проект «Декор интерьера в технике" Холодный фарфор"
проект (4 класс)

Гноевая Любовь Николаевна

Во все времена люди украшали свои жилища красивыми вещицами: вазами, цветами, статуэтками из фарфора. И в наше время женщины стремятся создать гармонию и уют в доме, подчеркнуть свою индивидуальность.

Но не всегда рынок предлагает оригинальные предметы интерьера, женские украшения, подходящие по цене каждому. Недоступность этих вещей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, привела к появлению различных технологий-заменителей. Поэтому изделия из холодного фарфора с каждым днем набирают все большую популярность, благодаря своей долговечности, красоте, простоте производства, а главное – дешевизне.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБЛАСТНОГО СЛЕТА-КОНКУРСА

«ЮНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ ДОНА - ТРЕТЬЕМУ ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ»

Раздел «Технология художественной обработки материалов»

«Декор интерьера в технике холодный фарфор»

Место выполнения: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»

города Каменск-Шахтинский

Автор: Солонченко Мария Александровна, обучающаяся объединения

«Мастерская чудес»

Руководитель: Гноевая Любовь Николаевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТ»

2017 год


Содержание

Аннотация                                                                                3

  1. Введение                                                                        4
  2. Цель и задачи проекта                                                        5
  3. Аналитическая часть                                                        6

3.1. История появления керамики                                        6

3.2.История развития русской художественной керамики        8

3.3.Краткая история развития фарфора                                12

3.4. История создания холодного фарфора                        18

  1. Практическая часть                                                        20

                4.1. Идеи создания проекта                                                20

                4.2. Технология изготовления                                        21

  1. Литература                                                                        25
  2. Приложения                                                                26-32

Аннотация

Во все времена люди украшали свои жилища красивыми вещицами: вазами, цветами, статуэтками из фарфора. И в наше время женщины стремятся создать гармонию и уют в доме, подчеркнуть свою индивидуальность.

Но не всегда рынок предлагает оригинальные предметы интерьера, женские украшения, подходящие по цене каждому. Недоступность этих вещей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, привела к появлению различных технологий-заменителей. Поэтому изделия из холодного фарфора с каждым днем набирают все большую популярность, благодаря своей долговечности, красоте, простоте производства, а главное – дешевизне.

C:\Users\ЛЮБАША\Pictures\2017-03\IMG_20170321_092353 (2).jpg

Введение

Изделия из холодного фарфора с каждым днем набирают все большую популярность, благодаря своей долговечности, красоте и простоте производства изделий.

Лепка из холодного фарфора проще, чем работа с соленым тестом и дешевле, чем изготовление декора из полимерной глины. С холодным фарфором рукодельницы познакомились в начале прошлого века. Его придумали умельцы из Аргентины, использовавшие пластичную смесь вместо глины для создания небольших скульптур и статуэток. Но вскоре выяснилось, что материал прекрасно подходит для изящных украшений, предметов интерьерного декора, искусственных растений. С тех пор лепка из холодного фарфора с каждым днем становилась все более популярной, постепенно превращаясь в самостоятельное ответвление декоративно-прикладного искусства. Благодаря тому, что холодный фарфор – дешевый, экологически чистый и легкий в применении продукт, с его помощью может научиться творить практически каждый, от мала до велика. Это увлечение можно смело включить в свой список бесплатных хобби. При этом совсем необязательно иметь за плечами художественное образование или быть прирожденным скульптором. Преимущество холодного фарфора над тем же пластилином состоит в том, что через некоторое время он полностью затвердевает, поэтому изделия из него получаются более изящными, прочными и устойчивыми к механическим повреждениям. Правда, для окончательного высыхания поделки из этого материала требуется несколько дней.

Нравится вам иметь оригинально оформленные предметы интерьера, создавать гармонию и уют в доме,  идеально подчеркивать свою женственность и индивидуальность?

В этом вам поможет холодный фарфор!

 

Цели и задачи проекта

Цель нашего проекта - создать декор предметов интерьера в технике  «холодный фарфор».

Задачи:

  • Изучить историю возникновения и изготовления фарфора, как одного из видов народного творчества;
  • Изучить историю возникновения и изготовления холодного фарфора;
  • Изучить современные тенденции в декорировании интерьера, выявить наиболее значимые признаки для решаемой задачи;
  • Рассмотреть варианты различных техник и выбрать наиболее походящие;
  • Составить возможные варианты сочетания признаков декорирования, чтобы получить вариант оригинального дизайнерского решения;
  • Совершенствовать свои умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества.

Аналитическая часть

История появления керамики

Керамика (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками.

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду.

 В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения. Мастера использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и обжига такие изделия из керамики покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень многие коллекционируют керамику, как произведения искусства и памятники истории художественной культуры.

Секрет производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н.э., позже вновь был изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.


История развития русской художественной керамики

Высокого уровня гончарное  мастерство достигло в Киевской Руси (IX—XII вв.) - изготовлялась разнообразная бытовая посуда и архитектурная керамика. Богатый материал по истории развития русской керамики в XVI — XVII вв. дали археологические раскопки в Москве. Среди найденных предметов большое количество разных видов керамики: красные терракотовые (непокрытые глазурью) и глазурованные рельефные изразцы для облицовки печей, кувшины, миски, игрушки, аптекарская посуда.

Большой интерес представляла чернолощеная посуда — чернильницы, кувшины, кубышки, рукомои, фляги. Способ изготовления такой посуды состоял в следующем: высушенные глиняные предметы перед обжигом натирали (лощили) куском дерева, костью или камнем, и затем обжигали в коптящем пламени, в конце операции прекращали доступ воздуха в топку. Готовые черные изделия с красивой блестящей поверхностью в местах лощения отличались особенно прочным черепком.

В XVIII в. получила распространение майоликовая посуда. Это были довольно толстостенные изделия из цветных глин, покрываемые преимущественно белой эмалью и расписываемые окислами металлов. Майолика выпускалась в Москве, Петербурге, но особенно ею славилась Гжель.

Гжель — старинный гончарный район в 60 км от Москвы, объединявший более 20 деревень, в которых крестьяне испокон веков делали гончарную посуду, игрушки, изразцы. С середины XVIII в. гжельские мастерские и небольшие заводики выпускали из майолики чайные и столовые сервизы, блюда, миски, кувшины, квасники, игрушки, цветочные горшки и многое другое.

Майолика Гжели пользовалась необычайной популярностью среди самых широких слоев населения тогдашней России; ее потребителями, по словам историка XVIII в. А. Болотова, кроме дворян и помещиков были «недостаточные люди, раскупавшие ее во множестве и по дешевизне».

С конца XVIII - начала XIX в. Гжель постепенно перешла на производство полуфаянса.

Полуфаянс - керамическая масса, близкая по составу фаянсу; изделия из нее, покрытые прозрачной глазурью, реже белой эмалью, имеют серый, более пористый и толстый и менее прочный, чем у изделий из фаянса, черепок.

В XIX в. в Гжели освоено производство изделий из фаянса и фарфора. Их выпускали как мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия богатых гжельских купцов Кузнецовых, Тереховых и др. Изготовляли чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, чайницы, солонки, чернильницы, блюда и т. п. Формы гжельского фарфора пластичны, выразительны по силуэту и всегда отвечают назначению вещи. Роспись, многоцветная и нарядная, наносилась от руки уверенным и быстрым мазком кисти.

С Гжелью мы вправе связывать зарождение и развитие отечественной керамики, в XIX в. район Гжели объединял почти половину всех керамических предприятий России. Гжельцами самостоятельно были освоены все основные виды керамики: гончарство, майолика, фаянс, фарфор.

Со второй половины XIX в. начался постепенный упадок Гжели. Многие мелкие и даже средние заведения разорялись и закрывались. Одной из причин этого явился общий экономический кризис в стране. Перед революцией в Гжели оставалось всего несколько предприятий, которые были национализированы в 1918 г.

За годы Советской власти гжельский гончарный промысел преобразился, выросли благоустроенные поселки с новыми жилыми домами, школами, магазинами. В Гжели находятся крупнейший в стране завод электроизоляторов, комбинат стройматериалов, завод фарфоровой химической аппаратуры, кирпичный завод и, конечно, предприятия художественной керамики, из которых наиболее крупным является производственное объединение «Гжель».

После Великой Отечественной войны под руководством известного специалиста и исследователя русской керамики А. Б. Салтыкова в Гжели была проведена серьезная исследовательская работа. В результате на промысле было выработано новое художественно-стилевое направление, основанное на богатейших традициях гжельского полуфаянса и фарфора XIX в.

Кроме Гжели, имевшей особое значение в развитии отечественной керамики и сохранившей до наших дней традиционное искусство народных мастеров, в различных районах России существовало множество других керамических промыслов.

В г. Скопине Рязанской обл. издавна гончары занимались изготовлением бытовой посуды и игрушек. Простые крынки, кувшины, миски, кружки, выполненные из местной светлой пластичной глины, покрывались частично или полностью яркими цветными глазурями желтого, зеленого, коричневого цветов. Формы сосудов отличались добротностью, простотой, декоративностью. Пластические свойства глины способствовали развитию скульптурных навыков у местных гончаров. Бытовую посуду украшали лепными оборками, «косичками», несложными скульптурными деталями, выполняли отдельно от посуды глиняные глазурованные игрушки и свистульки: коней (коников), всадников, баранчиков, птичек и т. д.

В середине XIX в. в Скопине сложился оригинальный промысел глиняной фигурной посуды. По преданию, основателями нового промысла были скопинские братья Оводовы. Эти потомственные мастера лепили сложной формы глиняные сосуды в виде всевозможных зверей и птиц. Их искусство пришлось по душе местным гончарам, которые исстари тяготели к скульптурным формам. Над выполнением многодельных, скульптурно вылепленных сосудов мастера трудились по нескольку дней. За такие «мудреные» кувшины они просили дороже, чем за обычные горшки, и покупателями их были местные зажиточные люди, а также любители и собиратели народной керамики - жители Москвы, Петербурга и других городов.

Виды керамики

Для производства художественных изделий (скульптуры малых форм, посуды, игрушек) широкое распространение с давних пор получили различные виды керамики: терракота, гончарная керамика, майолика, фаянс и фарфор.

Терракота (в переводе с итальянского - «земля жженая») - керамика, изготовленная из красной или желтой обожженной глины. не политой глазурью, и имеющая пористый черепок.

Гончарная керамика - (от слова «горн» - печь) - керамика из цветной глины, полностью или частично покрытая прозрачной свинцовой глазурью, с пористым черепком.

Майолика (от названия острова Майорка) - керамика из белой или цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком. Как правило, майоликовые изделия имеют рельефные украшения, покрытые приглушенными цветными глазурями.

Фаянс (от итальянского города Фаенцы) - керамика из беложгущихся глин, покрытая бесцветной глазурью с белым пористым непросвечивающимся даже в тонком слое черепком.

Фарфор - керамика, получаемая из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Изделия из фарфора имеют белый спекшийся, непроницаемый для воды, просвечивающий в тонком слое черепок. При легком ударе по краю изделия из фарфора издают мелодичный звук.

 

Краткая история развития фарфора

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому, как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство".

Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли "имари". Черепок японского фарфора уступает по качеству китайскому, но декор его гораздо богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Спорадически попадая в Европу начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому, как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство".

Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли "имари". Черепок японского фарфора уступает по качеству китайскому, но декор его гораздо богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре 1. По его заданию Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Мейсене, но неудачно. В 1724 году русский купец Гребенщиков основал фаянсовую фабрику, на ней велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

В 1744 году, когда была основана Петербургская мануфактура, императрица Елизавета пригласила из Швеции И.-Кр. Гунгера, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Он 5 лет впустую "исследовал" и уехал. Управителем после него был назначен Дмитрий Иванович Виноградов, который организовал поисковую систематическую научно-техническую работу, которая должна была привести к разработке технологического производства фарфора.

В 1736 году Д.И. Виноградов, М.В. Ломоносов, Р. Райзер - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан в "немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства". Обучался он в Саксонии, где находились тогда "славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы" и где работали искуснейшие учителя и мастера этого дела. Д.И. Виноградов пробыл за границей до 1744 года и, получив звание бергмейстера, вернулся в Россию.

Перед Виноградовым стояло несколько сложнейших задач: самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства; на основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и технологические приемы и способы изготовления настоящего фарфора; разработка рецепта глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.

В 1746-1750 годах велись поиски "рецепта" фарфоровой массы. Виноградов искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д.

С 1747 года Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления (1749 и более поздние годы). В 1752 заканчивает первый этап работ Виноградова по созданию первого русского фарфора и организации технологического процесса производства.

Составляя рецепт, Виноградов старался зашифровать его. Он применял итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Это объясняется тем, что ему давались указания засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки" от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровой массы и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате "прилежного труда" (оценка самого Виноградова), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Императорский завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский уже при Виноградове занял подобающее ему место.

Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, Дулевского фарфорового завода и Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода.

Производство фарфора

Производственный процесс изготовления керамических изделий состоит из нескольких этапов: подготовки сырья, приготовления массы, формования изделия, обжига, глазурования и украшения. Подготовка сырья заключается в очистке исходных материалов от примесей, тщательном измельчении, просеивании, сушке и т. д. Приготовление массы состоит из смешивания сырьевых материалов в определенных пропорциях и перемешивании смеси с водой до получения однородной жидкой фарфоровой массы. Массу пропускают через сито, очищают (электромагнитом) от примесей железа и обезвоживают (на фильтр - прессах или вакуум-прессах) для получения формовочного теста.

Далее следует процесс формования изделия. Существует несколько способов формования изделия: свободное формование на гончарном круге; пластическое формование ручным оттиском в форме; пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующих шаблона или ролика; шликерное литье в гипсовые формы; изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования. .

Изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования позволяет получать изделия сложной формы. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном или роликом со шликерным литьем и монтировкой приставных деталей широко распространено при выработке чайников, сахарниц, чашек, графинов, пиал и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и отдельных деталей. После формования изделия высушивают на воздухе и обжигают.

Классификация фарфоровых изделий

Художественные изделия из фарфора изготовляют в очень широком ассортименте. Их различают по назначению и характеру отделки.

По назначению художественные фарфоровые изделия делят на: утилитарные - предметы домашнего обихода (сервизы, графины, кувшины и т.д.); письменные принадлежности (чернильные и письменные приборы); принадлежности для курения (пепельницы); декоративные - скульптура малых форм, настенные панно и др.; украшения (броши); сувениры (барельефы, плакетки).

По характеру отделки фарфоровые изделия бывают с рельефным узором или живописью.        


История создания холодного фарфора

История этого материала для лепки берет свое начало в первых годах 19 века, именно тем временем датируются записи о нем и первые изделия. Согласно данным, холодный фарфор был изобретен аргентинцами, но точных сведений о его происхождении и истории его изобретения нет. Гораздо больше информации о русском мастере Ивановом Петре, который работал на императорском фарфором заводе и уже в начале 19 века создавал уникальные изделия из особого вида фарфора. Если верить архивным документам этого Петербургского завода, именно Петр Ульянович создал первые цветы из холодного фарфора. Предназначались они для украшения флаконов для духов и парфюмированной воды, которая поставлялась императору и его семье.

Но есть и более ранние подтверждения существования этого материала. В китайских трактатах об искусстве и скульптуре есть множество описаний лепки из холодного фарфора, но называется он иначе, однако рецептура его абсолютно схожа с той, которую использовал Иванов Петр.

Особенности изделий из холодного фарфора

Изделия  из этого материала необычайно красивы, но и не менее «требовательны». Хранить их или устанавливать необходимо вдали от влаги и прямых солнечных лучей. Нужно понимать, что холодный фарфор – это полимерная глина, которая способна впитывать влагу и раскисать, терять цвет от воздействия солнечного света. Вазы с лепниной, цветы и другие украшения из холодного фарфора нельзя ставить на окно или рядом с источником воды.

В помещениях, где находятся предметы из этого материала, должен соблюдаться оптимальный для них температурный режим. Если воздух будет холоднее 10º С, то структура будет разрушаться, так как частички влаги в составе кристаллизуются. Высокие температуры так же разрушают холодный фарфор – он попросту иссыхает и рассыпается.

Продлить «жизнь» изделиям из холодного фарфора можно при помощи лаковых покрытий. Они не только защитят от влаги, но и помогут сохранить форму, цвет и блеск поверхности. 


Практическая часть

Идеи создания проекта

При теоретическом изучении технологии  изготовления декоративной лепки украшений для предметов утилитарного характера, коллектив объединения пришел к выводу, что можно объединить этапы нескольких технологий для выполнения данного проекта. Тем самым, сделав изготовление декора доступным как по материалам, так и по способу изготовления.

Было принято решение выполнить декор рамки для фотографий, вазы для цветов и подсвечника. В современном дизайне интерьеров красивые фарфоровые вазы используются очень часто. Это интересный декоративный элемент, способный придать любому помещению особый уют, умиротворенность и торжественность одновременно.

Мы просмотрели книги и мастер классы по холодному фарфору разных авторов. Какое разнообразие приёмов! Это и флористика, и объемные фигуры, и подвесные изделия. Нам хотелось подобрать декор, который бы привлек своей красотой и оригинальностью, и был бы не сложен в изготовлении. Решили выполнить декор из букета цветов, в котором сочетается красота и оригинальность.

Керамическая флористика пришла из страны восходящего солнца, где более пяти тысяч лет назад мастера создавали удивительные цветы и фигурки.

Цветы приносят радость людям. Их дарят на праздники, выращивают на подоконниках и в палисадниках. Но срезанный цветок увядает, а за комнатными растениями требуется уход. Поэтому люди искали способы замены живых цветов и создавали искусственные растения из бисера, ткани, бумаги, керамики. Сегодня популярностью пользуются оригинальные цветочные композиции из холодного фарфора, которые легко сделать самостоятельно.

До изготовления проекта мы провели подготовительную работу:

1.изучили историю возникновения и изготовления керамики и фарфора, как одного из видов народного творчества;

2. изучили историю возникновения и изготовления холодного фарфора;

А при выполнении практической работы над проектом закрепили  имеющиеся знания и получили новые умения и навыки работы с холодным фарфором.

Холодный фарфор – это доступный, дешевый и самый податливый материал для лепки на сегодняшний день. Работа с холодным фарфором абсолютно безопасна и не требует каких-то особенных навыков и познаний, заниматься таким творчеством может даже маленький ребенок. Приготовить материал можно в домашних условиях, то есть не нужно бегать по магазинам и искать что-то особенное для воплощения своей мечты, радости прикоснуться к искусству, чтобы создать уникальное украшение или предмет интерьера своими руками.

По своему внешнему виду холодный фарфор напоминает глину или пластилин, но после высыхания он становится очень твердым. При лепке из него можно использовать любые типы украшений, любые аксессуары, от мелкого бисера и бусин, ракушек, пуговиц, веточек или засохших цветов, до текстиля любой структуры – ниточек или тряпочек, оставшихся от вязания, вышивания или пошива одежды. Поверхность изделия в технике холодного фарфора можно окрашивать, обсыпать мелкими материалами (песок, бисер), покрывать лаком.

Технология изготовления

1 этап. Изготовление холодного фарфора

Первый состав этого необычного материала для творчества, изобретенного аргентинцами, включал кукурузный крахмал, клей, глицерин и растительное масло. В   наше время рецепт мало изменился.

Сегодня холодный фарфор для лепки, как правило, готовят двумя способами: путём заваривания и путём замешивания всех составляющих. Тем, кто сталкивается с этим процессом впервые, лучше обойтись без варки и воспользоваться приведённым ниже рецептом.

Ингредиенты:

  • 1 стакан (250 г) кукурузного крахмала;
  • ¾ стакана клея ПВА;
  • ½ стакана воды;
  • 1 чайная ложка глицерина;
  • 1 чайная ложка любого увлажняющего крема для рук или лица белого цвета.

Порядок приготовления:

Все ингредиенты необходимо смешать в емкости. Клей небольшими порциями добавляем в крахмал, помешивая. В процессе вымешивания в массу добавим глицерин и крем. Месим получившееся «тесто»  до тех пор, пока все ингредиенты не превратятся в однородную эластичную массу. При этом ладони желательно периодически смазывать небольшим количеством растительного масла или крема, чтобы смесь не так сильно прилипала к рукам и было комфортнее работать.

Нам для лепки нужен фарфор различных  цветов. В процессе замешивания в массу можно добавить пару капель жидкого пищевого красителя или немного масляной краски для рисования (мы, в целях экономии, использовали гуашь). Для окрашивания готовых изделий подойдут практически любые краски – от ненужных косметических теней до акриловых и гуашевых.

Готовую массу храним в холодильнике, завернув в пищевую пленку (для предотвращения высыхания).

2 этап. Работа над изделием

C:\Users\User\Desktop\фото для МК\SAM_5763.JPGC:\Users\User\Desktop\фото для МК\SAM_5767.JPG

Еще в работе понадобились:

- тонкая проволока, на которой будут сохнуть наши изделия;

-маникюрные ножницы, стек, шило, канцелярский нож, губка для мытья посуды и зубочистки;

-клей «Дракон».

С помощью инструментов лепим цветы.

3 этап. Сушка изделий.

Сушим изделия на проволоке и зубочистках, воткнув в кусок пенопласта.

4 этап. Сборка изделия

Рамку покрасили белой краской ВД-АК-1180 фасадная «Белоснежная»;

После высыхания покрыли акриловой эмалью перламутровой, затем двумя слоями акрилового лака;

Сборку изделия осуществляли при помощи клея «Дракон».

5 этап. Оформление изделия

Подкрашивание цветов акриловыми красками. Покрытие изделия акриловым лаком.

Изготовление паспарту к рамке для фотографий.

В оформлении вазы для цветов  использовали дополнительно технику - кракле. Эта техника подразумевает декоративное растрескивание поверхности предмета от старости.

Чаще всего такое растрескивание достигается с помощью специального кракелюрного лака, который образует на окрашенной или лакированной поверхности старинные трещинки.

Однако не менее интересного эффекта можно достичь с помощью так называемого лже-кракле, которое можно выполнить на таком необычном материале, как яичная скорлупа.

Именно в такой технике мы декорировали свою вазу. В работе использовали клей ПВА, гуашь, акриловую эмаль перламутровая Золото,

акриловую эмаль перламутровая Гранат, контуры для керамики и стекла – цвет золото и медь.

Работу выполняли, соблюдая все меры безопасности при работе с клеем, ножницами. (Приложение 1,2)

Заключение

Итогом этого проекта стал очень красивый декор предметов интерьерного назначения. Их можно использовать в качестве подарка-сувенира или в качестве украшения интерьера, придания ему теплоты, уюта и оригинальности.


Литература и интернет ресурсы

1.http://festival.1september.ru/articles/655741/

2.ht2tp://www.liveinternet.ru/users/sweet5/post393584394/

3.Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий

4.https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologii-holodniy-farfor-677928.html 

5.http://zhenomaniya.ru/articles/show/ukrasheniya-iz-holodnogo-farfora

6. https://zhenskie-uvlecheniya.ru/lepka-iz-xolodnogo-farfora-izyskannoe-uvlechenie-dlya-tvorcheskix-natur.html

7.http://iledebeaute.ru/lifestyle/2015/6/8/55943/

8. http://couo.ru/sdelaj-sam/xolodnyj-farfor-svoimi-rukami.html


Приложение 1

Техника безопасности во время работы

  1. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

Опасности в работе: травма ножницами;

 Что нужно сделать до начала работы:

  1. положить инструменты и приспособления в отведённое для них место;
  2.  быть внимательной к работе,
  3.  класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд,

стержень от себя;

Что нужно сделать по окончании работы: 

1.убрать рабочее место.  

2 .Правила техники безопасности при работе с клеем

1.перед работой проветрить помещение;

2.беречь глаза от попадания клея;

3.при попадании клея в глаза промыть глаза большим количеством воды 4.после работы вымыть инструменты и руки.


Приложение 2

Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер — электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания:

  1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников;
  2. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам;
  3. .Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.);
  4.  Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо;
  5. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания;
  6. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления;
  7.  Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий;
  8. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы. Особенности электропитания монитора:

Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

 Система гигиенических требований:

1. Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья.

2. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению.

3.Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к рабочему месту. 

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и в быту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают. Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики. Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы


Приложение 3.

Экономическое обоснование проекта

Материал

Цена

Расход материала

Затраты в рублях

Кукурузный крахмал

85рублей

1 упаковка

85рублей

Лимонная кислота

15рублей

1 упаковка

15рублей

Вазелиновое масло

45рублей

1 флакон

45рублей

Акриловые краски

300рублей

1 упаковка

300рублей

Глицерин

15рублей

1 флакон

15рублей

Клей ПВА

180рублей

1банка

180рублей

ИТОГО

640рублей

 


Приложение 4.

Экологическое обоснование проекта

Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежит к числу наиболее сложных и актуальных задач современности. Всё большее значение приобретает гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды.

 Развитие современного производства наносит большой урон природе. Поэтому необходимо выбирать такие производства изделий, которые меньше наносят вред природе. Чем шире получат распространение безотходные и малоотходные технологии, тем меньше будет выбросов веществ, загрязняющих атмосферу, водоёмы…

Изготовление наших предметов декора является экологически безопасным: не вредит земной атмосфере, не загрязняется окружающая среда отходами, А также при изготовлении изделий из холодного фарфора не требуется специальное оборудование, т.к. всё изготавливается вручную.


Приложение 5

Реклама

Если Вы хотите подарить своим близким или подругам эксклюзивный подарок, затратив при этом минимум средств, изготовьте оригинальную работу в технике «холодный фарфор» - и благодарность и восхищение Вашим талантом вам обеспечена. Ведь подарок, сделанный своими руками - бесценен!

 Если и вы любите необычные вещи, создавайте смелые и оригинальные идеи своими руками. Не бойтесь воплощать свои фантазии в жизнь. Вот увидите, они заживут своей жизнью и будут приносить окружающим радость.

А, посвятив досуг этому увлечению, вы обогатите свою жизнь новыми идеями, вызовите удивление близких и друзей, да мало ли ещё чудес может с вами приключиться с таким хобби!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок с элементами проектирования "Интерьер детской комнаты"

Организация деятельности учащихся с точки зрения эффективности педагогического процесса может быть разной. Для того чтобы в памяти учащихся сохранился большой обьём информации используются ИКТ и элеме...

"Интерьер". Урок технологии, 4 класс. "Школа 2100"

Данный урок проводится в 4 классе.Цели урока:·         образовательная – познакомить учащихся с понятием “интерьер”,  требованиями к оформлению ...

ВД. 3 класс. Южноуральский фарфор

Название кружка: «Народные промыслы Урала», автор: Шамсутдинова Юлия Сергеевна, Городцова Елена СергеевнаНаправленность внеурочной деятельности: общекультурноеКласс: 3 классТип урока...

комплексная работа "Фарфор"

Комплексная работа "Фарфор" для 3 класса...

Дополнительная образовательная программа "Магия холодного фарфора"

Дополнительная образовательная программа "Магия холодного фарфора"...

Проект «Декор интерьера в технике «Джутовая филигрань»»

Заниматься творчеством сегодня интересно и модно.На занятиях в объединении «Затейники» мы часто работаем с джутом. Готовясь к конкурсу, нашли в интернете много интересных поделок, изготовл...

Проект «Декор интерьера в технике «Джутовая филигрань»»

Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь - каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит.. На занятиях в объединении «Затейники» мы часто работаем с джутом. Готовяс...