Главные вкладки

    Внеурочное занятие "Проводы зимы"
    план-конспект занятия (4 класс) на тему

    Сценарий внеурочного занятия для начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon provody_zimy_dlya_lyudmily_iv.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект воспитательного мероприятия

    по программе внеурочной      деятельности.

     

    План:

    1 Название  Праздник Масленица

    2. Цель: формирование интереса к традициям, культуре и языку своего народа.

    3. Задачи:

    Образовательные:

     дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;

    познакомить детей с фольклором русского народа;

    Развивающие:

    развитие творческие способности  и активность учащихся;

    Воспитательные:

    формировать позитивное отношение к совместной деятельности.

    4. В рамках какого направления Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации (НОО)

    Социокультурное, воспитание семейных ценностей, формирование коммуникативной культуры.

    5. Какие ценностные ориентиры будут реализованы в содержании (базовые ценности)

    Социальная солидарность, семья, человечество.

    6. Какие формы и методы будут использованы?

    Праздник с элементами народного театра, игры и конкурсы, сжигание чучела, русские блины.

    Место и время проведения: территория  школы

    Материалы и оборудование: атрибуты для народных костюмов, спортивный инвентарь (канат, скакалки, гимнастические круги) для проведения игр, макет чучела, угощения для участников праздника.

    План подготовки:

    1. Написать сценарий
    2. Обсудить сценарий с заместителем директора по воспитательной работе в школе.
    3. Подобрать участников праздника.
    4. Назначить ответственных за проведение этапов праздника.
    5. Провести репетицию.
    6. Подготовить материалы и оборудование.
    7. Анкетирование.

    Вопросы анкеты:

    1. Правда ли что Масленица в старину была встречей весны?
    2. Какие развлечения были на Масленицу?
    3. Что символизирует блин?
    4. Что означал обряд сжигания чучела?
    5. Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?
    6. Какие пословицы и поговорки о Масленице вы знаете?

    Наши помощники: музыкальный работник школы, учитель физкультуры, вожатая, родители, классные руководители.

                                       Ход мероприятия

    Действующие лица:

    1-й Скоморох, 2-й Скоморох, Масленица, Коляда, Поводырь

    Группа детей «Веселые нотки» поют «А мы Масленицу дожидались»

    Ведущая.

    Дорогие гости! Сегодня мы сыграем для вас веселый русский народный праздник - МАСЛЕНИЦУ, праздник очень древний. Посвящен он Яриле-Солнцу да проводам зимы. С давних времен его праздновали на Руси в дни весеннего равноденствия, когда день и ночь становились равны между собой. Все знают, что сытную, веселую Масленицу сменяет строгий Великий Пост, который длится семь недель до Пасхи. Поэтому все стараются наесться вволю, особенно главного кушанья - блинов. Масленицу празднуют семь дней, и каждый день имеет свое название.

    Выбегают дети.

    1-й ребенок.

    Я - понедельник, называют меня "встреча", потому что Масленицу встречаю.

    2-й ребенок.

    Я - вторник, называют меня "заигрыш", потому что игрища начинаю, ряженых вожу по домам.

    3-й ребенок.

    Я - среда, называют меня "лакомкой", потому что очень много сладостей едят.

    4-й ребенок.

    Я - четверг, называют меня "широким четвергом", потому что я самый веселый и ненасытный день.

    5-й ребенок.

    Я - пятница, называют меня "тещин вечерок", потому что мой папа ходит к бабушке на блины.

    6-й ребенок.

    Я - суббота, называют меня "посиделками", потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и разговаривают.

    7-й ребенок.

    Я - воскресенье, "прощеный день", потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают: "Да не зайдет солнце во гневе вашем".

    Ведущая.

    Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

    Приезжай! Приезжай! Приезжай!

     Ведущая. Собирайся скорее, народ!

    Видишь, Масленица к нам идёт!

    Пришла Масленица годовая, 
    Наша гостья дорогая! 
    Она пешей к нам не бывает, 
    Все на кониках приезжает. 
    Ее коники вороные, 
    У них гривы золотые, 
    А саночки расписные.

    Пришла наша гостья дорогая!

    При первых звуках "Калинки" вьезжает "Тройка" с Масленицей и ряжеными (верховой, коляда с чудо деревом, Масленица с балалайкой, скоморох с чучелом зимы, медведь с поводырем).

    Все хором.

    Масленица приехала! Масленица приехала!

    "Тройка" с ряжеными описывает круг, объезжая гостей, возвращается к сцене, устанавливают шесты с деревом и чучелом на сцену. Тем временем Масленица и два скомороха проходят вперед, кланяются поочередно каждой стороне гостей и отходят под музыку назад к сцене, взявшись за руки. Скоморохи и Масленица приглашают всех плясать, образуя хоровод. Музыка затихает – все слушают.

    1-й Скоморох.

    Масленица честная! Весело тебя встречают, привечают, расскажи нам, с чем пожаловала.

    Масленица.

    Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными, с пряниками медовыми, с орехами калеными. Вас вкусно накормить, вас сладко напоить да Зиму проводить!

    2-й Скоморох.

    Проводить!

    Все хором.

    Проводить! Проводить!

    Дети поют: "Ой, зимушка- зима! Ты холодная была!.." Плавно выходит хоровод. Поют все вместе.

    Поводырь.

    А ну-ка, Михаил Иванович, идем в хоровод, теперь наша очередь плясать!

    Тянет медведя в круг - дети разбегаются.

    Поводырь.

    Потешь гостей, спляши!

    Медведь отрицательно качает головой.

    Поводырь.

    Ну, а за конфетку спляшешь?

    Медведь утвердительно кивает головой. Оба начинают пляску.

    1-й Скоморох.

    Смотрю я на вас - вы все пляшете да пляшете, а блинов-то хотите?

    Все хором.

    Хотим! Хотим! Хотим!

    Масленица и три девочки вносят блины.

      Песня «Мы давно блинов не ели»

    Масленица, скоморохи и группа детей (поют).

    Мы давно блинов не ели,

    Мы блиночков захотели,

    Ой, блины, блины, блины,

    Ой, блиночки мои!

    Наша старшая сестрица

    Печь блины да мастерица.

    Ой, блины, блины, блины,

    Ой, блиночки мои!

    Гости грянули на дворы,

    И мои блины готовы.

    Ой, блины, блины, блины,

    Ой, блиночки мои!

    2-й Скоморох.

    Праздник продолжается - коляда появляется, короб несет - колядку поет.

    Коляда.

    Больше хлеба тому,

    Кто в этом дому,

    Ему с колосу - осьмина,

    Из зерна ему - коврига,

    Из полузерна - пирог.

    Ряженые, скоморохи пошли колядовать!

    Обходят гостей, дарят им расписные игрушки. Родители вручают две коробки пряников для всех детей.

    1-й Скоморох.

    Ребята! А не потешиться ли нам? Не помериться ли силой да ловкостью?

    Все хором.

    Потешиться! Помериться!

    Масленица.

    Сейчас начнутся игрища. И девицы у нас ловки, и молодцы горазды. Пусть выйдут от каждой стороны по пять смельчаков.

    Игры можно придумать любые. Например: 1. Попадание снежком в чучело зимы. 2. Бег в мешках. 3. Прыжки через обруч и проч. Ведущая вручает награды всем участникам в конце состязаний.

    Далее - прощание с Масленицей. 2-й Скоморох выводит Масленицу.

    2-й Скоморох.

    Честная наша Масленица! Пора нам прощаться! Сладко ты нас накормила, сладко напоила, славно потешила. Весело тебя было встречать, да трудно со двора провожать. Воротись к нам хоть на денечек, хоть на часочек!

    Масленица.

    Пройдет весна зеленая, пройдет и лето красное, и осень златотканая, потом зима изломится, медведь переворотится, пройдет пора морозная, морозная - колядная - тогда и ждать меня.

    1-й Скоморох.

    Прощай, Масленица!

    Все хором.

    Прощай! Прощай! Прощай!

    2-й Скоморох.

    А мы споем хороводную. Конец зиме настал!

    Под музыку дети встают, выстраиваются в две ровные шеренги. Поочередно одна сближается с другой и отходит, соблюдая четкость линии.

    Группа детей поет:

    А мы просо сеяли, сеяли,

    Ой Дид-Ладо сеяли, сеяли.

    А мы просо вытопчем, вытопчем,

    Ой Дид-Ладо вытопчем, вытопчем.

    А чем же нам вытоптать, вытоптать,

    Ой Дид-Ладо вытоптать, вытоптать.

    А мы коней выпустим, выпустим,

    Ой Дид-Ладо выпустим, выпустим.

    А мы коней переймем, переймем,

    Ой Дид-Ладо переймем, переймем.

    А мы коней выкупим, выкупим,

    Ой Дид-Ладо выкупим, выкупим.

    А чем же вам выкупить, выкупить,

    Ой Дид-Ладо выкупить, выкупить.

    А мы дадим девицу, девицу (оставляют девицу и отходят).

    Ой Дид-Ладо девицу, девицу

    Вот то-то нам надобно, надобно,

    Ой Дид-Ладо надобно, надобно (оставляют молодца и отходят).

    Молодец кланяется девице, а девица - молодцу. Он берет ее за руку и ведет к сцене. Повернувшись к зрителям, они поднимают вверх руки, образуя "ворота". Обе стороны сходятся парами. Каждая пара, пройдя "ворота", останавливается. Вот прошла последняя, и скоморохи разводят "ручеек" на две стороны.

    Скоморохи.

    Конец зиме! Надоела нам она! Уж больно холодна да темна!

    Все хором.

    Конец зиме, конец!

    Скоморохи берут чучело зимы. Образуют круг. В центр круга ставят чучело зимы и поджигают. Вместе с чучелом сгорают заранее заготовленные записки детей с плохими поступками

    Дети водят хоровод и поют.

    Приди, весна, красная.

    Приди весна с радостью,

    С радостью великою,

    С милостью богатою.

    Со льном высоким,

    С корнем глубоким,

    С корнем глубоким,

    С хлебом обильным.

    2-й Скоморох.

    Скоро поднимется солнце и оживет все вокруг! (Держит в руке шест с солнцем).

    Ведущая.

    Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше!

    Все хором.

    Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше!

    "Солнце" выходит из-за горки, держа солнечный диск в руках и уводит за собой детей.

    Положительные и отрицательные стороны проведения мероприятия:

    1.Дети знакомятся с традициями народной культуры (песни, загадки, игры, сценки)

    2. Большинство учащихся стали активными участниками массовых игр (ручеек, бег в мешках, перетягивание каната, испытания на лыжах)

    3. Дети попробовали себя в разных ролях (читали стихи, изображали лошадок, медведя, плясунов, красных  девиц)

    4. Наблюдалась и коллективная деятельность (весенние заклички, песни, игры)

    5. Взаимодействие детей и взрослых (учителя и воспитатели водили хоровод, родители пекли блины и угощали гостей на празднике)

    6. Все участники праздника получили положительные эмоции

    Отрицательные стороны:

    1. Не все родители откликнулись на просьбы учителей
    2.  Несерьезно отнеслись учащиеся к подготовке народного русского костюма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятие на тему: "Где найти витамины зимой и весной?". Внеурочная деятельность.

    Занятие получилось интересное. Мы с детьми успели сделать все. Это не одиночное занятие. До него была череда занятий, на которых мы говорили о витаминах. Но оно не является заключитльным, так как в по...

    "Снежное слово зимы" внеурочное занятие в 1 классе

    Занятие кружка «Занимательная грамматика»  было проведено в 1 «Г» классе учителем начальных классов Клеймёновой  Ириной Юрьевной по теме «Снежное слово зимы». Цель занятия, во-первых, ввести...

    Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

    Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

    Занятие внеурочной деятельности "Зимующие птицы. Снегири" (1 класс)

    В ходе данного занятия учащиеся работают в группах над созданием проекта - изготовление снегиря в технике оригами. Первоклассники самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, определяют ...

    Внеурочная деятельность "Где найти витамины зимой?"

    Занятие внеурочной деятельности "Солнышко в окошке". Тема "Где найти  витамины зимой?"...

    Внеурочная деятельность. Презентация "Покорми птиц зимой"

    Цели :—Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование  птиц зимой;—прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц.Задачи:—Познакомить с мно...

    Внеурочное занятие по курсу "Люби и знай природу" Тема: "Красавица Зима"

    Интегрированное внеурочное занятие проводилось совместно с учителем изобразительного искусства Ляховой Татьяной Александровной. Основной целью занятия является показать красоту русской зимы, развить и...