Рабочая программа СИПР для обучающихся 2 класса
рабочая программа (2 класс)

Севидова Юлия Владимировна
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sipr.docx66.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на Педагогическом совете

Протокол №  от «» августа 201 г.

.

Утверждена        

Приказ № от «    » сентября 201г

Директор школы

_____________Н.И. Кострикина

       

Специальная индивидуальная программа развития

обучающейся 2 класса Виктории А.

 составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

Вариант 2    

Составитель:

учитель Севидова Ю.В.

педагог-психолог

учитель-логопед

учитель-дефектолог

  1. Общие сведения об обучающемся:

ФИО ребёнка: Виктория А.

Возраст ребёнка: 8 лет

Дата рождения:

Год обучения в ОУ: 1

Класс: 2

Место жительства: г. Мичуринск

Мать: ФИО дата рождения, образование, занятость.

Отец: ФИО дата рождения, образование, занятость.

Виктория проживает с мамой и папой в двукомнатной квартире. Родители в браке. Мама – домохозяйка, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом. Мама и папа заботливо и доброжелательно относится к дочери, они заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Ребенок поступил из домашних условий в 1 класс МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дошкольной подготовки не проводилось.

Заключение ТПМПК №   от дата  №

I. Форма получения образовании: в организации, осуществляющей образовательную деятельность на дому.

II. Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

III. Формы и методы психолого-педагогической помощи, создание специальных условий:

- вариант обучения В-2;

- форма обучения – очная;

- режим обучения – с ограничениями во времени;

- проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом и педагогом психологом, учителем дефектологом;

- психолого-педагогическое консультирование;

- создание безбарьерной среды.

IV. Повторный осмотр на ТПМПК в 2021 году

V. Рекомендации для родителей: наблюдение (консультация) психиатра, офтальмолога.

Медицинский диагноз:

ФИО дата рождения, образование, занятость.


  1. Общая характеристика развития обучающегося:

У девочки сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени.

Тотальное психическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок не передвигается, не ходит. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: отсутствует удержание позы, захвата предмета. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

 Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами. На занятиях быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. В силу заболевания затруднено формирование устной речи и невозможно формирование письменной речи. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, имя знакомых членов семьи (мама, папа). Начала узнавать педагога. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает ползти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские сказки и песенки, смотреть динамичные мультфильмы. Нравится пальчиковая гимнастика.

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Ребенок сам не может взять игрушки, но вложенную игрушку удерживает в руку. Пирамидку собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой, машет рукой. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, все гигиенические процедуры выполняет сыну мама: надевает и снимает памперс, умывает, кормит и поит ребенка со ложечки.


  1. Индивидуальный учебный план:

Обязательная часть:

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

34

Человек

2

69

Окружающий социальный мир

2

69

Искусство

Музыка и движение

1

34

Итого:

6

206

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Коррекционные курсы

Предметно-практические действия

1

35

Двигательное развитие

1

34

Итого:

2

69

ВСЕГО

8

275

  1. Содержание образования

Базовые учебные действия:

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

 - направленность взгляда:

 - на говорящего взрослого

- на задание

- выполнение инструкций педагога:

«Возьми»

«Посмотри на меня»

«Покажи»

 - использование по назначению учебных материалов

 - выполнение действия:

по подражанию

по образцу

по инструкции

- выполнение задания от начала до конца


  1. Программы учебных предметов и коррекционных занятий

Предмет «Окружающий природный мир»

1.Пояснительная записка

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок знакомится с действиями: полив растений, кормление домашних животных и домашней птицы.

2.Возможные предметные результаты.

Учащийся должен знать:

-название фруктов, овощей;

-название домашних животных;

-название домашних птиц.

Учащийся должен уметь:

-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

-осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные, птицы).


3.Календарно-тематическое планирование

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Узнавание (различение) фруктов (лимон.,  банан) по внешнему виду

1

Узнавание (различение) фруктов (лимон.,  банан) по внешнему виду.

1

Узнавание (различение) фруктов (лимон.,  банан) по вкусу.

1

Узнавание (различение) фруктов (лимон.,  банан) по вкусу.

1

Узнавание (различение) фруктов (лимон.,  банан) по запаху.

1

Узнавание (различение) фруктов (лимон.,  банан) по запаху.

1

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.

1

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.

1

Знание значения фруктов в жизни человека.

1

Знание значения фруктов в жизни человека.

1

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по внешнему виду.

1

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по внешнему виду

1

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по вкусу

1

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по вкусу

1

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по запаху.

1

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по запаху.

1

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по внешнему виду.

1

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по внешнему виду

1

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по вкусу.

1

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по вкусу

1

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по запаху

1

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по запаху

1

Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

1

Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

1

Знание значения овощей в жизни человека.

1

Знание значения овощей в жизни человека.

1

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья).

1

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья).

1

Узнавание (различение) домашних животных (лошадь, коза).

1

Узнавание (различение) домашних животных (лошадь, коза).

1

Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка).

1

Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка).

1

Знание значения домашних животных в жизни человека.

1

Знание значения домашних животных в жизни человека.

1

Знание значения домашних животных в жизни человека.

1


Предмет «Человек»

1.Пояснительная записка

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Обращение с одеждой и обувью», «Семья». 

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях. 

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.

2.Возможные результаты

Учащийся должен знать:

-части тела;

- предметы одежды и обуви;

- членов семьи.

Учащийся должен уметь:

- показывать части тела;

- показывать предметы одежды и обуви;

-различать членов семьи.


3.Календарно-тематическое планирование.

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Идентификация себя как девочка.

1

Идентификация себя как девочка.

1

Узнавание (различение) частей тела голова, туловище.

1

Узнавание (различение) частей тела голова, туловище.

1

Узнавание (различение) частей тела руки, ноги.

1

Узнавание (различение) частей тела руки, ноги.

1

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, нос, лоб).

1

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, нос, лоб).

1

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, нос, лоб).

1

Знание назначения предметов одежды. Одежда для сна.

1

Знание назначения предметов одежды. Одежда для сна.

1

Знание назначения предметов одежды. Одежда для сна.

1

Знание назначения предметов одежды. Верхняя одежда.

1

Знание назначения предметов одежды. Верхняя одежда.

1

Знание назначения предметов одежды. Верхняя одежда.

1

Узнавание (различение) предметов одежды пальто, куртка.

1

Узнавание (различение) предметов одежды пальто, куртка.

1

Узнавание (различение) предметов одежды шапка, шарф, варежки.

1

Узнавание (различение) предметов одежды шапка, шарф, варежки.

1

Узнавание (различение) предметов одежды носки, колготки.

1

Узнавание (различение) предметов одежды носки, колготки.

1

Узнавание (различение) предметов обуви сапоги, ботинки.

1

Узнавание (различение) предметов обуви сапоги, ботинки.

1

Расстегивание липучки.

1

Расстегивание липучки.

1

Расстегивание молнии.

1

Расстегивание молнии.

1

Расстегивание пуговицы.

1

Расстегивание пуговицы.

1

Расстегивание кнопки.

1

Расстегивание кнопки.

1

Расстегивание ремня.

1

Расстегивание ремня.

1

Развязывание шнурка.

1

Развязывание шнурка.

1

Застегивание липучки.

1

Застегивание липучки.

1

Застегивание молнии.

1

Застегивание пуговицы.

1

Застегивание пуговицы.

1

Застегивание пуговицы.

1

Застегивание кнопки.

1

Застегивание кнопки.

1

Застегивание ремня.

1

Застегивание ремня.

1

Завязывание шнурка.

1

Завязывание шнурка.

1

Знание назначения деталей предметов одежды

1

Знание назначения деталей предметов одежды

1

Узнавание членов семьи. Мама.

1

Узнавание членов семьи. Мама.

1

Узнавание членов семьи. Папа.

1

Узнавание членов семьи. Папа..

1

Узнавание членов семьи. Бабушка.

1

Узнавание членов семьи. Бабушка.

1

Узнавание членов семьи. Дедушка.

1

Узнавание членов семьи. Дедушка.

1

Узнавание членов семьи. Брат.

1

Узнавание членов семьи. Брат.

1

Узнавание членов семьи. Сестра.

1

Узнавание членов семьи. Сестра.

1

Узнавание членов семьи. Дядя.

1

Узнавание членов семьи. Дядя.

1

Узнавание членов семьи. Тетя.

1

Узнавание членов семьи. Тетя.

1

Узнавание (различение) детей и взрослых.

1

Узнавание (различение) детей и взрослых.

1

Узнавание (различение) детей и взрослых.

1

Узнавание (различение) детей и взрослых.

1

Узнавание (различение) детей и взрослых.

1


Предмет «Окружающий социальный мир»

  1. Пояснительная записка

Цель обучения – формирование представлений о социальном мире человека, о взаимодействии и использовании человеком предметов быта.

Основными задачами программы являются: формирование представлений о предметах и материалах, изготовленных человеком. Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи».

Раздел «Школа» Ребенок знакомится с помещениями школы, их назначением, учится ориентироваться в школе, находить конкретное помещение. В качестве дополнительного ориентира используется знаковая символика на кабинетах, туалетных комнатах, душевых и др. помещениях школы.

 Ребенок знакомится с профессиями людей, работающих в школе, особенностями их деятельности, учится называть профессии, соотносить с действиями (например, учитель – учит детей, уборщица – убирает помещения школы).

Ребенок знакомится с различными зонами класса, их назначением, учится ориентироваться в пространстве класса. Например, показывает место, где лежат игрушки, находит свой шкаф для раздевания, место для отдыха, достает предметы и материалы для занятия. Ребенок знакомится с различными зонами класса, их назначением, учится ориентироваться в пространстве класса. Например, показывает место, где лежат игрушки, находит свой шкаф для раздевания, место для отдыха, достает предметы и материалы для занятия.

 Ребенок получает представления о том, что школьный день проходит по определенному распорядку: в школе есть время для занятий по предметам, время для отдыха, время для еды. Последовательность видов деятельности в течение учебного дня представлена предметами, изображениями (фото, картинки, пиктограммы).

  1. Возможные предметные результаты.

Учащийся должен знать:

-узнавать помещения школы (класс, спортивный зал и др.);

-различать назначения помещения школы (класс, туалет и др.),

Учащийся должен уметь:

-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;

-осуществлять классификацию (класс, учитель, распорядок дня).


  1. Календарно-тематическое планирование

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Узнавание (различение) помещений школы. Класс.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Класс.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Спортивный зал.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Спортивный зал.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Столовая.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Столовая.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Туалет.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Туалет.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Бассейн.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Бассейн.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Медицинский кабинет.

1

Узнавание (различение) помещений школы. Медицинский кабинет.

1

Нахождение помещений школ.

1

Нахождение помещений школ.

1

Нахождение помещений школ.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель класса.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель класса.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Уборщица.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Уборщица.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель труда.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель труда.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель музыки.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель музыки.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель физкультуры.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель физкультуры.

1

Узнавание (различение) зон класса. Класс.

1

Узнавание (различение) зон класса. Класс.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для отдыха.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для отдыха.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для игры.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для игры.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для одевания.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для одевания.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для занятий.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для занятий.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей.

1

Узнавание (различение) зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей.

1

Знание назначения зон класса. Место для отдыха.

1

Знание назначения зон класса. Место для отдыха.

1

Знание назначения зон класса. Место для игры.

1

Знание назначения зон класса. Место для игры.

1

Знание назначения зон класса. Место для одевания.

1

Знание назначения зон класса. Место для одевания.

1

Знание назначения зон класса. Место для занятий.

1

Знание назначения зон класса. Место для занятий.

1

Знание назначения зон класса. Место для занятий.

1

Знание назначения зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей.

1

Знание назначения зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Занятие (урок).

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Занятие (урок).

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Занятие (урок).

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Пауза (перемена).

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Пауза (перемена).

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Пауза (перемена).

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Завтрак.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Завтрак.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Обед.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Обед.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Прогулка.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Прогулка.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Прогулка.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Время для отдыха.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Время для отдыха.

1

Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Время для отдыха.

1


Предмет «Музыка и движение»

  1. Пояснительная записка

Цель обучения – формирование представлений о музыке, о возможности движений под музыку.

Основными задачами программы являются: формирование представлений о выполнении движений разными частями тела под музыку. Программно-методический материал включает следующие разделы: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

Раздел «Слушание» включает в себя слушание (различение) колыбельной песни и марша, музыкального стиля произведения. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни.

Раздел «Пение» включает в себя подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

Раздел «Движение под музыку» включает в себя топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Выполнение движений разными частями тела под музыку наклоны головы.

Раздел «Игра на музыкальных инструментах» включает в себя слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд.

  1. Возможные результаты

Учащийся должен знать:

- начало и конец звучания музыки;

- движения, сопровождающие песню;

Учащийся должен уметь:

- слушать музыку;

- выполнять движения под музыку;


  1. Календарно-тематическое планирование.

Содержание

Количество

часов

План

Факт

1

Узнавание (различение) веселой, грустной музыки.

1

2

Узнавание (различение) веселой, грустной музыки.

1

3

Узнавание (различение) веселой, грустной музыки.

1

4

Узнавание (различение) веселой, грустной музыки.

1

5

Узнавание знакомой песни.

1

6

Узнавание знакомой песни.

1

7

Узнавание колыбельной песни.

1

8

Узнавание колыбельной песни.

1

9

Узнавание марша.

1

10

Узнавание марша.

1

11

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

12

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

13

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

14

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

15

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Классическая музыка.

1

16

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Классическая музыка.

1

17

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Народная музыка.

1

18

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Народная музыка.

1

19

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Поп-музыка.

1

20

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Поп-музыка.

1

21

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз.

1

22

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз.

1

23

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз.

1

24

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Рок.

1

25

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Рок.

1

26

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

27

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

28

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

29

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

30

Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. 

1

31

Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. 

1

32

Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. 

1

33

Выполнение движений разными частями тела под музыку наклоны головы.

1

34

Выполнение движений разными частями тела под музыку наклоны головы.

1


Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

  1. Пояснительная записка.

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно–мышечного чувства.

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

  1. Описание возможных результатов обучения:

Учащийся должен знать:

- способы сминания, разрывания бумаги;

- способы захватывание, удержание и пересыпания предметов.

Учащийся должен уметь:

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания.


  1. Календарно-тематическое планирование.

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Сминание салфетки, туалетной бумаги одной рукой.

1

Сминание салфетки, туалетной бумаги одной рукой.

1

Сминание бумажного полотенца, газеты одной рукой.

1

Сминание бумажного полотенца, газеты одной рукой.

1

Сминание цветной, папиросной бумаги, кальки одной рукой.

1

Сминание цветной, папиросной бумаги, кальки одной рукой.

1

Сминание цветной, папиросной бумаги, кальки одной рукой.

1

Разрывание бумаги, ваты двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

1

Разрывание бумаги, ваты двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

1

Разрывание природного материала двумя руками, направляя руки в разные стороны.

1

Разрывание природного материала двумя руками, направляя руки в разные стороны.

1

Разрывание бумаги, ваты, природного материала двумя руками, направляя руки в разные стороны.

1

Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика.

1

Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика.

1

Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика.

1

Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика.

1

Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика.

1

Захватывание и удержание шарика, кубика.

1

Захватывание и удержание шарика, кубика.

1

Захватывание и удержание шарика, кубика.

1

Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой.

1

 Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой.

1

 Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой.

1

Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой.

1

Толкание игрушки на колесиках от себя.

1

Толкание игрушки на колесиках от себя.

1

Толкание игрушки на колесиках от себя.

1

Притягивание игрушки на колесиках к себе.

1

Притягивание игрушки на колесиках к себе.

1

Притягивание игрушки на колесиках к себе.

1

Притягивание игрушки на колесиках к себе.

1

Притягивание игрушки на колесиках к себе.

1

Вращение предмета завинчивающиеся крышки на банках, бутылках.

1

Вращение предмета завинчивающиеся крышки на банках, бутылках.

1

Вращение предмета завинчивающиеся крышки на банках, бутылках.

1


Двигательное развитие

  1. Пояснительная записка.

Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

  1. Описание возможных результатов обучения:

Учащийся должен знать:

- правила выполнения движений головой и руками;

- способы выполнения движения головой и руками.

Учащийся должен уметь:

-расширять диапазон основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности;

-осваивать новые способы передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).


3. Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество

часов

План

Факт

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево).

1

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево).

1

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево).

1

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево).

1

Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе)

1

Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе)

1

Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе)

1

Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе)

1

Выполнение движений головой: наклоны (сидя).

1

Выполнение движений головой: наклоны (сидя).

1

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе).

1

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе).

1

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе).

1

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе).

1

Выполнение движений головой: «круговые» движения.

1

Выполнение движений головой: «круговые» движения.

1

Выполнение движений головой: «круговые» движения.

1

Выполнение движений руками: вперед, назад.

1

Выполнение движений руками: вперед, назад.

1

Выполнение движений руками: вперед, назад.

1

Выполнение движений руками: вперед, назад.

1

Выполнение движений руками: вверх, в стороны.

1

Выполнение движений руками: вверх, в стороны.

1

Выполнение движений руками: вверх, в стороны.

1

Выполнение движений руками: вверх, в стороны.

1

Выполнение движений руками: «круговые».

1

Выполнение движений руками: «круговые».

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев.

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев.

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев.

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев.

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1


4.2. Программа нравственного развития

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития, обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития, обучающегося:

 Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

4.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся

  • умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.) и других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.).

Пн

Вт

Ср

Чт

Пн

Сб

  1. Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

«День матери»

Присутствие на мероприятии

Зритель

«День здоровья»

Присутствие на празднике

Зритель

«Новый год»

Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике

Зритель

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике

Зритель

8 Марта

Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике

Зритель

Пасха

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Участник

Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

Осенняя экскурсия в лес, в парк

Сбор листьев

Участник

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

  1. Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о мероприятии

1

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальные консультации родителей (раз в четверть, по запросу родителей)

2

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

Договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией.

Участие родителей в разработке СИПР в интересах ребенка

Посещение родителями уроков/занятий

Консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях выбор единых приемов и подходов.

3

Организация регулярного обмена информации о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах освоения.

Ведение дневника наблюдений (краткие записи)

Информирование электронными средствами

Личные встречи, беседы

Просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком

4

Организация участия родителей  во внеурочных мероприятиях

Привлечение родителей к планированию мероприятий:

«Новый год»

«Мы  –  ученики»

«Первое сентября – день знаний»

  1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов: 

Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает:

  1. Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
  2.  Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
  3. Муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
  4. Различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

Для реализации программы по предмету «Человек» материально-техническое обеспечение включает:

  1. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Необходимое оборудование для программы по предмету: «Окружающий социальный мир»:

  1. Материалы из дерева: бумага, картон, газета, салфетки, стол стул, деревянная игрушка;
  2. Предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, комод, тумба, кровать, кресло, диван;
  3. Электроприборы: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, блендер, микроволновая печь, электрический чайник;
  4. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, вилка, ложка, нож;
  5. Части дома: стена, пол, крыша, окно, дверь.

Оборудование для коррекционного курса «Предметно-практическое действие» и «Двигательное развитие»:

1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед  и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе.

2. Конструкторы: металлический, пластмассовый.

3. Масла и установка для ароматерапии.

4. Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.

5. Наборы для рукоделия, бусины.

6. Природный материал.

7. Предметные и сюжетные картинки.

8. Наборы геометрических фигур.

9. Натуральные фрукты, овощи.

10. Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.


Приложение№1

Диагностический материал для определения уровня сенсорного развития учащихся.

Тестовые задания.

1. Показать и назвать части своего тела.

2. Определить на ощупь 5 различных материалов: вода, песок, дерево, резина, вата.

3. Воспроизвести ритмический рисунок за педагогом, отстукивая карандашом по парте.

4. Обучающий эксперимент. Ребенку предлагается таблица 8х4 клетки размером 2смх2см каждая. В каждой клетке помещена одна фигура, всего 32 фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый) и двух размеров – большие и маленькие.

Сначала ребенок рассматривает таблицу, знакомится со всем набором фигур, называет цвет и форму (выборочно по заданию). Затем аналогичные фигуры предъявляются ребенку отдельно, набором, и предлагается произвести классификацию фигур: «разложи на кучки». После выполнения классификации ребенка просят подумать, как еще можно разложить фигуры. Необходимо добиться, чтобы ребенок произвел классификацию фигур по всем трем признакам: по форме, цвету, размеру.

5. Описать представленный рисунок дома (желательно с многочисленными разноцветными деталями).

6. Составить плоскостную конструкцию из различных деталей по образцу, по словесной инструкции.

7. Графический диктант.

8. Составить речевую конструкцию с предлогами под, за; с понятиями «сначала», «потом».

Приложение№ 2

Вот несколько советов для родителей о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).

«Волшебный мешочек». С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.

Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.

Банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.

Альбом с картинками людей, выполняющих различные действия. На этих картинках люди могут сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия людей (глагольный словарь).

Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность.

Кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

«Пальчиковый» бассейн  пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Ребенок может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.

Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.

Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: «Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс, для обучающихся занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:·     программа «Коррекционно- развивающее обучение для...

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)

Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...

Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Окружающий социальный мир" (СИПР)

Рабочая программ для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, надомное обучение 7 класс (СИПР)...

Рабочая программа Математические представления 3 класс СИПР( 2 вариант)

Рабочая программа по математике 3 класс СИПР( 2 вариант)...

Адаптированная рабочая программа СИПР 1 класс

Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной...