Азбука Смоленского края
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Елена Валентиновна Клюшина

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_smolenskogo_kraya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края

- Федеральным Законом Российской Федерации « Об образованиив РФ» от 29.12.2012 г.;

-Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края» (С.А. Болотова)

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира;

- привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить Амостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.

3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

.

Методы, формы и приемы работы.

Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр фотоальбомов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улице города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков, конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск – город русской славы» и др.

Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.

Для реализации программного содержания используются УМК:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.- Смоленск: Русич, 2010.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.- Смоленск: Русич, 2010.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.- Смоленск: Русич, 2010.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа–34 ч;

Количество часов в неделю - 1.


Содержание курса.

Темы

Содержание блока

Ориентировка в понятиях и терминах

Практические работы.

Экскурсии

Блок 1. Мир природы (11 часов)

Природные особенности.

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы,

Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности»

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

Водоёмы.

Виды водоёмов: реки, озёра,

Экскурсия на водоём.

Растительность.

Виды растительности: лесная, луговая

Экскурсия в лес.

Грибы.

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.

Смоленский лён.

Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»

Животные.

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Охрана природы.

Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места

Проверьте себя.

Контрольное занятие.

Блок 2. Мир истории (12 часов)

1.Наши предки.

Территория наших предков, их занятия.

Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись, ладья, раскопка, варяги, греки, купцы, сукна, пенька, герб, флаг, СССР, достижения, лира, курган, фреска, тяготы, щит, птица Гамаюн, ремесленник. Монастырь, Фёдор Конь; гарнизон, Сигизмунд III, Шейн, Наполеон, ратник, воевода, народное ополчение, Багратион, Барклай де Толли, Кутузов, 25 сентября, Володя Куриленко, концлагерь, оккупанты, руины, указ, стела, обелиск, мемориал, земляки.

Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, книжки-малышки «из варяг в греки»; сообщения о городе Ярцево, о военном прошлом нашего города, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки»

2. «Из варяг в греки»

Великие водные пути через Смоленск.

3. Города Смоленщины.

Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

4. Герб и флаг области.

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска и города Ярцево.

5. Смоленская крепостная стена.

Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.

6. Военное прошлое.(2ч.)

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом

Посещение историко-краеведческого музея.

7. Награды Смоленщины.

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

8. Места боевой славы.

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

Экскурсия к памятникам, расположенным на территории сельского поселения.

9. Наши земляки.(2ч.)

Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.Пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский

Посещение библиотеки.

10.Проверьте себя.

Контрольное занятие.

Блок 3. Мир Культуры (10 часов)

Жилища и предметы бытия.

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись. «гороушина», храм, монастырь. Икона. Экскурсия, экскурсовод. Экскурсант, экспозиция, экспонат.

Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города Ярцево; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен.

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Посещение школьного краеведческого уголка

Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Посещение районного ДК.

Письменность.

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Посещение библиотеки.

Храмы и монастыри.

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Посещение храма в деревне Пигулино.

Культура Смоленщины сегодня.

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

Посещение историко-краеведческого музея пгт Холм-Жирковский.

Посещение библиотеки.

Проверьте себя.

Контрольное занятие.

Обобщение Материала, пройденного за год.

Обобщение изученного по теме « Мир культуры»

                                                                     

Календарно-тематическое планирование курса «Азбука Смоленского края»

Дата

Тема раздела, урока.

Стр.

учебника

1

Вводное занятие.

6-11

Блок 1. Мир природы (11 часов)

2

Природные особенности.

12-25

3

Полезные ископаемые.

26-38

4

Водоёмы Смоленщины. Экскурсия к водоему.

39-50

5

Растительность нашего края.

51-60

6

Растения нашего края. Экскурсия в березовую рощу или лес.

61-70

7

Грибы.

71-76

8

Смоленский лён.

77-84

9

Животные нашего края.

85-93

10

Животные нашего края.

94-103

11

Охрана природы.

104-122

12

Проверь себя.

124-126

Блок 2. Мир истории (12 часов)

13

Наши предки.

9-18

14

«Из варяг в греки».

19-25

15

Города Смоленщины.

26-33

16

Герб и флаг области.

34-45

17

Смоленская крепостная стена.

46-66

18

Военное прошлое Смоленщины.

67-75

19

Военное прошлое Смоленщины.

76-87

20

Награды Смоленщины и города Смоленска.

93-98

21

Места боевой славы.

99-113

22

Наши земляки. Экскурсия в библиотеку.

114-132

23

Наши земляки.

133-156

24

Проверь себя.

160-162

Блок 3. Мир культуры (10 часов).

25

Жилище и предметы быта.

8-19

26

Как одевались в старину. Посещение школьного краеведческого уголка.

20-36

27

Что ели наши предки.

37-48

28

Праздники.

49-59

29

Игры, хороводы.

60-70

30

Письменность.

71-87

31

Храмы и монастыри Смоленщины.

88-105

33

Культура Смоленщины сегодня.

106-113

33

Проверь себя.

114-116

34

Обобщение материала, пройденного за год.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса.

Знать:

Уметь:

По природно-графическому краеведению.

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
  • названия некоторых рек, озёр и водохранилищ Смоленской области;
  • название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
  • меры по охране природы в Смоленской области;
  • нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий Смоленской области;
  • правила поведения в природе.
  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
  • различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основ материалов учебника, а также дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;

оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.

По культурно-историческому краеведению

  • как называли предков смолян, основные их занятия;
  • торговые связи смолян в древности;
  • названия древних городов Смоленщины;
  • современную символику Смоленщины (герб, флаг);
  • причины возведения в Смоленске крепостной стены;
  • названия некоторых башен Смоленской крепости;
  • героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война 1941-1945 г г;
  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
  • награды Смоленска и области;
  • имена некоторых земляков, прославивших родной край;
  • виды жилищ, утварь, предметы быта наших предков;
  • элементы костюма смолян в древности;
  • названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
  • название некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
  • День города Смоленска;
  • некоторые игры и хороводы прошлых лет;
  • историю возникновения письменности у наших предков;
  • виды православных храмов и их внутреннее устройство;
  • название самой почитаемой на Смоленщине иконы;
  • название объектов культуры, созданных для детей;
  • элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры.
  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;
  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели культурно-исторических объектов;
  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;
  • соблюдать правила поведения за обеденным столом;
  • играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и 




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методические материалы для учителя:

1. ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.

2. ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373)

3.С.А.Болотова Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2006.

4. Болотова С.А. Азбука Смоленского края : Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

          5. С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края», Смоленск 2008г.

6. Карта Смоленской области.

Учебные материалы для обучающихся:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.

Технические средства обучения:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проэкционный.

Принтер.

Магнитофон.

Презентации к урокам курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"

Цели урока:  1. ознакомить с  жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...

Азбука Смоленского края

3 класс. Рабочая программа...

Азбука Смоленского края

4 класс. Рабочая программа...

Урок по курсу Азбука Смоленского края " Награды Смоленщины"

Учащиеся узнают о наградах Смоленщины. В основе урока-деятельностный подход обучения....

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....

Азбука Смоленского края (детские презентации)

Материал презентаций может быть использован на уроках по изучению  Смоленского края в начальных классах....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"

В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....