ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
методическая разработка

Палеева Юлия Александровна
  1. Конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению. "Ты мой друг и я твой друг".
  2. Конспект занятия по декоративно - прикладному искусству. "Полет в космос".
  3. Конспект занятия по туристско - краеведческой деятельности. "Экскурсия по городу Черняховску".
  4. Конспект занятия по научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: психология для школы. "Мой класс - мои друзья".
  5. Конспект внеурочного занятия по естествознанию. Викторина "Знатоки природы".
     

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»

МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в области

духовно-нравственного развития

Конспект внеурочного занятия (мероприятия)

в области духовно-нравственного развития

Тема: «Ты мой друг и я твой друг»

Возраст  обучающихся: 4 класс

             

                                                       Разработал: обучающаяся  42шк. группы

                            специальности

 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Палеева Юлия Александровна

                                                                                                         ФИО

г. Черняховск, 2018г.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 10.04.2019г.

Время: 10:25 – 11:10

Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»

Класс: 4 «А»

Целевой компонент занятия:

Тема: «Ты мой друг и я твой друг»

Цель: формирование целостного отношения,нравственных качеств у обучающихся: чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям.

Задачи:

Воспитательная: воспитание внимательности, доброжелательного отношения к окружающим.

Развивающая: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, сообразительности,  организованности и самостоятельности; развитие умения рассуждать.

Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «дружба»;  дать представление о правилах поведения с друзьями; выявление представлений о том, какой должен быть настоящий друг.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать развитию памяти, внимания, организованности, самостоятельности; развитие умения рассуждать; умение согласовывать интересы в процессе преодоления определённых, соответствующих возрастным особенностям, трудностям; расширять кругозор обучающихся, обогащать  словарный запас.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели внеклассного занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: способствовать умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения ;умение слушать и слышать других, отвечать на вопросы, пытаться принимать иную точку зрения, вступать в диалог, быть - готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы; выполнять правила работы в группе.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, модель); строить рассуждения;

Предметные результаты: способствовать развитию памяти, внимания, организованности, самостоятельности;развитие умения рассуждать;умение согласовывать интересы в процессе преодоления определённых, соответствующих возрастным особенностям, трудностям.

Форма работы: этическая беседа, работа в группах.

Оборудование: проектор, презентация, дидактический материал.

Содержательный компонент занятия:

Ход занятия

  1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на занятии …»

  1. Актуализация знаний.

Прослушивание песни «Если с другом вышел в путь…»        

-Ребята, вам знакома эта песня? О чем поется в этой песни?

  1. Сообщение темы занятия.

У.: Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

О.:Нет.

У.: Хорошо, тогда я вам помогу. Для того, чтобы определить тему занятия вам необходимо отгадать загадки, работая в группе. Сейчас вы разделитесь на три группы, каждой группе я раздам загадки, которые вы должны отгадать и предположить тему нашего занятия.

1 группа:

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее ... (Дружба)

2 группа:

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская … (Дружба)

3 группа:

Она — это то, что не каждый

За жизнь себе сможет сыскать,

Но если нашел, береги же,

Не дай никому отобрать! (Дружба)

(5 минут на работу в группе с загадками)

У.: Первая группа читает загадку и говорит ответ.

О.: Дружба.

У.: Вторая группа читает загадку и говорит ответ.

О.: Дружба.

У.: Третья группа читает загадку и говорит ответ.

О.: Дружба.

  1. Целеполагание.

У.: Хорошо, так о чём мы сегодня будем говорить.

О.: О «Дружбе».

У.: Хорошо. Тема нашего занятия «Ты мой друг и я твой друг».(слайд)

У.: Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?

О.: Общение между людьми, человеческие эмоции, чувства и постоянная готовность поддержать, поговорить, помочь. Она возникает на основе взаимопонимания, общности взглядов и характеров и может перерасти в сильнейшее уважение, взаимную привязанность и довольно крепкую эмоциональную связь

У.:Да, я с вами согласна. Дружба – великая ценность, подарок судьбы. Она помогает нам учиться, работать, жить.О дружбе размышляли во все времена. Есть  сказки, мультфильмы, в которых персонажи очень дружны. И таких очень много, хотя персонажи, которые дружат, совсем разные и не похожие друг на друга. Вы можете в этомсами убедиться, отгадав их.

  1. «Бременские музыканты» (слайд)
  2. «Малыш и Карлсон» (слайд)
  3. «Львёнок и Черепаха» (слайд)
  4. «Приключения Буратино» (слайд)
  5. «Винни-Пух и Пятачок» (слайд)
  6. «Крокодил Гена и Чебурашка» (слайд)

У.:Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц - слева, а их продолжение – справа. Соотнесите начало и конец, чтобы получилась полная и правильная пословица: (слайд)

  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. Друга ищи, а найдешь – береги.
  3. Человек без друзей, что дерево без корней.
  4. Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
  5. Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

У.: Молодцы. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко и потерять его. У кого из вас есть друг? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями?

У.: Ребята, как вы думает с любым ли человеком можно дружить?

О.: Да.

У.:Каким должен быть настоящий друг?

О.:Помогать друг другу. Не бояться просить прощения, если обидел друга. Не жадничать.

У.:Что же надо делать, чтобы дружба не распалась?

О.: Соблюдать правила дружбы.

У.:Хорошо. Существует много правил и законов дружбы. Вы только учитесь дружить. Поэтому мы сейчас с вами познакомимся с правилами дружбы.

Правила дружбы

1. Не обижай своих товарищей, не обзывайся.

2. Относись к товарищам уважительно.

3. Если обиделся на друга, старайся поскорее забыть об этом. Не злись долго!

4. Не смейся над своими друзьями.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

6. Не жадничай, делись с товарищами.

7. Не бойся попросить прощения.

8. Не бросай друга в беде.

9. Не выдавай чужие секреты.

10. Не ябедничай.

11. Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу, если он делает что-то плохое.

12. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то, научи его.

13. Умей принимать помощь, советы и замечания от других ребят.

У.:Соблюдая эти правила, я думаю, что вы никогда не потеряете своего друга.

У.:Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно в классе. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Дружбу надо ценить.

  1. Закрепление знаний и умений.

У.: Сейчас вам необходимо выполнить небольшую практическую работу.Найдете пару каждому герою. Их друзья справа, но они разбежались и построились в неправильном порядке. Помогите им найти своих друзей.

1.  Белоснежка и … (7 гномов)

2.  Вини-Пух и … (Пятачок)

3.  Малыш и … (Карлсон)

4.  Буратино и … (Мальвина)

5.  Крокодил Гена и … (Чебурашка)

6.  Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)

7.  Котенок Гав и … (Щенок)

  1. Итог занятия.

У.: О чём мы сегодня с вами говорили?

О.: Сегодня мы говорили о «дружбе».

У.: Что такое «Дружба»?

О.:Дружба – великая ценность, подарок судьбы. Она помогает нам учиться, работать, жить.

У.: С кем можно дружить?

О.: Дружба бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем.

  1. Рефлексия занятия.

У.: И в завершении нашего занятия я предлагаю вам нарисовать ротик и глазки у ромашки:

  • если тема занятия была важна для вас и интересна вам, то нарисуйте у ромашки улыбку;
  • если было не интересно, скучно, то покажите, что ромашка грустит.

У.:На память о нашем занятии я раздам вам обереги дружбы, а вы обменяйтесь ими друг с другом.



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»

Конспект внеурочного занятия (мероприятия)

в области изобразительной деятельности и декоративно – прикладного искусства

Тема: «Мы летим в космос»

Возраст  обучающихся: 4 класс

             

                                                       Разработал: обучающаяся  42шк. группы

                            специальности

 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Палеева Юлия Александровна

                                                                                                         ФИО

г. Черняховск, 2019г.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 12.04.2019г.

Время: 12:35 – 13:20

Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»

Класс: 4 «А»

Целевой компонент занятия:

Тема: «Мы летим в космос»

Цель: формирование навыков рисовать космические корабли разных конфигураций, создание положительной эмоциональной обстановки, побуждать детей к познанию и творчеству.

Задачи:

Воспитательная: воспитание интереса к творчеству, эстетического вкуса и чувство цвета, бережное отношение к работе, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за достижения отечественных ученых и космонавтов; воспитывать желание учиться, узнавать новое и делать собственные маленькие открытия в сфере космоса; способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи..

Развивающая: развивать творческое мышление, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности, творческий подход к работе, самостоятельно дополнять образы разными элементами, развивать умение оценивать свою работу и работу других детей. 

Образовательная: дать детям представление о космонавтах , космосе, ракете; познакомить с освоением космоса: спутники, животные - космонавты, человек; рассказать о первом космонавте, развивать познавательные способности.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать развитию фантазии, творческому мышлению, воображению, интересу к изобразительной деятельности, развитие творческого подхода к работе, развитие организованности, самостоятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели внеклассного занятия; составлять план работы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: способствовать умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, вступать в диалог, быть - готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение работать с новой техникой с обучающимися, извлекать информацию, представленную в разных формах; строить рассуждения;

Предметные результаты: способствовать развитию фантазии, внимания, воображения, творческого мышления, организованности, самостоятельности; интересу к изобразительной деятельности, умение согласовывать интересы в процессе преодоления определённых, соответствующих возрастным особенностям, трудностям.

Форма работы: этическая беседа, индивидуальная работа.

Оборудование: проектор, презентация, лист картона белого, манка, акриловые краски, акварель, клей ПВА, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитра, подставка для кистей, карандаш, ластик, альбомный лист (для эскиза).

Содержательный компонент занятия:

Ход занятия

  1. Организационный момент.

У.: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.

  1. Сообщение темы занятия.

У.: Ребята, а какой у нас сейчас месяц? (апрель)

У.: Апрель тоже богат на свои праздники, и в апреле празднуется очень замечательный праздник. Что за праздник? (День космонавтики)

У.: Кто может назвать имя первого космонавта, побывавшего в космосе? (Юрий Гагарин, Белка и Стрелка).

У.: Сегодня мы сначала поговорим о первых полетах в космос, а затем порисуем.

  1. Основная часть.

У:  Сначала я вам покажу презентацию и расскажу, кто побывал в космосе, а потом вы ответите на несколько моих вопросов, и я узнаю, внимательно вы меня слушали или нет, договорились?

У: Людям всегда хотелось полететь  к звездам, так появились первые летательные аппараты. Кто-то пытался добраться до звезд на воздушном шаре, дирижабле. Люди придумали самолеты, которые взлетали все выше, но улететь в космос не смогли. Наконец русский ученый К.Э. Циолковский доказал, что полет в космос возможен только с помощью ракеты.

Дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали собаки, многие уверены то, что первыми животными полетевшими в космос были легендарные собачки, имена которых вам известны - это Белка и Стрелка, но на самом деле это не так, её звали Лайка, она была обычной  дворняжкой полетевшей в космос. (слайд)

Следующий проект, готовился дольше и тщательнее, но и здесь не обошлось без жертв- 28 июня 1960г. у ракеты отвалился боковой блок и она разбилась, не успев толком взлететь. И в этом полете погибли две собаки - Чайка и Лисичка. (слайд)

19 августа в 11:44 по московскому времени с космодрома Байконур был запущен второй корабль – спутник типа «Восток» с собаками Белка и Стрелка на борту. (слайд) Полет Белки и Стрелки продолжается более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. За время своего полета Белка и Стрелка преодолели расстояние в 700 тыс. км. 20 августа 1960 года в 13:32 МСК на 18 витке с Земли была дана команда на запуск цикла спуска. Была включена тормозная двигательная установка, и корабль сошел с орбиты. Через некоторое время спускаемый аппарат успешно приземлился в заданном районе в 10 км от расчетной точки. Белка и Стрелка благополучно возвратились на Землю. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

После знаменитых собак: Белки и Стрелки летало в космос много различных собак. Первый человек полетевший в космос – это Юрий Гагарин. Летчик Юрий Гагарин стал одним из тех, кого отобрали в первый отряд советских космонавтов. Его технические знания, трудоспособность, физическое здоровье обусловили тот факт, что именно он 12 апреля 1961 года стал первым человеком, поднявшимся в космическое пространство. С космодрома Байконур был произведен запуск ракеты «Восток-1». Выполнив один оборот вокруг Земли на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). (слайд) 

Вопросы по теме:

  1. Кто был первым космонавтом?
  2. Как звали собаку, которая первая побывала в космосе?
  3. Как звали первого человека, который полетел в космос?
  1. Практическая работа.

У.: Теперь мы с вами выполним работы связанные с 12 апреля – День космонавтики. Сейчас достаем краски или цветные карандаши, альбомные листы я вам сейчас раздам. Рисовать мы с вами сегодня будем по группам направлениям.

1 ряд рисует рисунки на тему «Как начинались полеты в космос?» То есть вы должны представить и показать на рисунке сюжет о том, как вы представляете себе с чего начинались полеты в космос.

2 ряд рисует рисунки на тему «Космическое путешествие?»    2 группа обучающихся на листе А4 должны изобразить сюжет о том, как они представляют себе космическое путешествие. Может кто – то хочет в космос слетать на ракете, может на луноходе и т.д.

3 ряд рисует рисунки на тему   «Как в будущем будут осуществляться полеты?» 3 группа обучающихся должна нарисовать рисунки на листе форматом А4, как они представляют себе полеты в космос в будущем.

  1. Заключительная часть

У.: Молодцы ребята, вы справились с работой. Мы сегодня нарисовали много разных рисунков. Каждый из вас творчески подошёл к своей работе.

У.: Теперь из ваших работ мы с вами откроем выставку. И посмотрим, какие у вас получились прекрасные произведения искусства. Вы все прекрасно справились с заданием, у каждого получился свой индивидуальный рисунок, в который вы вложили свою фантазию, воображение. Ваши работы показывают, какое у вас настроение, у всех отличное потому, что в каждом вашем рисунке выбраны яркие краски благодаря этому они получились весёлыми и солнечными.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»

Конспект внеурочного занятия (мероприятия)

в области  научно-познавательной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: психология для школы

Тема: «Мой класс – мои друзья»

Возраст  обучающихся: 2 класс

             

                                                       Разработал: обучающаяся  42шк. группы

                            специальности

 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Палеева Юлия Александровна

                                                                                                         ФИО

г. Черняховск, 2019г.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 15.04.2019г.

Время: 11:25 – 12:10

Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»

Класс: 2 «Б»

Целевой компонент занятия:

Тема: «Мой класс – мои друзья»

Цель: создать благоприятные условия для осознания позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе, сотрудничества и взаимопомощи друг другу; развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях.

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию социальных навыков, сотрудничества и кооперации.

Развивающие:  способствовать развитию познавательных процессов, эмоциональной и коммуникативной сфер личности обучающихся;  развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.

Образовательные:  способствовать  созданию благоприятных условий для знакомства детей друг с другом; создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, усвоение социальных норм и ценностей.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать умению искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: способствовать умению ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: способствовать умению проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: способствовать умению слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.

Класс: 2
Форма проведения: психологический тренинг

Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности: 

Второй уровень воспитательных результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Содержательный компонент занятия:

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия.

Добрый день, ребята! Я очень рада встрече с вами! И первое что мы с вами сделаем - это поздороваемся, проведём ритуал приветствия, передадим движение по кругу. (прикоснуться к ладошке)

  1. Упражнение «Передача движение по кругу» –  создает  установку  на совместную работу,  взаимодействие,  развивает согласованность действий и координацию движений (руки на коленях,  левая вверх ладонью, правая – вниз, хлопаем правой рукой по левой руке соседа поочередно по кругу. 3 раза).
  2. Упражнение «Я тетрадь». Участниками раздают карточки с названиями школьных принадлежностей (доска, мел, тетрадь и т.д.) Каждый составляет монолог от лица своего предмета. Можно организовать диалог между предметами.
  1. Психологическая разминка:    
  1. Игра «Имя соседа» - ведущий кидает мячик, то кто его поймал должен назвать имена своих соседей.
  2. «Кто сказал мяу». Водящего раскручивают в центре круга с закрытыми глазами и усаживают к кому-то на колени,  в это время   говорят «мяу». Водящий должен назвать имя одноклассника, у которого он  сидит на коленях и кто сказал мяу. Смените побольше водящих. Кто окажется самым внимательным?

III. Основное содержание занятия.

  1. Игра «Нужно ли уметь дружить?». Ведущий предлагает детям назвать что они умеют делать: плавать, кататься на коньках, готовить, убирать, пользоваться компьютером и т.д. Одному з них предлагается слова «Я умею дружить». Обсуждается это умение, нужно и можно ли ему научиться. Предлагают собраться в одну команду тем, кто считает, что дружить умеют не все. Другая команда может доказывать, что можно научиться дружить любому человеку.
  2. «Передай  эмоцию по кругу».  Один участник загадывает определенное чувство и с помощью мимики показывает его соседу. Все остальные сидят с закрытыми глазами. В конце сравнивается изображение чувства у первого и последнего.  Как изменилось изображение эмоций и чувств при передаче?
  3. Игра «Геометрические фигуры»  - направлена на   интерактивное взаимодействие, способствует формированию навыков  коллективного взаимодействия, сотрудничества, позволяет увидеть «группу риска» (дети стоят в одном большом круге, по сигналу ведущего  круг должен приобрести форму  квадрата, овала, треугольника, трапеции).
  4. «Неоконченные предложения». Дети завершают следующие предложения:

«Настоящий друг – это тот, кто….»

«Друзья всегда….»

«Я могу дружить с такими людьми, которые….»

«Со мной можно дружить, потому что я ….»

IV. Ритуал прощания.

Игра салют: все дети одновременно поднимают руки со  словами «Мы молодцы».



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»

Конспект внеурочного занятия (мероприятия)

в области  естествознания

Тема: Викторина «Знатоки природы»

Возраст  обучающихся: 2 класс

             

                                                       Разработал: обучающаяся  42шк. группы

                            специальности

 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Палеева Юлия Александровна

                                                                                                         ФИО

г. Черняховск, 2019г.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 18.04.2019г.

Время: 12:25 – 13:10

Место: МАОУ «СОШ № 4 г. Черняховска»

Класс: 2 «Б»

Целевой компонент занятия:

Тема: Викторина «Знатоки природы».

Цель: создание благоприятных условий для закрепления и обобщения знаний об окружающем мире, известных группах животных и растений, умений различать их по определенным признакам; развития положительной мотивации к познанию, кругозора; воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: способствовать закреплению и обобщению у обучающихся представлений об окружающем мира, известных группах животных и растений, осознания важности рациональности и охраны окружающей природы.

Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества и коллективизма, бережного отношения к окружающей среде, любви к природе и млекопитающим.

Развивающие: способствовать развитию мышления, логики, речи, кругозора, творческой активности, познавательный интерес, общаться в коллективе, умения взаимодействовать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать ход своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать свое предложение и отстаивать свою точку зрения; контролировать и оценивать действия партнера; развитие умения выражать свои мысли.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.

Уровень воспитательных результатов: 1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний.

Форма внеурочного занятия: познавательная викторина с элементами игры

Виды деятельности: групповая,  фронтальная работа.

Содержательный компонент занятия:

Ход занятия

1. Подготовительный этап.

У.: - Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

  1. Работа в группах (определить название команды)

У.: - Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

О.: - Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды.

2. Основной этап.

У.: - Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

(За каждый правильный ответ 1 балл)

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

У.: - Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На каком дереве созревают желуди? (дуб).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). 
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. Листья какого растения прикладывают к ранке? (подорожник).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега.(Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. На каком цветке можно погадать, отрывая лепестки? (ромашка).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Как называется растение колючее как ежик? (кактус).

 У.: - Молодцы, ребята! Следующая станция «Лесные загадки».

 Загадки (каждая команда отгадывает по 2 загадки)

  1. Русская красавица, 

Всем нам очень нравится. 
Бела она, стройна, 
Одежда зелена. (
Береза).

  1. Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (
Ели)

  1. Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал. 
Год прошел – и деревцем 
Маленьким он стал. (
Желудь).

  1. Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива).

  1. Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет: 
Листья – звезды яркие, 
Золотые, жаркие. (
Клен).

  1. Что за дерево такое 

Угощает снегирей? 
Снег стоит, трещат морозы, 
Ну а ягоды вкусней. (
Рябина).

  1. Есть на речках лесорубы 

В серебристо-бурых шубах 

Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. (
Бобры).

  1. Скачет зверюшка: 

Не рот, а ловушка. 
Попадут в ловушку 
И комар, и мушка. (
Лягушка).

  1. Над рекою он в полёте, 

Этот чудо-самолётик. 
Над водой парит он гладкой, 
На цветке его посадка. (
Стрекоза).

  1. На спине я дом ношу, 

Но гостей не приглашу: 
В костяном моём дому 
Место только одному. (
Черепаха).

  1.  Лежит верёвка,

Шипит плутовка,
Брать её опасно – 
Укусит. Ясно? (
Змея).

  1. Волны к берегу несут

Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (
Медуза).

У.: - Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.

У.: - Мы продолжаем наши конкурсы.

Станция – «Царство животных»

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  8. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  9.  Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

4-й конкурс. Станция «Забавные зверюшки».

У.: - Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

У.: - Каждой команде дается конверт с заданием. В этом конкурсе вы должны изобразить животное, так чтобы ребята из других команд смогли отгадать, при этом не должно прозвучать ни звука, можно показать движением, мимикой лица.

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.
  5. Утка и утята
  6. Заяц и волк

У.: - Отгадайте загадку и узнаете, какой следующий конкурс.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

У.: - Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

У.: - А сейчас мы отправляемся за грибами.

5-й конкурс. «На лесной полянке».

У.: - Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! 
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... 
    (Опята).

  1. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... 
    (Маслята).
  2. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. 
    (Подосиновик).

  1. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! 
    (Подберёзовик).
  2. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. 
    (Боровик, белый). 

7-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

3. Заключительный.

Игра «Четвёртый лишний».

Каждой команде раздается листок. Вам нужно подумать и вычеркнуть лишнее. А рядом записать ПОЧЕМУ вы так решили?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  4. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  5. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

У.: - Каждый член команды отвечает на один блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

  1. Нос птицы. (Клюв.)
  2. Птичий домик. (Гнездо.)
  3. Ночная птица. (Сова.)
  4. Насекомое, дающее мед. (Пчела.)
  5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)

  1. Мелкая зимующая птица. (Воробей)
  2. Ребенок курицы. (Цыпленок)
  3. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест.)
  4. Домашний сторож. (Собака.)
  5. Плод дуба. (Желудь.)

  1. Зимнее логово медведя. (Берлога.)
  2. Самое длинноногое животное. (Жираф.)
  3. В каком слове 40 “А”. (Сорока.)
  4. Из какого дерева делают спички. (Осина.)
  5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)

  1. Самое большое животное. (Кит.)
  2. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин.)
  3. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь.)
  4. Какую ягоду не едят. (Волчью.)
  5. Дом скворца. (Скворечник.)

  1. Колобок, обросший иглами. (Еж.)
  2. Самый высокий зверь. (Жираф.)
  3. Самая страшная рыба. (Акула.)
  4. Какого цвета ландыш. (Белого.)
  5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла.)

  1. Где живут пингвины. (На южном полюсе.)
  2. Домашний сторож. (Собака.)
  3. Корова в детстве. (Теленок.)
  4. Что снесла курица. (Яйцо.)
  5. Где живут зебры. (В Африке.)

 «Кто Я? »

Нужно определить, о каком животном идет речь. Письменный конкурс.

1 «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)

2 «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

3 «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

4 «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами».(Белка.)

4. Итог занятия. Рефлексия. 

У.: - Все команды хорошо поработали на сегодняшнем занятии, и каждый получит небольшой поощрительный приз – медали.

У.: - Как называлась наша викторина?

У.: - Какая информация о природе, животных, растениях была для вас новой?

Нарисуйте на кружках смайлики:

1. Если вам понравилось занятие, то нарисуйте радостный смайлик.

2. Если не понравилось – грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Ток бежит по проводам"

Конспект одного из занятий кружка "Азбука здоровья" (внеурочная деятельность). Можно использовать для 1 - 2 классов, а также уроков по ОБЖ. Презентацию можно скачать на сайте http://prezentacii.com/...

Внеурочное занятие "Проводы зимы"

Сценарий внеурочного занятия для начальной школы...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

конспекты внеурочных занятий...

ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия

ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия...

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

1.     Конспект занятия по МДК Практикум по организации внеурочной работы в области туристско-краеведческой деятельности на тему «Экскурсия в Калининградский зоопарк» д...

ПМ 02. ПК 2.1 Проводить внеурочные занятия.

Конспекты внеурочных занятий...