Формирование жизненных компетенций в условиях детского дома
методическая разработка (4 класс)

Коррекционно-педагогическая работа напрямую зависит от комфортного пребывания ребенка в ДДИ. Воспитанники детского дома - это особый контингент со своими комплексами поведенческого характера. Задача педагога для детей 1 и 2 группы – коррекция личностных свойств учащегося, формирование у них системы умений и навыков для успешной социализации в обществе. Решение этих задач осуществляется во время занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

«МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»

(ГКОУ «МОЦО №1»)

Доклад по теме: «Формирование жизненных компетенций в условиях детского дома».

Подготовила: Бабицкая Л.Н.,

учитель индивидуального обучения

г. Магадан

2018г.

В детском доме инвалидов на Солнечном обучается 30 детей. Все они с разными тяжелыми множественными нарушениями развития. Большинство, а именно 90% детей прибыли из дома-малютки г.Магадана. Родители детей почти не посещают. Таким образом, дети находятся на полном социальном обеспечении.

30 учащихся из ДДИ можно разделить на три группы:

1 – учащиеся, которые усваивают АООП вариант 2, частично усваивают АООП варианта 1: Настя Р, Кирилл Ш, Ева К. и другие;

2 – учащиеся, которые усваивают только АООП вариант 2: Светлана Е., Марина К, Валерий А. и другие;

3 – учащиеся, которым необходимы индивидуальные программы с кратковременным обучением (15-20 минут): Илья А, Сергей Л, Софья Р. И и другие.

Базовыми жизненными компетенциями для детей с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью выступают сформированные первичные представления о себе в окружающей среде, элементарные навыки самообслуживания, общение.

Формирование жизненных компетенций в ДДИ направлены:

  1. медицинское сопровождение, его выполняют сотрудники ДДИ.
  2. социально-бытовое направление, выполняется сотрудниками и педагогами, через предметные области
  3. коррекционно-педагогическая работа, выполняется педагогами школы и частично сотрудниками ДДИ (учитель ЛФК и учитель-логопед)

Коррекционно-педагогическая работа напрямую зависит от комфортного пребывания ребенка в ДДИ. Воспитанники детского дома - это особый контингент со своими комплексами поведенческого характера. Задача педагога для детей 1 и 2 группы – коррекция личностных свойств учащегося, формирование у них системы умений и навыков для успешной социализации в обществе. Решение этих задач осуществляется во время занятий.

Так, на уроках математики у детей из 1 группы, которые имеют диагноз умеренная умственная отсталость, изучают цифры, числа, счет, часы, календарь, денежные знаки – все это направленно на социальную реабилитацию учеников во взрослой жизни. Учебный материал максимально связан с реальной жизнью ребенка, что способствует повышению мотивации к обучению, формирует познавательные интересы. Ситуации для составления задач, в которых нужно применить полученные на уроках знания берутся из жизни или иллюстраций, простых и доступных для ученика. Перейдя в ПНИ, дети уже самостоятельно могут распоряжаться деньгами, ходить за покупками в магазин, уметь правильно распоряжаться своим режимом дня.

На уроках РиАК ученики, даже те, которые не знают всего алфавита и только начинают свое обучение, знакомятся с новыми словами. Все это очень важно для обогащения словарного запаса учащихся, с помощью которого они будут выражать свои мысли чувства и просьбы.

Через изобразительное искусство дети познают красоту окружающего мира. А некоторые учащиеся, такие как Настя Р., во взрослой жизни смогут самостоятельно занять себя в свободное время. Она прекрасно делает аппликации из пластилина, пайеток, бумаги и другого материала.

Окружающий социальный и природный мир полностью спланирован для формирования жизненных компетенций. Благодаря этим предметам, обогащается жизненный опыт детей, формируются простейшие умения, необходимые для использования в различных жизненных ситуациях.

Все ученики 2 группы имеют диагноз тяжёлая умственная отсталость, пять из семи детей с синдромом Дауна, у всех отсутствует речь. С учетом возможностей детей были предложены такие предметы для изучения, как математические представления, окружающий природный мир и окружающий социальный мир. Все занятия проводятся только индивидуально. Проведение экскурсий осуществляется только на территории ДДИ, так как дети неадекватно реагируют на внешний социальный мир. Вне территории детского дома представляют опасность для себя самих. Все учащиеся 2 группы после выпуска перейдут в ПНИ, на полное обслуживание.

Поэтому для детей данной группы необходимо больше времени для усвоения навыка, чем для детей умеренной умственной отсталости. Тем не менее, большинство детей имеют на сегодняшний день положительную динамику различных сфер развития, что в конечном итоге благоприятно повлияет на формирование жизненных компетенций каждого ребенка

Дети 3 группы – это дети с ТМНР. У семерых детей двигательные возможности характеризуются, как минимальные. Они постоянно находятся в вынужденном положении - лежа в кроватке. Три ребенка этой группы могут повернуться со спины на бок и обратно, могут захватывать руками игрушки, но не могут удерживать их. Двое могут держать голову, предметы, игрушки, так же не продолжительное время могут находиться в коляске в сидячем положении. Один ребенок может ходить на короткие расстояния в сопровождении взрослого.

Все дети этой группы большую часть дня, к сожалению, проводят без внимания взрослого. Персонал ДДИ оказывает им гигиенические процедуры, кормление. Поэтому, когда к такому ребенку приходит педагог он глазами, улыбкой, хрипами показывает свою радость. Занятия с такими детьми кратковременные 15-20 минут. Детям нравится слушать аудио - сказки, детские песни, следить глазами за яркими, святящимися предметами, играть в игры, где есть тактильный контакт.

Таким образом главной жизненной компетенцией для детей 3 группы является – создание позитивного эмоционально-волевого фона.

Подводя итог, можно сказать, на всех уроках происходит формирование жизненных компетенции учащихся ДДИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"

Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"...

Возможности открытой школы в формировании жизненных компетенций учащихся начальных классов

Организация воспитательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях каждого учащегося, является одной из наиболее острых проблем в теории педагогики и практике коррекционн...

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной    компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....

Формирование у детей элементарной дорожной грамотности в условиях детского дома.

Безопасность на дороге детей была и остаётся одной из самых острых проблем современности. В каждом городе за последние годы много сделано для улучшения дорожного движения: благоустраиваются дороги, ст...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”

В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....