Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся как одно из условий выполнения основной образовательной программы
учебно-методический материал

сарычева татьяна сергеевна

 

               Изменения, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, так как современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете.29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся как одно из условий выполнения основной образовательной программы 

               Изменения, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, так как современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования.

Работая в школе, всем нам приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего,

- снижением мотивации учащихся к изучению предметов, одной из причин которой служит неумение ученика работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание, как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо.

- возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение домашних заданий, снижение качества знаний по предмету.

- ученик знает, но сформулировать четкий ответ не может, испытывает трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности.

Таким образом, для повышения качества знаний по предметам повышения мотивации обучающихся к учению, создания психологически комфортной атмосферы необходимы новые подходы и методики.

Что является основной особенностью нового стандарта?

А) Информационный характер обучения

Б). Проблемно-поисковый характер обучения

В) Системно-деятельностный характер обучения

Г). Информационно- деятельностный характер обучения

Ответ: системно-деятельностный подход

Именно этот подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Что же такое «универсальные учебные действия»?

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означают «умение учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени.

С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация деятельностной технологии обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", мы должны понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Давайте попытаемся сегодня ответить на эти вопросы на педсовете.

Каковы же требования к современному уроку?

- изменение на уроке позиции учителя (учитель-информатор – это уже прошлый век)

- индивидуализация учебного процесса (предлагаются разноуровневые задания)

- активизация познавательной деятельности учащихся

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности

- использование интерактивных технологий.

- определение темы и целей урока, планирование урока обучающимися

- самооценка действий и оценивание результатов деятельности товарищей

То есть правило «Меня учат» заменяется другим - «Я учусь!»

  Таким образом, развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий.

 В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

К личностным универсальным учебным действиям, когда действует принцип «Я сам», относится действие:

  • Я хочу учиться и понимаю, для чего мне это необходимо
  • «Различаю, что такое хорошо и что такое плохо»
  • «Хочу учиться»
  • «Учусь успеху»
  • «Расту хорошим человеком и гражданином»
  • «Берегу своё здоровье!»

Таким образом, формируется умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Для формирования личностных УУД   используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку:

  • Участие в проектах
  • Подведение итогов урока
  • Творческие задания
  • Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма
  • Самооценка события, происшествия
  • Портфолио

В нашей школе технология «Портфолио» применяется в течение всех лет введения ФГОС НОО и ООО.

Основными задачами применения портфолио являются:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

Портфолио ученика имеет следующие разделы

«Социально-личностное развитие ученика»: сведения об ученике, интересы и увлечения, индивидуальная карта занятости обучающегося внеурочное классные поручения. С 5 класса (под руководством классного руководителя) ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

«Учебно-познавательное развитие ученика»: годовые оценки, результаты МИУД. достижения ученика в учении, в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности.

«Мои успехи»: творческие работы (рисунки, сказки, стихи). Достигнутые результаты в спорте.

К регулятивным универсальным учебным действиям относится действие «Я могу»:

  • Я прилагаю усилия, чтобы научиться организованно работать
  • «Понимаю и действую»
  • «Контролирую ситуацию»
  • «Учусь оценивать»
  • «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Развивается умение ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность:

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации:
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок:
  • навыки саморегуляции

Для формирования регулятивных УУД подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат:

Виды заданий:

«преднамеренные ошибки»

  • поиск информации в предложенных источниках
  • взаимоконтроль
  • диспут
  • «ищу ошибки»


К
 познавательным УУД относится действие «Я учусь» :

  • Я осуществляю обучение оптимальным образом.
  • «Ищу и нахожу информацию»
  • «Изображаю и фиксирую»
  • «Читаю, говорю, понимаю»
  • «Мыслю логически»
  • «Решаю проблему»

Формируется умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.

Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

  • «найди отличия»
  • «на что похоже?»
  • поиск лишнего
  • «лабиринты»
  • упорядочивание
  • «цепочки»
  • хитроумные решения
  • работа с разного вида таблицами
  • работа со словарями

К коммуникативным УУД относится понятие «Мы вместе»:

  • Я общаюсь, чтобы бОльшему научиться
  • Общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю, оцениваю себя и партнера, слышу, договариваюсь
  • «Всегда на связи»
  • «Занимаю СВОЁ место в команде»

Формируется умение ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

следующие умения:

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
  • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.


Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания для работы в паре, группе.

Главное, необходимо понять, что на данный момент ставятся новые цели образования.

Теперь стало не так важно, ЧТО ребёнок знает, сколько важно, ЧТО он умеет, как он может применить эти знания и чувствует себя успешным человеком.

Метод проектов наилучшим образом помогает реализовать данную цель. В нашей школе в течение многих лет проходит фестиваль открытых уроков-проектов.

Проекты – это инновация, требование ФГОС, однако качество знаний зависит от готовности учителя к любому уроку, а не только к открытому или проекту. Это значит, что каждый учитель, идя на урок, должен знать, чем он будет заниматься сегодня, как будет представлена новая тема или закреплено пройденное, какие элементы современного урока он будет применять на уроке. Потому что он – СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ, а не отработанный материал.

Кроме того, в школе организована внеурочная деятельность по всем направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.

Так какова же цель УУД? Зачем это потребовало от нас государство?

Сформированность УУД непременно приведёт ребёнка к самореализации, которая возможна при совпадении двух условий:

  • Признание обществом значимости деятельности, выполняемой личностью (Общество говорит: Да, ты молодец…)
  • Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности.

Тогда, по окончании каждой ступени школы, мы увидим универсального выпускника:

  • В начальной школе – это обучающийся, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Средняя школа – обучающийся, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученный знания на практике
  • Старшая школа – обучающийся, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, мотивированный на образование и самообразование до конца своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

Формирование универсальных учебных действий обучающихся как средство компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях ...

Формирование универсальных учебных действий обучающихся как средство компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам осв...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....