Доклад " Развитие контрольно- оценочной самостоятельности в начальной школе ".
материал

Доклад " Развитие контрольно- оценочной  самостоятельности в начальной школе ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ» им.Ю.Акаева

Доклад на тему:

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе.

Подготовила: учитель начальных классов:

                              Казаналиева Умурабият Юсуповна

   Учебная деятельность – это ведущая деятельность ученика, это      интерес к учению, к людям, ко всему окружающему. Учебная деятельность дает возможность получать новые знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшей работы. 

  

Учебная деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте, она отличается от других видов и форм деятельности, которые применяются в образовательном процессе начальной школы. Нужно знать специфику учебной деятельности, отличать её от усвоения, тренировки и других форм учебной работы школьников. Учитель должен ввести ребёнка в учебную деятельность, он учит самостоятельно ставить, решать учебные задачи. В организации учебной деятельности, учитель не должен давать готовых знаний, они должны возникать в процессе учебных действий самих учеников. 

  Учебная деятельность – открытие, чего-то нового, интересного, где дети пытаются, учатся самостоятельно мыслить, размышлять, искать новое неизвестное.  Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, который понимает трудности, ожидающие его в движении в неизвестное. Учитель их сможет преодолеть лишь совместно с учениками.         

 

В школе можно встретиться не только с учебной деятельностью, но и с другими видами деятельности, даже на  уроках. Все эти деятельности осуществляются совместно, все они пронизаны взаимными оценками и самооценками. Все оценки воспринимаются не прямо, а через призму собственных представлений человека о себе.  

     Оценивание – это демонстрация собственных ценностей. Оценивая друг друга, мы демонстрируем свои ценности. 

С первого класса, мы учим детей оценивать, свои учебные достижения с помощью оценочных шкал. Количество шкал зависит от количества критериев, которые вырабатываем в ходе совместной работы. Этот способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении  заданий в парах или группах. Критерии оценивания различны. Внимание уделяем  не только тем аспектам, которые отражают  знания детьми программного материала, но и  таким, как быстрота, аккуратность, правильность, самостоятельность, умения слушать и слышать. Для оценивания ученик рисует волшебную линеечку (разработанную Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) на полях тетради, напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, ондостиг. После самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой  ребёнок обосновывает свой выбор на линеечке и объясняет, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем надо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где по его мнению он должен находиться. Если оценки учителя  и ученика совпали, учитель обводит крестик ученика кружком. 

 

                              оценки совпали  

                              оценки не совпали                           

Предметом оценки и контроля со стороны ученика в первом классе является:  

          самочувствие учащихся на уроке (интерес, активность или   

безразличие, утомляемость). 

         соблюдение договорённости внутри класса о правилах работы во время     урока. 

      введение оценочных листов, в них отражены уровни умений, которыми овладел учащийся:  

                           не знаю, затрудняюсь  (синий цвет) 

                       сомневаюсь, не уверен   (зелёный  цвет) 

                       знаю, умею     (красный цвет) 

 

Итогом работы по оценочному листу является, совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребёнка. 

    В первом классе ребёнок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребёнком по коррекции формирования умений. 

    Во втором классе учащиеся при правильной работе учителя способны

самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность

предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своего «знания- незнания», используя прогностическую оценку. 

 С учащимися своего класса разработали критерии, по которым происходило оценивание того или иного вида деятельности ребёнка. Все умения условно разделили на пять групп: 

 

* Учебно – организационные: 

- умение самостоятельно готовиться к уроку; 

- умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения; 

- оформление и ведение тетрадей. 

 

*Учебно – коммуникативные: 

- умение проговорить цель, задачи и предлагаемые действия; 

- умение поддержать и продолжить мысль собеседника; 

- умение слушать друг друга; 

- умение работать в группах сменного состава; 

- умение задавать вопросы в ходе урока. 

 

* Учебно – логические: 

- умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям; 

- умение соотнести цель и результат; 

- умение выделять главное; 

- умение делать обобщение, вывод; 

 

 * Учебно – информационные: 

- умение давать полный или краткий ответ; 

- умение отвечать на вопрос по существу; 

 - умение работать самостоятельно с дополнительной литературой. 

 

* Учебно – управленческие: 

- умение определять учебную задачу; 

- умение оценить свою УД  и деятельность одноклассников; 

- умение определить проблемы собственной УД и установить их причину.

 

Данные критерии систематически использовали на уроках, но не всем детям удавалось адекватно себя оценивать.  

 

Большую роль в формировании развития ребёнка, играет положительная мотивация к школьному обучению. 

И чтобы процесс адаптации детей в школе проходил благоприятно, продолжаю использовать в своей работе учебный курс «Введение в школьную жизнь» автор Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова. Реализация данного курса помогает детям  чувствовать себя более уверенными. 

Пройдя данный курс, дети учатся договариваться между собой, у детей появляется интерес к учению, они стремятся узнать больше нового. Данный курс помогает детям войти в новый школьный мир, а мы педагоги должны обеспечить плавный переход от игровой к учебной деятельности. Чтобы переход от игры к учению протекал постепенно, нужно организовывать образовательное пространство. 

На уроках мы чаще используем совместные формы обучения, но и нельзя забывать и об индивидуальных формах обучения, в основном индивидуальную работу даёт сам учитель, а  нам важна самостоятельность, инициативность ребёнка в учении. У нас в классе есть два полярных места «стол помощник» и «стол заданий» дети во время урока самостоятельно могут передвигаться по классу и работать с данными столами.  

Это помогает  детям в организации УД, быть более организованными,

инициативными. 

        Следующим условием, необходимым для эффективной работы в школе

налаженная постоянная связь с родителями.

Для родителей проводятся открытые уроки, собрания, конференции по ознакомлению с оценочной самостоятельностью (деятельностью) учащихся. 

        Родителям предоставляются следующая информация: 

- листы индивидуальных достижений по предметам, в которых  отражены формируемые навыки и умения ученика в конце каждой четверти, а в конце года подводим итог. 

- в письменном виде на родительских собраниях  даю  рекомендации по устранению возникших проблем. 

Данный материал хранится у детей в портфолио.  

 

В течение учебного года    мной были  проведены  следующие диагностики: 

*Исследование сформированности самооценки младшего школьника. 

*Методика изучения социально  - психологического климата. 

Цель: 

* Выявления уровеня  сформированости УД 

* Выявление уровня школьной мотивации к учебной деятельности 

        Нам, педагогам, нужно знать специфику учебной  деятельности, мы должны ввести ребёнка в учебную деятельность, научить детей  самостоятельно ставить, решать учебные задачи мы должны помочь им, стать людьми самостоятельными в частности,  способными самостоятельно оценивать себе и других. Самооценка начинается там, где ребёнок сам участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих  критериев к разным конкретным ситуациям. Мы должны помочь учащимся обрести здоровую, спокойную  уверенность в себе, для этого необходимо создать эмоционально – благоприятные, комфортные условия. При создании данных условий  дети будут чувствовать себя менее тревожно, и процесс усвоения знаний будет успешным.     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5—25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной - 8...

Доклад "Основные идеи проекта "Перспективная начальная школа"

Доклад раскрывает основные идеи проекта "Перспективная начальная школа""...

Доклад «Формы краеведческой работы в начальной школе»

В докладе раскрыты основные формы краеведческой работыв начальной школе...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...