ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия
план-конспект занятия (4 класс)

Тришина Елена Александровна

ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx17.39 КБ
Файл konspekt_druzhba.docx19.04 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx109.64 КБ
Файл nravstvenyy_postupok.docx20.29 КБ
Файл etiket.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по духовно- нравственному направлению

Тема: «Моральный долг»

Цель: создать благоприятные условия для формирования   представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Задачи:

Воспитывающие:

- способствовать осознанию учащимися необходимости исполнения моральных норм.

- способствовать воспитанию патриотизма, уважения к родителям.

Развивающие:

- способствовать развитию умения высказывать свою точку зрения и уважения к другому мнению.

-способствовать развитию сознательного и добровольного выполнения моральных обязанностей.

Образовательные:

- способствовать формированию понятия моральный долг.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

- эмоционально-положительное восприятие учения;

- объективная оценка результатов деятельности.

Метопредметные:

Коммуникативное УУД: 

- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

- умение организовывать общение учащихся друг с другом;

- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

Регулятивные УУД:

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- сохранять заданную цель;

- контролировать свою деятельность по результату;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД:

1) осознание целостности искусства, элементарных поведения в обществе

2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Предметные: формировать в сознании детей понятие «моральный долг».

Оборудование: презентация

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап:

-Добро пожаловать, на урок этики!

- Прочтите пословицы и постарайтесь вставить недостающее слово.

… платежом красен.

... невелик, да лежать не велит.

 Кто служит Родине, верно, тот … исполняет примерно.

-Верно, это слово долг

-Тема нашего урока будет связана с этим словом. Моральный долг.

-Какие цели поставим?

Узнать, что такое долг, моральный долг.

Учиться, на примерах других, исполнять моральный долг.

  1. Основной этап:

-Объясните пословицу: «Долг платежом красен». (Платеж – плата, красен – хорош; за долги нужно платить, благодарить).

-Подумаем над пословицей: «Долг невелик, да лежать не велит». (Обещал, договаривался, выполняй, не медли).

-Перед кем мы всегда в долгу? (Мы в долгу перед людьми, которые дали нам  жизнь, мир и свободу.)

 -Как вы понимаете пословицу «Кто служит Родине, верно, тот долг исполняет примерно». ( Воины Отечественной войны 1812 года, защитники нашей Родины в годы В.О.войны, защитники Родины в мирное время, спортсмены, паралимпийцы, граждане, которые добросовестно трудятся на благо семьи, города и Родины).

-Вспомним, что такое моральный выбор? (Выбор между добром и злом, выбор пути добродетели или пути порока).

-Люди, о которых  я расскажу, сделали свой моральный выбор и пошли по пути добродетели. В городе Кирове существует областная молодежная поисковая организация «Долг». Главной задачей добровольцев является найти и предать земле останки погибших солдат со времен Великой Отечественной войны. Судьба этих солдат неизвестна родственникам. Поисковики сообщают родным, передают найденные предметы. Определить бойца, его имя, фамилию, город – тяжелая задача. Определяют поисковики по медальону, по другим вещам солдат. Например, найдены останки бойца, у которого за голенищем валенка находился магазин от пистолета и ложка с выцарапанной фамилией и домашним адресом. Информацию передали родственникам и торжественно похоронили солдата.

В ходе поисковых операций находят поисковики и немецких солдат. Их захоронением занимаются специальные службы Германии. Добровольцы 2 раза в год весной и осенью ездят на места сражений, живут в полевых условиях. Под руководством Юрия Семененко, на добровольной основе был создан музей. Экспонаты музея – живые участники боевых сражений: оружие, медальоны, фляжки, ложки, кусочек знамени. Эти молодые люди бескорыстно помогают своим соотечественникам, выполняют свой моральный долг!

-Понять, что такое моральный долг нам поможет текст в учебнике на странице.

-Прочтем, что мы узнаем на уроке? (Читают первые 2 абзаца)

-Совершая добрые дела и поступки, ученик и любой человек, исполняет установленные в обществе моральные нормы.

-Прочтем еще об одной моральной обязанности.

-Уважение к другим людям, к их мнению записано в Декларации прав человека.

-Следующая моральная обязанность заставляет задуматься: Как я поступаю? Читаем.

-Что значит, бескорыстная помощь?

-Прочтем про благодарность.

-О каких моральных обязанностях идет речь дальше в нашем учебнике?

-О какой моральной обязанности говорилось в учебнике, но нет слайда?

-Верно, это профессиональный долг. Интересно узнать, а как понимают ваши родители профессиональный долг? Узнайте у родителей и поделитесь с нами.

-Я считаю, что к моральной обязанности относится и помощь своим братьям и сестрам и не только младшим, но и старшим.

-Какую помощь вы оказываете своим сестрам и братьям?

  1. Заключительный этап:

-Что такое моральный долг?

-Перечислим основные моральные обязанности.

-Что значит исполнять моральные обязанности?

Заканчивая разговор о моральном долге нельзя не рассказать о движении, которое существует в мире. Это «Волонтерство». Волонтёрская, или добровольческая, деятельность осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение.

  1. Рефлексия.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

Что годы живёшь ты не зря.

- Всем спасибо за урок, мне было приятно с вами работать, и я надеюсь, что вы осознанно и добровольно будете выполнять свой моральный долг и моральные обязанности.



Предварительный просмотр:

Занятие по духовно-нравственному воспитанию

Дружба – чудесное слово.

Цели: 

  1. Дать понятие  настоящей бескорыстной дружбы.
  2.  Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека,показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
  3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали. 
  4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Ход занятия

Вступительное слово

- Дети, давайте улыбнемся друг другу. Пусть наше занятие принесет нам всем радость общения. Покажите ваше настроение.

-Давайте поработаем с вами так, чтобы у всех настроение стало радостным.

- Наше занятие я хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит  музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

- Какое прекрасное слово – “дружба”! (Слайд ). Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.

- Как вы думаете, о чём сегодня будем с вами говорить? (Дети высказывают свои предположения)

- Да наше занятие называется «Дружба - чудесное слово»

Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?

Работа над понятием «дружба» .

а) Поразмышляйте о том, «Что такое дружба?» (Слайд ).

(После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение)

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- Давайте с вами посмотрим в толковом словаре как дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

б) Дети, подумайте,  «Зачем дружба нужна людям?».

 - А как вы думаете, только ли люди дружат?

- В народе говорят «собака – лучший друг человека». Как вы понимаете эти слова?

Работа над понятием «настоящий друг» . (Слайд )

-Дети, а сейчас вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Конверт №1. Вы будете работать в парах. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в парах. На карточках записаны слова: скромный, злой, завистливый, доброжелательный, равнодушный, общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный.)

 - Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злой», «завистливый», «равнодушный»,  «хвастливый», «жадный»?

Игра «Волшебная рука»

- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Волшебная рука». На прошлом занятии вы обводили свою ладошку. Вот теперь она нам пригодится. Возьмите конверт №2 и на пальчиках своей ладошки напишите свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем вы дружите или  хотели  бы подружиться.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.

(Дети разыгрывают по ролям).

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга.  Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ: 

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?
  3. Как ей надо было поступить?

Учитель. 

- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Учитель.

Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и вспомним пословицы. На слайде  написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. (слайд )

  • Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
  • Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
  • Один за всех …… /и все за одного/.
  • Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Творческая работа «Елочка дружбы». (слайд )

- А какое дерево скоро соберёт всех друзей вокруг себя?

- Давайте сейчас поработаем с вами в группах: создадим правила дружбы и напишем их на ёлочных игрушках, которые лежат у вас в конверте № 3. И украсим нашу ёлочку, этим самым вы откроете секреты дружбы.

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.

- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила). А я на память о сегодняшнем занятии  хочу вам подарить законы дружбы.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.
  2. Помогай другу в беде.
  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
  4. Не предавай своего друга.
  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
  6. Будь внимателен к своему другу.
  7. Умей уступать своему другу.

Подведение итогов (рефлексия)

- А теперь какое ваше настроение?

- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

- Всем спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

по духовно- нравственному направлению

Тема: «Джентльмен и леди».

Форма: инсценировка.

Цель: создание благоприятных условий для выявления и обоснования модели поведения, соотносящейся в обществе с понятиями «леди и джентльмен».

Задачи:

Воспитывающие:

- способствовать формированию нравственных форм поведения, для коррекции отношений обучающихся к тем или иным этическим явлениям;

- способствовать повышению уровня морально-психологического климата в коллективе.

Развивающие:

-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса обучающихся;

-способствовать развитию творческих  способностей обучающихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах), выполнять самоконтроль и самооценку.

Образовательные:

- познакомить обучающихся с понятиями «леди и джентльмен»;

- формирование представлений о правилах поведения «леди и джентльмен».

Планируемые результаты:

Личностные:

- оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

- проявлять интерес к изучаемому материалу;

- мотивации к обучению и познанию;

- формирование уважительного отношения к мнению другого.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат своей работы;

- высказывать свою точку зрения на основе работы с предложенным материалом;

Познавательные:

- умение рассуждать и делать необходимые выводы.

- умение находить необходимую информацию;

- умения доказывать, аргументировать своё мнение;

- умения грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- воспроизводить свои мысли в устной речи;

- управлять своим поведением;

- уметь слушать и понимать других.

Оборудование: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход занятия

I. Подготовительный этап.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вежливости. Мы с вами поделились на две группы. Выбрали ответственных. Ребята работаем на уроке активно, за активную работу каждый будет получать жетон, которой пойдет в копилку команды. В конце урока посчитаем, какая команда бы более активной. Но что же это за группа без названия? Чтобы дать названия нашим группам, мы выполним разминку.

- Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей (эгоизм)

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании (справедливость)

Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей (альтруизм)

- Посмотрите, какое ключевое слово получилось? (Леди)

- Ребята, а как выдумаете, кто является спутником настоящей леди? (Джентльмен)

- Как можем назвать наши группы?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (джентльмен и леди)

II. Основной этап.

- Для того чтобы узнать, что нового мы откроем на сегодняшнем уроке, обратимся к учебнику на стр. 52 к разделу «вы узнаете». Сегодня на уроке мы узнаем…

- А как вы думаете какого мужчину можно назвать джентльменом ? Леди?

- Давайте обратимся к словарям и посмотрим, какое определение дано там.

- Какую графу в таблице можем заполнить?

- Первая станция на которой мы остановимся «Изучайка»

- Работать нужно очень внимательно, так как на этой станции вам нужно будет заполнить таблицы. Посмотрите на них, как вы думаете, что вам предстоит сделать?

Джентльмен

Леди

Внешность

Речь

Поступки

- А сейчас послушаем выступления ребят, которые более подробно расскажут нам, кто такие настоящие леди и джентльмены.

- Что узнали о внешности? Речи? Поступках?

- Заполним таблицы. Что написали?

- Полученные нами знания помогут нам следующей станции.

- А сейчас проверим, правильно ли мы восстановили образы настоящего джентльмена и леди 19в. Внимание на доску

- Давайте посмотри, внешний вид леди джентльмена 19 века. Какие характерные особенности можно выделить и леди? Джентльмена? Не смотря на то, что современная мода отличается от прошлой, джентльменам и леди всегда нужно выглядеть подобающе и соответствующе.

- Я буду называть вам слова, если они характеризуют леди и джентльмена , тогда шагаем на месте, если нет, приседаем. (Аккуратен, неотзывчив, пунктуален, непорядочен, честен, необразован, опрятен, труслив, добр,), А теперь если положительные качества – руки в стороны, отрицательные – руки наверх (жаден, ответственен, завистлив, справедлив, благороден, )

- Ребята подготовили нам сценки, задача каждой команды, после просмотра сценки выделить положительные и отрицательные стороны в поведении джентльмена и леди.

1.Сценка «В гостях»

- Обсуждение. Что можете сказать о поведении?

2 .Сценка «В автобусе»

- Обсуждение. Что можете сказать?

- Мы с вами разобрали характер, внешний вид, поступки леди и джентльменов. А сейчас собрав все знания, мы отправляемся на конечную станцию, на которой вам предстоит применить все полученные знания.

III. Заключительный этап.

- Ребята, давайте украсим город вежливости и поместим сюда радугу и солнышко.

- Посмотрите, ничего не замечаете? Скажите, а кого не хватает в этой стране (Людей)

- Давайте засели город Вежливости.

- Ребята посмотрите, какой красивый город «Вежливости»

- Посмотрев на нашу картину, какие выводу вы можете сделать? Какой должна быть настоящая леди? Джентльмен?

- А хотелось бы вам быть настоящими леди и джентльмена? Сегодня вы показали себя как настоящие леди и джентльмены, и я думаю, что каждый из вас достоин этого звания «Джентльмен» и «Леди»

- Но прежде чем вы получите это звание, я хочу, чтобы каждый и из вас дал обещание.

Леди, обещаете ли вы:

Быть примером для подражания, трудолюбивыми, приобщаться к миру прекрасного, расширять свой кругозор, следить за модой и внешним видом, не иметь вредных привычек?

Джентльмены, обещаете ли вы:

Быть воспитанными, учиться правильно вести диалог, соблюдать интеллигентность и пунктуальность, быть внимательными, стремиться узнать больше чем уже знаете, быть честным и справедливыми?

hello_html_7e50d3e6.jpghello_html_m560fa92b.jpg

hello_html_5368d420.jpghello_html_m73b2c07b.jpg



Предварительный просмотр:

Тема занятия : « Что такое нравственный поступок »

Цель: 
формирование у обучающихся представление о нравственном поступке
Задачи: 
1. Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.

2. Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа с иллюстративным материалом.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы.


Ход урока.

  1. Организационный момент

Звучит песня  «Дорогою добра»  

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о добре, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком.

  1. Вступительная беседа.
    Послушайте рассказ. 
    Капля воды. В.А.Сухомлинский

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. 
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой.  Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. 
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим) 

Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили мальчики? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

3.Объявление темы урока. Работа над понятием «нравственность»

Тема нашего занятия «Нравственный поступок»

 

Сегодня на  мы узнаем, что такое поступок. Как его оценить. Какой поступок называется нравственным. Как управлять своими поступками. И почему не каждое действие можно назвать поступком.

На доске даны 2  определения «поступка», взятые из Толкового словаря С.И.Ожегова. Давайте прочитаем их и подумаем,чем они различаются. 
(слайд 5)

-А можно ли  поступок ребят назвать нравственным?

-А что такое нравственный поступок?

- Как по вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)

4.Работа в группах.

Сейчас вы будете работать в группах.

Вспомним правила работы в группе:

- договориться, кто, что будет делать;

- один говорит- другие слушают;

- выслушиваем мнение каждого;

- принимаем общее решение.

Составим план работы:

Перед вами лежат карточки. Ваша задача: выполнить задания, которые помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте в экспертный лист

  1. Группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте толкование понятия «нравственный».
  2. Группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».
  3. Группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».
  4. Группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети)?

Озвучим результаты работы в группах. 

 ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам. 

Запишите понятие в тетради.

  • К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – прочитать текст в учебнике и найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка.

    5.Заполняя таблицу  на интерактивной доске

. 


Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей): 
(щелчок) мотив (почему я это делаю?) –(щелчок) цель (зачем я это делаю) – (щелчок) средства (с помощью чего я это делаю?) –(щелчок) действия (что я делаю?) – (щелчок) результат (что получилось благодаря моим усилиям?)


-А как вы понимаете утверждение: «Не всякое действие-поступок?» (можно совершить поступок, не совершая действия)


6.Закрепление. Работа по картинкам.

  • Посмотрите картинки, какие поступки людей они иллюстрируют. Давайте проанализируем. На каких картинках изображены нравственные поступки, а на каких безнравственные. Докажем свою точку зрения.

    А как вы думаете, всегда ли мы справедливо со стороны судим о поступках других людей?
  •  Послушайте стихотворение О.Высотской «Ежик»

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.

  • Что вы скажете о Ежике?


Но вот в начале декабря 
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря 
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.

Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.

  • А теперь, что вы скажете о Ежике? Какой сделаем вывод?

Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему 
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! – 
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...

Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

  • Чему же учит это стихотворение?

7. Рефлексия.

Представьте, что человеческая жизнь-это судно( корабль). Чтобы судно шло вперед надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своем парусе. Можно добавить своих глаголов.

Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю,ругаю, берегу,прощаю, требую, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю, заставляю,

8. Подведение итога.

 Занятие хотелось бы закончить словами известно вам русского писателя Л.Н.Толстого:«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше»



Предварительный просмотр:

        План-конспект занятия по внеурочной работе в области духовно-нравственного направления для 4 класса.

Тема: «Этикет»

Цель: создать благоприятные условия для формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи:

Воспитывающие  воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Развивающие – развивать этические чувства как регулятор морального поведения;

Образовательные – средствами учебного занятия обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Планируемые результаты:

Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;проявлять интерес к изучаемому материалу; мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного отношения к мнению другого.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат своей работы; высказывать свою точку зрения на основе работы с предложенным материалом.

Познавательныеумение рассуждать и делать необходимые выводы; умение находить необходимую информацию; умения доказывать, аргументировать своё мнение; умения грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативныевоспроизводить свои мысли в устной речи; управлять своим поведением; уметь слушать и понимать других.

Оборудование: 3 видеозаписи, 1 аудиозапись, колонки, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход занятия.

  1. Подготовительный этап:

Класс разделен на 4 группы.

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

- Проходите, пожалуйста, на свои места.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). 

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

  1. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  2. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  3. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  4. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
  5. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

hello_html_17cd47bc.jpg

1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

  1. Основной этап.

2. Работа со словарем.

Найдите в словарях определение, что такое этикет?

Этикет” - слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.

3. Чтение стихотворения учеником.

Что такое этикет?

Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!

- Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.  С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской “Одиссее” говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

 Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: “Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...”.

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. 

- Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”  Обсуждение просмотренного отрывка.

- Почему мы так говорим?

- Все ли вам было понятно в его речи?

- Что вам показалось смешным?

- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

- Какие еще правила общения вы знаете? 

Этикет в школе (разыгрывание школьных ситуаций).

Вы учитесь в 4 классе ивы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?

1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Татьяна Ивановна!".

2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Ларина!"

- Какие правила поведения вы можете назвать? 

Этикет за столом.

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”. Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

- Что было необычного в поведении мальчика?

- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

- А как вы ведете себя за столом?

- Какие правила вы можете предложить? 

Этикет в гостях.

- У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете?

- Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?

Просмотр фрагмента из журнала “Ералаш”. 

Какие правила этикета вы можете предложить? 

9. Работа в группах.

Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие картинки и пословицы к вашему виду этикета.

- Посмотрите, что у нас получилось? (На доске плакат)

  1. Заключительный этап.

Что такое этикет?

- Какие правила этикета запомнили?

- Нужны ли сейчас знания этих правил?

Дома вы выполните следующее домашнее задание:

  1. Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию).
  2. Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций (по желанию).

Высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

Стихотворение (читает учитель)

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Цитата: “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Ток бежит по проводам"

Конспект одного из занятий кружка "Азбука здоровья" (внеурочная деятельность). Можно использовать для 1 - 2 классов, а также уроков по ОБЖ. Презентацию можно скачать на сайте http://prezentacii.com/...

Внеурочное занятие "Проводы зимы"

Сценарий внеурочного занятия для начальной школы...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

конспекты внеурочных занятий...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

Конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению. "Ты мой друг и я твой друг".Конспект занятия по декоративно - прикладному искусству. "Полет в космос".Конспект ...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

1.     Конспект занятия по МДК Практикум по организации внеурочной работы в области туристско-краеведческой деятельности на тему «Экскурсия в Калининградский зоопарк» д...

ПМ 02. ПК 2.1 Проводить внеурочные занятия.

Конспекты внеурочных занятий...