Программа "Основы проектной деятельности 3-4 класс"
проект (3 класс)

Коршунова Елена Михайловна

Программа проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа53.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Гимназия «Диалог»

                                                                                      Утверждаю

                                                                                                                                 Директор ГБОУ «Гимназия «Диалог»

                                                                                                                                         __________/Б.Г.Икаева/

                                                                                                                                              «___»__________2017г.

Рабочая  программа

проектной деятельности

(внеучебная деятельность)

«Юный исследователь»

для  3-4  классов

2017-2018 учебный год

                                                                                    Руководитель:    

                                                                                                            учитель начальных  классов

                                                                                                                                      первой  квалификационной   категории  

                                                                          Коршунова Елена Михайловна                                                     


Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Рабочая программа проектной деятельности «Юный исследователь» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по общеинтеллектуальному направлению. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа адресована учащимся 3-4 класса и рассчитана на 34 часа, 28ч – практические занятия, 6 ч – теоретические занятия. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Проектная технология – одна из технологий, используемых в организации внеурочной деятельности в школах. Осуществление регулярной проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Научно-познавательное направление призвано развить у учащихся начальной школы интерес к познанию, общее представление о мире, эрудицию, мышление, сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, создать условия для самореализации учащихся.

Актуальность.  Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. К детям отовсюду поступает много информации, однако это не обеспечивает систематичности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач необходимо использовать групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности. Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой, другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Цели программы: реализация интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем развития его исследовательских способностей.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательных потребностей школьников.
  2. Развитие творческих способностей школьников.
  3. Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования. 
  4. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования. 
  5. Формирование у школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования и выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),
  • уроки-тренинги,
  • групповые исследования,
  • игры-исследования,
  • творческие проекты.

Особенности программы.

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.   

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность; деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Основные методы и технологии.

 Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

 Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.


Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

       Школьник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказывании;
  • использовать школьные лаборатории;
  • использовать микроскопы, датчики.

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

У учащегося  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к гимназии, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой  жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ребята научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

 получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ребенок получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.        

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

     Альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.


Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема  занятия

Форма

проведения

Кол-во  

часов

Классы

Дата

 проведения

1.

Объявление темы проекта № 1 по разделу: «Организм человека».

Беседа

1

2.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

3.

План работы над проектом

Деловая игра

1

4.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

5.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

6.

Составление презентации

Практическая работа

(групповая)

1

7.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

8.

Защита ученического проекта.

Конференция

1

9.

Объявление тем проекта № 2 по разделу:

 «Разговор о правильном питании».

Беседа

1

10.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

11.

План работы над проектом

Деловая игра

1

12.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

13.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

14.

Составление презентации

Практическая работа

(групповая)

1

15.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

16.

Защита ученического проекта.

Конференция

1

17.

Объявление темы проекта № 3 по разделу: «Золотой век русской культуры 19 века»

Беседа

1

18.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

19.

План работы над проектом

Деловая игра

1

20.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

21.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

22.

Составление презентации

Практическая работа

(групповая)

1

23.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

24.

Защита ученического проекта.

Конференция

1

25.

Объявление темы проекта № 4 по разделу: «Моя семья».

Беседа

1

26.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

27.

План работы над проектом

Деловая игра

1

28.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

29.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

30

Составление презентации

Практическая работа

(групповая)

1

31.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

32

Защита ученического проекта

Конференция

1

33.

Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме

Игры-исследования

1

34.

Подведение итогов. Анкетирование «Выявление проектных умений»

Заседание научного объединения

1

Календарно-тематическое планирование 4 класс

                  Тема  занятия

Форма  проведения

Кол-во  часов

Классы

Дата проведения

1.

Объявление темы проекта № 1 по разделу:  «Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» 

Беседа

1

2.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

3.

План работы над проектом

Деловая игра

1

4.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

5.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

6.

Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме

Практическая работа

(групповая)

1

7.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

8.

Защита ученического проекта.

Конференция

1

9.

Объявление тем проекта № 2 по разделу: «По страничкам истории нашей Родины»

Беседа

1

10.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

11.

План работы над проектом

Деловая игра

1

12.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

13.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

14.

Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме

Практическая работа

(групповая)

1

15.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

16.

Защита ученического проекта.

Конференция

1

17.

Объявление темы проекта № 3 по разделу: « Мир и человек»

Беседа

1

18.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

19.

План работы над проектом

Деловая игра

1

20.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

21.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

22.

Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме

Практическая работа

(групповая)

1

23.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

24.

Защита ученического проекта.

Конференция

1

25.

Объявление темы проекта № 4 по разделу: «Человек и экономика»

Беседа

1

26.

Формирование рабочих групп

Беседа

1

27.

План работы над проектом

Деловая игра

1

28.

Обработка собранной информации

Круглый стол

1

29.

Художественное представление темы (стихи, песни, рисунки)

Урок-игра

1

30.

Проведение экспериментов и диагностики по выбранной теме

Практическая работа

(групповая)

1

31.

Составление презентации

Практическая работа

(индивидуальная)

1

32.

Защита ученического проекта

Конференция

1

33.

Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности

Экскурсия

1

34.

Подведение итогов. Анкетирование «Выявление проектных умений»

Заседание научного объединения

1

Содержание программы 3 класса

Раздел 1.  Организм человека

Что такое организм? Какие органы есть в человеческом организме? Нервная система. Кровеносная система. Пищеварительная система. Дыхательная система. Органы выделения. Опорно-двигательная система.

Раздел 2. Разговор о правильном питании

Почему люди болеют? Что нужно есть, чтобы быть здоровым? Роль витамины в жизни человека. Режим питания школьника. Последствия употребления «вредных продуктов для детского здоровья».

Раздел 3. Золотой век русской культуры 19 в.

Просвещение и образование. Развитие науки. Литература. Театр. Балет. Музыка. Живопись и скульптура Архитектура и градостроительство.

Раздел 4. Моя семья

Семейные праздники. Семейные традиции. Пословицы о семье. Международный день семьи. Сочинение на тему: «Моя семья – моя крепость». Семейные реликвии.

Содержание программы 4 класса

Раздел 1. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем

Вводное занятие. Особенности требований к проектно-исследовательской деятельности в 4 классе. Сбор материала для исследования. Методы информационного поиска. Методы наблюдения и опыта. Методы опроса, анкетирования. Практическое занятие «Учимся анализировать, выделять главное». Что такое доклад? Как спланировать сообщение о своем исследовании.

Раздел 2. Историко-краеведческий  

Старинные названия профессий. Старинные музыкальные инструменты. Из истории фамилий. Старинные русские игрушки. Откуда пошли названия городов. О чем говорит герб России. О чем говорит герб моего города.

Раздел 3. Мир и человек

Вода на земле. Почему бывают туманы. Откуда пришли названия растений. Откуда пришли названия животных. Кто и что есть на суше и на земле. Как животные предсказывают погоду. Как растения предсказывают погоду. Почему надо следить за своим здоровьем. Интересное в нашем мире.

Раздел 4. Человек и экономика

Что такое экономика. Зачем нужны деньги. Что такое бюджет. Ярмарка. Банк и валюта. Продукция и производители. График. Конкуренция. Импорт и экспорт. Что такое аукцион. Реклама. Откуда в магазине товары. Дарение и долг.

Список литературы

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  4. Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  6. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  8. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  10. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  11. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147
  4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]   http://www.booklinks.ru/
  5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 
  6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 
  7. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,commtree/task,viewlink/linkid,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty 

Оборудование и кадровое обеспечение программы

  1. Компьютер
  2. Принтер
  3. Сканер
  4. Мультмедиапроектор
  5. Фотоаппарат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"

Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...

Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности. Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Проектная деятельность" для 2 класса направлена на формирование проектной деятельности обучающихся.Проек...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....