Общение и источники преодоления обид.
план-конспект урока (4 класс)

Волошина Елена Владимировна

конспект открытого урока для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_i_istochniki_preodoleniya_obid.pptx1.14 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение и источники преодоления обид.

Слайд 2

Значение слова Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Обида – чувство, вызванное огорчением. Обида – досадный, неприятный случай.

Слайд 3

Слова синонимы ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль

Слайд 4

Я обиженный Что я чувствую? Как я отношусь к другим? * обиду * грусть * разочарование * злюсь на окружающих * не разговариваю * обижаюсь

Слайд 5

Умеем ли мы прощать? Всё ли мы можем простить? 1. Когда говорят слово прости? 2.Расскажите, а вы когда нибудь чувствовали в душе обиду? 3. Легко ли человеку жить с обидой?

Слайд 6

важно Не сосредотачиваться на обиде Не копить их в себе Не готовить такой же ответ обидчику Не реагировать Не замечать Пройти мимо

Слайд 7

Кому смогли доверить тайну Кого пригласили в гости С кем хотите проводить свободное время

Слайд 8

Правила дружбы: Чтобы научиться понимать друг друга, надо знать и выполнять определенные правила: 1 ученик: Не копить обиды и не дуться, Лучше первым улыбнуться! 2 ученик: В решающий момент себя сдержать И конфликта избежать. 3 ученик: Стараться проявить терпение, Чтобы услышать и другое мнение. 4 ученик: Не грубить и не буянить, Грубость может сильно ранить. 5 ученик: Вежливым быть всегда и во всем И обязательно сейчас, а не потом.

Слайд 9

Правила Не держать обиды долго и уметь их отпускать. Уметь прощать одноклассников и взрослых. Не копить обиды, чтобы быть здоровым.

Слайд 10

Вывод: Жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело. Чтобы не было тяжело, надо научиться прощать.

Слайд 11

Домашнее задание: Подбери пословицы и поговорки об общении



Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Северный педагогический колледж»

Конструкт   урока   ОРКСЭ

на тему «Общение и источники преодоления обид»

4 класс

Разработчик:

Лила Вера Яновна,

студентка 246 группы.

Спец. «Преподавание

 в начальных классах»

Методист                                                                               /Михеева С.В./

Педагог-наставник                                                                 /Мельчакова Т.В./

Руководитель практики                                                          /Афанасьева Н.А./

Серов

2017

Дата: 21.03.17

УМК: «Просвещение» авт.: Шемшурина  А.И.

Тема урока: Общение и источники преодоления обид;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цель урока: приобщение детей к бесконфликтному  общению;

Задачи:

Обучающие:

Обучать умению находить способы решения конфликта;

Развивающие

Развивать логическое мышление;

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение друг к друг;

Воспитывать этику общения;

Ключевые понятия урока: дружба, обида, доброжелательность, дружелюбие, доброта, незлопамятность, чувство юмора, общительность ,благородство;

Оборудование учителя: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал;

Оборудование учащихся:  тетрадь, экран;

Педагогический инструментарий: ИКТ, здоровьесберегающие технологии;

Планируемые результаты

        Личностные (по материалам ФГОС НОО).

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие  этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

                                Метапредметные (УУД)

                                   Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

                                Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

                               Регулятивные УУД:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

                              Личностные УУД:

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
  • деятельности;
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

                                        Предметные 

….

Этапы

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
длится до вечера...

- Добрый день! Меня зовут Вера  Яновна.

Приветствие учителя;

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Мотивация к учебной деятельности.

Просмотр видеоролика под песню «Дружба крепкая»

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрели видеоролик, о чем он?

-  Скажите, а у вас много друзей?

- Как понять что человек ваш друг?

- А что для вас дружба?

Просмотр урока.

- Этот ролик о дружбе.

Ответы обучающихся.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация знаний.

- Нарисуйте на листочке и вырежете солнечный лучик. Подумайте, кому в классе вы хотели бы сказать спасибо за какую-либо помощь, поддержку, радость общения с ним. Напишите тёплые слова в его адрес и передайте ему лучик.

- Те, кто получил такие лучики, и хотят высказать слов признательности, сделают это. Не кажется ли вам, что в классе стало теплее и приятнее. Не в этом ли смысл и радость общения.

Обучающиеся вырезают солнечные лучики. Подписывают теплыми словами.

Озвучивание лучиков (составление общего солнца с добрыми словами).

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Выявление места

и причины затруднения.

- Как известно, мы часто соримся.  Бывает, даже лучшие друзья, становятся врагами

- Как вы думаете, почему это происходит?

- Горечь обид, несправедливость, различные дразнилки, грубость. Как видим общение может быть и источником обид, неприятностей, плохого настроения, грусти. Ведь даже если это, как говорится, всего лишь ложка дёгтя в бочке мёда – все равно радужная атмосфера общения меркнет, механизм взаимоотношений разлаживается.

- Это происходит, потому что люди обижают друг друга.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение проекта выхода из затруднения (выбор способов).

Давайте посмотрим видеоролик. Смотрите его очень внимательно.

(отрывок из мультфильма «10 друзей Кролика- серия первая «обида»)

О чем был отрывок из мультфильма?

Что же делать в такой ситуации, как вы считаете?

О том, что кролик обиделся на своих друзей

Предположения детей( извиниться обидчикам, простить обидчиков, забыть все обиды)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Реализация построенного проекта.

Для того, чтобы преодолеть все эти неприятные моменты в общении необходимо следовать совету мудрых «Благородный человек обид не считает» (Публий Сир).

Запишите этот совет мудрых в тетрадь.

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Важно не сосредотачиваться на обидах, не копить их в себе, не готовить такой же ответ обидчику.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Иногда важнее не реагировать, не замечать, пройти мимо. Это лучше помогает.

Для того, чтобы это намерение было действенным необходимо закрепить его в простых правилах.

Прочитаем «Изречения мудрых» (читают по цепочке)

Выберите из изречений и запишите в свою тетрадь правило, которое, по-вашему, должно стать главным для вас.

Досмотр мультфильма
(обсуждение)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-     Запишите в тетради свои мысли и ощущения по поводу общения с близкими вам людьми, друзьями, одноклассниками.  С новой строчки напишите имена тех ребят, кому бы вы смогли доверять свою тайну, кого с удовольствием готовы пригласить в гости, с кем хотите проводить свободное время.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Давайте подведем итоги нашего урока.

- Какое правило, мы сегодня с вами узнали (выделили).

- Как вы думаете, если мы будем стараться меньше обижать родных нам людей, что поменяется в нашей жизни?

Ответы обучающихся

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

ОРКСЭ УРОК № 26 Дата:

Тема урока: Общение и источники преодоления обид

Цель урока: Создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через понятие прощение.

Задачи.

Предметные

- Знакомство с понятием прощение, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- Понимание значения «прощение» в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- Слушать собеседника, вести диалог;

- Признавать иную точку зрения;

- Осознанно строить речевое высказывание.

Личностные

- Формирование этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, сердечности, взаимопонимание и сопереживание к чувствам других людей.

Надпись на доске: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».

Ход урока:

1. Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)

- Улыбнитесь друг – другу, пожелайте хорошего настроения.

2.Проверка домашнего задания

Работа в паре с самооценкой

Вопросы для размышления страница 120

3. Актуализация знаний.

Тему нашего урока сформулируем, отгадав загадки. Слайды 1 - 8

  • Я — имя женское, я — чувство, 
    Мой праздник — в феврале.
    Живу в сердцах, живу я в душах,
    И в воздухе витаю по весне. 
  • Приходит к людям вновь и вновь 
    Большое чувство под названием... 

Сегодня мы будем говорить о самом сложном, но очень важном человеческом чувстве.

- Задумайтесь: где человек впервые встречается с любовью?

- В чем проявляется любовь родителей к детям?

- А в чем проявляется любовь детей к родителям?

4.Чтение знаменитой китайской притчи «Ладная семья»

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

- Какие секреты открыл старик владыке? Почему он назвал их основой не только семьи, но и мира?

- Как вы думаете, связаны чувства любовь и прощение?

«Простить – не поставить в вину, извинить.»

Снять с кого обязательство, освобождать от кары, от взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать.

Бывают в жизни ситуации, когда простить легко, а иногда очень трудно. Обида живет в человеке, не дает свободно жить и общаться. В душе нет добра, солнца, теплоты. Присутствует только одиночество и злость на себя, на обидчика, на весь мир.

И вот сегодня мы постараемся научиться преодолевать это чувство, понять его.

5. Основная часть. Погружение в тему.

А вас, когда-нибудь обижали? А вы кого-нибудь?

Конечно, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться! Каждый может совершить ошибку. Совершив ошибку , умей ее признать .Прощенье уничтожит злобу и агрессию , разъедает ненависть , спасает от одиночества. Прости, и твоя душа будет светлее.

Недаром на Руси так много пословиц об этом чувстве.

6.Работа в тетради

Соберите пословицы

Была вина, да прощена

Прощают обиду, но не позор.

Понять – значит простить.

Прощай, да не стращай

Тому тяжело , кто помнит зло.

- О чем все эти пословицы? Соответствуют ли они нашей теме?

Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

ПРОСТИ

П – понимание

Р – радость

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

Т – терпение

И – искренность, избавление

В последнее время одна традиция возвращается в нашу жизнь. Это происходит в последний день масленицы.

Может, кто догадался, о чем это? Прощеное воскресение.

В этот день издавна на Руси люди шли в церковь и просили у Бога прощение за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали им жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.

В наши дни мы отправляем SMS, звоним по телефону, при встрече с людьми говорим: «Прости!»

8. Чтение стихотворения Марии Магды

Не каждому дано - уметь прощать Да, сложно. Легче ненавидеть.

Врага, предателя, родного человека, Мстить, обижаться, затаив свои порывы.

Что изворотлив и умеет лгать. И многое хотели бы увидеть,

Лекарства от обиды нет в аптеках. Что неприятель на краю обрыва.

Не каждый сможет... скинув груз обид, Простить. Как много в слове этом.

Сказать: А я тебя прощаю. Боимся мы тут слабость показать.

Простить внутри, не просто сделав вид, Нам не понять, что зло уйдет с рассветом

И зло в душе, тогда как лед растает. Лишь мы научимся людей прощать.

Слайд 9.

Я ушел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

И в обиде я не видел

Ни цветочка, ни куста…

И в обиде я обидел

И щеночка и кота…

Я в обиде съел пирог,

И в обиде я прилег,

И проспал в ней два часа.

Открываю я глаза…

А она куда-то делась!

Но искать не захотелось.

- О чём это стихотворение?

Слайд 10. Прощение Обида

«Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»

- Кто-нибудь из вас когда-нибудь прощал кого-то?

- Расскажите об этом

- Легко ли это сделать?

Обида похожа на камень, который мы носим в сердце. И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце.

Единственный способ избавиться от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.

Слайд 11.

  • Вглядитесь в лица детей. Кто из них обижен?
  • Как вы догадались? 
  • Обижали ли вас? 
  • Что вы чувствовали в это время? 
  • Что вы делаете, когда вас обижают? 

Слайд 12 - 13. Чем ответить на обиду?

Однажды старец вел разговор со своим учеником , наставляя его на верный и истинный путь мудреца. Говорили на этот раз они о важном для человека умении – смирять гнев в сердце своем, не позволяя опускаться до низшего - до мести другому человеку. Внимательно выслушав старца, ученику пришлось признаться, что он не смог ещё ни разу простить своему врагу то горе, которое тот причинил ему:

- Есть у меня один враг, - сказал ученик, - и в глубине души своей, я хотел бы его простить, видит Бог... Я очень старался, но вырвать жало гнева из моего сердца я не могу никак.

- Я знаю, как помочь тебе, - сказал старик, доставая из-под печи треснувший глиняный кувшин, - возьми в руки этот кувшин и сделай с ним то, что ты хочешь сделать с врагом своим.

Ученик поднял кувшин высоко над головой и со всей силой, со всей яростью швырнул его об пол - кувшин разлетелся на мелкие черепки.

Старец посмотрел на пол, усеянный осколками разбитого сосуда, и сказал:

- Смотри же, что получилось: разбив кувшин, ты не избавился от него, а лишь превратил во множество осколков, о которые даже ты сам или твое окружение могут порезать ноги.

Последуй моему совету: каждый раз, не находя сил уничтожить гнев в своём сердце, вспомни об этих осколках и об их количестве, а еще лучше - старайся делать всё для того, чтобы не допускать появления трещин там, где их не должно быть.

Как старец своим поступком показал другим пример прощения?

Слайд 14. Физминутка

Встаньте в круг и сделайте пантомиму «Я обиделся»

А теперь, расправьте  плечи,  губы улыбаются,  ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать! 

 Слайд 15. «Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»

  • Кто-нибудь из вас когда-нибудь прощал кого-то?
  • Расскажите об этом.
  • Легко ли это сделать?

Обида похожа на камень который мы носим в сердце. И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце. 

  • Единственный способ избавиться  от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.

Слайд 16. Учимся избавляться от обид

Способ 1) Лист гнева

Способ 2)удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда вы обижались на кого-то.

А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.

Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело

Слайд 17. Извинение

Ещё очень важно нам извиниться перед теми, перед кем мы виноваты.

- Кто-нибудь из вас извинялся потому что чувствовал, что виноват?

- Какие чувства вы при этом испытали?

Слайд 18. «Волшебная палочка»

У меня в руках Волшебная Палочка Прощения.

Как бы вы ее использовали?

Передайте палочку по кругу, высказывая свои мысли

Давайте вместе повторим эти замечательные слова:

Рука к руке, а сердце к сердцу.

Открой прощенью в сердце дверцу!

Слайд 19. Помните! Простить человека – это значит освободить его и себя от обид, взглянуть на другого человека с добротой и любовью!

Слайд 20. Спасибо вам всем, ребята, за стремление быть добрыми и милосердными!

Слайд 21.

9. Вывод «Учила меня бабушка...»

Леон Кон

Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком – 
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.

Учу я внука : «-Хлебушек
Подай в ответ на камешек".

10. Рефлексия.

Давайте зажжем свечу. Каждый из вас будет передавать ее другому, и желать что-то доброе, теплое. Таким образом, мы постараемся искоренить все обиды в нашем классе. Постарайтесь передать друг- другу больше любви, тепла, заботы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?

Родительское собрание с использованием интерактивной технологии активного слушания...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ОБЩЕНИИ. ТЕМА: «ПОЙМИ МЕНЯ»

Цели:1.    Знакомство детей с невербальными способами общения.2.    Создание возможностей для самовыражения, преодоления ба­рьеров в общении.3.     Сн...

Общение и источники преодоления обид

Общение и источники преодоления обид.Презентация 4 класс ОРКСЭ...

Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика» по учебнику Шемшуриной. Тема: «Общение и источник преодоления обид»

На уроке обучающиеся расширяют представления о понятиях "общение" "общительность", "обида", формируют навык положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций....

Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Общение и источники преодоления обид".

Конспект  урока составлен к уроку по учебнику Шемшуриной А.И. "Основы светской этики"....

Презентация по теме "Мини - тренинг по преодолению обиды и обидчивости".

ull;Как справиться с обидой?  — обиду нужно принять,признать ее факт наличия и проговоритьэто чувство с тем, кому оно адресовано.•Осознать, почему мы обижаемся, что такое обида.&bull...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Общение и источники преодоления обид» 4 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока: «Общение и источники преодоления обид»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: Формирование этических норм поведения в об...