школы.

Материалы из опыта работы опубликованы на сайте школы    (https://tursred.nubex.ru/)

и персональном сайте (https://nsportal.ru/navdaeva-svetlana-aleksandrovna)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...