Доклад «Формы краеведческой работы в начальной школе»
материал (1,2,3,4 класс) по теме

В докладе раскрыты основные формы краеведческой работыв начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_kraevedcheskoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1

Смоленская область

Доклад

  «Формы краеведческой работы

в начальной школе» 

Учитель  Анискина Валентина Анатольевна

2012 г.

Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он   в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте окружающего мира берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями.

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории, культуры, природы своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима боле глубокая  научная основа.
           Краеведческая работа в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Для младших школьников разработан специальный краеведческий курс по «Азбуке Смоленского края».                  

Основные цели курса - формирование у учащихся це лостной картины окружающего мира и привитие любви к ма лой родине через знакомство младших школьников с, культурно-историческим, духов ным наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

        Задачи курса.

1.        Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших род  ной край; умений ориентироваться в своем родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения  по охране памятников и па мятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.

2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения опе рировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами.

3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за герои ческое прошлое нашей области и за право называться смоляни ном; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и береж ливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

При решении задач обучения, воспитания и развития, уча щихся акцент делается на задаче развития: знания и умения яв ляются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся.

В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потен циал краеведческих знаний.

Данный курс состоит из трёх блоков:

Блок I. Мир природы (22 часа):

Природные особенности. Полезные ископаемые. Водоемы. Растительность.

     Смоленский лен. Животные. Охрана природы. Проверьте себя.    

Огромное значение уделяется практическим работам и экскурсиям: нахождение объектов на гео графических картах; наблюдение за погодой в своей местно сти; рассматривание образцов полезных ископаемых; рас сматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора гри бов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц. Экскурсии (по возможности): на местный водоем, мно гообразие растительного мира родного края, в музеи «Смо ленский лен», «Природа Смоленщины», в национальный парк «Смоленское  Поозерье».

Блок II. Мир истории (26 часов):

Наши предки. «Из варяг в греки». Города Смоленщины. Герб и флаг области. Смоленская крепостная стена. Военное прошлое. Награды Смоленщины. Места боевой славы. Наши земляки.

Практические работы: нахождение объектов на историче ских картах; рассматривание гербов городов Смоленской облас ти; рассматривание башен и стен крепостной стены; сопоставле ние фактов военного прошлого родного города (села); рассмат ривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.

Экскурсии (по возможности): в музей истории Смо ленского края, по родному городу (селу), по Смоленской крепостной стене, в музей «Смоленск - щит России»; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», по местам боевой славы, в места рождения наших земляков, прославивших Смоленскую область.

Блок III. Мир культуры (18 часов):

Жилище и предметы быта. Как одевались в старину.  Что ели наши предки. Праздники.   Игры и хороводы.   Письменность. Храмы и монастыри.         Культура Смоленщины сегодня.Проверьте себя.        

     Практические работы: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших пред ков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); ра зучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устрой ства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии.

Экскурсии (по возможности): в районный краеведче ский музей, в местный храм, в музей «Русская кузница», му зей «Теремок».

Во все блоки включена дополнительная часть программы – «Это интересно знать» и «Копилка знатока». Уже само название говорит о том, что эти разделы более глубоко, подробно раскрывают многие факты из истории, культуры, природы Смоленской области.

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

 Внеклассная работа по краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. 

Массовые и групповые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, издание журналов, стенгазет.  Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

 Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др. 

Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью. 

После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.


Список используемых материалов:

  1. С. А. Болотова Азбука Смоленского края: программа. – Смоленск: СОИУУ. 2001.
  2. С. А. Болотова Азбука Смоленского края (мир культуры, мир природы, мир истории): учебник. – Смоленск: СОИУУ. 2000.
  3. http://www.kraeved74.ru/content/article26.htm
  4. http://www.proshkolu.ru/user/tatian6868/blog/147384/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. "Из опыта работы начальных классов по внедрению здоровьесберегающих технологий".

Этот доклад отражает работу МО учителей начальных классов в рамках здоровьесберегающих технологий в нашей школе. Далее будет несколько частей презентации, если уместятся, где отражена доказательная ба...

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Краеведческая работа в школе.Статья

       Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и ...

Доклад "Формы массовой работы с детьми в школьной библиотеке: от теории - к практике".

Доклад "Формы массовой работы с детьми в школьной библиотеке:  от теории - к практике"....

Краеведческая работа в школе

Краеведческая работа ....