Музыка Закавказья
презентация к уроку

Платонова Елена Александровна

Занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4kl.teh_.kart_.doc124.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятя

Культура народов Кавказа и Закавказья

Художественно-педагогическая идея и содержание урока:

Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы.
Над их вершинами крутыми,
На скате каменных стремнин,
Питаюсь чувствами немыми,
И чудной прелестью картин
Природы дикой и угрюмой;     А.С.Пушкин «Руслан и Людмила

Цель: формирование представления  о культуре народов Кавказа и Закавказья, атмосфере самобытности природы и искусства .

 Задачи  урока:

* Выявление характерных особенностей природы народов Кавказа и Закавказья;

*формирование  жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях обычаев и традиций  иной, своеобразной, отличающейся  от русской культуры этого края;

*формирование умения определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности, находить контраст между славянской и кавказской  музыкальной культурой  (стремительность, острота, яркость тембра, ритмичность, извилистые распевы, танцевальность, изобилие причудливых украшений; виды народных инструментов и роль ударных инструментов в музыке; народные певцы: ашуги, зурначи).

*формирование развития логических операций  в постижении нового материала урока, умение выделять главные характерные элементы национальной культуры других стран;

*способствовать воспитанию  позитивного отношения к ценностям народной культуры и музыкальному творчеству народов Закавказья;

Планируемые результаты обучения:

*метапредметные:     

-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания художественных произведений Закавказских народов;

-формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формирование умения планировать собственную  деятельность,  осуществлять контроль и оценку результатов;

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

 -Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

-формирование умения осмысливать полученную информацию;

- формирование умения находить ответы на вопросы, опираясь на  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

*предметные: 

-формирование осознания  смысла музыкальных произведений, умение их анализировать;

-эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров,

 -размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- развитие певческих навыков в процессе вокально-хоровой работы на уроке;

-выстраивать  воображаемую логическую цепочку;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия художественных произведений;

*Личностные: 

- развитие  творческого воплощения полученных знаний

-воспитание позитивного отношения к национальным ценностям  народной культуры народов Закавказья

-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом

Методы и технологии:

-метод наблюдения за музыкой

- метод  объяснительно- иллюстративный;

 -метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному;

-технология развития процессов  восприятия музыкального произведения;

-технология развития  ассоциативно-образного мышления учащихся;

-технология формирования певческой культуры учащихся;

-технология  ИКТ;

Художественный  материал  занятия

-Народный грузинский танец «Лезгинка»

-А.Хачатурян «Колыбельная»,

 «Танец с саблями»  из балета «Гаяне»

-Г. Гусейнли «Цыплята»

-А.С.Пушкин «Кавказ»

Р. Газматов «Стихотворение о матери»

Видеоматериал:  

«Лезгинка» народный ансамбль танца

Фрагмент балета Хачатуряна «Гаяне»

«Танец с саблями»

Оборудование:  ноутбук, мультимедийное оборудование для показа  презентации и фрагментов фильмов.  

                         

Сценарный план занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

-организация своей учебной деятельности

Коммуникативные  УУД: планирование учебного сотрудничества

2

Актуализация имеющегося опыта

Сегодня наш урок мы начнём с этой музыки.

Звучит фрагмент «Лезгинка».

-Похожа эта музыка на музыку славянских народов?

-Куда сразу же переносит нас это музыка?

Музыкальное искусство закавказских народов отличается ярким тембровым колоритом. Характерные особенности музыки: острый ритм, яркие акценты, большая роль отводится ударным инструментам. 

-Да, в мир необычный для славянской культуры- на Кавказ.

-Что же это за земля такая, названная предками красиво и необычно звонко «Кавказ»?

-Великий русский поэт А.С. Пушкин немало поэтических строк посвятил Кавказу. С каким восхищением и гордостью описывает поэт этот край в стихотворении «Кавказ».

Чтение стихотворения.

Музыка, которая звучала – это народный грузинский танец  «Лезгинка».

-Какие характерные особенности этой музыки помогли нам определить принадлежность этой музыки к Кавказу?

Это живой пример кавказской  музыки, в нем отчетливо слышны характерные особенности национальной музыки. Обратите внимание, какая большая роль отводится ударным инструментам, их звучит «много», и они поддерживают  острый ритм и придают мелодии зажигательный характер.

Учащиеся вслушиваются в музыку.

Отвечают на вопросы учителя

-Нет,

-На Кавказ 

 

Определяют характерные особенности грузинского танца: "острый" ритм, яркие акценты, большую роль ударных инструментов

Р-планирование собственных действий в процессе восприятия музыки

П-применение полученных знаний

 Л-умение ориентироваться в культурном многообразии разных народов

3

Целепологание.

Постановка цели урока

Цель: умение определять цель деятельности на уроке

-Исходя из предыдущего разговора, попытайтесь определить тему сегодняшнего урока.

Да, сегодня она будет звучать так –Культура народов Закавказья.

Пытаются определить тему

-Слушают и воспринимают информация.

К- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р-умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

П- знание основных закономерностей искусства

4

Работа над новым материалом.

Цель: первичное восприятие,  усвоение изучения и  осмысления нового теоретического учебного материала

Вокально – хоровая работа

1.      Презентация №1

Много гор со снежными вершинами, быстрые горные реки, туннели, тропы тайные, много густых лесов, а есть поляны, где пасётся скот (бараны, овцы, много виноградников). Днём бывает много солнца, а ночи всегда холодные, воздух свеж, чист, прозрачен; хорошо прослушивается эхо в горах, народ живёт тут быстрый, горячий; люди общительные, любят петь и танцевать. Люди эти темпераментные, так как живут в контрастной природе в горах и у подножия гор. Народы Закавказья – это, грузины, армяне  и азербайджанцы малая доля национальностей которые живут на Кавказе.

Строгий цвет характерен для их костюмов (белый и чёрный). У мужчин национальная  одежда - чоха или черкеска, с карманами газырями. На голове барашковая папаха. Пояс с серебряным кинжалом Женская одежда призвана подчеркнуть нежность, грациозность, скромность и стройность женщины. Это длинное платье с пышной юбкой и расширенными рукавами.   Пояс из серебра подчеркивает узкую талию.

Развиты поделки из металла (чеканка, ювелирные изделия), всегда они славились изготовлением оружия. Народ очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград. Смелые, мужественные люди, ценят братские узы, очень музыкальные, воспитываются в национальных традициях.

Также как у всех народов у кавказцев есть свои инструменты.

-Именно этот инструмент – дхол создаёт острый ритмический рисунок в танце  Лезгинка.

Видеоролик Лезгинка

2.   Сравните сейчас две народные мелодии – одна из них вам хорошо знакома:

*Во поле берёза (или Ах, ты степь…)

*Цыплята

-Как думаете, какая русская? Аргументируйте

-Плавная, неторопливая мелодия, ровный ритм, мажорный лад. Очень контрастна по сравнению с

 второй мелодией.

А в чем отличие?

Да, верно. Азербайджанский народ долгое время был под турецким игом, и в его культуре чувствуются элементы Востока.

Эту песню написал азербайджанский композитор

Гамбар Гусейнли и называется она  Цыплята. Это забавная,  милая, добрая песня.

 Давайте разучим слова и мелодию песни.

-Что характерно. Различие в культуре народов наблюдается и предметах быта – посуде (кувшины), ткачестве, украшениях (примеры).

В природе: наши реки полноводные, широкие течение размеренное, плавное, а горные реки – узкий несущийся поток с гор, ищущий себе место.

3. Откройте учебник на стр. 104. Перед нами портрет известного на весь композитора Арама Ильича Хачатуряна. - Это выдающийся советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

- С детства юный Арам проявлял интерес к музыке, но не получив одобрения окружающих, начал заниматься ею только с 19 лет. Закончив Гнесинское музыкальное училище, поступает в консерваторию, которую блестяще оканчивает. Всемирную славу Хачатурян получил благодаря своим балетам “Спартак” и “Гаянэ”.

- Балет “Гаянэ” был написан во время Второй мировой войны. Это яркий рассказ о людях, о любви к Родине, битве с врагами. Балет заканчивается праздником, в котором принимают участие гости из разных республик. Исполняются танцы этих народов.

Балет назван именем девушки Гаяне.

 Сейчас вы послушаете фрагмент из этого балета, попробуйте понять, о чём рассказывает композитор.

Колыбельная из балета «Гаяне»

-А если мы предположим, что это портрет?

Кого изобразил в своим музыкальном портрете композитор?

И это действительно так.

-При помощи, каких выразительных средств нарисована девушка по имени Гаяне?

-Откуда в музыке Хачатуряна такая красивая, наполненная нежностью и трепетностью мелодия? Она называется «Колыбельная».

В связи с этим разговором я хочу прочитать вам одно стихотворение известного дагестанского поэта Расула Газматова.

Чтение стихотворения.  (на последних строках включить опять Колыбельную)

-Можно ли в музыке «Колыбельной услышать мелодию души этой девушке, а возможно предсказать ей судьбу?

-Откуда в музыке в средней части эти взволнованные, страстные, а подчас и тревожные интонации?

Слушают, воспринимают новые информационные знания.

Воспринимают информацию, участвуют в беседе с учителем.

Слушают мелодии и отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы

В том, что в песне есть необычные интонации, поступенное движение не обычное, а вьющееся, «как змейка», в мелодии много украшений.в том отличие, что в русских песнях распевы усиливают ощущение песенности, а  здесь распевы подчеркивают танцевальность

Разучивают мелодию и слова песни.

Наблюдают, делают выводы.

Слушают, воспринимают информацию

Слушание и восприятие новой музыки.

Примерные ответы: картины природы (тогда, что изображает композитор?), картину тихого вечера, ночного  покоя, умиротворения.

Очевидно, это женский портрет. Портрет женщины Востока.

 Может быть, эту колыбельную  песню пела ему когда-то его мама.

Размышляют и отвечают на вопросы

К- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь други

П- формирование интереса к данной теме

Л-собственное отношение к прослушанному произведению

К- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Л- способность выразить в пении развитие чувств  

П-умение выражать чувства, умение выделять элементы музыкального языка, анализ, сравнение

Р- умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Л-понимают значение знаний для человека.

Р- проявление способности к саморегуляции;  

П- поиск и использование в практической деятельности информации о музыке;

К- участие в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической речью

Р- планирование собственных действий в процессе решения задач.

П- умение находить правильное решение

5

Подведение итогов,

-Урок подходит к концу. О чём сегодня шла речь?

-Какие характерные особенности присущи этой культуре?

-О культуре закавказских народов

Ответы детей -

В закавказской народной музыке преобладает острый ритм, яркие акценты, необычные интонации, вьющаяся мелодия, обилие украшений, большая роль  ударных инструментов.

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Размышление учащихся. Диалог с учителем.

Р- проявление способности к саморегуляции;  адекватно оценивают свою работу.

-умение анализировать свою собственную деятельность.

Л- формирование позитивной самооценки

6

Рефлексия деятельности

-Контрастным дополнением к предыдущей музыки Хачатуряна прозвучит яркий зажигательный мужской танец из этого же балета. Называется он «Танец с саблями», где темперамент, огненная страстность звучания передают характер настоящих кавказских джигитов .

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности

Л- способность выражать свои чувства в пении

  Список используемой литературы

Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева методика работы с учебником «Музыка» Москва «Просвещение

Методическое пособие «Музыка 1 - 4 классы » Москва «Просвещение» 2009

О.Нечаева Интегративный курс для младших школьников ИПК МО 2000

Е.Е. Ткачёва Музыкальный вернисаж Санкт- Петербург «Книжный двор» 2004

Г.П. Сергеева Методические материалы для 1-4 классов Москва Мирос 1997

М.Д. Давыдова Уроки музыки Москва  «ВАКО» 2010

MULTIMEDIA

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

http://www.openclass.ru/ Искусство и информационная культура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок музыки в 4 классе "Музыка народов закавказья"

урок разработан с использованием презентации...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Музыка народов Закавказья

Презентация к уроку музыки в 4 классе. Знакомит с музыкальной культурой Грузии, Армении и Азербайджана. На уроке звучит грузинская Лезгинка, задорная песня "Цыплята" и отрывки из балета "Гаяне" А. И. ...