Возможности открытой школы в формировании жизненных компетенций учащихся начальных классов
статья (4 класс) на тему

Жаркова Светлана Анатольевна

Организация воспитательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях каждого учащегося, является одной из наиболее острых проблем в теории педагогики и практике коррекционной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznennye_kompetentsii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Коррекционная школа № 8»

«Возможности открытой школы в формировании жизненных компетенций учащихся начальных классов»

                                                                                                                Подготовил: учитель Жаркова С.А.

Арзамас 2016 год

       Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционного образования является совершенствование процесса обучения детей с ОВЗ в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации развития, более успешному обучению в школе и социальной адаптации. В этой коррекционно-педагогической системе главная роль принадлежит формированию жизненных компетенций у детей с ОВЗ, как в учебной, так и в воспитательной деятельности.  

   Организация воспитательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях каждого учащегося, является одной из наиболее острых проблем в теории педагогики и практике коррекционной школы. В проекте Концепции  ФГОС впервые четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». В соответствии с Концепцией, в образовании детей с ОВЗ из двух составляющих ведущим становится, не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. В проекте ФГОС  для умственно-отсталых детей четко прослеживается то, как  формирование жизненных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Требуется специальная работа по введению ребенка в сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

  Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и коммуникативными трудностями и нарушениями речевых анализаторов. Ребенок с ОВЗ, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. С трудом формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе.

  Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

 Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого. Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов:

− жизненная значимость;

− практическая необходимость.

При этом решаются следующие задачи:

− дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания);

− научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами;

− сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.

  Главным показателем работы является то, что у детей появляется желание посещать школу, находиться в коллективе детей, взаимодействовать друг с другом, общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы, посильно принимать помощь специалистов, принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

   Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной    компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Из опыта работы по применению технологии театрализации на уроках литературного чтения....